Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 6 класса "Литературный калейдоскоп"
план-конспект занятия по литературе (6 класс)

Намсараева Виктория Валерьевна

         Интеллектуальная игра состоит из 7 туров.  Разнообразные задания призваны развивать логическое мышление и  умение устанавливать  ассоциативные связи, расширять читательский кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_kaleydoskop_6_kl.docx37.14 КБ
Файл literaturnyy_kaleydoskop_6_kl.pptx2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 6 класса

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»

     Интеллектуальная игра состоит из 7 туров. Разнообразные задания   призваны  развивать  логическое мышление и умение  устанавливать ассоциативные связи,  совершенствовать коммуникативные навыки, расширять читательский кругозор учащихся.

Оборудование: презентация Power Point «Литературный калейдоскоп» (приложение),  карточки с заданиями, реквизит  для игры: черный ящик, настольное зеркало, горошина из пластилина.

Цель: способствовать развитию мотивации к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать содержание   прочитанных произведений;

Метапредметные  УУД

Познавательные:

- уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа;

- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;

- уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием;

- уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного.

Коммуникативные:

- уметь аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные:

- уметь выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей;

-  владеть навыками коллективного взаимодействия;

Личностные УУД:

-   формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-   формирование мотивации к самосовершенствованию.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ

  1. ОРГМОМЕНТ

    Ведущий приветствует участников игры. Для участия в игре класс делится на две команды, команда  выбирает капитана, распределяет игроков для участия в каждом туре,  придумывает название и приветствие. Ведущий в начале игры демонстрирует турнирную таблицу  и знакомит с условиями  каждого тура.

Название тура

Задание

Форма работы

Критерий оценивания

1

«Разминка»

Ответить  «да» или «нет» на 10 вопросов на время

Индивидуальная: капитаны команд

Учитывается количество правильных ответов, + дополнительный балл за лучшее время

2

«Угадай писателя»

Установить связи элементов КРОССЕНСА , назвать писателя и объяснить свой ответ.

Групповая, 5 человек из команды.

Задания на слайдах

Каждая команда отвечает на 3 вопроса (до 3 баллов за ответ: оценивается  правильность ответа и полнота комментария).

3

«Идентификация»

Проводится по   правилам  игры «Кто я?»

 Групповая: 6 человек. Один из игроков  задает вопросы команде и пытается отгадать имя персонажа.

По одному баллу за правильный ответ

4

«Четвертый лишний»

 Исключить лишнее

Фронтальная

Задания на слайдах

Балл достается команде, первой ответившей на вопрос

5

«Черный ящик»

Игроки  угадывают предмет, спрятанный в черном ящике

Групповая, 5 человек

1 балл за правильный ответ

6

«Литературные  перевертыши»

Отгадать зашифрованное название произведения, назвать автора.

Групповая, 5 человек

Задания на карточке

1 балл за название произведения.

1 балл, если назван автор произведения

7

«Гонка за лидером»

Викторина. Каждая команда отвечает на свои вопросы  на время

Фронтальная, с каждой командой

За правильный ответ  1 балл, дополнительный балл за лучшее время

  1. ХОД ИГРЫ

  1.  «Разминка»

   Капитаны команд  отвечают на вопросы викторины.   Дается  1 балл за каждый правильный ответ и дополнительный балл за лучшее время.

Вопросы для  капитана первой команды

ответы

Вопросы для капитана второй команды

ответы

1

Елисейские поля в Париже названы в честь королевича Елисея, героя сказки А.С.Пушкина.

нет

Поэма А.С.Пушкина начинается строками «У лукоморья дуб зеленый…»

да

2

Младшего Дубровского звали Алексей

нет

Француза-учителя звали Дефорж

да

3

А.С.Пушкин родился в 1799 году

да

Няню А.С.Пушкина звали Акулина Ивановна

нет

4

Рассказ «Толстый и тонкий» написал А.П. Чехов.

да

Стихотворение «Парус» написал А. С.  Пушкин.

нет

5

М.Ю.Лермонтов учился в Царскосельском лицее.

нет

И.С.Тургенев любил охоту

да

6

Лиза Муромская и Акулина  - это одно и то же лицо.

да

Хорь и Калиныч – это один и тот же человек.

нет

7

Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна происходят на берегу Миссисипи

да

Книга «Алиса в стране чудес» была написана на английском языке.

