Диктема как тематизирующая единица текста
статья на тему

В данной статье рассматривается вопрос о формировании текста посредством предложений и сверфразовых единств (диктем в терминологии М.Я. Блоха)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diktema_kak_tematiziruyushchaya_edinitsa_teksta_statya_1.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Диктема как тематизирующая единица текста

     На современном этапе развития лингвистики предполагается, что значение высказываний, а также отдельных языковых форм нельзя адекватно проанализировать без учета прагматического (ситуативного) контекста и коммуникативного намерения говорящего. Под первым понимается совокупная экстралингвистическая ситуация общения, в которой говорящий, помимо адресации сообщения, производит некое действие, под вторым понимается непосредственно замысел высказывания. Учет этих факторов позволяет исследователям выйти за строгие рамки семантики, передаваемой только языковыми формами, и включить в объем выражаемых ими значений субъективную и ситуативную семантику. Такое совокупное содержание речи, отражающее точку зрения говорящего на ситуацию со всеми ее участниками, передается в речевом акте [1, 110].  Поскольку единицей общения, реализуемого в монологической или диалогической форме, выступает диктема, то речевой акт содержит одну или несколько тематически связанных диктем. Блох М.Я. выделяет четыре функции диктемы: номинацию, предикацию, тематизацию и стилизацию, однако лишь последние две качественно определяют статус диктемы в системе уровней языка [5, 58]. Номинативная и предикативная  функции присущи отдельным предложениям, поскольку в них происходит именование комплексной ситуации в ее временной и пространственной локализации и динамике развития, а также отнесение сентенциального (пропозитивного) имени к действительности. Перекрещивание функций свидетельствует об отсутствии четкой формальной границы межу предложением и диктемой, предложением и речевым актом, что в принципе вполне объяснимо. Дело в том, что отдельные предложения также могут реализовать коммуникативное намерение говорящего, т.е. выразить определенную тему. Диктемы выражают определенные микротемы, которые в совокупности репрезентируют макротему, т.е. тему всего текста или законченного монолога / диалога. Соответственно, микротемы равны темам отдельных монологических высказываний и диалогических реплик. На письме диктема обычно соответствует  абзацу. Другой аспект диктемы – стилизация –  выявляет общую стилистическую охарактеризованность письменного текста или устной речи, которая выявляется в употреблении специальных стилистических показателей – слов, грамматических конструкций, моделей интонации, паузации. Блох М.Я. выделяет различные виды стилизации диктемы и, соответственно, текста – подготовленная речь, публичная (скриптная) речь, спонтанная речь;   литературная (книжная) речь, разговорная речь; обиходная речь, специальная речь; фактуальная речь, образная речь и т.д [3, 211].

Литература

1. Алефиренко Н.Ф. Предикативность как семантико-синтаксическая категория //Семантика языковых единиц: доклады VI международной конференции Т-2. – М.: «Спорт-АкадемПресс», 1998. – С. 53-55.

2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. – Изд. 5-е. – М.:ЛКИ, 2007. – 384 с.

3. Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. – Изд. 4-е, исправ. – Москва: Высш. шк., 2004. – 239 с.

4. Блох М.Я. Проблема тождества предложения в свете соотношения понятия синтаксиса, семантики и информации // Вопросы языкознания. – 1997. – № 3. – С. 73-85.

5. Блох М.Я. Диктема в уровневой структуре языка // Вопросы языкознания. –. 2000. №4. – С.56-67.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект УЗ по русскому языку "Текст как интегрированная единица языка"

Представленный материал можно использовать по теме "Текст как интегрированная единица языка (на примере творчества Есенина)...

Текст как единица содержания в обучении иностранному языку

Текст как единица содержания в обучении иностранному языку...

Презентация к уроку "Текст как единица синтаксиса"

Материал направлен на формирование умений работать с текстом...

Текст как коммуникативная единица.Функции текста.

Основным показателем осуществления речевой деятельности является создание и понимание текста.Текст -это центральное звено любого цикла занятий на любом этапе обучения....

Конспект урока по русскому языку «Текст как единица синтаксиса. Признаки текста» для студентов 1 курса

Урок русского языка для студентов 1 курса СПО.В ходе урока у обучающихся формируется понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей...