Конспект урока 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Щукина Анастасия Михайловна

В. Скотт "Айвенго"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v._skott.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 8 классе

Тема: Вальтер Скотт и его роман «Айвенго»

Цель: познакомить с фактами жизни и творчеством В. Скотта.

Задачи:  познакомить с понятием «исторический роман»; познакомить с признаками исторического романа; развивать речь учащихся и речевые умения; развивать творческое воображение; подвести учащихся к осознанию того, что каждая эпоха обладает своими особенностями.

Оборудование: портрет В. Скотта, роман «Айвенго», учебник литературы под ред. Курдюмовой.

Ход урока:

  1. Оргмомент и целеполагание.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с английским писателем Вальтером Скоттом, рассмотрим его роман «Айвенго» и сделаем необходимые записи.

II. Слово учителя.

- Интерес к ушедшему времени всегда жил в искусстве слова всех веков и народов. Читали ли вы какие-либо произведения на историческую тематику?

- Основной проблемой 19 века является проблема человека и времени. Из огромного количества жанров отчётливо выделяется собственно исторический роман. Вспомните, кто является его создателем? (Вальтер Скотт)

III. Сообщение учащихся о биографии В. Скотта.

IV. Работа с учебником (Беседа).

- Откройте учебник на стр. 93 и зачитайте, что пишет великий критик 19 века В. Г. Белинский.

- На что оказало влияние творчество В .Скотта? ( Его творчество оказало влияние на создание исторических жанров художественной литературы и на развитие исторической науки).

- Что испытывает читатель знакомясь с романами В .Скотта? (Знакомясь с его романами, читатель входит в мир иных веков и проживает рядом с героями жизнь, полную опасности и приключений).

- Что является особенностью произведений писателя? ( совершенно ясная система оценок всего происходящего: В. Скотт отчётливо провозглашает кодекс чести и благородства).

- Мы уже несколько раз использовали термин «исторический роман». Кто сможет дать определение этому термину? (Исторический роман – это жанр повествовательной литературы, показывающий человеческие судьбы и характеры, передающий облик той или иной исторической эпохи).

- Запишем черты исторического романа по В. Скотту:

1. Показ переломных моментов истории, когда решается судьба страны.

2. Частная жизнь людей связана  историческим процессом.

3. В романе действуют представители разных сословий.

4. Показана роль народных масс.

- Какой исторический роман В .Скотта вы знаете? («Айвенго»).

- Какое время изображено в этом произведении? (В романе воссоздано историческое время феодальных усобиц 12 века, третьего крестового похода (1189-1192 гг). Однако люди жили не только событиями такого глобального масштаба. Читатель видит не сами походы, а нарисованную яркими красками картину жизни в эпоху феодализма: некоторых из участников крестового похода, отзвуки военных неудач и ожесточённые распри феодалов. И всё это даётся на фоне увлекательного описания реального быта в жилищах богачей и отшельников, популярных развлечений и праздников, привычек людей и примет той поры. В центре сюжета романа эпизода, типичные для эпохи: турнир рыцарей, осада и штурм замка с целью освобождения заложников).

- Вокруг кого развиваются события романа? (Вокруг молодого рыцаря Уильфреда Айвенго и прекрасной леди Ровены).

- Для того, чтобы вы лучше поняли о чём идёт речь, послушайте пересказ.

V.  Аналитическая работа.

- Давайте проверим, все ли черты, которые мы записали, есть в романе.

1 черта: борьба за королевскую власть между норманнами и саксами.

2 черта: вокруг Айвенго сплетаются сюжетные линии.

3 черта: свинопас Гурт, шут Вамба, рыцарь Бриан, приор, Седрик-дворянин.

4 черта: штурм замка Фон де Бефа.

- В. Скотт создал многоплановый остросюжетный роман, со множеством действующих лиц, представляющих различные социальные группы. В нём изображенные реальные исторические фигуры и вымышленные персонажи, а события исторические сочетаются с эпизодами и сценами частной жизни.

- Кто из героев романа существовал на самом деле? (Ричард Львиное Сердце).

- Что вы можете рассказать о нём? Можете пользоваться учебником. Каким его изображает автор? (Ричард Львиное Сердце правил страной с 1189 по 1199 год. Его образ на страницах романа не столько напоминает реального человека, который прожил бурную жизнь, сколько доброго короля из народных преданий. Это герой, которого автором рисует с неподдельной симпатией. Например, его поведение на рыцарском турнире. Способность короля оставаться в стороне от событий и активно вмешиваться только в самой крайней необходимости заслуживает у зрителей насмешливое прозвище Чёрный Лентяй. Если он не таков, каким был реальный Ричард, то всё же очень интересен как герой, который воплощает представление автора об идеальном человеке и властителе).

