Урок – игра «Мир сказок»
методическая разработка по литературе (5 класс)

"Мир сказок" является уроком изучения нового материала . Пятиклассники знакомятся с классификацией сказок по их содержанию; через игровую форму происходит развитие у детей образного и логического мышления, внимания, связной речи, памяти.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mirskazok.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

им. Героя России Е.В. Едаменко

                  Урок – игра   «Мир сказок»

                   

                                                                                      Разработку подготовила

                                                                                      учитель МБОУ СОШ № 22

                                                                                      Панько С.В.

                                            Г. Приморско – Ахтарск

                                                            2016г.

Тема урока: виды и группы сказок.

Цель и задачи урока: изучить классификации сказок по их содержанию; через игровую форму развитие у детей образного и логического мышления, внимания, связной речи, памяти.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: выставка книг – сказок, кроссворд, иллюстрации к сказкам, ромашка с лепестками, на которых написаны вопросы к одному из конкурсов.

                                                         Ход урока

1. Слово учителя. Сегодня, ребята, у нас необычное занятие. Его тему мы узнаем, разгадав кроссворд, то есть правильно ответив на вопросы. Отгадайте, какие слова зашифрованы в строках по горизонтали.

                               Карлсон

                                       Корыто

                             Чебурашка

                                       Золушка

                           Матроскин

                           Апельсины

1. Толстяк живет на крыше, летает он всех выше.

2. предмет домашнего обихода, родственный стиральной машине, но в аварийном состоянии.

3. Как зовут сказочного героя, у которого большие уши, и он дружит с аллигатором?

4. Она красива и мила, а имя ее от слова «зола».

5. Как звали кота Дяди Федора?

6. Что больше всего любил есть Чебурашка?

2. Аналитическая беседа.

Какое слово у нас получилось в строке 7 по вертикали? Да, сказки. Мы сегодня будем говорить о сказках. А что же такое сказка?

                Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто      

                фантастических событиях и приключениях.  (запись в тетради)

Как вы думаете, на какие группы в зависимости от их содержания можно разделить сказки?

                 Бытовые – это сказки о быте и жизни людей;

                 Волшебные – сказки, в которых используются волшебные

                 предметы;  

                 сказки о животных, где главные герои – животные.

Эти сказки различаются по жанру. А как еще можно разделить сказки?

                  Сказки можно разделить еще на две группы: народные и    

                  литературные, или авторские. Народные сказки появились

                  давным  - давно. Долгое время эти сказки пересказывали

                   устно и просто запоминали, а записывать и издавать их начали

                   гораздо позже. У народных сказок нет авторов. Литературная же,

                  или авторская сказка – это сказка особая, она всегда оригинальная,  

                  индивидуальная и необычная. У нее есть автор.

Ребята, а вы любите сказки? Сейчас мы посмотрим, кто из вас лучше и больше знает сказок. У нас будут конкурсы, которые, которые будут оценены. За каждый правильный ответ вы получите красный квадратик – 1 балл. Разделитесь на команды и придумайте себе название. Если команда затрудняется ответить, то на вопрос отвечает другая команда. Напоминаю, что если вы хотите ответить, то надо поднять руку. Выкрики с места будут штрафоваться – минус один балл. Итак, мы начинаем!

                               Конкурс      «Угадай сказку или сказочного героя»

1. Всех на свете он добрей,

    Лечит он больных зверей,

    И однажды из болота

     Вытащил он бегемота.

     Он известен, знаменит,

     Это…     (Доктор Айболит).

2. Бабушка внучку очень любила.

    Бабушка шапочку ей подарила.

    Девочка имя забыла свое.

    Кто отгадает, как звали ее?    (Красная Шапочка).

3. На сметане мешен,

    На окошке стужен,

    Круглый бок, румяный бок

    Покатился…  (Колобок).

4. Возле леса, на опушке,

    Трое их живет в избушке.

    Там три стула и три кружки,

    Три кровати, три подушки.

    Угадайте без подсказки,

    Кто герои этой сказки?         (Три медведя).

5. Что за странный

    Человечек деревянный.

     На земле и под водой

     Ищет ключик золотой?

     Всюду нос сует он длинный.

