Урок по творчеству А. П. Чехова
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Норбу Валерия Айлыновна

Конспект урока по творчеству Антона Павловича Чехова. Рассказ "Хамелеон". Тема урока: "Хамелеонство" в рассказе и жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_hameleon.docx23.43 КБ
Файл hameleon_chehov.pptx1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. А. П. Чехов. « Хамелеон».

           « Хамелеонство» в рассказе и жизни.

Цели:

  1. показать мастерство писателя в изображении лицемерия людей, «хамелеонства»;
  2. использование литературного приема, при написании рассказа А. П. Чеховым;
  3. познакомить с идейно - тематическим содержанием рассказа

            «Хамелеон».

I Организационный момент

  1. Сообщение темы и цели урока;
  2. Жизнь и творчество А. П. Чехова;
  3. Тема урока: « Хамелеонство» в рассказе и жизни». (Слайд 1)

II  Работа над новой темой.

1. Беседа

Учитель:

В жизни нет сюжетов, в ней все смешано — глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным. (Слайд 2)

Учитель. Пороки человеческой жизни - это та проблема, которая в той или

 иной степени находит отражение почти во всех произведениях А. П. Чехова.

Учитель: - Сейчас мы прочитаем рассказ Хамелеон.

(учащиеся читают по ролям)

    - О каком событии рассказывается в произведении?

 

- Назовите героев рассказа.

- Почему Чехов пишет о таком, не столь важном для общества, событии?

(Эта сцена для Чехова – это повод, чтобы поговорить о достаточно серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.)

- Кого из героев можно назвать « хамелеоном»? Какого человека называют «хамелеоном»? (Учащиеся отвечают на вопрос. Лицемерных, двуличных)

    -Как вы можете охарактеризовать героев рассказа? Обратите

внимание на картины. Кто есть кто?

Учитель. Почему рассказ назван «Хамелеон»?

(Хамелеоны — семейство ящериц, приспособленных к древесному образу жизни, способных менять окраску тела. Очумелов в зависимости от того,   кто является хозяином собаки, меняет свое поведение, демонстрируя угодливость по отношению к возможному  хозяину генералу. Превращения Очумелова послужили основой для названия рассказа).

Учитель. Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»?

(Шесть раз)

Учитель. Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и

Хрюкина — как характеры связаны с идеей рассказа?

(Все подчинено основной идее: высмеять деспотизм и рабскую угодливость,

 человеческое хамелеонство )  (Слайд 3)

Учитель. Почему рассказ является комедией?

(Смешное в рассказе составляет несоответствие незначительного

 вопроса о принадлежности собаки, но важного для персонажей,

серьезному, страстному тону обсуждения этой «проблемы».)

 Учитель. Что показалось вам комичным в рассказе?

(Сама история, название рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина.)

Учитель. Какие художественные средства использует автор для

создания текста?

(Комический эффект вызывает уже само название рассказа. Чехов

использовал литературный прием, как «говорящие

фамилии»: Очумелов от слова «очуметь» — потерять соображение,

 одуреть; Хрюкин — от слова «хрюкать» (не случайно Очумелов о нем

говорит: «... а ежели каждый свинья...») ( Подкрепление из текста)

Учитель. Чехов любил строить свои рассказы на диалогах. Как меняется интонация персонажей, в частности, Очумелова?Какими вы увидели героев рассказа?

III. Физминутка: Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем. (Слайд 9)

Учитель. А.П. Чехов признанный мастер художественной детали

 ( Определение детали. Слайд 10.)

 Художественная деталь – изобразительная или выразительная подробность изображённого мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию (Слайд 11).

Учитель. У А.П. Чехова все детали значимы. Писатель был убежден, что

краткость — сестра таланта. Поэтому в предельно краткой форме ему

 хотелось многое сказать, отсюда внимание к художественной детали.

 Какая деталь в самом начале рассказа помогает в большой степени

раскрыть образ Очумелова?

