Функция портрета в художественном произведении. 10-11 классы
презентация к уроку по литературе (10, 11 класс)

Чурсина Алевтина Александровна

Презентация для урока поэтики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsiya_portreta_v_hudozhestvennom_proizvedenii.pptx132.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Функция портрета в художественном произведении

Слайд 2

Портрет литературного героя относится к наиболее часто используемым элементам художественного текста. Знакомя читателя с героем, автор, как правило, стремится сделать его «видимым»: описывает одежду и возраст, фигуру и манеру двигаться, черты лица, его выражение и мимику. Функций, закрепленных за портретом, немало. Одна из важнейших — сделать героя запоминающимся, узнаваемым для читателя. Так, благодаря устойчиво повторяющейся портретной детали мы узнаем героев «Войны и мира», которых в романе более пятисот. Однако литературный портрет не только помогает наглядно представить героя, его социальное положение, привычки и вкусы, но является важнейшим средством его характеристики, способом установления связи между его внешним и внутренним обликом, выявления психологического состояния героя, а также заострения внимания на авторской оценке персонажа

Слайд 3

Искусство литературного портрета развивалось на протяжении долгих веков. Поначалу изображение внешности героя строилось по определенным канонам и образцам. В силу повышения интереса писателей к индивидуальному человеческому началу к концу XVIII в. ситуация начала качественно изменяться. Из художественных произведений стал исчезать многословный картинный обобщенный портрет, все реже художник обращался к перечислению эмоций, вызванных внешностью героя. Портрет по мере развития литературы эволюционировал от абстрактного, стереотипно-условного, статичного к конкретному, индивидуальному, динамичному. Были созданы разнообразные типы литературного портрета : одноплановый и многоплановый, идеализирующий и объективный . Высшего мастерства в портретной характеристике героев достигли писатели-реалисты, благодаря которым персонаж воспринимался живой личностью, самобытной или заурядной, глубокой или поверхностной. Огромным завоеванием реалистической литературы стал психологический портрет, который помогал через внешние проявления почувствовать внутренний мир героя.

Слайд 4

Портретная характеристика персонажа зависит от литературного рода. В драме возможности проявления авторского голоса весьма ограничены, а в лирике на первый план выходит не описательный портрет, а впечатление от человека. Эпический род предоставляет особые возможности для включения литературного портрета. Черты внешности и способ поведения героя часто связаны с его характером. Однако далеко не всегда автор дает прямое соответствие между характером и внешностью . Приметой разных писательских стилей становятся и отличия в принципах создания литературных портретов, в степени изменчивости портретной характеристики и ее детализации. Для поэтики Достоевского, например, наиболее значимым элементом психологического портрета является описание губ, улыбки, смеха. На контрасте описываются «плутовская улыбка» Свидригайлова, «слабая» улыбка Сони, «бледная», «язвительная», «задумчивая» улыбка Раскольникова и его «горькая усмешка». Так портретная характеристика помогает полнее представить душевный мир героев, понять их внутренние переживания . При всей несхожести авторских стилей в создании литературного портрета есть общий принцип, объединяющий всех писателей, — установка на читательскую активность, на внимательное, творческое прочтение текста. Л. Н. Толстой сформулирует этот принцип в форме авторского пожелания: «Авось воображение читателя дополнит недостаток выражения автора. Без этого содействия как пошлы и бесцветны были бы все описания».

Слайд 5

Вопросы и задания 1. Л . Н. Толстой утверждал: «Мне кажется, что описать человека собственно нельзя; но можно описать, как он на меня подействовал». Согласны ли вы с мыслью писателя? Свою позицию аргументируйте. 2 . Проанализируйте развернутый портрет из романа «Война и мир» с точки зрения художественного мастерства Толстого . Долохов был человек среднего роста, курчавый и с голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. (I, 1, 6)

Слайд 6

3 . Проанализируйте фрагменты XIII главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». К каким средствам обращается писатель при создании портретной характеристики Кукшиной ? На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкою на голове. В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Что ты пружишься ?» Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время время неловко; она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо и, между тем, что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это-то и не хотела сделать: все у ней выходило, как дети говорят, нарочно, то есть не просто, не естественно. Евдоксия свернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами, провела по ней языком, пососала ее и закурила. Евдоксия , вся красная от выпитого вина и стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым голосом...

Слайд 7

4 . Проанализируйте портрет Штольца из романа И. А. Гончарова «Обломов». Каково авторское отношение к герою ? Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного смугловатые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно.

Слайд 8

Материал для работы дома Проанализируйте рассказ А. П. Чехова «Красавицы», выполняя предложенные ниже задания. 1 ) Как связаны между собой пейзажные и портретные зарисовки? С помощью каких средств передается состояние тоски и скуки, которое переживает повествователь? 2) Портрет Маши не дан одним целостным фрагментом текста. С какой целью автор «разбивает» портретную характеристику? 3 ) В чем общность двух частей рассказа? На каком фоне даны портреты Маши и девушки на станции? С какой целью Чехов вводит в рассказ портрет отца Маши, описание кондуктора и телеграфиста? Какие чувства в них вызывает созерцание красоты и как эти чувства объясняются повествователем? 4) В чем точность сравнения постижения истинной красоты с «пониманием молнии»? Как рассказ отвечает на вопрос о сущности красоты? 5) Напишите сочинение на одну из тем: Искусство портрета в рассказе А. П. Чехова «Красавицы». Роль контраста в рассказе А. П. Чехова «Красавицы». Красота и унылая проза повседневности. (По рассказу А. П. Чехова «Красавицы».) В чем тайна красоты? (По рассказу А. П. Чехова «Красавицы».) Стихотворение В. Ф. Ходасевича «Встреча» и рассказ А. П. Чехова «Красавицы»: опыт сопоставления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИП "Портрет литературного героя в художественном произведении"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Опыт работы по теме "Раскрытие авторских приемов создания характера как путь осмысления художественного произведения учащимися старших классов"

В предложенном материале определяются пути работы по восприятию текста с целью активизации познавательной деятельности и формирования нравственных представлений школьников....

Проект "Моя любимая книга" на основе художественного произведения О.Уайлда "Портрет Дориана Грея"

Данная работа представляет собой разработку анализа художественного произведения на английском языке для учителей и учащихся, при подготовке к проекту по теме "Моя любимая книга"....

Портрет и его роль в художественном произведении.

Презентация  к уроку литературы по произведению Н. В. Гоголя "Портрет" (7 класс)...

Статья "Искусство создания сатирического портрета (по 13 главе романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева). Методические рекомендации по развитию навыков анализа художественного произведения"

Искусство создания портрета литературного героя, конечно же, никогда не является самоцелью писателя. Это всего лишь ступень той лестницы, на вершине которой – замысел автора, то сокровенное, рад...

МАСТЕР-КЛАСС "Применение ментальных карт при анализе художественного произведения в старших классах"

Всем нам хорошо известно, что нежелание у ребенка читать вызвано не отрицанием самого процесса чтения, а неумением понять произведение, открыть его для себя. И каждый раз, переходя с детьми в 10 ...