Урок по повести Л. Андреева "Иуда Искариот"
план-конспект занятия по литературе (10 класс)

Гордеева Эвелина Вячеславовна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iuda_iskariot.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта педагогической мастерской по повести Л.Андреева «Иуда Искариот»

  • обучающая: постижение идеи произведения через раскрытие образов героев, мировосприятие их и автора; наблюдение за языком художественного произведения как средством характеристики героев и осуществления замысла писателя; закрепление отличительных особенностей экспрессионизма как литературного направления; совершенствование навыков анализа текста;
  • развивающая: развитие логического мышления (умение анализировать поступки, делать выводы, объяснять, доказывать свою точку зрения); развитие монологической речи учащихся; развитие творческих способностей учащихся, их способности к самообучению (групповые задания творческого характера);
  • воспитательная: воспитание нравственных ценностей и критического отношения ко злу в работе над текстом;
  • Оборудование: мультимедийная система

Предварительное домашнее задание: 1. Сравнить текст любого Евангелия с текстом Л. Андреева. 2. Подготовить художественный пересказ эпизода «Иисус у Понтия Пилата». 3. Индивидуальные задания


Технологический

этап


Действия учителя


Действия

учащихся

Индукция

(наведение)

1.Запись увертюры к рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда» Ллойда Уэббера и Tнма Райса .

2. Слово учителя ( на фоне тихо звучащей музыки).

Это увертюра к рок-опере, созданной в 1970 году молодыми людьми – англичанами либреттистом Тимом Райсом (1944 г.) и композитором Эндрю Ллойдом Уэббером (1948) на один из сюжетов Вечной Книги - Библии о предательстве сыны Человеческого Иудой, и называется эта опера «Иисус Христос – Суперзвезда». А еще раньше, на рубеже веков 19 и 20-го, к этой же теме обратился русский писатель Леонид Андреев, создав повесть «Иуда Искариот», которую вы читали дома и с содержанием которой предстоит разобраться на уроке.

  • .

Эпиграф урока:

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумление
И равнодушие толпы.

А. Ахматова. 1915 г.

Ход урока.

В жизни каждого человека наступает такое время, когда ему хочется разобраться в том, что происходит в мире и с людьми… Сегодня наша культура развивается в новом интеллектуальном пространстве, когда уходят мифы и возвращаются забытые имена, когда разрушаются догмы и возвращаются в сознание людей понятия Добра, Милосердия, Человечности и Покаяния. Мы все чаще говорим о духовности, о духовном обновлении человека. И на сегодняшнем уроке мы будем говорить об очень важном: о Добре и Зле, о Совести и Вере, - и мне очень хочется, чтобы чудо постучалось в каждое ваше сердечко и сделало Вас еще добрее и чище…

Тема евангельских мотивов в русской литературе появляется время от времени как своеобразное знамение времени. И мы сегодня, обращаясь к творчеству Леонида Андреева, попытаемся разобраться в общечеловеческих, философских, нравственных проблемах его произведения. Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества. Уходя корнями в далекое прошлое, она на протяжении ряда столетий привлекает внимание философов, поэтов, прозаиков. Первоисточник, безусловно, – это Библия. Но эта проблема поднималась в древнерусской житийной литературе, в творчестве Пушкина и Лермонтова, Л.Толстого и Ф.М.Достоевского, М.Булгакова и Л.Андреева.

  1. Слово о Л.Н.Андрееве

(Слайд 1. Портрет Л.Андреева) Сообщение ученицы, самостоятельно подготовившей рассказ о жизни и творчестве писателя.

- работают со словарем;

- формулируют вопросы по тексту;

- подбирают поэтические ассоциации.


Самоконструкция


- Чем же так притягателен этот библейский сюжет, что на протяжении многих веков не перестает волновать сознание людей? Вы хорошо знаете, что согласно христианским представлениям, «Христос – воплощение истины, добра и красоты», а предавший его «Иуда - олицетворение лжи, подлости и коварства». Эти образы представляют собой многозначную симметричную антитезу, не раз дававшую пластический мотив для разных видов искусства. Конечно, не остался в стороне и Леонид Андреев, который в этом традиционном противопоставлении Иуды другим апостолам увидел одно из основных противоречий христианского учения.

