Урок развития речи. Словари
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Баргамон Ольга Александровна

Данная разработка - конспект урока в 6 классе, где учащиеся знакомятся с разнообразием словарей, выполняя при этом различные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass._slovari.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс                                        Словари

                                                   

Тип урока:      урок развития речи.

Цели урока:

Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по лексике

                               ( лексическое значение слова, синонимы, антонимы,

                                исконно русские и иноязычные слова); познакомить с

                                видами словарей, с особенностями строительства

                                словарной статьи; совершенствовать навыки работы

                               со словарями, другой справочной литературой.

Развивающая:       развитие познавательного интереса, коммуникативных

                               навыков; развитие умения слушания и распределения

                               внимания во время слушания.

Воспитательная:   воспитывать интерес к книге, к слову.

Оборудование:     выставка словарей, рисунки учащихся.

Ход урока:

I. Организационный момент.        

    * Приветствие учащихся.

    * Подготовка готовности учащихся к уроку.

    * Постановка цели урока.

II. Игра «Дежурная буква

В течение 2 минут учащиеся записывают слова на указанную букву (например, Африка, алгебра, Америка, Антилопа и т.п.). Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов. Победителю вручается жетон.

III. Беседа с классом.     (сопровождение презентацией)    

(на доске записан эпиграф к уроку). «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь – эта книга книг. Она включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из нее.  А. Франс»

  - Наш урок посвящен верным  друзьям и незаменимым помощникам человека – словарям. Трудно переоценить ту роль, которую они играют в нашей жизни. Словари не только помогают правильно писать слова, определять их значение, объяснять их происхождение, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы, развивают культуру речи, приобщают к культуре русского народа.  Чем раньше вы заведете крепкую дружбу со словарями, тем раньше  для вас раздвинутся горизонты мира, основательнее будут ваши знания.

 - Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

 - На самом деле словаре в русском языке очень много, и все они разные.

 - Какие словари вам известны? (презентация)

  - Созданием словарей, ребята, занимаются лексикографы.

  - Посмотрим, как строится словарная статья, которая должна быть обязательно в каждом толковом словаре, на примере словаря вашего учебника (Все слова размещены в алфавитном порядке, каждая статья начинается со слова, толкование которого и приводится здесь. Слово дано в начальной форме, в нем поставлено ударение. Здесь указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи).

IV. Знакомство со словарями.        

 - Сейчас мы с вами поиграем  в такую игру. Некоторые ваши однокассники будут представлять какой-то словарь, а ваша задача отгадать, какой  о каком словаре идет речь. В роли словарей выступают четыре ученика.

Фразеологический словарь.

«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».    

Словарь иностранных слов.

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

Толковый словарь.

« В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментатора. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – спортивное зимнее двоеборье: лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

Словарь синонимов.

«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

 

VII. Работа «словарей» с классом

- Существует и еще один словарь – словарь иностранных слов, который насчитывает 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.

Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача – не только перечислить иноязычные слова, но и определить, из какого языка они пришли в русский.

 - Ну а сейчас разомнем немного наши пальчики и попишем в тетрадке. Итак, вам сейчас надо отгадать слова, которые пришли к нам из других языков.

1) Торжественный смотр на Красной площади. (Парад).

2) В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир).

3) Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров (Автобус).

4) Настенный светильник (Бра).

5) Игра слов, шутка (Каламбур)

6) Устройство с раскрывающимся в воздухе куполом (Парашют)

- Следующее задание от фразеологического словаря. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражения типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов. Приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов.

 - Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о …

- кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит).

- чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться).

- человек, который пришел не вовремя? (Нелегкая принесла, легок на помине)

- о том, что кто-то неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится.)

Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям:

1) Усердно трудиться (не покладая рук),  совсем близко (рукой подать), говорить вздор (говорить чепуху);

2) Кот наплакал (с гулькин нос), по пальцам пересчитать можно (раз-два и обчелся), во всю прыть (сломя голову).

Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).

Голова: человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую…

Ноги: уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять…

Глаза: мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу…

Нос: задирать нос, вешать нос, водить за нос, держать нос по ветру, не показывать носа…

- Ребята, хотелось бы дать вам такой совет: Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и самобытной!

- Хочется также поговорить и о толковом словаре. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, ведь они и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно. Род мебели. Но есть  еще и другие значения. Я вам предлагаю эти значения определить из следующих предложений.

Объясните значение слова стол в каждом предложении.

1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь посидишь.

2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

3) Анна Ивановна работает в адресном столе.

4) В санатории нам определили пятый стол.

Объясните значение слова голова в каждом предложении.

1) Колхоз продал государству сто голов скота.

2) Вдали показалась голова пехотной колонны.

3) Он в неравном бою сложил свою голову.

4) От бессонницы у него разболелась голова.

- О каком словаре сейчас пойдет речь? Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова.

Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность.

Например, русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например, говорить, спросить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, повторить, обсудить и т.д.  

Теперь выполним задания словаря синонимов.

Подберите синонимы к глаголу ПОБЕДИТЬ  (убрать, разбить, поразить, сломать, выиграть, завалить, преодолеть, раздавить, одолеть, побить, сразить, разгромить, повергнуть, превзойти, побороть, пересилить, переиграть, сладить, нокаутировать).

V. Итог урока: Что вы запомнили сегодня?

                          Какие словари вы знаете?

                          Что обязательно есть в каждом толковом словаре?

VI. Домашнее задание.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Словари. (6класс)

Знакомство учащихся 6 класса в игровой форме с различными словарями....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок развития речи в 5 классе «В гостях у словарей…»

На  уроке  развития речи  обучающиеся  углубляют свои знания  о  разных  видах словарей. повторяют ранее изученное по разделу «Лексика», в ходе  игры  прои...

Урок развития речи в 6-м классе " Словари"

Урок развития речи" Словари" в 6-м классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС. ...

Урок развития речи «Словари русского языка».

Конспект урока развития речи для 6 класса "Словари русского языка"...

Урок развития речи. Словарь важных слов «Пасха»

Урок по развитию речи, можно проводить в 5-7 классах. Материал можно использовать и для классного часа....