Рабочая программа по литературе для 6 класса.по Г.С.Меркину.
рабочая программа по литературе (6 класс)

Шевченко Наталья Петровна

программа по литературе 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_merkin_6_kl.docx188.78 КБ

Предварительный просмотр:

Z:\Анохина  Н.В\Рабочие программы_сентябрь_2021-2022\ПОЯСН,ЗАПИСКИ, ГРИФ,ТРЕБОВАНИЯ_21-22\Гриф.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

6 абвгд классы

(основное общее образование)

Количество часов: 105

Программа составлена на основе

Примерной основной образовательной программы основного общего образования. Одобрена решением федерально-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г.№1/15) и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.:  Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2020. – 200с.

Учебник: Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2ч. Авт.-сост. Г.С. Меркин. –8-е изд.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. (Инновационная школа)

Составители: Шевченко Н.П.,

                                                                                            учитель литературы

МБОУ гимназии г. Советский

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. (ФГОС\5-9)

Рабочая программа по литературе для 6-х классов составлена в соответствии с    правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от31.07.2020 №304-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в ред.Приказов Минпросвещения России от 23.12.2020№766);
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15), в редакции протокола №1\20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
  • Рабочая программа по предмету Литература составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ФГОС 5-9 классы) МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 31.08.2021 г. №446 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2021-2022 учебный год».

        Цели изучения предмета «Литература»:

 формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

 овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями

2. Планируемые результаты изучения предмета «Литература» в 6 классе

 

Личностные результаты:

  • воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию осознанного выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия социально значимым труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
  • значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение членов своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • использование различных источников информации (словарей, энциклопедии, интернет-ресурсы и другое) для решения познавательных и коммуникативных задач.

Достижение личностных результатов осуществляется в процессе реализации приоритетной цели литературного образования – «формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма».

Метапредметные результаты:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основание и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение;
  • осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникаций для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Метапредметные результаты также включают:

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребностей в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • воспитание квалификационного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Предметные результаты:

в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
    в коммуникативной сфере:
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Ученик 6 класса научится:

 - понимать образную природу словесного искусства, содержание изученных литературных произведений;

- правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

- выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;

- осмысленно анализировать изучаемое в школе или прочитанного самостоятельно художественное произведение (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

- определять принадлежности произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

- обосновывать свое суждение, составлять характеристики героев, аргументированный отзыв о прочитанном произведении;

- выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторскую оценку в раскрытии содержании прочитанного произведения;

- составлять план изучаемого произведения;

- объяснять роль художественных особенностей произведения и работать со справочным аппаратом учебника;

- владеть монологической и диалогической речью, готовить сообщения, доклады;

- составлять письменный ответ на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

- выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, формулировать выводы;

- высказывать собственное суждение об иллюстрациях;

- сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинения по картине;

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям,

характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.

Ученик 6 класса  получит возможность научиться:

- создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определять свой круг чтения и оценивать литературные произведения;

- находит нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

3.Содержание учебного предмета «Литература» в VI классе.

Раздел

Содержание раздела

Количество часов

Виды учебной деятельности

Введение

1.Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

1

Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.

Из мифологии

2 .Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.

3

Понимание ключевых проблем изученных произведений мифологии.

Из устного народного творчества

3. Предания, легенды, сказки.

Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки. 

3

Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора.

Из древнерусской литературы

4 .«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план. 

4

Понимание ключевых проблем древнерусской литературы, понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

Из русской литературы VIII века

5. М.В. ЛОМОНОСОВ  

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речи: выразительное чтение.

3

Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 18 века. Определение  в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимании их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.

Из литературы XIX века

6.1 В.А. ЖУКОВСКИЙ  

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речи: выразительное чтение.

6.2 А.С. ПУШКИН  

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».

Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи

Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

6.3 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ  

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус», «Листок» .Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.

Для заучивания наизусть

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.

6.4 Н.В. Гоголь  

«Старосветские помещики»; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

6.5 И.С. ТУРГЕНЕВ  

«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

6.6 Н.А. НЕКРАСОВ  

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям  Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

6.7 Л.Н. ТОЛСТОЙ  

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матан», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза.

Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.

6.8 В.Г. КОРОЛЕНКО  

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.

Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.

6.9 А.П. ЧЕХОВ  

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды  пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).

49

Совершенствование духовно-нравственных качеств  личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.   Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка  и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.