Что вело Иуду к предательству, и всегда ли положительны Иоанн, Петр, Фома и другие ученики Христа - вот те вопросы, которые заставили Л. Андреева создать это произведение и на которые мы и поищем сегодня ответы на страницах повести «Иуда Искариот». Почему эту повесть справедливо назвать «повестью отчаянья и надежды» и кто же, в конце концов, Иуда - победитель или проигравший в этом вечном споре добра и зла?

Ученики отмечают отличия в содержании:

  • Иуда в повести выглядит чудовищней, чем в Библии, само же произведение потрясает и возмущает;
  • у Л. Андреева Иуда предает Христа по собственной воле, в Библии - “но диавол соблазнил его, и он стал ненавидеть спасителя”;
  • в Библии ученики заступаются за Христа: “ Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: “Господи! Не ударить ли нам мечом?” И один из них ударил раба первосвященника, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха, исцелил его” … Петр 3 раза отрекается от Иисуса … Ученики убегают, но этот поступок является минутной слабостью, так как потом они проповедовали учение Христа, за многие из них поплатились жизнью. Так в Библии. У Андреева же ученики – предатели;
  • и в Библии, и в повести Иуда в общине Христа выполнял обязанности казначея, но “он не столько заботился о нищих, но … был вор”;
  • у Л. Андреева Иисус Христос в основном молчит и всегда на заднем плане, главный герой Иуда;

общее в языке произведений:

  • притчи, христианские наставления;
  • цитаты из Библии в повести: “И к злодеям причтен” (7 гл.), “Осанна! Осанна! Грядый во имя господне” (6 гл.);
  • часто предложения и в Библии , и в повести начинаются с союзов и, а, что придает текстам разговорный характер: “И Иуда поверил ему – а он вдруг украл и обманул Иуду… И все обманывают его”; “А они посмеялись надо мною… и дали мне поесть его, и я попросил еще…”;
  • в Библии и в повести встречается стилистический прием – инверсия: “разостлали на земле плащи свои”, “приветствовал его народ”. Но в отличие от Библии, у Андреева много необычных образных сравнений;
  • Л. Андреев употребляет в повести устаревшие формы слова: “И тихо бия себя в грудь”, “И, внезапно сменив быстроту движений медленностью…

Вывод: автор максимально сближает язык произведения с библейским, чтоб расположить к себе читателя, но нарушает сюжет:  ученики Христа – трусы, предатели,  а Иуда двуличный, непонятный, но умный.

Постановка проблемного вопроса:

Зачем писатель это делает? Какова идея произведения? На эти вопросы мы и постараемся ответить на нашем уроке.

Анализ повести “Иуда Искариот”.

Л. Андреев не был первым, кто обратился к теме предательства Иуды. Так, например, есть Иуда герой и великомученик у М. Волошина:

Боже, верю глубоко,

Что Иуда -  Твой самый старший и верный

Ученик, что он на себя принял

Бремя всех грехов и позора мира,

Что, когда Ты вернешься судить землю,

И померкнет солнце от Твоего гнева,

И сорвутся с неба в ужасе звезды,

Встанет он, как дымный уголь, из бездны,

Опаленный всею проказой мира,

И сядет рядом с Тобою!..

 А в «Биографии Иуды» Сюзан Губар, появившейся в средние ХХ века, он – “совершенный злодей во всем”. В рассказе Х.Л. Борхеса “Три версии предательства Иуды” доказано, и довольно изобретательно, что Иуда – это и есть И. Христос. Есть и немало других реконструкций образа Иуды и мотивов его предательства, но их количество и многообразие лишь подтверждает тот факт, что Иуда давно перестал быть только персонажем Священного Писания, превратившись в вечный образ мировой художественной культуры.

Какой же Иуда у Л. Андреева? Обратимся к повести.

Знакомство с Иудой начинается еще до его появления на страницах произведения.

  • Каким образом и что мы узнаем о нем?

Мы узнаем об Иуде из рассказов о нем в народе: это “человек очень дурной славы”, “корыстолюбив”, “крадет искусно”, потому “его нужно остерегаться”. То есть мирная жизнь города и христианской общины оказалась нарушена слухами, которые пугали. Так с первых строк в произведении начинает звучать мотив тревоги.

  • Как реагирует природа на появление Иуды? (Зачитать)
  • Какие чувства вызывает описание природы? (Опять тревогу.)
  • Как автор передает это ощущение? (Лексические повторы – “тяжелый”, “тяжело”; антитеза: белый – красный; аллитерация: шипящие, твердость [т]).

