Мастерская "Чудо детской молитвы"
план-конспект урока по литературе

Кальманова Екатерина Юрьевна

Мастерская  «Чудо детской веры в святочном рассказе Н. Агафонова «Молитва алтарника»

(конспект урока)

Тип урока: «Творческая мастерская»

Технология развития критического мышления

Деятельностная цель : совершенствование общеучебных умений учащихся, развитие познавательной сферы деятельности:

- развитие навыков работы с разными источниками информации;

- развитие способности свободно излагать свои мысли;

- воспитание христианских ценностей: любви к Богу и ближнему.

Содержательная цель:
раскрыть понятие "чуда детской веры" на примере святочного рассказа Н.Агафонова «Молитва алтарника»; раскрыть нравственную проблему рассказа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_chudo_detskoy_very.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерская  «Чудо детской веры в святочном рассказе Н. Агафонова «Молитва алтарника»

Молитва «Отче наш»

Тип урока: «Творческая мастерская»

Технология развития критического мышления

Деятельностная цель : совершенствование общеучебных умений учащихся, развитие познавательной сферы деятельности:

- развитие навыков работы с разными источниками информации;

- развитие способности свободно излагать свои мысли.

- воспитание христианских ценностей: любви к Богу и ближнему.

Содержательная цель:
раскрывать понятие "чуда детской веры" на примере святочного рассказа Н.Агафонова «Молитва алтарника»; определять  нравственную проблему рассказа.

Ход урока:

Стадия 1. Вызов

Мотивация

- Вспомним, какое произведение мы изучали на прошлом уроке? (Повесть Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»)

- Какие качества преподобного Сергия выделяет писатель? (смирение, трудолюбие, тяга к учению, глубокая вера в Бога, скромность и т.д.)

- Посмотрите на картину М.В. Нестерова. Какой эпизод из жития преподобного Сергия изобразил художник?

- Какое чудо запечатлел на картине Нестеров? (Чудо, молитва ребёнка и старца)

- Встречаются ли чудеса, явленные Богом, в наше время? Были ли вы сами свидетелями таких чудес? ( Чудеса есть, но мы их не видим). 

Целеполагание.

-Известный православный писатель Николай Агафонов в предисловие к своему сборнику повестей и рассказов пишет:«Чудесное всегда рядом, но мы не замечаем Его. Оно пытается поговорить с нами, но мы не слышим, наверное, оттого, что оглохли от грохота безбожной цивилизации».

-  Сегодня мы побеседуем по прочитанному вами дома рассказу Н. Агафонова «Молитва алтарника».Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? Как будет звучать тема нашего урока?

- Запишем её, оставив немного места, чтобы в ходе урока скорректировать.

ЧУДО…В СВЯТОЧНОМ РАССКАЗЕ Н. АГАФОНОВА «МОЛИТВА АЛТАРНИКА»

- А теперь, опираясь на слова писателя о чуде, определите цель нашего урока.

Цель урока - проанализировать рассказ Н. Агафонова «Молитва алтарника» и понять, что чудесное всегда рядом, только надо «услышать» его.

Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов.

- Давайте подумаем, с чего необходимо начать анализ произведения, на что в первую очередь обратить внимание? Подсказка - в теме урока.

- Конечно, необходимо обратить внимание на жанр произведения Агафонова. Это святочный рассказ. Вспомните, встречались ли мы с произведениями, написанными в этом жанре? В чём особенность этих произведений? (Н.С. Лесков «Зверь», события происходят в канун Рождества, центральное событие – чудо, чаще всего счастливый конец: меняется ситуация или преображается герой, главный герой - ребёнок).

- Ребёнок…Сколько лет главному герою рассказа Агафонова? Почему же автор сделал его главным героем? (гипотезы, затруднение)

Стадия 2. Осмысление содержания

- Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте попробуем дать характеристику главному герою.  Подумаем, из чего складывается образ литературного героя? ( имя, прозвище, внешность, характер, занятия, семья, отношение окружающих, речь)

- Разделимся на группы, каждая из которых получает задание составить свою часть характеристики героя, используя текст произведения, разные виды словарей). Цель работы в группах – составить кластер на доске и на листках, которые вы потом вклеите в тетради.

