Конспект урока Сказка Никита Кожемяка
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Крицкова Дарья Эдуардовна

Конспект урока Сказка Никита Кожемяка 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Русская народная сказка «Никита Кожемяка».

Цель: знакомство учащихся с русской народной сказкой «Никита Кожемяка»

Задачи:

образовательная: познакомить учащихся с содержанием русской народной сказки «Никита Кожемяка»; создать условия для отработки навыков чтения;

коррекционно-развивающая: создать условия для коррекции и развития мыслительных операций через выполнение заданий и частичный анализ прочитанного содержания сказки; развивать связную устную речь учащихся через беседу и ответы на вопросы по сказке; развивать коммуникативные компетенции учащихся; обогащать словарный запас.

воспитательные: воспитывать любовь к урокам чтения

Оборудование: материал учебника стр. 11-13, презентация по теме урока.

Ход урока

I. Орг. Момент

1. Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Организация внимания. Мотивация на предстоящую деятельностью.

4. Речевая разминка

II. Проверка домашнего задания

Прочитать записанную в тетрадь скороговорку, прочитать сначала медленно, проговаривая каждое слово, затем, увеличивая темп чтения.

III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

1. Постановка целей и задач урока.

А) Учитель читает наизусть стихотворение:

Добро и зло в стране чудес –

Как и везде – встречаются,

Но только здесь они живут на разных берегах.

Здесь по дорогам разные истории скитаются

И бегают фантазии на тоненьких ногах.

– Догадайтесь, о каком жанре устного народного творчества идёт речь в этих строках. (О сказке.)

- Сегодня на уроке мы будем читать волшебную сказку.

- Сказка называется "Никита Кожемяка". Тема урока так и звучит: "Никита Кожемяка"

- Сочинил сказку народ, поэтому эта сказка называется русская народная.

2. Словарная работа.

- Теперь нам необходимо повторить малоизвестные слова, встречающиеся в сказке:

промысел – добывание, добыча кого-нибудь, чего-нибудь;

вол - бык, используемый в сельскохозяйственных работах;

пуд - русская мера веса, равная 16,3 килограмма;

пенька - прядильное волокно из конопли;

соха – сельскохозяйственный инструмент;

сажень - русская мера длины, равная трём аршинам (2,13 м);

неволя – плен;

убыток – потеря, ущерб;

борозда - канавка на поверхности почвы, проведённая плугом или иным взрыхляющим почву орудием;

сирота - ребёнок без отца и матери;

лютый - очень жестокий, злой герой;

смола - липкий, твердеющий на воздухе сок хвойных и некоторых других растений;

размечи- раскидать, разломать;

промеж - между;

мять - комкать, сжимать что – либо.

IV. Изучение нового материала.

1. Первичное чтение сказки учителем стр. 11-13

2.Беседа по первичному восприятию.

- Понравилась сказка?

- Чем?

- Какие чувства вы испытали при прослушивании сказки? (страх, радость, удивление, грусть, обиду, смех) — выбрать из перечня нужные).

- Назовите главных героев сказки (Никита Кожемяка, змей)

- Молодцы!

Физминутка

Дружно встали – раз, два три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё через левое плечо.

Русь свою мы защитим,

И врагов всех победим.

V. Закрепление полученных знаний.

1. Предварительное чтение (отрывков) обучающимися вполголоса.

- Ребята, открываем учебники, стр. 11-13. Сейчас глазами просмотрите выбранный вами отрывок, почитайте его вполголоса, старайтесь не мешать друг другу.

- Закончили выполнять задание. Проведем разминку для глаз.

- Глазки крепко закрываем, открываем, поморгаем и учиться продолжаем.

2. Аналитическое чтение.

- Теперь каждый из вас по очереди будет читать текст вслух.

- Помним, что читать нужно внятно, выразительно, соблюдая паузы, проговаривая окончания. Внимательно следим за текстом.

3. Работа по содержанию сказки «Никита Кожемяка»

1. Какое зло причинил людям змей? («Много народу из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел»).

2. За что Никита Кожемяка рассердился на царя? («Никита рассердился на царя за то, что его испугали и ему убытку наделали»).

3. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 13. Какой эпизод сказки она отражает? Найдите его в тексте и прочитайте. («Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в неё змея и стал тот от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать»).

4. Что помогло Никите победить змея? (Смекалка).

5. Кто такой Никита Кожемяка? Каким ремеслом он занимался? (Ники́та Кожемя́ка — богатырь, герой киевского былинного эпоса и народных сказок, получивших распространение у восточных славян. Мял воловью кожу).

6. Подтвердите примерами из сказки, что Никита Кожемяка был трудолюбивым, добрым, умным, смелым, сильным, бескорыстным.

7. Докажите, что в сказке идёт борьба добра и зла, что добро здесь побеждает злые силы. Кто в сказке несёт добро (Никита Кожемяка), а кто зло? (Змей).

Главная мысль сказки: русский народ непобедим, потому что есть богатыри на земле русской. Не дадут в обиду слабых, защитят жён, детей.

4. Пересказ.

1. Повторное чтение учителем текста с установкой на пересказ стр. 11-13

2. Составить план пересказа.

3. Расположить иллюстрации к сказке в соответствии пункта плана.

- Перескажите сказку, используя при пересказе слова и выражения из сказки: крепко-накрепко, чистое поле, беда неминучая, святое дело.

5. Просмотр мультфильма, обсуждение.

VI. Итог. Оценивание

- Итак, ребята, Вам понравилась сказка? Что именно понравилось в этой сказке?

- Давайте вспомним, кто сочинил сказку?

- Какие малоизвестные слова из тех, что мы рассматривали на уроке, вам запомнились и что они означают?

-Как вы считаете можно ли назвать Никиту Кожемяку русским богатырем?

-За какие качества?

- Молодцы, ребята! Хорошо сегодня работали!

Оценка качества работы обучающихся в течение урока (с комментированием).

VII. Домашнее задание.

1. Прочитать стр. 11-13, пересказать.

2. Проиллюстрировать понравившейся эпизод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Сказка про Репку

Конспект урока по немецкому языку "Сказка про Репку"...

Составление диафильма по сказке "Никита Кожемяка"

Проектная работа предназначена для использования на уроке чтения в 5 классе...

План- конспект урока-сказки по математике в 5 классе по теме "Проценты"

План- конспект урока-сказки по математике в 5 классе по теме "Проценты"...

План-конспект урока "Сказка "Царевна-лягушка"

Цели:- выявление основной идеи сказки;- формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа;- воспитание интереса к прои...

Конспект урока "Сказка будет впереди. Путеш. в муз. театр" 2 класс

Конспект урока "Сказка будет впереди. Путеш. в муз. театр"  2 класс...

Конспект урока:Сказка Дж. Родари «Пуговкин домик».

Цель: продолжить знакомство обучающихся с творчеством Джанни Родари, сказкой «Пуговкин домик».Задачи:1.      формировать коммуникативную компетентность обучаю...