( Описание Очумелова с узелком в руках и городового Елдырина с «решетом,

 доверху наполненным конфискованным крыжовником», свидетельствует о   том, что представители власти, пользуясь своим служебным положением,

 выполняют свои обязанности небескорыстно.)

Учитель. Особенность творчества Чехова заключается в том, что « мир для него смешон и печален одновременно», а в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира.( Слайд 11)

Учитель. Если юмор – это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира - это безжалостное обличение пороков.

 

-Каков характер смешного в « Хамелеоне»: что мы здесь видим- безобидную насмешку или безжалостную сатиру?

( В «Хамелеоне», как и в других рассказах , автор использует сочетание сатиры и юмора, хотя в большей степени он обличает пороки, чем просто весело смеётся над ним.)

-Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в нашей жизни?

( Во все времена актуален вопрос чести и достоинства, холопской угодливости и подлой лести. Поэтому рассказ интересен и современен читателю.)

 

IV. 1. Обобщение.

Выводы.

     Чеховские рассказы отличает особый тон повествования – лирическая ирония. Писатель как бы с грустной усмешкой вглядывается в человека и напоминает о жизни идеальной, прекрасной, какой она должна быть, причем своего представления об идеале он деликатно не навязывал, публицистических статей на сей счет не писал, а делился своими размышлениями в письмах к близким ему по духу людям: «Мое святое святых,  – читаем мы в письме Чехова к А.Н. Плещееву,  – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две не выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был большим художником».

V. Оценивание.

VI.  Домашнее задание.   Сделать иллюстрацию к наиболее понравившемуся отрывку и подготовиться к выразительному чтению этого отрывка. (Слайд 11)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Хамелеонство» в рассказе и в жизни

Слайд 2

Антон Павлович Чехов

Слайд 3

В жизни нет сюжетов, в ней все смешано — глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным.

Слайд 4

Основная идея рассказа: высмеять деспотизм и рабскую угодливость, человеческое хамелеонство Деспоти́зм (от др.-греч. δεσ ποτία) — неограниченная власть. Одна из основополагающих характеристик диктаторского правления, которая связана с властным произволом, усиливаемым концентрацией политической власти в руках главы государства, отсутствием принципа разделения властей.

Слайд 5

Очумелов шествует по городу А. Дудин. Иллюстрация к рассказу

Слайд 7

На базарной площади А . Дудин. Иллюстрация к рассказу

Слайд 9

Физминутка : Вы, наверное, устали? Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем .

Слайд 10

Художественная деталь – изобразительная или выразительная подробность изображённого мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.

Слайд 11

ВИДЫ СМЕХА Юмор – это вид комического изображения в литературе, построенный в виде незлой шутки. Сатира — острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее пороки как отдельных людей, так и всего общества или государственного строя.

Слайд 12

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Сделать иллюстрацию к наиболее понравившемуся отрывку и подготовиться к выразительному чтению этого отрывка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по творчеству А.П.Чехова 6 кл

Урок по творчеству А.П.Чехова 6 класс...

методическая разработка урока по творчеству А.П. Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М.

Теоретическое занятие № 5 «Чехов и русский театр» (1 час.) рекомендуем как вводное занятие по драматургии А.П. Чехова в р...

Конспект открытого урока по творчеству А.П.Чехова

Тема: Юмор в рассказе А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".ЦЕЛИ:Обучающие:1.     Расширение знаний о творчестве писателя, знакомство с рассказом А.П. Чехова  «Лошадиная фамили...

Урок по творчеству А.П. Чехову

Цель:     Научить детей работать в ситуации целостной учебной деятельности;    Творческое применение полученных знаний, перенос модели усвоенного способа конструированию ...

Урок по творчеству А.П. Чехова

Конспект урока русского языка  «Язык персонажей А.П...

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова

Открытый урок для учителя - это произведение, рожденное педагогом в творческом поиске,которое можно сравнить с произведением, созданным писателем. Главными участниками такого урока являются, конечно ж...

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова - 2

Данный сценарий по рассказу А. П. Чехова поможет учителю сделать открытый урок или мероприятие, посвященное творчеству писателя, ярким, веселым, незабываемым....