Олимпиадные задания по литературе
олимпиадные задания по литературе

Курилова Ирина Юрьевна

Олимпиадные задания по литератиуре для 2  ступени обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада по литературе

8 класс

I. Знание текстов художественных произведений.

1.Из каких произведений эти герои? Кто их автор?

а) Очумелов;

б) Дефорж;

в) Земляника;        

г) князь Холмский;

д) советник юстиции Кнап.

2. Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном отрывке текста:

а)                                          Ты слушать заповедь мою

                                             Сюда пришел, благодарю.      

                                             Все лучше перед кем-нибудь

                                             Словами облегчить мне грудь,

                                             Но людям я не делал зла,        

                                             И потому мои дела

                                             Немного пользы вам узнать,-

                                             А душу можно ль рассказать?

                                                                                         М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

б)                               И только небо засветилось,

                                  Все шумно вдруг зашевелилось,

                                  Сверкнул за строем строй.

                                  Полковник наш рожден был братом:

                                  Слуга царю, отец солдатам…

                                  Да, жаль его; сражен булатом,

                                  Он спит в земле сырой.

                                                                     М.Ю.Лермонтов «Бородино»

3. Вспомните фразеологизмы, пришедшие из мифов Древней Греции.

4. Пейзажные зарисовки в художественном произведении играют немаловажную роль.

Перед вами - несколько из них. Укажите автора, название художественного произведения, откуда приведена цитата.

а)                         Внизу глубоко подо мной

                            Поток, усиленный грозой,

                            Шумел, и шум его глухой

                            Сердитых сотне голосов

                            Подобился. Хотя без слов,

                            Мне внятен был тот разговор,

                            Немолчный ропот, вечный спор

                            С упрямой грудою камней.

                            То вдруг стихал он, то сильней

                            Он раздавался в тишине;

                            И вот, в туманной вышине

                            Запели птички, и восток

                            Озолотился; ветерок

                            Сырые шевельнул листы;

                            Дохнули сонные цветы,

                            И, как они, навстречу дню

                            Я поднял голову мою…                                                                                                                                                                    

б)  Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь…наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. 

       

5. Помните ли вы…

а) Сколько лет княжил Олег?

б) Кого Батый послал сражаться с Евпатием Коловратом?

в) Кто первым узнал Петра I в « Стекольном государстве»?

г) Сколько денег повелел заплатить молодцу «за бесчестие» царь Иван Васильевич?

д)  Что произошло, когда на лобном месте Марфа закончила свою речь?

II.Знание  истории и теории литературы.

1. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы. Приведите примеры произведений.

2. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Ясная Поляна;

б) Спасское-Лутовиново;

в) Нежин;

г) Тарханы;

д) Михайловское.

3. Назовите жанр произведений:

а) Н.М.Карамзин «Марфа-посадница…»;

б) В.А. Жуковский «Лесной царь»;

в) Н.В.Гоголь «Ревизор»;

г) К.Г.Паустовский «Радость творчества»

д) М.Ю.Лермонтов «Мцыри».

4. Установите по приведенным ниже определениям литературоведческий термин:

а) Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития;

б) Художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков, эмоционально воздействующее на читателя;

5. Определите стихотворный размер:

а)                         В надежде славы и добра

                            Гляжу вперед я без боязни:

                            Начало славных дней Петра

                            Мрачили мятежи и казни.

                                                    ( А.С.Пушкин)

 б)                        Листья в поле пожелтели,

                             И кружатся, и летят.

                             Лишь в бору поникши ели

                             Зелень мрачную хранят.        

                     

6. «Соедините» имена и фамилии писателей.

1) Михаил Юрьевич                                     1)Искандер

2) Фазиль                                                     2)Чехов        

3) Михаил Михайлович                                3)Лермонтов        

4)Антон Павлович                                       4)Фет

5) Афанасий Афанасьевич                          5)Пришвин

7.Что связывает Черную речку и гору Машук?

  III.Творческое задание.

1.Кеннинги- поэтические образы, используемые в скандинавском фольклоре: корабль-конь моря, битва-треск стрел. Придумайте кеннинги к следующим словам:

орел, лес, дуб, соловей, солнце, волк, речка, золото, луна, радуга.

Олимпиада по литературе  8 класс

Ответы на вопросы:

I. Знание текстов художественных произведений.

1. а) А.П.Чехов «Хамелеон», б) А.С.Пушкин «Дубровский», в) Н.В. Гоголь «Ревизор», г) Н.М.Карамзин «Марфа-посадница…», д) Г.Х. Андерсен «Калоши счастья».

Оценка: за героя-1 балл, за автора-1 балл

2. а) заповедь, б) братом.

Оценка: 5 баллов за правильный ответ.

3. Авгиевы конюшни, яблоко раздора, нить Ариадны, прокрустово ложе, ящик Пандоры, рог изобилия и т.д.

Оценка: ответ-1балл, максимум-5 баллов.

4. а) М.Ю.Лермонтов «Мцыри» б) С.Т.Аксаков «Буран».

Оценка: ответ-5 баллов.

5. а) 33 года, б) Хостоврул, в) шведский гетман, г) 500 рублей, д) упала башня Ярослава вместе с вечевым колоколом.

Оценка: ответ-1 балл.

 II. Знание  истории и теории литературы.

1. Летопись, житие, сказание, воинская  или  историческая повесть, поучения.

Оценка: ответ-1 балл за жанр, 1 балл за произведение.

2. а) Л.Н.Толстой, б) И.С.Тургенев, в) Н.В.Гоголь, г) М.Ю.Лермонтов, д) А.С.Пушкин.

Оценка: ответ-1 балл.

