Конспект урока по литературе 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Мерекина Юлия Александровна

Конспект урока по литературе 6 класс М.Ю. Лермонтов "Парус"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: М.Ю. Лермонтов. «Парус».

Предмет: литература

Учебник: Коровина В. Я. Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2010 г.

Название раздела, темы: Произведения русских писателей XIX века. М.Ю. Лермонтов. «Парус».

Цель урока: выявление идеи произведения, особенностей художественного мира стихотворения, формирование навыка анализа поэтического текста, выразительного чтения, развитие монологической речи учащихся, формирование нравственно – эстетических представлений учащихся.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- развивать умение формулировать определение понятий;

- формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа,

 работы с учебником;

- развивать умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать технику чтения.

  1. Развивающие:

- развитие критического мышления;

- развитие интереса к  личности и творчеству М.Ю. Лермонтова;

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать умение применять новые знания;

- развитие творческих, речевых способностей учащихся;

- формирование логических умений;

- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

- развитие умения формулировать проблему;

- развитие умения  работы в парах;

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- формирование УУД (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных, ИКТ компетентность, основы смыслового чтения):

 - личностных - умение готовить сообщение;

 - познавательных – умение выделять главное в стихотворении, самостоятельно искать ответы на вопросы в тексте;

 - регулятивных  - умение организовывать выполнение заданий согласно инструкциям учителя;

 - коммуникативных – умение работать с художественным текстом;

 - формирование УУД – выразительное чтение, лексическая работа, умение сравнивать и делать выводы на основании  сравнений;

  - ИКТ  компетентность – умение находить информацию в Интернете, пользоваться справочной литературой для  решения познавательных и коммуникативных задач;

  - основы смыслового чтения – умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую.

  - Внутрипредметные и межпредметные связи: литература. ИЗО, музыка.

  - Метапредметные ценности: формирование нравственно – эстетических  представлений.

 Воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к литературе;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- воспитание бережного отношения к культурному наследию народа;

- развитие коммуникативных УУД:

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

 - взаимодействие учащихся в  парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование: ПК; мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, видеофильм «Парус», портрет поэта, рисунки учащихся  «Мой парусник», выставка книг по творчеству М.Ю. Лермонтова, аудиозапись романса «Белеет парус одинокий…» - стихи М.Ю. Лермонтова,  музыка Варламова, исполняет С. Лемешев.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Обобщение ранее изученного материала.
  3. Актуализация знаний.
  4. Постановка темы урока.

        5).Постановка учебной цели.

        6). Выявление первоначального восприятия  знаний.

       7). Первичное закрепление знаний.

       8). Физкультурная минутка (пауза релаксации).

       9). Закрепление изученного материала.

      10). Работа с учебником.

      11). Усвоение новых знаний.

      12). Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

      13).Информация о домашнем задании (комментирование),   выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хочется начать стихотворением:

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации  успеха.

2. Обобщение ранее изученного материала

3.Актуализация

знаний

4.Постановка темы урока.

5. Постановка учебной цели.

 Проверка домашнего задания.

Класс разделён на три группы.  В каждой группе определён консультант. Учащиеся представляют по одному чтецу от каждой группы для выразительного чтения наизусть стихотворения «Тучи».

- Задайте вопросы по стихотворению своим товарищам.

(Например:

- какова тема стихотворения?

- какова основная мысль стихотворения?

- назовите средства выразительности,

используемые автором.    

-Оцените ответы ваших одноклассников по пятибалльной системе. Будьте объективны.

  Проведём поэтическую викторину. Я прочту вам строки из стихотворений, а вы постараетесь узнать произведение и автора.

  - Скажи-ка, дядя, ведь недаром //Москва, спалённая пожаром, // Французу отдана? («Бородино»)

-   Тучки небесные, вечные странники!..  («Тучи»)

-  Белеет парус одинокий в тумане моря голубом…(«Парус»)

- Кто же автор этих стихотворений?

Да, это Михаил Юрьевич Лермонтов и сегодня на уроке мы продолжим говорить о его творчестве.

- Давайте сформулируем  тему нашего урока.

- Итак, тема урока: «М.Ю. Лермонтов. В художественном мире стихотворения «Парус».  Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества».  

Слайд №1

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?  Слайд №2-3

- Правильно, в течение этого урока мы должны ответить на вопрос: какие жизненные условия породили мятежность, чувство тоски и одиночества?

Читают выразительно стихотворение.

Отвечают на вопросы

Комментируют выступление товарищей.

Угадывают произведения и автора

Формулируют тему

Формулируют цель урока

Ответы на вопросы

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

6. Выявление первоначального восприятия  знаний.

1)Словарная работа.

