Игровая технология: "Копилка игровых идей"
учебно-методический материал по литературе (6 класс)

Квардакова Ольга Павловна

Игровая технология: "Копилка игровых идей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Копилка игровых идей»

На уроках русского языка и литературы

 1.   Игра «Причастие или имя прилагательное?» 7 класс

Учитель называет слова. Если слово имя прилагательное, ученики поднимают правую руку, если причастие – то левую.

 2. «Рассказ на одну букву»

Кто быстрее всех придумает интересный и длинный рассказ на одну букву. Придумайте короткий рассказ, в котором все слова начинаются на одну и ту же букву (не считая предлогов и союзов). Скажем, на букву «п» или «с».

3. «Собери фразеологизм»

Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

 Ответы: Куда Макар телят не гонял.   Как в воду канул.  Ветер свистит в карманах.  На языке вертится. В ежовых рукавицах.

4.«Угадай-ка»

Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел», «ни рыба ни мясо»

5. «Мягкая посадка»

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит. Игра проходит следующим образом, например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение

6. «Третий лишний»

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.

Например: • лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);

• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);

 • революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль)

7. Игра «Я работаю волшебником»

Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные.

 Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза),  летнее солнце  (планета  Солнце), камень (город Камень на Оби), молодость ( кинотеатр «Молодость»)

8. «Продолжи фразу».


    Эту игру можно применять после изучения биографии литератора, чтобы убедиться, что фактический материал усвоен хорошо.
Ученикам предлагается продолжить фразу типа:


Я знаю о Владимире Маяковском, что он …. .
Выдающееся событие в жизни Александра Блока произошло, когда он…..
Меня очень поразил тот факт, что Михаил Булгаков….
Получает пятерку ученик, обладающий самой полной информацией об известном авторе.


9.
«Задай вопрос другу, а он – тебе».


      Работа происходит в парах. К прочитанному тексту нужно самим подготовить несколько вопросов на знание содержания произведения. Вопросы могут быть «тонкими», например:

-  Кто герой произведения?

- Где произошла встреча героев?

И «толстыми», типа:

-Когда произошла переоценка ценностей главным героем?

-Почему не сложилась любовь героини?

Ученики обмениваются вопросами с другой парой, получают ответы и сами оценивают работу свою и товарищей.

10. «Собери пословицу»

 Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.


1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.

11. Загадки по теме « Буквы о-а в корнях лаг-лож »
   Задание: выписать слова на данную орфограмму, выделить корень. Подчеркнуть буквы о-а.


1) Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз, лед на реке)
2) В избе-губа, на губе - труба, я лучинку зажег, положил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. (печь)
3) Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут положу - человеку я служу. (подъемный кран)
4) Вложу, сложу, за море пущу, и там заговорит. (письмо)

12. Игра «Корректор»

Исправь лексические ошибки:

  • Петя ушиб колено ноги.
  • Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
  • Собрание будет в декабре месяце.
  • Многие города были превращены в руины и развалины.
  • Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
  • Он написал свою автобиографию.

 

13. Шарады

  1. Местоимение, предлог,

      Меж них – фамилия поэта.

      А целое – известный плод,

      Что зреет на исходе лета.

  1. Первый слог мой каждый знает –

      В классах он всегда бывает.

      Мы к нему союз прибавим,

      Сзади дерево поставим.

      Чтобы целое узнать,

      Город надобно назвать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Идем по городу". Правила этикета. Классный час в игровой форме.

Занятие поможет детям усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения....

Применение игровых форм обучения на уроках английского языка для запоминания идиом

В данной статье представлены игровые формы обучения, которые учитель может использовать на своих уроках для введения и закрепления лексического материала, такого как   идиоматические выражен...

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класс с ОВЗ с применением ЭОР и игровых технологий Тема: «А мы идем в Звукляндию!»

В процессе этого логопедического занятия происходит формирование и закрепление интереса к обучению средствами творческого конкурса-игры, совершенствование фонематических представлений, анализа и синте...

Формирование слоговой структуры слова у воспитанников с ОНР-3ур через игровые приемы и игровые упражнения.

Опыт работы  учителя – логопеда Габнасыровой Руфины Бикмухаметовнына тему:  «Формирование слоговой структуры слова  у воспитанников  с  ОНР-3ур  через иг...