Урок развития речи. Словарь важных слов «Пасха»
план-конспект урока по литературе (5, 6, 7 класс)

Урок по развитию речи, можно проводить в 5-7 классах. Материал можно использовать и для классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_pasha.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Р/Р Словарь важных слов

«Пасха»

  1. Орг.момент. настроить на работу – урок развития речи. Работать в тетради (черновик)
  2. Прослушать музыку – написать ассоциации к звукам
  3. Афишировать ассоциации.
  4. Записать тему: «Пасха».
  5. Записать 2-3 факта, традиции, которые знаете об этом празднике.
  6. Читаем по цепочке, дополняя и не повторяя предыдущее, а остальные записывают новое для себя – продолжают перечисление фактов.
  7. Магистраль учителя.

Сообщаю теорию, несколько легенд  о происхождении традиций, если они не прозвучали ранее.

Пасхальный рассказ как жанр русской литературы

Захаров В. Н.

Христианство оказало глубокое воздействие на мировую литературу. Во многих произведениях нашли свое художественное воплощение и события Священной истории, и память о них — церковные праздники. Их перечень различен у православных, католиков, протестантов; кроме общехристианских — у многих народов есть свои святые, и храмы, и праздники в их честь, но у всех есть Рождество, Пасха, Троица, Вознесение.

В западных христианских церквах главным праздником стало Рождество, в Православии — Пасха. Литературное значение Рождества давно признано и писателями, и читателями: есть свой круг авторов и есть жанр "рождественского рассказа".

   Так же и Пасха, праздник в честь воскресения Христа из мертвых. В Православии — это праздник праздников, торжество из торжеств.
  Многим памятны слова Гоголя о том, как по-разному празднуется "Светлое воскресение" у нас и в "чужой стороне":"В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения. Он это чувствует живее, если ему случится быть в чужой земле. Видя, как повсюду в других странах день этот почти не отличен от других дней, — те же всегдашние занятия, та же вседневная жизнь, то же будничное выраженье в лицах, — он чувствует грусть и обращается невольно к России".

   Празднование Пасхи это, конечно же, не только посещение Богослужения. Этот праздник всегда был любим народом и с ним связано множество обычаев: дарить друг другу особенные подарки, особым образом украшать стол, готовить особенные угощения. В разделе Пасхальный пир вы узнаете о том, как приготовить самый вкусный кулич и необычно раскрасить яйца.

   Традиционные пасхальные куличи и паски хозяйки выпекают в четверг – день распятия Христа. Кулич занимает почетное место на пасхальном столе и с него начинается трапеза. Кулич – это символ хлеба, который Христос преломил с учениками на Тайной Вечере. Одновременно кулич символизирует новое тело и жизнь, которые обретут все верующие после Страшного Суда.

   Одним из главных символов воскресения служит яйцо, которое олицетворяет рождение новой жизни.   Самая красивая легенда - по Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы

 

  1. Не бывает праздника без праздничного настроения. Что такое это пасхальное настроение?  Напишите ответ в тетради. Поделитесь своими мыслями, если есть желание.

  1. Работа с текстом. Текст напечатан, раздается каждому для индивидуальной работы. Текст читаю сама – потом самостоятельная работа. Если не успеют написать эссе,  то это будет домашним заданием. Оценки получают все.

Пасхальные колокола. А.И. Куприн

   Быстро-быстро промчались впечатления вчерашнего дня и Великой ночи: плащаница в суровой холодной темноте собора, воздержание от еды до разговения, дорога в церковь, в тишине и теплоте апрельского синего вечера, заутреня, крестный ход, ликующая встреча восставшего из гроба Христа, восторженное пение хора, подвижная, радостная служба, клир в светлых сияющих парчовых ризах, блеск тысяч свечей, сияющие лица, поцелуи; чудесная дорога домой, когда так нежно сливаются в душе усталость и блаженство, дома огни, добрый смех, яйца, кулич, пасха, ветчина и две рюмочки сладкого портвейна; глаза слипаются; в доме много народа, поэтому тебе стелят постель на трех стульях, поставленных рядком; погружаешься в сон, как камень падает в воду.

   Утром проснулся я, и первое, еще не осознанное впечатление большой — нет! — огромной радости, которой как будто бы пронизан весь свет: люди, звери, вещи, небо и земля. Побаливает затылок, также спина и ребра, помятые спаньем в неудобном положении на жесткой подстилке, на своей же кадетской шинельке с медными пуговицами. Но что за беда? Солнце заливает теплым текучим золотом всю комнату, расплескиваясь на обойном узоре. Господи! Как еще велик день впереди, со всеми прелестями каникул и свободы, с невинными чудесами, которые тебя предупредительно ждут на каждом шагу!