Работа в группах. Давайте выясним значение слов:

1 группа – мятежный

2 группа – мотив

3 группа – лейтмотив

Выступление групп:

Ответ 1 группы: Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.

Ответ 2 группы: Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.

Ответ 3 группы: Мятежный - неспокойный, бунтующий.

Слайд №8

Основные мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова

     - мотив действия и подвига;

- мотив странничества;

- мотив изгнанничества;

- мотив сна;

     - мотив памяти и забвения;

     - мотив одиночества…

Работают со словарями С. Ожегова.

Выступления ребят

Называют основные мотивы лирики поэта

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания

7.Первичное закрепление знаний.

8.Физкультурная минутка (пауза релаксации)

9. Закрепление изученного материала

10. Работа с учебником

11.Усвоение новых знаний.

1). Работа в группах. Чтение статьи учебника (стр. 150-152)

Заполнение  таблицы учащимися

Жизненны

этап

События

Детство

На Кавказе

Учёба

1828, 1830 г

1832 г

 

- Опираясь на материалы таблицы, задайте друг другу вопросы о жизни поэта. Ответьте на них.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем – это птицы летят.

 Как они сядут – тоже покажем. Руки сложили назад.

2).Чтение учителем стихотворения «Парус»

Работа по вопросам:

-Каким настроением проникнуто

стихотворение?

-Какое слово определяет это настроение?

-Какой мотив является главным в стихотворении?

-Что вызывает сочувствие?  Слайд №8

3). Чтение стихотворения  «Парус» учащимися

  • Если бы вас попросили нарисовать парус после прочтения первого четверостишия, то что бы вы изобразили?
  •  Каким было бы изображение? Слайд №10
  • Как меняется изображение паруса?
  • Каким предстаёт море?  Слайд 11

4).Литературная лаборатория. Повторим средства выразительности.

Стихотворение насыщено художественно – выразительными средствами: эпитетами, повторами, антитезой, метафорами.

Одним из наиболее ярких приёмов в тексте является употребление инверсии. Слайд 12-14

Выпишите из стихотворения инверсии. В скобках обозначьте их грамматическую форму. Например: парус одинокий (подлежащее – сказуемое).

Какого эффекта достигает поэт, обращаясь к инверсии в стихотворении? Слайд 13-14

Проверьте себя. Соотнесите  средство

выразительности и его определение.

1.Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета

2.Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.

3.Инверсия – необычный порядок слов в предложении с целью подчеркнуть смысловую значимость какого – либо слова или придать фразе особую стилистическую окрашенность

5). Работа в группах. Найдите средства

выразительности в стихотворении «Парус»:

1 группа – олицетворения

2 группа – эпитеты

3 группа – инверсию

6).Выступление групп.

7).Сообщение ученицы о романсе А.Е. Варламова «Белеет парус одинокий»

8). Прослушивание романса А.Е. Варламова «Белеет парус одинокий» на стихи Лермонтова в исполнении Сергея Лемешева.  

Слайд № 16

9)Знакомство с картинами Айвазовского.

 Слайд №17

Работают со статьёй учебника и лекционным материалом.  Заполняют таблицу.

Выполняют физкультминутку

Отвечают на вопросы

Работа с учебником и  с презентацией

Повторяют средства выразительности

Работают с рабочими

листами

Работают с терминами

 

Выступление групп

Выступление ученицы с сообщением

Прослушивание романса

Знакомство с картинами Айвазовского

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже

известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные,

регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи;

создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ,

сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные,

регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над  формированием

логических умений:

анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

12.Рефлексия деятельности.

13. Обобщение.

Какие жизненные условия породили мятежность, чувство тоски и одиночества?

Рефлексия. Продолжите фразу:

- На уроке я узнал…

- Было интересно…

- Хотел бы узнать…

- Осталось непонятным…

Консультанты в каждой группе оценивают работу участников группы. Комментируют оценки.

Человек не в состоянии преодолеть противоречия

бытия, постоянно стремится к недостижимому, предпочитая бунт, мятеж спокойному существованию, отвергая достигнутое как несовершенное. Этому стремлению нет предела. Постоянный поиск истины – непременное условие обретения гармонии.

- Молодцы, ребята, я благодарю вас за активную работу

на уроке.  

Выставление оценок.

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

 

14.Домашнее задание.

Сочинить монолог Паруса, скользящего в «луче золотом».

Проанализировать стихотворение по плану:

- Какова композиция произведения (каково его построение)?

- Какие тропы используются М.Ю. Лермонтовым в данном стихотворении?

- Каков мотив?

- Какие чувства вызывает стихотворение?

Запись учащимися домашнего задания в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В. Я. Коровиной. Древнерусская литература.

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В.Я. Коровиной. Древнерусская литература....