3. а) историческая повесть, б) баллада, в) комедия, г) эссе, д) поэма.

Оценка: ответ-1 балл.

4. а) композиция, б) гипербола.

Оценка: ответ-5 баллов.

5. а) ямб, б) хорей.

Оценка: ответ-5 баллов.

6.1)Михаил Юрьевич Лермонтов, 2) Фазиль Искандер, 3)Михаил Михайлович Пришвин,     4)Антон Павлович Чехов, 5)Афанасий Афанасьевич Фет.

Оценка: ответ-1 балл.

7.Это места дуэлей Пушкина и Лермонтова.

Оценка: ответ-5 баллов.

III.Творческое задание.

Оценка: 10  баллов.



Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по литературе для 7 класса

 Задание 1. Узнай героя произведения, укажи автора и название.

А) «Петр велел вести себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила…»

Б) «Мальчики сидели вокруг их (огоньков костра)… Первому, старшему изо всех, … вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».

 Задание 2.  Выбери правильный вариант ответа:

А). «Победой прославлено имя твое;

Твой щит на вратах Цареграда…»

Завоевание какого города предсказывает Олегу кудесник в «Песне о вещем Олеге»?

А) Константинополя;

Б) Александрии;

В) Херсона;

Г) Рима.

Б). Какому событию посвящены строчки Пушкина:

«И перед младшею столицей

 Померкла старая Москва»?

А) сбору ополчения Минина и Пожарского в Ярославле;

Б) созданию новгородского вече;

Г) основанию Петербурга;

Д) разорению Москвы Наполеоном в 1812 году.

 Задание 3. Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами». В каком произведении и кто стал:

 а) крестьянкой

 б) разбойником

 Задание 4.

 Найдите «третьего лишнего» в каждой из групп. Обоснуйте выбор.

 а) амфибрахий, анапест, хорей

 б) роман, романс, рассказ

 в) метафора, эпитет, песня

 Задание 5.

Определите стихотворный размер данного произведения, укажите вид рифмы и способ рифмовки

 Белеет парус одинокий,

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

 Задание 6. Определите жанры произведений и автора.

а) «Медный всадник»

б) «Садко»

в)«…о Петре и Февронии»

г)«…на день восшествия на престол Ее Величества….»

д) «…Владимира Мономаха»

Ответы.

1. Узнай героя произведения, укажи автора и название.

А) Феврония, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», произведение древнерусской литературы

 Б) Федя, И.С.Тургенев «Бежин луг»

2. Выбери правильный вариант ответа:

А). А) Константинополь

Б). Г) основанию Петербурга

3. Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами». В каком произведении и кто стал:

 а) «Барышня-крестьянка», Лиза – Акулина

 б) «Дубровский», Владимир Дубровский

4. Найдите «третьего лишнего» в каждой из групп. Обоснуйте выбор.

 а) хорей – двусложный размер стихосложения

 б) романс – лирический жанр

 в) песня — лирический жанр

5. Определите стихотворный размер данного произведения, укажите вид рифмы и способ рифмовки

 Ямб, 1 – 3 – женская, 2 – 4 – мужская, перекрёстная

6. Определите жанры произведений и автора.

а) поэма, А.С.Пушкин

 б) былина, УНТ

 в) Повесть, др/русская литература

 г) Ода, М.В.Ломоносов

 д) Поучение, Мономах

Олимпиада по литературе для учащихся 7 класса

(Продолжительность - 180 минут, максимальное количество баллов - 61)

Задание № 1. Максимальное количество баллов - 20.

Представьте, что вы участвуете в проекте «Литературное имя нашего времени» и вам необходимо выбрать литературного героя, с которого следует брать пример вашим современникам. Кого из известных литературных героев вы бы выбрали? Почему? Ответьте подробно, раскрывая образ героя, его поступки и характер.

Задание № 2. Максимальное количество баллов - 8.

Соотнесите произведения, жанры и авторов.

Произведение

Жанр

Автор

1. «Демон»

2. «Сердца трёх»

3.«Хаджи-Мурат»

4. «Айвенго»

Расставьте цифры.  

Жанр: 1) приключенческий роман; 2) историческая повесть; 3) роман об эпохе Крестовых походов;  4) романтическая поэма.

Автор: 1) М.Ю. Лермонтов; 2) Дж. Лондон; 3) Л.Н. Толстой; 4) В. Скотт.

Задание 3. Максимальное количество баллов – 7 баллов.

 Определи художественное средство, которое встречается в отрывках.

Буря плачет у окна.  

Души сиреневая цветь.  

О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно?  

Заледенелая мгла.  

Но тих был наш бивак открытый.  

Душа моя – поле безбрежное.  

В сто сорок солнц закат пылал.

Задание № 4. Максимальное количество баллов - 26 баллов.

Осень – одно из самых поэтичных времён года. Это прослеживается в творчестве многих русских поэтов. А какая осень близка вам? Почему? Приведите 2-3 примера стихотворений русских поэтов.  

Критерии оценивания:

1.соответствие теме – 1 балл;

2.раскрытие темы – подробное раскрытие темы, наличие аргументов, примеров - 15;

3.композиция – 5 баллов;

4.речевое оформление ответа – 5 баллов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературе.

В данном документе представлены олимпиадные задания для учащихся с 5 по 11 класс. Кроме заданий даны и ответы для облегчения проверки учителям....

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы....

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...

Олимпиадные задания по литературе 6 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...

Олимпиадные задания по литературе

Данные задания предназначены для проведения олимпиады по литературе в 5-8 классах....

Олимпиадные задания по литературе

Литература1 -й  (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП ОЛИМПИАДЫ       Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе составлены с учетом струк...