Из литературы XX века

7.1 И.А. БУНИН  Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.

Для заучивания наизусть.  И.А. Бунин. «Не видно птиц...»

7.2  А.И. КУПРИН

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель».  Рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.

Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде

7.3C.A. ЕСЕНИН  

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Для заучивания наизусть

С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.

7.4 «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»

А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;

Ф.К. Сологуб.   «Под черемухой цветущей...»,   «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»; А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;

Б.Л. Пастернак. «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;

А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.

7.5 М.М. ПРИШВИН  

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.

7.6  Н.М. РУБЦОВ  

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Для заучивания наизусть

Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.

7.7Из поэзии о Великой Отечественной войне.  

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Для заучивания наизусть: Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.

7.8 В.П. АСТАФЬЕВ  

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.

23

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.   Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Понимание ключевых проблем изученных произведений, умение анализировать, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой  изученных произведений, классные и домашние творческие работы.

Из зарубежной литературы

8.1Восточные  сказки  «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

8.2 БРАТЬЯ ГРИММ  

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Развитие речи: рассказ от другого лица.

8.3 ДЖ. ЛОНДОН  

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.

Внеклассное чтение. Э. Сетон-Томпсон Краткие сведения о писателе.

Внеклассное чтение. «Виннипегский волк» Главная мысль рассказа.

Литературная викторина "По страницам прочитанных произведений"

15

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культуре других народов.      Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы, умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств и цитат из текста, уметь вести диалог.

Итоговый урок

1

Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. Понимание русского слова  в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковыхсредств в создании художественных образов литературных произведений.

Резерв

3

Всего

105


Для заучивания наизусть:

М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…»

А.С. Пушкин. «Зимнее утро».

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору).

Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...».

И.А. Бунин. «Не видно птиц. Покорно чахнет...»

С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

Стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору).

Для домашнего чтения:

Из устного народного творчества

Сказки: «Два Ивана — солдатских сына», «Каша из топора».

Из героического эпоса

Корело-финский эпос«Калевала» (фрагмент); «Песнь о Роланде» (фрагменты); «Песнь о   Нибелунгах» (фрагменты).

Из древнерусской литературы

«Подвиг юноши Кожемяки», из «Сказаний о Святославе».

Из русской литературы XIX века

В.А. Жуковский. «Кубок».

А.С. Пушкин. «Если жизнь тебя обманет…», «Простите, верные дубравы…», «Еще дуют холодные ветры...»

М.Ю. Лермонтов. «Пленный рыцарь».

Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе (два-три – по выбору).

Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос».

Н.С. Лесков. «Человек на часах».

А.П. Чехов. «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия».

Из русской литературы XX века

А.А. Блок. «Там неба осветленный край…», «Снег да снег…»

Ф. Сологуб. «Под черемухой цветущей…», «Порос травой мой узкий двор…», «Словно лепится сурепица…», «Что в жизни мне всего милей…»

И.А. Бунин. «Нет солнца, но светлы пруды...», «На высоте, на снеговой вершине...», «Тропами потаенными...»

Б.Л. Пастернак. «После дождя».

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи».

А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…»

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре».

В.К. Железников. «Чучело».

В.П. Крапивин. «Мальчик со шпагой».

Р.П. Погодин. «Время говорит — пора», «Зеленый попугай».

А.Г. Алексин. «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе».

Из зарубежной литературы

А. Шклярский. «Томек среди охотников за человеческими головами». (Пер. с польского.)

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

 

Содержание

Кол-во часов

Дата

План

Факт

О литературе, писателе и читателе. Книга и её  роль в жизни человека.

1

1нед

«Одиссей на острове циклопов. Полифем.

1

1нед

Гомер «Одиссея». Песнь девятая (фрагмент)

1

1нед

Легенда «Солдат и смерть»

1

2нед

Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана».

1

2нед

 Сказки. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности

1

2нед

 «Сказание о белгородских колодцах».

1

3нед

 «Повесть о разорении Рязани Батыем».

1

3нед

Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. «Поучение Владимира Мономаха»

1

3нед

Анализ письменных работ – поучений.

1

4нед

М.В. Ломоносов – гениальный ученый; теоретик литературы, поэт.

1

4нед

Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».

1

4нед

М.В. Ломоносов о значении русского языка. М. В. Ломоносов и Петр Великий

1

5нед

В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин

1

5нед

Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Творческая история создания произведения.