- Скотт создал идеализированный образ короля Ричарда. В его изображении – это благородный и отважный рыцарь, доблестный воин, совершающий чудеса храбрости. История же знает другого Ричарда – грубого, коварного и жестокого притеснителя. Реальному Ричарду не были свойственны ни обаяние, ни доблесть, ни доброта Чёрного Рыцаря.

- Как вы можете объяснить, почему автор изображает события 12 века? Обратимся к специальной справке от автора (Автор избрал для описания эпоху царствования Ричарда I; это время богато героями, имена которых способны привлечь общее внимание, и вместе с тем отмечено резкими противоречиями между саксами, возделывавшими землю, и норманнами, которые владели этой землёй в качестве завоевателей и не желали ни смешиваться с побеждёнными, ни признавать их людьми своей породы.

Автору казалось, что, если бы он выполнил свою задачу, читатель мог бы заинтересоваться изображением одновременного существования в одной стране двух племён…)

- «Айвенго» вызывает живой интерес у читателей многих стран мира. Роман написан с большим художественным мастерством, но причина его успеха кроется не только в этом, он знакомит нас с историей, помогает понять особенности жизни и нравов людей в далёкие от нас времена.

- Каждому из героев романа В. Скотт даёт многогранную характеристику, подробно описывает его внешность, жилище, передаёт свойственную ему манеру говорить. Он использует любую деталь для того, чтобы чётко и ярко передать своеобразие исторической эпохи.

- Давайте обратимся к главному герою – рыцарю Айвенго и другим персонажам.

Айвенго – благородный молодой рыцарь, сын Седрика Ротервудского. Он был изгнан отцом из дома и лишён наследства за то, что посмел влюбиться в воспитанницу Седрика Ровену. Он был немного выше среднего роста и казался скорее хрупкого, чем крепкого телосложения. В начале перед читателями он предстаёт в роли пилигрима, который возвращался в родной край из Святой Земли.

Второй раз он исполняет роль загадочного рыцаря. Он назвал себя  «Рыцарь, Лишённый Наследства».

Имя героя соответствовало замыслу автора в двух отношениях: во-первых, оно звучит на староанглийский лад; во-вторых, в нём нет никаких указаний относительно характера произведения.

Ровена была прекрасно сложена и высока ростом, но не настолько высока, однако ж, чтобы это бросалось в глаза. Цвет её кожи отличался ослепительной белизной. Ясные голубые глаза смотрели из-под тонких бровей каштанового цвета. Казалось, они были способны как воспламенять, так и умиротворять, как повелевать, так и умолять. Густые волосы светло-русого оттенка, завитые изящными локонами, свободно падали на плечи, что в то время было признаком благородного происхождения…

Прекрасная Ревекка могла с честью выдержать сравнение с самыми знаменитыми английскими красавицами. Она была удивительно стройна; её восточный наряд был ей очень к лицу. Глаза блестели, тонкие брови выгибались горделивой дугой, белые зубы сверкали, как жемчуг, а густые чёрные косы рассыпались по груди и плечам, прикрытым длинной симаррой.

Седрик Сакс – богатый дворянин, который гордится своим саксонским происхождением и ненавидит завоевателей. Все свои силы он готов отдать освобождению Англии. Он готов умереть за неё. Простой и прямодушный, гордый и вспыльчивый, ревнивый и раздражительный, он не терпит непослушания. Он изгоняет из дома и лишает наследства своего единственного сына Айвенго за то, что тот встаёт на сторону норманнского короля Ричарда.

С не меньшей обстоятельностью повествует В. Скотт и о других героях романа. Писатель объективен в своих оценках: он показывает и сильные и слабые стороны людей, их достоинства и их недостатки. Говоря о жестокости де Браси, он отмечает присущие ему рыцарскую доблесть; перечислял достоинства Седрика, он не забывает вместе с тем упомянуть о его ограниченности; восхищаюсь величественной осанкой Ательстана, говорит о его пассивности, обжорстве и лени. Неукротимый и бесстрашный Бриан де Буагильбер, самонадеянный принц Джон, гонимый и расчётливый Исаак, бесшабашный и смелый монах Тук – все они обрисованы живо и выразительно.

 VI. Вывод по уроку.

В «Айвенго» В .Скотт соединяет описание личных судеб с историческими событиями, рассказывает о необычайных приключениях и реальных фактах истории. С большим художественным мастерством он воспроизводит характерные особенности средневековой Англии: нравы, поступки и представления людей далёкой от нас эпохи. Роман В.Скотта помогает многое узнать, понять и почувствовать историю.

VII. Домашнее задание.

- Прочитать 16-17 главы «Айвенго».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Конспект урока "Классы органических веществ"

Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...