Презентация. Текст как законченное информационное и структурное целое. Единицы текста
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Чурсина Алевтина Александровна

Урок поэтики для 11 класса

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

11 класс Текст как законченное информационное и структурное целое. Единицы текс та

Слайд 2

Текст , если рассматривать его в системе обобщенных функциональных категорий, квалифицируется как высшая коммуникативная единица. Это целостная единица, состоящая из коммуникативно-функциональных элементов, организованных в систему для осуществления коммуникативного намерения автора текста соответственно речевой ситуации. Если принять, что текст отражает некое коммуникативное событие, то, следовательно, элементы события должны быть соотнесены с отдельными компонентами (или единицами) текста. Поэтому выявление единиц текста и их иерархии в общей структуре текста помогает вскрыть сущностные характеристики текста – содержательные, функциональные, коммуникативные

Слайд 3

Текст имеет свою микро- и макросемантику , микро- и макроструктуру. Семантика текста обусловлена коммуникативной задачей передачи информации (текст – информационное целое); структура текста определяется особенностями внутренней организации единиц текста и закономерностями взаимосвязи этих единиц в рамках цельного сообщения. Единицами текста на семантико-структурном уровне являются: высказывание (реализованное предложение), межфразовое единство (ряд высказываний, объединенных семантически и синтаксически в единый фрагмент). Межфразовые единства в свою очередь объединяются в более крупные фрагменты-блоки, обеспечивающие тексту целостность благодаря реализации дистантных и контактных смысловых и грамматических связей. На уровне композиционном выделяются единицы качественно иного плана – абзацы, параграфы, главы, разделы, подглавки и др.

Слайд 4

С семантической, грамматической и композиционной структурой текста тесно связаны его стилевые и стилистические характеристики . Каждый текст обнаруживает определенную более или менее выраженную функционально-стилевую ориентацию (научный текст, художественный и др.) и обладает стилистическими качествами, диктуемыми данной ориентацией и, к тому же, индивидуальностью автора. Стилистические качества текста подчинены тематической и общей стилевой доминанте , проявляющейся на протяжении всего текстового пространства. Построение текста определяется темой, выражаемой информацией, условиями общения, задачей конкретного сообщения и избранным стилем изложения. Текст как речевое произведение состоит из последовательно объединенных вербальных средств (высказываний, межфразовых единств).

Слайд 5

Значения, заключенные в тексте, не всегда передаются только вербальными средствами. Для этого существуют и средства невербальные ; в рамках высказывания и межфразового единства это может быть порядок слов, соположение частей, знаки препинания; для акцентирования значений – средства выделения (курсив, разрядка и др.) Например, при сочетании высказываний Сын пошел в школу. Дочка – в детский сад сопоставительное значение не нашло для себя словесного выражения; кроме того, сказуемое пошла заменено знаком тире. В рамках более сложных компонентов текста таких невербализованных значений может оказаться значительно больше. Например, использование знаков вопросительного и восклицательного, замещающих целые реплики диалога. – Посмотрите, какой он хорошенький! – Наташа подводит меня поближе к клетке и просовывает внутрь руку, которую малыш сразу же хватает и как будто бы пожимает. – Такие красивые детеныши у орангутанов – большая редкость. А вы обратили внимание, как он похож на свою мать? – ? – А как же! У обезьян все, как у людей ( Моск . Комс . 1986. 29 ноября).

Слайд 6

В этом смысле интересен следующий пример: И на бритом, багровом лице проиграло: – «?» – «!» – «!?!» Совершенно помешанный! (А. Белый. Петербург)

Слайд 7

Изображение пауз, заминок в речи, резкого интонационного перелома осуществляется при помощи знаков препинания. Тембр, интенсивность, паралингвистическое сопровождение речи изображается обычно описат ельно (кричал, размахивая руками; посмотрел, сощурив глаза). Однако такое словесное изображение мимики, жестов необязательно. Например, вопрос, удивление, можно передать только знаками : Так ты его видел? – ??? Для передачи значений в тексте служат и различные фигуры умолчания, тоже относящиеся к невербализованным средствам. С другой стороны, в тексте может быть осуществлена вербализация «немых» языков (языков жестов, мимики). Этому, в частности, служат разнообразные ремарки в драматических произведениях или авторские описания соответствующих жестов и мимики в произведениях прозаических.

Слайд 8

Например: Он кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит: – А у меня, барин, тово ... сын на этой неделе помер. ( А. Чехов. Тоска ) Поплакав , барышня вдруг вздрогнула, истерически крикнула: – Вот опять! – и неожиданно запела дрожащим сопрано: – Славное море священный Байкал... Курьер , показавшийся на лестнице, погрозил кому-то кулаком и запел вместе с барышней незвучным, тусклым баритоном: – Славен корабль, омулевая бочка!.. ( М. Булгаков. Мастер и Маргарита)

Слайд 9

Так называемые немые языки являются полноценным средством коммуникации в реальной жизни. Однако они широко представлены в вербализованном виде и в тексте – художественном, публицистическом. При восприятии текстового описания жестов необходимо учитывать их значимость в рамках данной языковой общности. Кроме того, читатель и создатель текста могут быть разделены во времени, это также может спровоцировать неадекватность восприятия. Например, требуется комментарий к описанию жеста в тексте произведения А. Чехова «Толстый и Тонкий»: Толстый, желая расстаться дружески, протянул руку, а Тонкий пожал два пальца и захихикал.