В это время и появляется Иуда: конец дня – ночь, как будто бы прячется от людей. Настораживает и время появления героя.

  • Как же выглядит Иуда? (Зачитать). Слайд №2 «Иуда»
  • Что можно сказать о герое по его описанию внешности?

Противоречива внешность – противоречиво и поведение, двуличен. Противоречия героя даны через стихотворный прием – противопоставление, антитезу.

  • Какое чувство вызывает описание внешности?

Тревогу. Об этом говорит автор (звучат цитаты) и нагнетает это ощущение описанием головы Иуды.

  • Как называется этот художественный прием у Л. Андреева? (Экспрессивная образность.)

Иуда пока ничего не совершил, но атмосфера повествования все более накаляется.

  • А как называют героя в произведении? Кто?

Ученики чаще называют Иудой, а “уродина, “наказанная собака”, “насекомое”, “чудовищный плод”, “суровый тюремщик”, “старый обманщик”, “серый камень”, “предатель” - так называет автор. Для Л. Андреева характерно, что часто он называет героя не по имени, а метафорами, понятиями, имеющими обобщенное значение.

  • Скажите, почему? ( В духе экспрессионизма. Так он выражает свои чувства.
  • Каково же отношение автора к Иуде? (Негативное.)

Но нельзя забывать, что в основе произведения библейский сюжет. А что означает имя в Библии? Давайте постараемся разобраться в некоторых библейских понятиях:

Ученица: в религии существует культ имени. Есть даже религиозное направление – имяславие, имя и суть человека совпадают. Например, Христос – и имя, и божественная сущность. Зло никогда не будет во имя чего-то. Поэтому у преступников, как правило, прозвища. Имя – ценность. У Иуды не было дома, семьи, детей, т.к. “Иуда – дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды”. Часто он называется оскорбительно, а не по имени.

  • Почему же такого жуткого человека приблизил к себе Иисус?

“Дух светлого противоречия влек его к отверженным и нелюбимым”. Т.е. поступками Иисуса руководит любовь к людям. (На доске составляется таблица).

  • А Иуда как относится к Иисусу? (Любит.)
  • Почему же меняется отношение Иисуса к нему? (Зачитать).
  • Какое событие тому предшествовало? (Иуда оказался прав,  когда говорил о людях плохое. Это подтвердилось: женщина обвинила Иисуса в краже козленка, которого потом нашла запутавшимся в кустах.)
  • Значит ли этот факт, что Иуда разбирается в людях? Что же он говорит о людях? (Зачитать).

Записываем в таблицу: не любит людей, т.к. в них – видит источник зла.

  • Какое следующее событие усилило размолвку между Иудой и Иисусом? Спасает жизнь Иисусу.
  • Чего ожидает Иуда за свой поступок? Похвалы, благодарности.
  • А что получил? Еще больший гнев Иисуса.
  • Почему? Лгал.
  • А какова позиция Христа? Говорить правду. (Заполняем таблицу № 1  и делаем вывод: сталкиваются два мировоззрения, в этом конфликт произведения, и он носит богоборческий характер.)

Ученики

Слова

Кротость

Послушание

Поступки

Двуличие

Отсутствие мнения

Угодничество

Честолюбие

Борьба за первенство

Предательство

трусость

Богоборческие мотивы

  • Кто борется с Богом? (Автор)

Вывод: автор развенчивает образы апостолов, показывает несостоятельность христианских воззрений. Взгляды автора и Иуды совпадают.

  • Расскажите притчу о смоковнице. Зачем ее рассказывает Иисус Иуде?

Притча указывает на то, как Бог поступает с грешниками. Он не торопится рубить с плеча, а дает нам шанс исправиться, “желает покаяния грешников”.

  • Но считает ли Иуда себя грешником?

Нет. И менять свои взгляды не собирается. Однако он понимает, что Иисус не согласится с ним никогда. Тогда-то и решается Иуда на последний шаг: “А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда”.

