Урок развития речи. Словари. (6класс)
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Пивень Наталья Витальевна

Знакомство учащихся 6 класса в игровой форме с различными словарями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6klass_slovari.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ   СОШ села Русская Борковка

Ставропольского района Самарской области

Разработка урока по русскому языку 6 класс.

Урок развития речи «Словари».

                                          Подготовила:  учитель русского языка  

                         Пивень Наталья Витальевна

                                                        Учитель 1 квалификационной категории

2012-2013 учебный год

Конспект   урока   по   русскому   языку   6   класс   «Словари».

Учитель: Пивень Н.В.

Тема урока:   Словари.

Тип урока:      урок развития речи.

Цели урока:

Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по лексике

                               ( лексическое значение слова, синонимы, антонимы,

                                исконно русские и иноязычные слова); познакомить с

                                видами словарей, с особенностями строительства

                                словарной статьи; совершенствовать навыки работы

                               со словарями, другой справочной литературой.

Развивающая:       развитие познавательного интереса, коммуникативных

                               навыков; развитие умения слушания и распределения

                               внимания во время слушания.

Воспитательная:   воспитывать интерес к книге, к слову.

Оборудование:     выставка словарей, рисунки учащихся.

Эпиграф:               «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!»

                                                                                                           А. Франс

Ход урока:

I. Организационный момент.        1 минуты.

    * Приветствие учащихся.

    * Подготовка готовности учащихся к уроку.

    * Постановка цели урока.

II. Игра «Дежурная буква».           3 минуты

В течение 2 минут учащиеся записывают слова на указанную букву (например, Африка, алгебра, Америка, Антилопа и т.п.). Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов. Победителю вручается жетон.

III. Беседа с классом.                     5 минут

1. Слово учителя.

Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франц.

- Прочитаем эпиграф, записанный на доске.

2. Заранее подготовленный ученик читает высказывание К.Паустовского.

   Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

3.  Беседа.

- Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет К.Паустовский?! Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

- Созданием словарей занимаются лексикографы. Среди них есть энциклопедические и языковые.

 Демонстрация имеющихся на выставке энциклопедических словарей («Большая Советская энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедический словарь юного натуралиста» и т.п.).

В них вы найдете ответы на вопросы из разных областей знаний.

А мы сегодня поговорим об языковых словарях.

- Какие словари русского языка вам известны?

- К каким словаря мы обращаемся чаще всего?

- В каких случаях словари приходят вам на помощь?

* Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи.

- Работа с учебником.

- Посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря.

*Все слова размещены в алфавитном порядке, каждая статья начинается со слова, толкование которого и приводится здесь. Слово дано в начальной форме, в нем поставлено ударение. Здесь указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи.

IV. Знакомство со словарями.         5 минуты.

В роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс – определить, какой перед ними словарь.

Фразеологический словарь.

«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

Словарь иностранных слов.

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

Толковый словарь.

« В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментатора. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – спортивное зимнее двоеборье: лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

Словарь синонимов.

«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

V. Конкурс рисунков.           3 минуты

Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, кому из представленных «словарей» какой рисунок предназначен.

«Словари» сами берут себе по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса. (Выдается жетон).

VI. Физкультминутка.          2 минуты

Ведущий – учитель.

- Повторяйте за мной слова:

Мы много узнали,

Мы очень устали.

- А теперь – движения:

Покачались, покружились,

Потянулись, распрямились.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

И в учебник посмотрите.

VII. Работа «словарей» с классом.   16 минут

- Я – словарь иностранных слов: я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.

Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача – не только перечислить иноязычные слова, но и определить, из какого языка они пришли в русский.

  • Появляется «блестящий денди». Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду: костюм, жилет, туфли и т.п.

Задание № 1:  

А теперь в предложениях замените словосочетание одним словом:

1) Торжественный смотр физкультурников на Красной площади. (Парад).

2) Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия как депутата. (Мандат).

3) В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир).

Задание № 2.

Работа в группах.

Поработайте со словарем иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого языков.

Дайте лексическое толкование этих слов. Запишите 3-4 словарные статьи в тетрадь.

Работа «словарей» с классом.

- Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражения типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов. Приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А теперь попрошу выполнить мои задания.

Задание № 1.

Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о …

- кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит).

- чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться).

- человек, который пришел не вовремя? (Нелегкая принесла.)

- о том, что кто-то неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится.)

Задание № 2.

 Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям:

1) Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.

2) Кот наплакал, по пальцам пересчитать можно, во всю прыть, со всех ног.

(С гулькин нос, раз-два и обчелся, сломя голову, раз-два и готово).

Задание № 3.

Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).

Работа в группах.

Голова: человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую…

Ноги: уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять…

Глаза: мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу…

Нос: задирать нос, вешать нос, водить за нос, держать нос по ветру, не показывать носа…

 - Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и самобытной!

Работа «словарей» с классом.

- Я – словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, ведь они и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно. Род мебели. Но есть  еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание.

Задание № 1. 

Объясните значение слова стол в каждом предложении.

1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь посидишь.

2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

3) Анна Ивановна работает в адресном столе.

4) В санатории нам определили пятый стол.

Задание № 2.

Объясните значение слова голова в каждом предложении.

1) Колхоз продал государству сто голов скота.

2) Вдали показалась голова пехотной колонны.

3) Он в неравном бою сложил свою голову.

4) От бессонницы у него разболелась голова.

Работа «словарей» с классом.

- Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова.

Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят беден, особо режет слух повторение слова «сказал».

А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например, говорить, спросить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, повторить, обсудить и т.д.  

Теперь попрошу выполнить мои задания.

Задание № 1.

К слову «победить» в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?

Задание № 2.

Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.

Задание № 3.

Индивидуальное задание.

Редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по развитию речи.

Словарь синонимов вам поможет справиться с заданием.

VIII. Сообщение домашнего задания.        2 минуты

    К.Паустовский писал: « Всякие мысли приходят иногда в голову, например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей)… Думая об этих словарях, особенно о словаре «природных» слов, я делил на разряды слова: «лесные», «полевые», «луговые», слова о временах года, о метеорологических явлениях, о воде, реках и озерах, растениях и животных.

* Составьте словарики «лесных», «полевых», «снежных» слов (по выбору учащихся).

IX. Подведение итогов урока, выставление оценок.            2 минуты

   - Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

   - Какие из выполненных на уроке заданий показались интересными, а какие вызвали затруднения?

X. Рефлексия.                                                                              1 минута


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок развития речи в 5 классе «В гостях у словарей…»

На  уроке  развития речи  обучающиеся  углубляют свои знания  о  разных  видах словарей. повторяют ранее изученное по разделу «Лексика», в ходе  игры  прои...

Урок развития речи. Словари

Данная разработка - конспект урока в 6 классе, где учащиеся знакомятся с разнообразием словарей, выполняя при этом различные задания....

Урок развития речи в 6-м классе " Словари"

Урок развития речи" Словари" в 6-м классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС. ...

Урок развития речи «Словари русского языка».

Конспект урока развития речи для 6 класса "Словари русского языка"...

Урок развития речи. Словарь важных слов «Пасха»

Урок по развитию речи, можно проводить в 5-7 классах. Материал можно использовать и для классного часа....