«М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
план-конспект занятия по литературе (7 класс)

Скажутина Лариса Николаевна

проект цикла уроков по поэме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lermontov_pesnya.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Скажутина Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Школа-интернат №26

г. Нижнеудинск»

Тема проекта: «М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Цели проекта.

В итоге изучения произведения ученики смогут:

  1. Выразительно прочитать поэму.
  2. Прочитать отрывок наизусть.
  3. Составить характеристику героев, используя цитаты.
  4. Найти и объяснить устаревшие слова  из текста.
  5. Найти эпитеты в тексте, объяснить их роль.
  6. Найти в тексте и зачитать  зачины, «перехваты», повторы, свойственные фольклорной поэзии.
  7. Написать сочинение – рассуждение на тему «Кто же главный герой поэмы?»
  8. Подобрать музыкальные фрагменты к сценам поэмы.

Учебная задача проекта: Определить настоящего главного героя поэмы, охарактеризовать эпоху через анализ конфликта и поступки героев.

Урок 1.

  1. Сообщения учащихся (об опричнине, о царе Иване Грозном и его времени). Данные задания готовятся учениками и учителем заранее, дают представление об эпохе царя Ивана Грозного, об опричнине и о беззакониях, ею творимых. Демонстрируется видеофрагмент фильма «Царь» (режиссер Павел Лунгин)
  2. Прослушивание поэмы (из фонохрестоматии)

3. Вопросы к учащимся:

-почему именно такое название, по вашему мнению, дал Лермонтов своей поэме?

-какими вы представляете себе царя Ивана Васильевича, Кирибеевича, купца Калашникова?

-менялось ли ваше отношение к царю Ивану Васильевичу в ходе чтения и если да, то почему?

-почему в названии герои перечислены в определенном порядке? Чем обусловлен этот порядок?

-какой вы представляете себе эпоху, о которой идет речь в поэме?

4. Работа с иллюстрациями в поэме художников Билибина, Васнецова.

 - каким изображают эти художники царя Ивана Васильевича? Что в     образе царя подчеркивают оба художника?

 - какие моменты, описанные в поэме, проиллюстрированы художниками и почему?

 - какие черты характера купца Калашникова отобразили оба художника?

- совпадает ли ваше представление о героях с образами, созданными художниками?

     5. Домашнее задание :

1)сочинение в форме ответа на вопрос: «Кто из героев поэмы произвел на меня впечатление и почему?» (творческое)

2)к каждому герою подобрать музыкальный мотив, отражающий его характер. (творческое)

3) выписать устаревшие слова и объяснить их значение.

Выполняется одно из  творческих заданий по выбору учащегося.

Урок 2.

  1. Проверка домашнего задания.

а) Учащиеся зачитывают свои письменные работы.

б) Прослушиваем музыкальные фрагменты, подобранные к образам героев.

     2. Анализ произведения.

В ходе анализа учащиеся заполняют таблицу:

Герой

Эпитеты

Цитаты, характеризующие героя

Выводы

Царь Иван Васильевич

Опричник Кирибеевич

Купец Степан Парамонович Калашников

1) Какие черты характера царя  раскрывает сцена царского пира

- кто окружает царя на пиру?

- какими эпитетами автор рисует образ царя?

- чего царь ждет от пирующих?

- как он воспринимает тоску Кирибеевича и в чем подозревает его? Зачитайте слова царя, обращенные к Кирибеевичу.

- почему Кирибеевич назван автором «лукавый раб»?

2) Почему купец Калашников решается на смертный бой с Кирибеевичем.

- чему дивится купец Калашников, вернувшись домой? Почему его удивляет позднее отсутствие жены?

- какими словами он встречает свою жену и почему? (зачитать)

- как Алена Дмитриевна реагирует на упреки мужа? Что рассказывает она ему? О чем просит мужа?

- какое оскорбление нанес опричник семье купца Калашникова? Зачитайте обращение купца Калашникова к братьям.

3) Почему царь не сдержал обещания, данного бойцам перед боем

- почему 3 часть поэмы начинается картиной утренней зари? Что в этой картине предвещает несчастье?

- какое обещание дает царь бойцам перед боем?

- с помощью каких эпитетов рисует автор образ Кирибеевича? Как это помогает представить настроение Кирибеевича перед боем? Зачитайте слова Кирибеевича, обращенные к бойцам

- что говорит Кирибеевич купцу Калашникову, вышедшему с ним биться?

- как реагирует Кирибеевич на ответ купца Калашникова, вызвавшегося на смертный бой? Зачитайте этот фрагмент.

- о чем думает во время боя Степан Парамонович?

- как реагирует царь на исход боя? Справедливо ли он поступает? Держит ли данное слово?

4)Почему Степан Парамонович Калашников принимает смерть спокойно

- защитил ли он свою честь и честь своей семьи?

- почему он просит « про меня моим детушкам не сказывать»?

- какую Божию заповедь нарушил купец Калашников? Почему он просит братьев помолиться за душу его, «душу грешную»?

5) кто же главный герой «Песни…»

- Почему Лермонтов выбрал для этого произведения жанр песни?

- найдите и зачитайте зачины, «перехваты», повторы. Кому поется песня?

- почему у опричника Кирибеевича нет имени и отчества в поэме?

- почему в конце не упоминается царь Иван Васильевич, хотя в названии произведения его имя стоит на первом месте?

- почему, несмотря на смерть «лютую, позорную», могиле купца Калашникова воздают дань уважения все прохожие?

- объясните, как вы понимаете слова «Каждому правдою и честью воздайте» из концовки «Песни…»? Кому воздает честь автор поэмы?

Домашнее задание: написать сочинение «Кто же главный герой поэмы?», выучить наизусть фрагмент описания зари из ч.3 «Над Москвой великой, златоглавою…»

Диагностическая карта по поэме М.Ю.Лермонтова

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника

и удалого купца Калашникова»

Диагностические цели

(чему научатся  на урках)

Форма

контроля

Уровень

усвоения

(Ф.И.учашихся)

1

2

3

4

5

6

Выразительно прочитать поэму.

Чтение текста выразительно

Прочитать отрывок наизусть.

Чтение текста наизусть

Составить характеристику героев, используя цитаты.

Цитатная характеристика героев

Найти и объяснить устаревшие слова  из текста.

Составление словарика устаревших слов

Найти эпитеты в тексте, объяснить их роль.

Составление словаря эпитетов

Найти в тексте и зачитать  зачины, «перехваты», повторы, свойственные фольклорной поэзии.

Работа с текстом

Написать сочинение – рассуждение на тему «Кто же главный герой поэмы?»

Итоговое сочинение по поэме

Подобрать музыкальные фрагменты к сценам поэмы

Прослушивание фрагментов и обсуждение выбора с аргументацией

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

На презентации находядся иллюстрации к "Песне", которые можно использовать на уроке....

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Цели урока:  1. Познакомить с исторической эпохой царствования Ивана...

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» (технология проблемного обучения)

Цели урока:Рассмотрев сюжетную линию, определить нравственные проблемы произведенияФормировать умение решать проблемные задачи, строить выводы, опираясь на текстВоспитывать нравственные чувства, интер...

Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"....

Интегрированный урок истории и литературы: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Руси.

Интегрированный урок истории и литературы "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Ру...