Сочинение по литературе к направлению "Человек путешествующий"
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)

Гучигова Наталья Алексеевна

Сочинение по литературе к направлению "Человек путешествующий".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению

1 Вступление (начать рассуждать с темы направления, приближаясь к теме вопроса, при этом уже думая, какие привести аргументы).

2 Мостик (Постараемся ответить на поставленный вопрос: «…» и другие).

3 Тезис (конкретный ответ на поставленный вопрос или высказывание).

4 Мостик (Чтобы подтвердить мою позицию, приведу аргументы, опираясь на художественные произведения русской классической литературы. И другие).

5 Два аргумента – два абзаца.

Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, всё, что может подтвердить тезис.

6 Вывод.

Направление № 1  «Человек путешествующий»

Вопрос: «Зачем люди отправляются в путешествие?»

        Что же такое путешествие? Почему мы так мечтаем о нем? Так волнительно ожидаем момента, когда нужно собирать вещи и трогаться в путь? Надо сказать, что люди с давних времен перемещались в разные уголки света с целью получения сведений о тех или иных странах. Итак, путешествие – это перемена мест, когда ты, влюбленный в свою родину, вдруг оказываешься в чужой стране и, проявляя любознательность, с огромным удовольствием наблюдаешь за людьми, их традициями и обычаями.

         Постараемся ответить на поставленный перед нами вопрос: «Зачем люди отправляются в путешествие?». Во-первых, проявляя интерес к людям другой страны, к ее красотам и достопримечательностям, мы обогащаемся новыми знаниями. Во-вторых, во время общения проявляются важные черты характера человека, которые могут повлиять на дальнейшую его судьбу. В-третьих, путешествие обнажает острые социальные проблемы. Прокомментируем тезис. Человек должен постоянно развиваться, в этом ему помогают книги и, конечно, путешествия. Какие знания мы получаем, путешествуя? Ответ прост: знания о культуре, национальных традициях разных народов.  Какие качества характера проявляются? Любознательность, общительность, умение подмечать детали, восхищаться и созерцать. Однако даже мимолетное общение  с людьми может закончиться трагедией, причиной которой  - социальные проблемы.

            За аргументами обратимся к художественной литературе. Творчество И.С.Тургенева – писателя, психолога человеческой души, философа – всегда являлось откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Его по праву называют певцом русской природы и русской женщины. Его героини очень женственны, обладают большим умом, красивой душой, высокой нравственностью и требовательностью к себе и другим. Такой героиней стала Ася. Главный герой, молодой человек Н., дворянин, отправляется в путешествие по Германии. Тургенев обращает внимание читателя на то, что он ничем не занят, не имеет цели в жизни, однако образован, умен, благороден. «Я путешествовал без всякой цели, без плана; останавливался везде, где мне нравилось, и отправлялся тотчас далее, как только чувствовал желание видеть новые лица — именно лица. Меня занимали исключительно одни люди…». Однажды Н. на коммерше( это особенного рода торжественный пир, на который сходятся студенты... Почти все участники в коммерше носят издавна установленный костюм немецких студентов: венгерки, большие сапоги и маленькие шапочки с околышами известных цветов. Собираются студенты обыкновенно к обеду под председательством сениора, то есть старшины, — и пируют до утра, пьют, поют песни…) знакомится с Гагиными и через некоторое время влюбляется в сестру Гагина по отцу Асю. Несмотря на ее взбалмошный характер, читатель проникается к ней любовью, так как она естественна, искренна в своих чувствах и стремлениях. «Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, — продолжала она. — А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» Кульминационной сценой является сцена объяснение в любви, которая раскрывает не только характер главного героя, но и социальные пороки общества. В конце повести он одинок и с горечью осознает, что жизнь прошла мимо, так как спасовал перед поступком: объясниться в любви и взять на себя ответственность за жизнь девушки. За любовной историей Аси и Н. Чернышевский угадывает симптомы общественной болезни – бессилие перед поступком. «Характер героя верен нашему обществу – типичный выразитель духовно и нравственно оскудевшей дворянской интеллигенции».

          Вторым аргументом послужит жизнь господина из Сан-Франциско из рассказа И.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Его путешествие – это нечто обязательное и показное. Он наслаждается не самим путешествием, а скорее – комфортом и роскошью. Герой назван просто «господином», потому что в этом его суть. Он может позволить себе все, может пользоваться благами, гарантируемыми его статусом. «Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное. Для такой уверенности у него был тот довод, что, во-первых, он был богат…»  Господин путешествует на пароходе «Атлантида»( символ затонувшей цивилизации)-это  модель капиталистического общества, где на верхних этажах размеренно протекала жизнь богатых, достигших полного благополучия. Эта жизнь обозначается длинным неопределенно-личным предложением: «…вставали рано, пили кофе, садились в ванны…». Эти предложения подчеркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Кульминация рассказа – смерть героя, которая потрясает своей неприглядностью. Писатель «наградил» своего героя такой смертью, чтобы еще раз подчеркнуть ужас той неправедной жизни, которая только и могла завершиться подобным образом. После смерти резко меняется отношение к нему окружающих: вместо гроба – ящик из-под содовой. Таким образом, могущество господина оказалось призрачным. На примере его судьбы писатель говорит о бесцельности, пустоте, никчемности жизни типичного представителя капиталистического общества. Но Бунин не призывает к его социальному изменению, спасение человека и человечества он видит в духовном очищении и совершенствовании.

              Подведем итог вышесказанному. Путешествие помогает выявлять острые социальные проблемы, обогащает новыми знаниями, помогает обрести себя.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс) Подготовка к сочинению

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее....

«Экзаменационное сочинение по литературе в 11 классе. Трудности в подготовке и методические находки» «Проверим сочинение вместе»

Выпускное сочинение по литературе выявляет общий уровень речевой культуры выпускника школы, его начитанность, умение рассуждать, умение подобрать такой литературный материал для аргументации, который ...

Элективный курс: «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)»

Элективный курс «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)» предназначен для учащихся 10-11 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное ...

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ИНТЕНСИВНЫЙ ПРАКТИКУМ. «СОЧИНЕНИЕ НА ЗАЧЕТ»

Структура программы соответствует требованиям: пояснительная записка с актуализацией, что одним из важных умений  по русскому языку (и не только по русскому языку, по другим предметам образовател...

Образцы итоговых сочинений по литературе (декабрьское сочинение)

Образцы итоговых сочинений  по литературе (декабрьское сочинение)...