да

8

Джек Лондон – американский писатель

да

Повесть «Белый клык» написал Марк Твен

нет

9

Гулливер был корабельным врачом

да

Робинзон Крузо  назвал  туземца Пятницей, потому что спас его в этот день недели.

да

10

Геракл подарил  людям огонь

нет

Геракл очистил авгиевы конюшни.

да

  1. «Угадай писателя»  (презентация в Power Point )

        Перед вами КРОССЕНС  – головоломка из девяти  изображений,  расставленных таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.  Ваша задача установить связь между картинками, назвать  писателя и прокомментировать ваше решение.   Критерии оценивания: 1 балл – названы фамилия, имя и отчество писателя,  2 балла –  назван автор,  прокомментирована часть изображений,  3 балла – назван автор, дан комментарий ко всем  изображениям.

1 команда. Ответы:  Л.Н.Толстой, А.П. Чехов, А. де Сент-Экзюпери    

2 команда. Ответы: А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Д. Лондон

  1. «Идентификация»

       Команде и зрителям демонстрируется имя задуманного персонажа.  

      Один игрок из команды, задавая наводящие вопросы, должен отгадать имя  этого героя.  Остальные игроки могут отвечать только «да» или «нет».  Можно задать  максимум 10 наводящих вопросов.

Имена задуманных персонажей:

  1. Гулливер
  2. Робинзон Крузо

  1. «Четвертый лишний»    (презентация в Power Point )

Игроки рассматривают изображения на слайдах, называют лишнее и аргументируют свой ответ.

   Ответы: 4, 3, 1, 2, 4, 3

  1. «Черный ящик»

 Команда  должна назвать спрятанный в черном ящике предмет, о котором  рассказывает ведущий.

  1.     В  одной из сказок  Ганса  Христиана  Андерсена описан эффективный тест на выявление принадлежности к королевской фамилии. Этот «тест» находится в чёрном ящике».

Внимание, вопрос: О каком  предмете идёт речь?  (горошина)

  1. В сказках Г.Х. Андерсена  часто обычные предметы оживают  или превращаются в волшебные, наделенные необыкновенными свойствами.  Этот предмет символизирует истину и всегда говорит правду, но в сказке Андерсена он   искажал  реальность.

Внимание, вопрос: Какой предмет находится в черном ящике? (зеркало

  1. «Литературные перевертыши»

        Задание выполняется на карточке. Необходимо написать, какое литературное произведение зашифровано и кто автор этого произведения.

Ответы к заданиям:

1. “Пёс босиком» («Кот в сапогах», Шарль Перро)

2. «Знайка под землёй» («Незнайка на Луне»,  Николай Николаевич Носов)
3. «Песочная служанка» (Снежная королева»,  Ганс  Христиан Андерсен)
4. «Быль о железной курочке» («Сказка о золотом петушке», А. С. Пушкин)
5. «Великан Рот» («Карлик Нос»,  Вильгельм Гауф) 

6. «Барашек-прямоспинка» («Конек-горбунок», Петр Павлович Ершов)

7. «Гав-гав» («Муму», И. С.Тургенев)

  1. «Гонка за лидером»

 Задача игроков – ответить на вопросы викторины  на время.  За лучшее время  дается  1 балл дополнительно.

Вопросы  для 1 команды

Вопросы для 2 команды

1

У Лермонтова он был белым, у Грина алым. Что это? (парус?)

В каком произведении   И.С. Тургенева  его мать стала прототипом героини?

2

Кто из литературных героев провел 28 лет на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)

Кто из литературных героев помчался вдогонку за белым кроликом и оказался в удивительной стране? (Алиса)

3

Кто из литературных героев потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами? (Гулливер)

В каком литературном произведении можно узнать рецепт сведения бородавок с  помощью дохлой кошки? (В романе  Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)

4

Как звали тетю Тома Сойера? (тетя Полли)

Имя литературного персонажа Г.Х Андерсена означает «закрой  глазки». (Оле Лукойе)

5

Из какого произведения вывод: «Тайное всегда становится явным» . («Денискины рассказы» Виктора Драгунского)

«У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», - говорит о герое «аглицкий полшкипер». Назовите героя (Левша, Н.С. Лескова)

6

Продолжите: «Утром встал, умылся, привёл себя в порядок, …» («приведи в порядок свою планету»)

Продолжите фразу: «Все люди что-то ищут. Но глаза слепы…»   («Зорко лишь сердце»)

7

Самюэль Клеменс прославился книгами о шалостях и приключениях современных ему подростков. Под каким именем он известен нам?