Работа по группам (3 мин.)

1 группа

Задание: значение имени и прозвища.

Почему автор больному человеку даёт такое имя? Что он хочет подчеркнуть? (смотри словарь иностранных слов)

 Valerius образовано от «valeo» — «быть сильным, здоровым». Валерий физически болен, но духовно он самый здоровый из героев рассказа.

Почему протодиакон дал Валерке прозвище «Трепетная лань»? Найдите значение слова трепетный в словаре и зачитайте его. Определите, какое из этих значений наиболее подходит.

ТРЕПЕТНЫЙ, -ая, -ое; -ген, -тна (книжн.). 1. Дрожащий, колеблющийся. Трепетные тени. 2. Взволнованный, выражающий трепет (во 2 знач.). Трепетная улыбка. Трепетное ожидание. 3. Охваченный страхом, трепетом (в 3 знач.) (устар.). || сущ. трепетность, -и, ж. (ко 2 знач.).

Больше подходит третье значение, т.к. герой боится окружающих, боится сделать что-нибудь не так.

2 группа

Задание :найти в тексте портрет героя (если портретная характеристика отсутствует, то по какой причине, что этим хотел сказать автор?), характер  (нрав, в чём проявляется), описание семьи.

(Главное для писателя показать внутренний мир героя, а не его внешность. Валерка тихий и боязливый. Он смиренно переносит насмешки и брань, на упорно идёт к своей цели. Он сирота. В семье произошла трагедия: пьяный отец на глазах у мальчика убил мать, сам же умер в тюрьме. Валеру воспитывала бабушка, которая учила его молитвам, водила в церковь. После смерти бабушки протодиакон сделал больного юношу алтарником, чтоб даром хлеб не ел.)

3 группа

Задание: занятия героя, что любит, что хорошо знает.

( Наивный и бестолковый, он богослужение знал наизусть лучше любых клириков. Кстати, КЛИРИК — (греч. klerikos, от kleros клир) общее название церковнослужителей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. 

Валерка, как ребёнок, любит сладкое. Ещё любит икону Божьей Матери «Скоропослушница», молится ей, ставит свечи.)

4 группа

Задание: найдите в тексте

Как относились к герою окружающие?

Как они называют героя?

( Одни жалели героя, другие посмеивались над его чудачествами. Протодиакон называет его «блаженный». Жалели, потому что остался сиротой, смеялись над его бестолковостью, непохожестью на остальных.

 «Блаженный» -

  1. В высшей степени счастливый.

"Блаженное состояние"

Глуповатый первонач. юродивый разг..

Так называли на Руси юродивых. Их старались не обижать. Таким был Николка из романа П. Тужилкина «Пламенный».

Выступление групп, беседа  (5 мин.)

- - Посмотрите на кластер. Какой образ создаёт автор? С кем можно сравнить Валерку?  (с ребёнком)

-Давайте сделаем вывод: почему девятнадцатилетний Валерка стал главным героем святочного рассказа?

- Почему рассказ назван «Молитва алтарника»? (Молитва – центральное место в рассказе)

- Что такое молитва? Какие молитвы существуют? (славословие, прошение, покаяние, благодарение. Молиться – значит изливать на себя свет – мо-льюсь.)

- Почему именно к Божьей Матери обращается Валерка? (сирота, одиночество, тоска по матери, бабушке, которая привела в храм, научила молитвам, потому что он русский, русские с особой любовью относятся к Матери Божией…)

- Икон, посвящённых Божьей Матери, много. Почему герой обращается к «Скоропослушнице»? (индивидуальное задание- история иконы, находящейся в храме Серафима Саровского)

- О чём просит Валерка Пресвятую Богородицу? Зачем это чудо ему необходимо? Только ли потому, что он хочет угодить доброму священнику? (затруднение, гипотезы)

- Прочитайте начало рассказа. (Герой хочет, чтобы все тоже  поверили в чудо)

- Почему герой уверен, что Богородица и Господь ему не откажут? (Сын не может отказать матери, а он, Валерка, тоже готов пожертвовать самым желанным, что у него есть, - мороженым)

- Можно ли серьёзно относиться к этой жертве? (Да, ведь он так любит мороженое!)

