Открытый урок
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Юринская Ирина Викторовна

Любовная лирика С.А.Есенина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл С.А.Есенин23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе  на тему "Любовная лирика Сергея Есенина".

Подготовила  Юринская И.В. учитель русского языка и литературы.

Класс: 11

Тип урока: урок-исследование.

Форма работы: групповая.

Оборудование: компьютер; интерактивная доска; презентация, посвящённая любовной лирике С. Есенина; выставка книг со сборниками стихотворений поэта; стихотворения С. Есенина; игра на гитаре в исполнении Вадима  Пикурова, учащегося 11 класса  романса на стихотворение  Есенина «Заметался пожар голубой».

Раздаточный материал: карточки с вопросами-заданиями; таблица «Динамика развития темы любви в творчестве С. Есенина.

Опережающее групповое задание:

1)изучить любовную лирику С. Есенина  обозначенного периода творчества; 2)ответить на вопросы , анализировать, сравнивать произведения, делать умозаключения ;3)подготовить сообщения, выразительное чтение понравившихся стихотворений наизусть.

Цель урока:

Обучающая: показать динамику развития любовной темы в лирике С. Есенина, обозначить специфику поэтических образов; раскрыть красоту и искренность чувств.

Развивающая:    развивать активное, творческое, ассоциативное мышление; формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности; отбирать материал, анализировать, сравнивать, делать умозаключения; совершенствовать навыки выразительного чтения,

 Воспитательная:  пробудить интерес к произведениям русской литературы, стремление открывать глубину чувств лирического героя в поэзии.

                                                                                               Все на этом свете из людей

                                                                                                Песнь любви поют и повторяют.

                                                                                                 С. Есенин                                                                                                      


Ход урока:

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

 -Здравствуйте – какое удивительное слово. Когда мы произносим его,  приветствуя друг друга, то желаем здоровья. Поэтому чаще говорите: «Здравствуйте!» - это слово обладает оздоровительной силой. В нем много звуков, которые заряжают бодростью.

Послушаем романс  на  стихотворение  «Руки  милой  - пара лебедей…»

- Ребята,  о чём пойдет речь сегодня на уроке? (Выслушиваются ответы учащихся)

Эмоциональное настроение

Синквейн  к слову  любовь.

Красивая, нежная

Окрыляет, успокаивает, даёт силы

Она, словно солнышко окрыляет мир

Любовь - основа жизни

2. Определение темы урока и целеполагание

3. Слово учителя.

- Трудно найти человека, которого любовь захватывала и потрясала в такой же степени, как Есенина. Так красиво, проникновенно мог сказать человек, чувствующий сердцем.   « Я сердцем никогда не лгу», - говорил  о себе Есенин. И действительно, его произведения на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радуется, тоскует, мечется, « ходит по мукам» сама русская душа. Она страдает, истязает себя, а затем находит очищение в исповеди. 

Слайд 4. -  Итак, предметом нашего разговора станет лирика. Но не просто лирика, а стихотворения Есенина о любви.

 Задача учащихся: знать динамику развития любовной темы в стихотворениях поэта, понять, как Есенин чувствует и выражает в слове такое тонкое понятие, как  Любовь к  женщине.

Уметь: самостоятельно отбирать материал к уроку, анализировать, сравнивать, делать умозаключения; совершенствовать навыки выразительного чтения.

- Запишите, пожалуйста,  дату, тему урока.

Слайд 5.
А эпиграфом нашего урока являются строки из прочитанного отрывка стихотворения

 С. Есенина «Руки милой – пара лебедей…»:

                                                                                                   Все на этом свете из людей

                                                                                                   Песнь любви поют и повторяют

                                                                                                                                                                        - Как вы понимаете смысл выражения, предложенного в качестве эпиграфа? (Каждый человек в жизни хоть раз да был влюблён, когда он окрылён и ни о чём не может думать, кроме как о любимом или возлюбленной). А если вас ещё не успело посетить это прекрасное чувство, то оно обязательно впереди.

- Итак, тема урока - любовная лирика Есенина.

Слайд 6.

- Давайте представим себе, что мы читаем книгу под названием «Любовная лирика Есенина» и окунемся в это прекрасное чувство и прослушаем, почувствуем …

3. Исследование. Лингвистический  анализ текста

   Чтение наизусть стихотворения «Выткался на озере алый свет зари...». (Читает ученица Вас.Оля)

Воспоминание

Учитель: Лидия Ивановна Кашина была выпускницей Александровского института благородных девиц, соответственно была хорошо образована, любила литературу, а потому, прослышав, что в ее селе  живет прославленный поэт, пригласила его к себе в дом. Дружили они и после революции. К тому времени константиновская усадьба отошла государству, и Есенин навещал Лидию Ивановну на ее московской квартире. Он даже просил своих знакомых пересылать ему корреспонденцию по адресу: "Скатерный переулок, д. 20. Лидии Ивановне Кашиной, для С.Е.". 1919 год. В начале 30-х годов семьёй Кашиных заинтересовались «органы». В 1936 году последовал арест профессора, а в1937 - арест Лидии Ивановны Кашиной. В тот же год она умерла от рака.

Учитель:  Любовь в лирике поэта разная: чистая и красивая, но всегда в этой любви восхищенное отношение к женщине, к ее красоте.  И лирический девичий образ рисуется поэтом нежными и чистыми красками:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Читает Максим «Шагане…»

Облако-воспоминание

 Илья,  Костя

Учитель:   Любовь и только любовь роняла в его сердце искры, которые разжигали в душе огонь творчества. Нет любви — нет поэзии. Любовь воспринимается лирическим героем как возвращение к утраченному спокойствию, обретение душевного равновесия.

 «Заметался пожар голубой…».  Исполнение романса на гитаре   (Пикуров Вадим)

Облако – воспоминание  Миклашевская

        Конечно, про любовь он пел не впервые, но всякий раз настолько отдавался нахлынувшему чувству, как будто оно и в самом деле было первым или последним.

             Любовь к этой женщине была целительной для больной и опустошённой души поэта. Одухотворенное чувство к Миклашевской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет снова и по-новому поверить в значимость идеального чувства. Он старается доказать, «как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным». Таким образом, трагизм сменяется задушевностью.
            Поэт осуждает то, что было не любовью, а дурной страстью, похмельным бредом, безоглядной, бессмысленной лихостью. Он призывает на помощь любовь возвышенную, чистую, которая рождает «слова самых нежных и кротких песен», которая воспитывает человека в преданности и постоянстве.

              В любви, в любимой женщине лирический герой видит смысл существования: «Я б навеки пошел за тобой». Это возрождение огрубевшего сердца, звонкая песнь исцеленной Лиры. Любовная линия продолжает свое развитие и в стихотворении «Ты такая ж простая, как все», где портрет любимой представляется лирическому герою строгим иконным ликом богоматери. Есенина восхищает и поражает в ней необычное…

Твой иконный и строгий лик

По часовням висел в рязанях,

         

Итог урока .Вывод

Рефлексия. Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...