Какую сказку сочинил Антоний Погорельский для своего племянника Алёши, ставшего впоследствии писателем Алексеем Константиновичем Толстым?

(«Чёрная курица, или Подземные жители».)

8

Назовите литературного героя, подковавшего блоху. (Левша)

Кто из литературных героев наряжался в крестьянское платье, когда шел на свидание?

(Лиза Муромская, героиня повести А.С Пушкина «Барышня-крестьянка»)

9

 Персонажами какого произведения являются Кичи, Серый Бобр, красавчик Смит и Уиндон Скотт? (Д.Лондон «Белый клык»)

Как называлась игра, в которую играли ребята на пустыре в рассказе  Валентина Распутина «Уроки французского»? («чика»)

10

Какая лошадиная фамилия была у героя рассказа А.П. Чехова? (Овсов)

Кого, сам того не зная, приручил Маленький принц на своей планете? (розу)

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

Жюри объявляет результаты игры.

Участникам предлагается дать  краткий устный отзыв об игре.

Приложение 1.

презентация Power Point «Литературный калейдоскоп»

Приложение 2

 «Литературные перевертыши» (увеличить перед распечаткой)

Название команды: ____________________________________

Перевертыш

Название произведения

Автор

«Пёс босиком»

«Знайка под землей»

«Песочная служанка»

«Быль о железной  курочке»

«Великан Рот»

«Барашек-прямоспинка»

«Гав-гав»

Приложение 3

Лист оценивания для жюри

Название тура

Задание

Критерий оценивания

Результат

1 команда

2 команда

1

«Разминка»

Ответить  «да» или «нет» на 10 вопросов на время

 Дан правильный ответ – 1 балл.

За лучшее время – 1 балл.

2

«Угадай писателя»

Установить связи элементов КРОССЕНСА , назвать писателя и объяснить свой ответ.

Названы фамилия, имя и отчество писателя – 1 балл; назван автор,  прокомментирована часть изображений – 2 балла;  назван автор, дан комментарий ко всем  изображениям- 3 балла.

3

«Идентификация»

Проводится по   правилам  игры «Кто я?»

По одному баллу за правильный ответ

4

«Четвертый лишний»

 Исключить лишнее

1 балл достается команде, первой ответившей на вопрос

5

«Черный ящик»

Игроки  угадывают предмет, спрятанный в черном ящике

1 балл за правильный ответ

6

«Литературные  перевертыши»

Отгадать зашифрованное название произведения, назвать автора.

Записано название произведения – 1 балл,

Записано имя автора – 1 балл

7

«Гонка за лидером»

Викторина. Каждая команда отвечает на свои вопросы  на время

За правильный ответ  1 балл, дополнительный балл за лучшее время


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

Слайд 2

Угадай писателя

Слайд 9

Четвертый лишний

Слайд 10

1 2 3 4

Слайд 11

1 2 3 4

Слайд 12

1 2 3 4

Слайд 13

3 2 1 4

Слайд 14

1 4 3 2

Слайд 15

Кистенёвка Покровское Тарханы Арбатово 1 2 3 4

Слайд 16

Спасибо за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра "Пример героя зовет на подвиг" (внеклассное мероприятие по литературе в 7 классе 7-го вида)

Разработка игры по литературе. В нее включены произведения, изучавшиеся в 7 классе по учебнику В.Я. Коровиной: былины, повесть Н.В. Гоголя "Тарас Бульба", рассказ М. Горького "Старуха Изергиль"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 8-9 классов "Литературно-лингвистическая игра"

Данная игра проводится с целью развивать познавательные интересы учащихся, их творческие способности, внимание, воображение. А также поддерживать интерес к изучению русского языка и литературы....

Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе « Путешествие в Литературный городок».

Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе  « Путешествие в Литературный городок»....

Внеклассное мероприятие по литературе для 6 класса "По литературным тропинкам"

Внеклассное мероприятие по литературе для 6 класса "По литературным тропинкам" .Содержит в себе сценарий, оценочный лист и презентацию....

Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе к юбилею С.А.Есенина »Тема Родины в творчестве С.А.Есенина» (Литературное кафе) Учитель МОУ» Филимоновская СОШ» Мешкова В.Н.

Цели урока: - раскрыть своеобразие личности С.А.Есенина, основной мотив его творчества,- донести до учащихся мысль о том, что биография и творчество поэта – биография и творчество исключит...