     Кто же это?..       (Буратино).

6. Удивляется народ:

    Едет печка, дым идет

    А Емеля на печи

    Ест большие калачи!

    Чай сам наливается

     По его хотению,

     А сказка называется…    (По щучьему велению)

7. Сидит в корзине девочка

    У мишки за спиной.

     Он сам, того не ведая,

     Несет ее домой.

     Ну, отгадал загадку?

     Тогда скорей ответь!

      Названье этой книжки…  (Маша и медведь).

8. Скок – поскок, скок – поскок –

    Через море и лесок!

     По пути нашел Жар – птицу

     И красавицу – девицу,

     Ну а глупого царя

     Обмануть сумел не зря,

     Так Иванушке помог

     Умный маленький конек,

      Вам известный…       (Горбунок).

 

9. Летела стрела и попала в болото,

    А в этом болоте поймал ее кто – то.

    Кто, распростившись с зеленою кожей,

    Сделался милой, красивой, пригожей?   (Царевна – лягушка).

10. «Не пей, Иванушка, если устанешь…» -

      А братец все выпил до донышка.

       «Не пей, Иванушка, козленочком станешь!» -

       Плачет…         (Сестрица Аленушка).

11. Кто работать не хотел,

      А играл и песни пел?

      К братцу третьему потом

      Прибежал в новый дом.

      От волка хитрого спаслись,

      Но долго хвостики тряслись.

      Сказка известна любому ребенку

      И называется…     (Три поросенка).

12. Появилась девочка в чашечке цветка,

      И была та девочка чуть больше ноготка.

      В ореховой скорлупке та девочка спала,

      И маленькую ласточку от холода спасла.      (Дюймовочка).

                                       Конкурс       «Ромашка»

                                                                                   

По одному из команды по очереди дети выходят к доске, отрывают от бумажной ромашки лепестки с вопросами, зачитывают их и отвечают.    

1. Где была резиденция Бабы Яги?  (В избушке на курьих ножках).

2. Какой головной убор помогает прятаться?   (Шапка – невидимка).

3. Какие сказочные средства передвижения вам известны?  (Ковер – самолет, ступа, сапоги – скороходы).

4. Как называется цветок с семью лепестками, который исполняет желания?

(Цветик – семицветик).

5. Что потеряла Золушка на балу у короля?  (Хрустальную туфельку).

6. Чем лечил Карлсон простуду?  (Вареньем).

7. На дубе – ларец, в ларце – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо. А что в яйце?(Игла – смерть Кощея).

8. В какой сказке был удачливый рыбак, которому очень не повезло со старухой?  («Сказка о рыбаке и рыбке»).

9. У ослика был день рождения. Что подарили ему Вини - Пух , Пятачок, Сова?(Горшочек, лопнувший шарик, хвост Иа)

10. Как любил есть бутерброд кот Матроскин?   (Колбасой на язык).

11. В какой сказке и какая домашняя птица охраняла целое царство?   («Золотой петушок»).

12. Где Вини – Пух нашел хвост ослика Иа?   (На двери дома Совы).

                 

                  Конкурс          «Узнай сказку по отрывку»

Каждая команда читает по ролям отрывок из сказки. Другие команды отгадывают автора сказки и ее название.

1. А кот решил галчонка к делу приучать:

- Что это мы зря его кормим! Пусть пользу приносит.

И стал он галчонка учить разговаривать. Целыми днями сидел около него и говорил:

- Кто там? Кто там? Кто там?

Шарик спрашивает:

- Что, тебе делать нечего? Ты его лучше песне какой выучил или стихотворению.

Кот отвечает:

- Песни я и сам петь могу. Только от них пользы нету.

                                            (Э. Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот»)

2. И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:

- Смотрите, смотрите! – кричали дети в одной деревне, - утки лягушку несут!

Лягушка слышала э

Это, и у нее прыгало сердце.

- Смотрите, смотрите! – кричали в другой деревне взрослые, вот чудо – то!

- Знают ли они, что это придумала я, а не утки? – подумала квакушка.

                                           (В. Гаршин «Лягушка – путешественница»)

3. Спрашивает ее старик громко:

- Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?

Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит:

- Нужно мне набрать в эту корзину подснежников.