- Какая психологическая борьба происходит в душе юноши. Прочитайте этот эпизод.

-- Была ли услышана молитва алтарника?  

- В рождественском рассказе обычно происходит чудо, которое меняет героев или их жизнь. Меняется ли сам юноша? Меняются ли люди вокруг него? Прочитайте диалог настоятеля и протодиакона. («Никому нельзя верить!»)

- Что же изменилось? (затруднение)

- Прочитайте, как автор называет Валерку в конце рассказа? (Уважительно, Валерий)

- А изменилось ли ваше отношение к герою?

- Почему никто, кроме героя, не «слышит чуда»? (Не верят, не просят)

- Вернёмся к нашей теме. Что нужно дописать после слова «чудо»? (Чудо детской веры)

- Что говорится о вере в Евангелие? (« По вере вашей да будет вам») 

- Вернёмся к цели нашего урока.  Почему не каждый человек может «услышать» чудо?

просмотр концовки фильма.

  Какой вариант концовки вам больше всего понравился? Почему Агафонов остановился на таком варианте концовки?

- Кто хочет прочитать свою работу? (3мин. Дети зачитывают работы)

Проектирование домашнего задания

  1. Найти и выписать пословицы и поговорки о вере, молитве из словаря В.И. Даля, подходящие к теме сегодняшнего урока.
  2. Составить антологию «Молитва «своими словами», составленная великими людьми.
  3. Сочинение-рассуждение «По вере вашей да будет вам» (по произведению Н. Агафонова «Молитва алтарника»)

Стадия 3. Рефлексия

Притча

Оцените свою работу на уроке.

Мне бы хотелось поставить оценки за активную работу следующим ученикам…

- В конце урока мне хотелось бы прочитать отрывок из стихотворения    

И. Никитина «Молись, дитя…»

Молись, дитя: сомненья камень
Твоей груди не тяготит;
Твоей молитвы чистый пламень
Святой любовию горит.

Молись, дитя: тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слёз твоих считает,
И отвечать тебе готов.

Молись, дитя, мужай с летами!
И дай Бог в пору поздних лет
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на Божий свет!

- Детскую молитву, идущую от сердца, Господь всегда услышит. Давайте в конце нашего урока помолимся Пресвятой Богородице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Молитва"

План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе.Учитель Петрова О.Л. МОУУСОШ №1  Тема урока: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».Цели:Образовательные: Развивать навы...

Разработка урока музыки в 6 классе по программе Г.П.Сергеевой. Тема "Молитва в творчестве русских композиторов"

Урок построен на основе творческих исканий, использован интересный музыкальный материал....

Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений "Тема молитвы в литературе"

Учебная хрестоматия входит в комплект пособий, обеспечивающих литературное образование в 5- 9 кл. на основе государственного стандарта при изучении раздела «Духовная литература»...

Жизнь и судьба М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Нет, я не Байрон», «Молитва» ("Не обвиняй меня, всесильный").

Урок литературы в 9 классе. Цели урока: расширить знания учащихся о судьбе и личности М.Ю.Лермонтова, понять мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова, почувствовать настроение стихотвор...

Урок «Тема спасения души в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва»

Урок «Тема спасения души в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва» (7 класс) направлен на формирование духовно-нравственного потенциала учащихся. Процесс обучения на уроке организуется и направля...

Урок: "Православная молитва" по предмету ОПК

Урок по предмету "Основы православной культуры", для 4-5 классов. По учебнику ОРКСЭ...

ЧУДО ДЕТСКОЙ ВЕРЫ В СВЯТОЧНОМ РАССКАЗЕ Н. АГАФОНОВА «МОЛИТВА АЛТАРНИКА»

Анализ святочного рассказа протоиерея Николая Агафонова "Молитва алтарника". Материал может быть использован на уроках внеклассного чтения в средних классах и интересен  учителям, интересующимся ...