Литература 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс)

Рабданова Татьяна Цыденжаповна

Литература 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_10_klass.docx53.04 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Предмет:       Литература

Класс:        10

Учитель: Рабданова Татьяна Цыденжаповна,

учитель русского языка и литературы, высшая категория

Срок действия программы:  2020-2021учебный год        

        

с.Баянгол

2020г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными актами:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (С изменениями и дополнениями от:  29 декабря 2014г, 31 декабря 2015г, 29 июня 2017г.);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014г. № 1645 «О внесении изменений в приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 г. N 413»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. № 1578  «О внесении изменений в приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 г. N 413»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017г. № 613 «О внесении изменений в приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 г. N 413» (астрономия);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"»;

- Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240-V «Об образовании в   Республике Бурятия» (с изменениями на 9 мая 2018 года);

- Методические рекомендации МОиН РБ № 02-16/2100 от 26.06.2015г. «Об опубликовании примерных образовательных программ начального общего и основного общего образования и организации преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Республики Бурятия»;

- Устав МБОУ «Баянгольская СОШ»;

- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Баянгольская СОШ».

- Положение МБОУ "Баянгольская СОШ" о рабочей программе педагога, в соответствии с  требованиями ФГОС СОО;

= Примерной программы по русской литературе ФГОС 10-11 классы. М.: Просвещение,2020г. Автор составитель Лебедев Ю.В. «Русская литература» 10 класс (в двух частях)

     Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

         Цели: изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

-  воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-  развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

-  освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

 -  овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;

- выявлять авторскую позицию; - выражать своё отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведение; - владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  

 - создания связного текста на необходимую тему с учётом норм  русского литературного языка;  

 - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;  

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе.                 Деятельность учителя должна строиться на основе  творческого сотрудничества с последовательным возрастанием  самостоятельности учеников от класса к классу. На всех этапах литературного образования должна проводиться целенаправленная работа  по развитию устной и письменной речи. При этом следует использовать разнообразные виды устных и письменных работ, развивать литературное творчество учащихся.                                      

Содержание тем учебного курса (102 часа)

       Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.                                                                (1 час) Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).                                                                 Введение Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских  прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет,

Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.                                        

Литература первой половины XIX века 

Александр Сергеевич Пушкин. (9 часов) Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни  и преемственность поколений.  Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность-  - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник». Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 часа) Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Николай Васильевич Гоголь. (5 часов)  Жизнь и творчество. (Обзор.)Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское). «Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.                              

 Литература второй половины XIX века (1час) Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

Иван Александрович Гончаров. (4 часа) Жизнь и творчество. (Обзор.)Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 0бломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?»Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. (7 часов) Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и  покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)  

Иван Сергеевич Тургенев. (6 часов) Жизнь и творчество (Обзор.) «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева). Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме.Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. (3 часа)

Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент(«осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...». Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. (3 часа) Жизнь и творчество. (Обзор.)Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фе-та — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с при-ветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях». Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. (1 час)

Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».

Николай Алексеевич Некрасов. (8 часов) Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык.  Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я ско-ро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».  Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (2 часа) Жизнь и творчество. (Обзор.)«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта.  

Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. (11 часов) Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их от-ражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.    «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу. Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. (6 часов)

Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема со-циальной несправедливости и гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в ро-манах Толстого и Достоевского.

Николай Семенович Лесков. (2 часа) Жизнь и творчество. (Обзор.)Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антини-гилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.  (Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации. Антон Павлович Чехов. (6 часов) Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы. Те о р и я литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.                                          Из литературы народов России.  Коста Хетагуров. (1 час) Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.) Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.                                              Из зарубежной литературы Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса.

Символизм. (1 час)

 Ги де Мопассан.(1 час)

 Слово о писателе.«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен. (1 час) Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.

 Артюр Рембо. (1 час) Слово о писателе.«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка

Литература родного края (2 час) 

Повторение в конце года (2час)

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и на­стоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

-понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

-формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

-умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

-понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы.

Содержание учебного предмета

Название раздела

Кол-во часов

1

      Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

1

2

Литература первой половины XIX века  

Александр Сергеевич Пушкин

9

3

Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 часа)

4

4

Николай Васильевич Гоголь.