1

5нед

Анализ баллады в. А. Жуковского «Светлана».

1

6 нед.

А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга

1

6 нед.

А. С. Пушкин «Зимнее утро».

1

6 нед.

Контрастные образы и эмоционально противоположные мотивы в стихотворении «Зимнее утро».

1

7 нед.

А.С. Пушкин «Зимний вечер». Выявление контрастных образов или эмоционально противоположных мотивов в стихотворениях

1

7 нед.

РР. Конкурс выразительного чтения наизусть стихотворений А. С. Пушкина.

1

7 нед.

А. С. Пушкин «Дубровский» История создания. Прототипы. Историческая эпоха в романе

1

8 нед.

Причины ссоры Дубровского и Троекурова

1

8 нед.

Отец и сын Дубровский.

1

8 нед.

Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник

1

9 нед.

Дубровский и Маша Троекурова

1

9 нед.

Р. Р. Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию продолжения романа А.С. Пушкина «Дубровский

1

9 нед.

Анализ письменных работ.

1

10 нед.

М.Ю. Лермонтов. Знакомство с творческой биографией.

1

10 нед.

Анализ стихотворения "Тучи".

1

11 нед.

Анализ стихотворения  "Парус", « На севере диком стоит одиноко»

1

11 нед.

Стихотворения «Листок», «Утес». Многозначность художественного образа.

1

12 нед.

Р. Р. Конкурс творческих работ.

1

12 нед.

Краткая характеристика творчества Н.В. Гоголя.

1

12 нед.

Н. В. Гоголь. «Старосветские помещики». Своеобразие художественного пространства повести.

1

13 нед.

Мир старосветских помещиков. Причины гибели старосветских помещиков

1

13 нед.

РР. Подготовка к написанию сочинения на тему "Чему научила вас повесть Н.В. Гоголя "Старосветские помещики"

1

13 нед.

Р.Р. Сочинение "Чему научила вас повесть Н.В. Гоголя "Старосветские помещики"

1

14 нед.

И.С. Тургенев «Записки охотника». Творческая история и своеобразие композиции.

1

14 нед.

Рассказ «Бирюк». Идея произведения и авторский замысел.

1

14 нед.

Трагическое одиночество, незаурядность главного героя рассказа И. С. Тургенева «Бирюк».

1

15 нед.

И.С. Тургенев «В дороге». Стихотворения в прозе: «Два богача», «Воробей», «Русский язык».

1

15 нед.

Н.А. Некрасов «Тройка».

1

15 нед.

Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...»,

1

16 нед.

«Великое чувство! у каждых дверей...».

1

16 нед.

Л.Н. Толстой в 30-е – 50-е годы 19 века.

1

16 нед.

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы из повести). «Маmаn», «Наталья Савишна». Душевная красота русской женщины.

1

17 нед.

ВЧ. Анализ глав «Горе», «Письмо», «Последние грустные воспоминания».

1

17 нед.

Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди».

1

17 нед.

РР.  «Самопожертвование во имя любви» (по рассказу Л. Н. Толстого  «Бедные люди».

1

18 нед.

В.Г. Короленко. Краткие сведения о писателе.

1

18 нед.

«В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия.

1

18 нед.

Отец и сын.

1

19 нед.

Дружба Валека, Васи и Маруси.

1

19 нед.

Дети и взрослые в повести. Система образов.

1

19 нед.

А.П. Чехов. Личная и творческая биография

1

20 нед.

Художественные особенности сатирических и юмористических рассказов А.П. Чехова. «Толстый и тонкий» социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе.

1

20 нед.

ВЧ. Рассказ А. П. Чехова «Налим».

1

20 нед.

Р.Р. Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию сочинения-повествования на тему «Смешной случай из жизни».

1

21 нед.

И.А. Бунин. Своеобразие рассказа «Лапти» И.А. Бунина.

1

21 нед.

Символическое противопоставление сил добра и зла в рассказе «Лапти»

1

21 нед.

Мир природы и человека в стихотворении И.А. Бунина. «Не видно птиц...»

1

22 нед.

А.И. Куприн. Детские годы писателя

1

22 нед.

ВЧ. Рассказ «Белый пудель» А. И. Куприна

1

22 нед.

ВЧ. Выявление художественной идеи рассказа «Белый пудель».

1

23 нед.