Слайд 10

Еще пример: О начальнике департамента: «... Я тотчас заметил, что он масон: он если даст кому руку, то высовывает только два пальца » ( Н.В.Гоголь . Записки сумасшедшего ). Недоразумения могут возникнуть при чтении текста иностранным читателем, так как «немые» языки разных народов могут существенно различаться. Например, кивок в знак согласия в странах арабского мира воспринимается как проявление невоспитанности, если относится к незнакомому человеку или старшему по возрасту. Можно назвать и такой способ передачи значений в тексте, как вторжение в единообразно организованное пространство элементов других текстов, «текстов в тексте» (Ю.М. Лотман). Это могут быть прямые включения – эпиграфы, цитаты, ссылки. Могут быть пересказы-вставки иных сюжетов, обращения к легендам, «чужим» рассказам и др.

Слайд 11

Практикум А.П.Чехов . Дама с собачкой. 1. Глава 1 А ) Дмитрий Дмитрич Гуров. Жесты, позы. Он ласково поманил к себе шпица, и когда, тот подошел, погрозил ему пальцем. Призыв, воля. Тогда он пристально поглядел на нее и вдруг обнял и поцеловал в губы, и его обдало запахом и влагой цветов, и тотчас же пугливо огляделся: не видел ли кто? Эмоциональный жест, выражает эмоции и показывает состояние Гурова в тот момент, неискренность. На столе в номере был арбуз. Гуров отрезал себе ломоть и стал есть не спеша. Спокойствие, расслабленное состояние . Он смотрел ей в неподвижные, испуганные глаза, целовал ее… И часто на сквере или в саду, когда вблизи их никого не было, он вдруг привлекал ее к себе и целовал страстно. Неискренность. Был нетерпеливо страстен, не отходил от нее ни на шаг. Выражает эмоции героя в тот момент. Он долго ходил по комнате и вспоминал, и улыбался, и потом воспоминания переходили в мечты. Душевный подъем. На улице он провожал взглядом женщин, искал нет похожей на нее… Эмоциональные переживания .

Слайд 12

И в следующие ночи он спал дурно, все сидел в постели и думал или ходил из угла в угол. Нервозность, переживания . Он вернулся к себе в номер и долго сидел на диване, не зная, что делать, потом обедал, потом долго спал. Эмоциональное истощение. Все время, пока публика входила и занимала места, Гуров жадно искал глазами. Нетерпение. Оба молчали. Она сидела, он стоял, испуганный ее смущением, не решаясь сесть рядом. Испуг, робость, нерешительность. Повыше на площадке, два гимназиста курили и смотрели вниз, но Гурову было все равно, он привлек к себе Анну Сергеевну и стал целовать ее лицо, щеки, руки. Нетерпение. Он снял шубу внизу, поднялся наверх и тихо постучал в дверь. Неуверенность в своих действиях. Он подошел к ней и взял ее за плечи, чтобы приласкать, пошутить… Спокойствие. – Как? Как? – спрашивал он, хватая себя за голову. –Как? Защитный жест. Пойдемте к вам… -проговорил он тихо. Нетерпение. Он говорил Анне Сергеевне о том, как она хороша, как соблазнительна… Неискренность. Он сидел на постели, покрытой дешевым серым, точно больничным одеялом, и дразнил себя с досадой: «Вот тебе и дама с собачкой… Вот тебе и приключение… Вот и сиди тут». Разочарование, депрессивное состояние. – Но поймите, Анна, поймите… - проговорил он вполголоса, торопясь. Эмоциональное переживание. Говорил тихо и ласково. Спокойствие, расслабленное состояние. Гуров, сидевший тоже в партере, подошел к ней и сказал дрожащим голосом, улыбаясь насильно… Сильная нервозность, смущение, испуг.

Слайд 13

Домашнее задание Найдите примеры неосознанного проявления невербальных средств коммуникации главных героев из рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой» (2 глава), прокомментируйте их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умений работы с текстом как основа информационной компетентности личности.

Выступление на районном методическом семинаре учителей биологии и химии....

Занятие по биологии по теме "Клетка - основная структурно-функциональная единица всех живых систем"

Тип занятия: лекция с элементами практической работы Цель: обобщить и закрепить полученные знания о строении и функционировании клетки Задачи:- обобщение изученного материала по теме «Клетка...

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Обобщающий урок по теме" Клетка –структурно-функциональная единица живого"

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК "Клетка- структурно-функциональная единица живого" проводится в нетрадиционной форме в виде инсценировки....

Диктема как тематизирующая единица текста

В данной статье рассматривается вопрос о формировании текста посредством предложений и сверфразовых единств (диктем в терминологии М.Я. Блоха)...

Презентация по русскому языку. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. 5 класс

Презентация по русскому языку. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. 5 класс...