   Как невыразимо вкусен душистый чай (лянсин императорский!) с шафранным куличом и с пасхой, в которой каких только нет приправ: и марципан, и коринка, и изюм, и ваниль, и фисташки. Но ешь и пьешь наспех. Неотразимо зовет улица, полная света, движения, грохота, веселых криков и колокольного звона. Скорее, скорее!

   На улице сухо, но волнующе, по-весеннему, пахнет камнем тротуаров и мостовой, и как звонко разносятся острые детские крики! Высоко в воздухе над головами толпы плавают и упруго дергаются разноцветные воздушные шары на невидимых нитках. Галки летят крикливыми стаями... Но раньше всего — на колокольню!

   Все ребятишки Москвы твердо знают, что в первые три дня Пасхи разрешается каждому человеку лазить на колокольню и звонить, сколько ему будет удобно. Даже и в самый большой колокол!

   Вот и колокольня. Темноватый ход по каменной лестнице, идущей винтом. Сыро и древне пахнут старые стены. А со светлых площадок все шире и шире открывается Москва.

   Колокола. Странная система веревок и деревянных рычагов-педалей, порою повисших совсем в воздухе, почти наружу. Есть колокола совсем маленькие: это дети; есть побольше — юноши и молодые люди, незрелые, с голосами громкими и протяжными: в них так же лестно позвонить мальчугану, как, например, едучи на извозчике, посидеть на козлах и хоть с минуту подержать вожжи. Но вот и Он, самый главный, самый громадный колокол собора; говорят, что он по величине и по весу второй в Москве, после Ивановского, и потому он — гордость всей Пресни.

   Трудно и взрослому раскачать его массивный язык; мальчишкам это приходится делать артелью. Восемь, десять, двенадцать упорных усилий и, наконец, — баммм… Такой оглушительный, такой ужасный, такой тысячезвучный медный рев, что больно становится в ушах и дрожит каждая частичка тела. Это ли не удовольствие?

   Самый верхний этаж — и вот видна вокруг вся Москва: и Кремль, и Симонов монастырь, и Ваганьково, и Лефортовский дворец, и синяя изгибистая полоса Москва-реки, все церковные купола и главки: синие, зеленые, золотые, серебряные... Подумать только: сорок сороков! И на каждой колокольне звонят теперь во все колокола восхищенные любители. Вот так музыка! Где есть в мире такая? Небо густо синеет — и кажется таким близким, что вот-вот дотянешься до него рукою. Встревоженные голуби кружатся стаями высоко в небе, то отливая серебром, то темнея.

   И видишь с этой верхушки, как плывут, чуть не задевая за крест колокольни, пухлые серьезные белые облака, точно слегка кружась на ходу.

1928

Какое настроение у тебя после прочтения рассказа? …………………………………...................................................

……………………………………………………………………………………………………………………………….

Кто герой рассказа? Когда происходит действие рассказа?.............................................................................................

……………………………………………………………………………………………………………………………….

Какие  чувства испытывает герой? Какие слова или словосочетания показывают его чувства?..................................................................................................................................................................................

……………………………………………………………………………………………………………………………….

                              Напиши своё эссе  «Пасхальные традиции в моей жизни»

(из фр. essai «попытка, проба, очерк»)— литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы.

Памятка. Примерный план эссе. Минимум 3 абзаца.

1.Тезис (Высказывание, которое является главной мыслью будущего текста). 2. Аргументы (Доказываем, приводим примеры в пользу собственного  тезиса). 3. Вывод (Обобщение, повторение тезиса)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Словари. (6класс)

Знакомство учащихся 6 класса в игровой форме с различными словарями....

Урок развития речи в 5 классе «В гостях у словарей…»

На  уроке  развития речи  обучающиеся  углубляют свои знания  о  разных  видах словарей. повторяют ранее изученное по разделу «Лексика», в ходе  игры  прои...

Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"

Урок развития речи в 5-м классе по теме:"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно...

Урок развития речи. Словари

Данная разработка - конспект урока в 6 классе, где учащиеся знакомятся с разнообразием словарей, выполняя при этом различные задания....

Урок развития речи в 6-м классе " Словари"

Урок развития речи" Словари" в 6-м классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС. ...

Урок развития речи «Словари русского языка».

Конспект урока развития речи для 6 класса "Словари русского языка"...

Технологическая карта урока развития речи "Как рисовать словом"

Урок-исследование построен на основе анализа фрагмента текста И. Шмелёва "Лето Господне"....