А.И. Куприн. «Тапёр».

1

23 нед.

Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе.

1

23 нед.

С.А. Есенин. Краткие сведения о поэте.

1

24 нед.

«Песнь о собаке», художественная идея стихотворения.

1

24 нед.

«Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворений. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

1

24 нед.

РР. Выразительное чтение наизусть стихотворений С.А. Есенина

1

25 нед.

М.М. Пришвин. Краткие сведения о писателе.

1

25 нед.

Рассказ «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя. Особенности жанра.

1

25 нед.

Образы Насти и Митраши.

1

26 нед.

Смысл названия сказки – были М. М. Пришвина.

1

26 нед.

РР. В мастерской художника (знание художественной детали).

1

26 нед.

А. А. Ахматова. «Мужество», «Победа». Самоотверженность защитников Родины.

1

27 нед.

А. А. Ахматова. «Родная земля». Гражданская позиция автора.

1

27 нед.

Литературно – музыкальная композиция «Сороковые – роковые» (М. В. Исаковский «В прифронтовом лесу», С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной», К. Симонов «Жди меня..», Д. Д. Самойлов «Сороковые, роковые…», Р. Г. Гамзатов «Журавли».

1

27 нед.

В.П. Астафьев. «Последний поклон».

1

28 нед.

В. П. Астафьев Выявление мотивов поступков героя, смысл названия рассказа "Конь с розовой гривой".

1

28 нед.

Бабушка и внук.

1

28 нед.

РР Составление рассказа от имени героя.

1

29 нед.

Н. Рубцов «Звезда полей», художественная идея стихотворения.

1

29 нед.

Н. Рубцов «Тихая моя родина», связь лирического героя с малой родиной.

1

29 нед.

Арабские сказки «Тысяча и одна ночь». Знакомство с историей создания книги. «Сказка о Синдбаде – мореходе».

1

30 нед.

Тематика и проблематика сказки.

1

30 нед.

Сходство и различие народных и литературных сказок

1

30 нед.

Сказка Братьев Гримм «Снегурочка».

1

31 нед.

Сопоставление сказки «Снегурочка» братьев Гримм и «Сказки о мертвой царевне» А.С. Пушкина.

1

31 нед.

О. Генри. Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез.

1

31 нед.

Мир пороков взрослых. Жажда наживы, стяжательство.

1

32 нед.

Дети и взрослые в рассказе "Вождь краснокожих".

1

32 нед.

Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе

1

32 нед.

Рассказ Д. Лондона  «Любовь к жизни».

1

33 нед.

Жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге рассказа "Любовь к жизни".

1

33 нед.

Художественная идея рассказа «Любовь к жизни».

1

34 нед.

РР. Письменный развернутый ответ на вопрос.

1

34 нед.

ВЧ. Э. Сетон-Томпсон.  Краткие сведения о писателе.

1

34 нед.

ВЧ. «Виннипегский волк» Главная мысль рассказа.

1

35 нед.

Литературная викторина "По страницам прочитанных произведений"

1

35 нед.

Итоговый урок. Рекомендации по самостоятельному чтению.

1

35 нед.

Резервный урок.

1

35 нед

Резервный урок.

1

35 нед

Резервный урок.

1

35 нед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику Г.Меркина

Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования...

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Г.Меркина

Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования...

Рабочая программа по литературе. 6 класс, учебник Г. С. Меркина.

Рабочая программа составлена в соответствии с новыми ФГОС. Включает в себя учебно-тематическое и учебно-календарное планирование. Рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю)...

рабочая программа по литературе 6 класс по Г.С.Меркину.

Рабочая прогамма рассчитана на 70 часов (2 раза в неделю)   Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», авторы-составители...

Изменения в рабочую программу по литературе 7 класс по Г.С.Меркину

  В связи с внесенными изменениями в годовой  календарный график на 2013-2014 учебный год, организационный раздел ООП НОО, ООП ООО, учебный план на 2013-2014 учебный год  ( прика...

Изменения в рабочую программу по литературе 6 класс по Г.С.Меркину

  В связи с внесенными изменениями в годовой  календарный график на 2013-2014 учебный год, организационный раздел ООП НОО, ООП ООО, учебный план на 2013-2014 учебный год  ( прика...

рабочая программа по литературе, 5 класс, по Г.С. Меркину в соответствии с ФГОС

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе авторской программы по литературе «Программа  к...