  • Как он себя ведет, посетив Анну ?(Двусмысленно: не отговаривает от путешествия в Иерусалим Иисуса и предает).
  • Как предает? (Целуя). Слайд 6
  • Почему целует? (Любит).
  • Докажем, что его поступками движет любовь к Иисусу. (Окружил учителя нежностью и вниманием, предупреждал об опасности, принес 2 меча, призывал беречь Иисуса.)
  • На пути к Голгофе Иисус является перед синедрионом.
  • Отсюда огромной и крикливой толпой все двигались к Понтию Пилату на последний допрос и суд. (Слайд 7. У Понтия Пилата)
  • Что испытывает Иуда во время допроса Иисуса? Началась позорная слава Иуды. Его ненавидели и боялись. Но он был равнодушен.

VI. Художественный пересказ эпизода. ( Индивидуальное домашнее задание).

– Ребята, одна из страшнейших картин повести – это, на мой взгляд, избиение Иисуса Христа.

VII. Выразительное чтение эпизода “Иисус идет на казнь”. 

(Слайд  8- 9. Распятие)

  • Почему же Иуда предает? Хочет смерти Иисуса? (Нет).
  • А чего он хочет? (Иуда создал, подобно Раскольникову, свою теорию, согласно которой все люди плохие, и хочет теорию проверить на практике. Он до последнего надеется, что люди заступятся за Христа. ( Зачитайте фрагменты, подтверждающие это.)
  • Как в этом эпизоде автор раскрывает психологию героя? (Повторы событий и лексические повторы усиливают напряжение. Антитеза ожиданий Иуды тому, что делает народ, вызывает тревогу. Тягостное чувство ожидания передают многоточия. Опять двойственность Иуды: ждет, что народ спасет Христа, и в нем все поет: “Осанна!” - и радуется, когда его теория подтвердилась: “Осанна!” Возгласы радости в восклицательных знаках, в оксюмороне “радостно одинокий”)
  • Иуда доказал теорию. Почему же он повесился? (Любил Христа, хотел быть с ним).
  • Настоящая любовь жертвенная. Чем жертвует Иуда? (Обрекает себя на вечный позор).
  • Еще почему повесился? 9Увидел неотвратимость на земле зла, отсутствие любви, предательство. (Обращение к  эпиграфу урока.)
  • Психологизм последних страниц повести достигает наивысшего накала. Как передает это автор? В словах автора: “Иуда хрипло спросил…”, “И Искариот громко заплакал”, “страшные слова, раздирающие горло”. Волнение Иуды передается в знаках препинания (многоточия, восклицательные знаки, риторические вопросы); через поступки – бросает серебреники в лица первосвященника и судей; в антитезе: волнению Иуды противопоставлено равнодушие Анны, спокойствие учеников. Лексические повторы заставляют возмущаться.
  • Как внешне преображается Иуда? “…был взор его прост, и прям, и страшен в своей голой правдивости”. Двуличие исчезает – скрывать нечего. Его прямоту и правду автор подчеркивает аллитерацией: [пр], [р].
  • Кто же Иуда: победитель или побежденный? Он и победитель, т.к. его теория подтвердилась. Он и побежденный, т.к. его победа далась ценой смерти.
  • В этом противоречие Л. Андреева: зло безобразно, поэтому его Иуда страшен, и автор неприязненно относится к нему, но соглашается с его суждениями. Имя Иуды стало нарицательным. Означает “предатель”. Заканчивается повесть словом “предатель”, символизирующим распад человеческих отношений.
  • Каково ваше отношение к Иуде? Есть за что уважать: умен, разбирается в людях, искренне любит, способен отдать свою жизнь. Жалко его, но одновременно и презираешь. Двуличен он был, и чувства к нему двойственные.

В 2006 году впервые было опубликовано частично реконструированное Евангелие от Иуды — евангелие на коптском языке, входящее в найденный в 1978 году в Египте кодекс Чакос. Найденный текст, возможно, является переводом утраченного греческого оригинала. Книга с таким же названием упоминается в антиеретических сочинениях Иринея Лионского и Епифания Кипрского. В отличие от канонических Евангелий, в этом евангелии Иуда Искариот показан как единственный подлинный ученик, совершивший предательство по воле Самого Иисуса Христа. (Слайд 10)

Главным сюжетным отличием данного евангелия от канонических является утверждение, что Иуда не был предателем, и выдал Христа римлянам по Его же просьбе. Иуда был, наоборот, самым успешным учеником и единственным, кто целиком и полностью понял замысел Христа, и именно потому он согласился сыграть в нём эту важную роль, отказавшись от всего — славы в веках, признанности своего евангелия и даже самой жизни. Хочется так же отметить для того чтобы оставить о себе правильный след в истории, Иуда задумал поцеловать Христа, в момент, когда привел к нему воинов, но мы знаем, что именно этот поцелуй, сыграл отрицательную роль в отношении к Иуде.