Засмеялся старик:

- Это в январе подснежников? Вот чего выдумала!

                                             (С. Маршак «Двенадцать месяцев»).

                                  Конкурс     «Откуда эти строки»                                                                

Учитель зачитывает цитаты из сказок. Дети отгадывают название сказок, дополнительные баллы получают те, кто может назвать автора сказки и продолжить текст наизусть.

1. Ловись, рыбка, большая и маленькая…  (Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»)

2. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…(«Сказка о царе Салтане, о его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина)

3. Тараканы прибежали, все стаканы выпивали,

    А букашки по три чашки, с молоком и с крендельком.

                                          («Муха – цокотуха»), К.И. Чуковский)

4. Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

    Неумытый поросенок!

                                            («Мойдодыр», К.И. Чуковский)

5. Приезжайте, доктор, в Африку скорей

    И спасите, доктор, наших малышей!

                                             («Айболит» К.И. Чуковский)

6. Мы с тобой одной крови – ты и я.

                                               («Маугли» Р.Киплинг)

7. Свет мой, зеркальце, скажи,

    Да всю правду доложи…

                 («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин)

8. Жил старик со своею старухой

     У самого синего моря…

                                                  («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

9. Муха по полю пошла,

    Муха денежку нашла…

                                                 («Муха – цокотуха» К.И. Чуковский)

                    Конкурс    «С какими сказками связаны числа»

Учитель показывает карточки с числами 3, 7, 12, 33. команды должны назвать как можно больше сказок, в которых упоминаются эти числа.

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане..», «Сказка о мертвой царевне…», «Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о золотом петушке», С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев», С.В. Михалков «Три поросенка», В.П. Катаев «Цветик – семицветик», Ш. Перро «Золушка», Ш. Перро «Кот в сапогах» и др.

                                 Подведение итогов

Все участники получают вознаграждение (оценка по предмету или сувенир), а лучшие знатоки сказок –  грамоты.

1. Где была резиденция  Бабы Яги?

2. Какой головной убор помогает прятаться?

3. Какие сказочные средства передвижения вам известны?

4. Как называется цветок с семью лепестками?

5. Что потеряла Золушка на балу у короля?

6. Чем Карлсон лечил простуду?

7. На дубе – ларец, в ларце – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо. А что в яйце?

8. В какой сказке был удачливый рыбак, которому очень не повезло со старухой?

9. У ослика был день рождения. Что подарили ему Вини – Пух, Пятачок, Сова?

10. Как любил есть бутерброд кот Матроскин?

11. В какой сказке и какая птица охраняет целое царство?

12. Где Вини – Пух нашел хвост ослика Иа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -игра "Путешествие в мир сказок А.С.Пушкина". 5 класс

Урок литературы  в игровой форме в 5 классе по творчеству А.С.Пушкина...

"Путешествие в Страну Сказок" ( урок - игра в 5 классе).

Урок -игра "Путешествие в Страну Сказок" развивает любознательность учащихся, расширяет их кругозор. Мы выбрали сказки А.С.Пушкина, А.Погорельского, В.А.Жуковского, В.Ф.Одоевского, П.П.Ершова. Для раз...

Урок "игра-эстафета" «По страницам любимых сказок»

Открытый урок физической культуры в 4 классе в форме игры-эстафеты...

Урок-игра "Герои народных и литературных сказок разных стран мира"

Урок в 5 классе посвящен теме сказок мира. Данный материал с успехом был продемонстирован на открытом уроке в школе....

Открытый видео - урок (игра) - "В мире сказок" - Своя игра.

Данный урок направлен на повышение интереса учащихся к чтению на английском языке и ознакомление со сказками и мультфильмами зарубежных авторов....

Представлены три методические разработки:1. Урок-игра "Путешествие в страну сказок; 2. Литературно-развлекательная игра "Дом моей мечты"; 3. Классный час "Строки, опаленные войной"

1.       Урок-игра «Путешествие в страну сказок». Основная цель разработки: обобщение и систематизация знаний по сказкам. Путешествие в страну сказок достаточ...

Урок- игра "По страницам английских сказок"

Урок-игра в 5-м классе по "По страницам английских сказок"...