5

5

Иван Александрович Гончаров

4

6

Александр Николаевич Островский

7

7

Теория литературы.   Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.)

6

8

Федор Иванович Тютчев

3

9

Афанасий Афанасьевич Фет

3

10

Алексей Константинович Толстой.

1

11

Николай Алексеевич Некрасов.

8

12

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

3

13

Лев Николаевич Толстой

11

14

Федор Михайлович Достоевский.

6

15

Николай Семенович Лесков

2

16

Антон Павлович Чехов

6

17

Российская и зарубежная литература

7

18

Резервные уроки

4

Календарно-тематический план

  Тема урока

Кол-во часов

1

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

1

2

Литература первой половины XIX века  

Александр Сергеевич Пушкин. (9 часов)

3

Жизнь и творчество.

4

Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества.

5

Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...»,

6

 «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Вольность», «Демон», «Осень» и др.

7

Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем.

8

Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность-  - основа реализма Пушкина.

9

Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

10

Сочинение

11

Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 часа) Жизнь и творчество.

12

Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества.

13

Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

14

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

15

Сочинение по творчес тв

16

Николай Васильевич Гоголь. (5 часов)  Жизнь и творчество. (Обзор.)

17

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики.

18

«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики.

19

«Тарас Бульба»

20

«Тарас Бульба»

21

Сочинение

22

Литература второй половины XIX века (1час)

23

Классическая русская литература и ее мировое признание.

24

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.) (4 часа)

25

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика.

26

Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти.

27

«Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 0бломову.

28

Сочинение - рассуждение

29

Александр Николаевич Островский. (7 часов) Жизнь и творчество. (Обзор.)

30

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины.

31

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе.

32

Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы.

33

Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины.

34

Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н.

35

Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).

36

Сочинение

37

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии.

38

Иван Сергеевич Тургенев. (6 часов) Жизнь и творчество (Обзор.)

39

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству)

40,41

Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Трагическое одиночество героя.

42

Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).

43

Теория литературы. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

44

Тест

45

Сочинение

46

Федор Иванович Тютчев. (3 часа)

Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик.

47

Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей.

48

Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».

49

Афанасий Афанасьевич Фет. (3 часа) Жизнь и творчество. (Обзор.)  

50

Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа.

51

Гармония и музыкальность поэтической речи. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...».

52

Алексей Константинович Толстой. (1 час)

Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого.

53

Николай Алексеевич Некрасов. (8 часов) Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист.

54

Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа

55

Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык.  

56

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге».

57

  Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме..

58

Образы крестьян и «народных заступников».

59

Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта

60

Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

61

Сочинение

62

Теория литературы. Понятие о народности искусства.

63

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (3 часа) Жизнь и творчество. (Обзор)

64

«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя.

65

Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей.

66

Лев Николаевич Толстой. (11 часов) Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути.

67

«Детство», «Отрочество», «Юность».

68

«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа.

69,70

Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы.

71,72

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

73,74

Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания

75

Философский смысл образа Платона Каратаева.

76

Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления.

77

сочинение

78

Федор Михайлович Достоевский. (6 часов)

Жизнь и творчество. (Обзор.)

79,80

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история.

81,82

Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова.

83

 «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

84

Николай Семенович Лесков. (2 часа) Жизнь и творчество. (Обзор.)

85

Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.

86

Антон Павлович Чехов. (6 часов) Жизнь и творчество.

87

Темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч».

88,89

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России.

90

Лирическое и трагическое начала в пьесе.

91

Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

92

Из литературы народов России.  Коста Хетагуров. (1 час) Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)                                        

93

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

94

Символизм. (1 час)

95

Ги де Мопассан.(1 час)

 Слово о писателе.«Ожерелье».

96

Генрик Ибсен. (1 час) Слово о писателе. «Кукольный дом».

97

Артюр Рембо. (1 час) Слово о писателе

98,99

Литература родного края (1 час)

100

Повторение в конце года (1час)

101,102

По страницам русской литературы

Список  литературы

1. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016г.

2.Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 20017.

3.Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение, 2014

4.Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2014.

5.Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2013.

6.Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Задачник-практикум по литературе класс

Практические задания по литературе  класс...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...