Теперь давайте попытаемся ответить на поставленный в начале урока вопрос: зачем автор представляет нам образ Иуды, который традиционно трактуется как отрицательный, в ином ключе? Какую мысль до нас хочет донести?

Образ Иуды, созданный Л. Андреевым, единственный в мировом искусстве со столь же единственной экстравагантной трактовкой сюжета. И очень убедительной. При жизни Л. Андреев называл Царствие Небесное “чепухой”. Автор смело перекраивает двухтысячелетние образы, чтобы заставить читателя возмутиться открывшейся бессмыслицей. В повести отразились противоречия эпохи, в которой жил Л. Андреев. Его волнуют вечные вопросы: что правит миром: добро или зло, истина или ложь, можно ли жить праведно в неправедном мире. А вы как думаете?


- подбирают поэтические ассоциации;

- пытаются объяснить свой выбор

Социоконструкция

и

социализация

- Объединившись в группы, поделитесь поэтическими ассоциациями, попытайтесь найти ответ на вопрос, чем отличается точка зрения Андреева от традиционной ортодоксальной в отношении Иуды Искариота;

- проанализируйте повесть, опираясь на вопросы, предложенные каждой группе;

- нарисуйте иллюстрацию (можно словесную) к самому важному для понимания всей повести, с вашей точки зрения, эпизоду.

Работают в группах по заданию, формулируют ответы на вопросы, делают выводы, оформляют рабочие материалы;

создают иллюстрации.

Афиширование

Организует представление полученных в группах в ходе обсуждения результатов;

помогает сделать выводы;

организует демонстрацию созданных иллюстраций, обоснование выбора;

Представляют результаты.

I группа

«Молитва в Гефсиманском саду »

а) ария Иисуса из русской версии рок-оперы «Иисус Христос - Суперзвезда» (ис-полняет Михаил Серышев);

б) защита - объяснение причин выбора именно этого эпизода.

II группа

«Поцелуй Иуды»

а) чтение этого эпизода в ролях (возможна инсценировка)

б) защита.

III группа

«Распятие Иисуса Христа»

а) чтение эпизода наизусть;

б) защита.

Разрыв

Акцентирует внимание учащихся на особенностях трактовки текста авторами иллюстраций.

Направляет и корректирует процесс соотнесения родившихся в классе точек зрения с позицией автора.

Демонстрирует видеозапись киноверсии рок-оперы режиссера Нормана Джуисона с Карлом, Андерсоном в роли Иуды;

Напоминает о библейском значении самоубийства, об отношении к Иуде официальной церкви.

Предлагает дома написать творческую работу:

«Мое отношение к Иуде Искриоту»

Самостоятельно формулируют и записывают окончательный вывод, отвечая на вопросы:

- кто же Иуда – победитель или проигравший?

- что же хотел сказать Андреев, так изменив библейский сюжет?


Рефлексия


- Вот и прочитан последний абзац повести Леонида Андреева «Иуда Искариот», где само слово «предатель» трижды написано автором с большой буквы. Почему?

- Так кто же Иуда: предатель или жертва, чья судьба так же предопределена, как и судьба самого Иисуса; победитель или проигравший схватку со злом или он само зло?

И как быть с хорошо известными библейскими заповедями: «Возлюби ближнего своего как самого себя» и «Не судите да несудимы будете»?

- Сделайте свой выбор: если ваше сердце сегодня тронула история предательства в интерпретации Андреева и в нем поселилось сострадание, то подарите свое сердце тому, что есть лучшего в Андреевском Иуде, если же в вашем сердце все еще живет обида и ненависть, то бросьте свой камень в Иуду Искариота. Делая свой выбор, помните слова Высоцкого, вынесенные эпиграфом к уроку:

Ненависть ― пей, переполнена чаша!

Ненависть ― требует выхода, ждет.

Но благодарная ненависть наша

Рядом с любовью живет!


Учащиеся посредством презентации выражают свое отношение к прочитанному, посылая сердечки на светлую сторону лица Иуды или камни на его тем