Конспект урока литературы в 5 классе по произведению В.Крапивина "Старый дом"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Кошовец Светлана Валерьевна

Дом. Что такое дом для вас? Какие ассоциации рождает это слово?

В доме мы живем. В домах живут и литературные герои. В художественных произведениях в доме разворачиваются события, так дом становится местом действия. И не только...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл staryy_dom_krapivin_urok_1.docx89.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе (русской) в 5 классе.

План-конспект урока

составила Кошовец Светлана Валерьевна

учитель русского языка и литературы

Класс: 5

Предмет: родная литература (русская)

Название раздела, темы: «Русский характер – русская душа»

 Тема мероприятия:  « Образ дома в рассказе В.Крапивина «Старый дом».

Цели урока:  Проанализировать  рассказ, вывести нравственные понятия дружбы, мечты, дома.

Планируемые результаты:

Предметные: 

Познавательные УУД:  выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;  формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;  накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация; развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации.

 Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков. формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и  себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор,  текст рассказа,  раздаточный материал.

Межпредметные связи:  география, словесность.

 Ресурсы сети Интернет:    http://gostei.ru/detskie-rasskazy/krapivin/664-staryy-dom.html

                                                     https://kipk.ru/images/Вебинар_материалы/02.11.2020_Трухина_Шевчугова/ПОП-Родная-русская-литература-5-9.pdf   

                                                      https://litfest.ru/teoria/chto-takoe-olitsetvorenie.html

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.

Организационный момент (вызов)

Цель: включение в деятельность

Приветствие,

мотивация познавательной деятельности

Приветствие.

Приветствие, проверка готовности к уроку

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других

Полная готовность к уроку

2.Актуализация изученного (вызов)

Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Работа с литературоведческими понятиями.

Мини-исследо-вание

4.Подведение итогов.

Информация о домаш-нем задании.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Для того чтобы мы хорошо думали, размышляли и спорили (в споре рождается истина) предлагаю настроиться на мыслительную деятельность следующим образом:

-расшифровать ребус (выбирают группы).

 составить ассоциативный ряд к ключевому слову «детство»;

Все ключевые слова перед нами

подумайте, над чем мы будем работать сегодня на уроке?

Дом. Что такое дом для вас? Какие ассоциации рождает это слово?

В доме мы живем. В домах живут и литературные герои. В художественных произведениях в доме разворачиваются события, так дом становится местом действия.

 

Прочитайте начало рассказа. Какими эпитетами описывает автор этот дом?

Кто живёт в доме?

Какой из жителей вам больше запомнился?

Иногда писателю удаётся в двух словах рассказать о своем герое всё самое важное: его  внутренний мир, его характер.

Что говорится об Аделаиде Федоровне?

Какие черты присущи этой женщине?  

Каковы другие жители?

А что автор говорит про Вовку?

Для чего автор использует прилагательное обыкновенный? Является ли это слово эпитетом?

Бывает, что писатель делает дом настоящим полноценным героем произведения. Так поступил современный писатель Владислав Крапивин.

 «Карта изобразительного  средства»

– Восстановите схему  метафоры, олицетворения, выбрав нужные элементы.

Как называется выразительное средство, которое основано на перенесении качеств живого на неживые предметы?

Учитель просит проанализировать эпизод рассказа и найти в нём олицетврение и метафоры в описании дома.

Найдите ещё описание дома.

Прочитайте, пожалуйста, данный отрывок.

Какую черту характера дома подчёркивает автор?

Что хочет подметить в герое автор в этом предложении?( А Вовка не рассказывал, потому что некому было.)

Кто становится другом Вовки?

Как появляется дружба?

Как вы понимаете смысл слов: «Неправда. Это мой Лучший Друг. Лучшие друзья не бывают сердитые и некрасивые»? 

 

Почему мальчику было интересно с капитаном? 

0 чем мечтали Вовка и Капитан?

Что самое фантастическое происходит в рассказе?

Для чего автор вводит приём фантастики?

Домашнее задание

по выбору:  Написать  историю своего дома.

Рассказать о своей мечте?

Нарисовать свой дом.

Написать о том, чью мечту исполнили вы.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Слово учителя

https://w1.dwar.ru/info/pictures/image/balagurs/task/dom.png

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/042d/0000042c-63fdf74a/img4.jpg https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/052c/000e97a3-0d103ec6/img7.jpg https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ded/00102704-c2ba3f13/img52.jpg

Каждая группа решает кроссворд.

Решают, кто имеет право первым выбирать для своей группы ребус.

Создают кластер «Дом»

Работают с текстом. Анализируют его.

Дом был небольшой. Старый и деревянный. Двухэтажный. Жили в нем разные люди: монтер Веточкин, который всем чинил электроплитки и любил играть в домино; фотограф но фамилии Кит, который фотографировал только на работе, а дома – никогда; очень застенчивый музыкант Соловейкин, который играл на трубе. Жила Аделаида Федоровна – женщина, считавшая, что ее все обижают. Жил Вовка – обыкновенный третьеклассник. Еще обитал в доме ничей котенок с удивительным именем – Акулич. И, кроме того, в квартире номер шесть проживал Петр Иванович. Днем он работал в конторе, а по вечерам писал жалобы. На всех по очереди. На монтера Веточкина – за то, что он чинит электроплитки, а телевизоры чинить не умеет. На музыканта Соловейкина – за то, что однажды он солнечным майским утром заиграл дома на трубе. На Вовку – за то, что он не поздоровался на лестнице. На Акулича – за то, что он ничей. На товарища Кычикова – за то, что он допускает все эти безобразия. 

Формируют представления о положительных и отрицательных чертах характера человека.

Аделаида Федоровна - капризная и обидчивая.

Петр Иванович - вздорный, придирчивый, самолюбивый человек.

Фотограф но фамилии Кит - не любит свою профессию

Вовка – обыкновенный третьеклассник.

Эпитет «обыкновенный» подчёркивает, что каждый третьеклассник вел бы себя так же, как и Вовка. Дети ещё не научились обижаться и жаловаться. Они открыты и искренни.

У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился или скучал. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела. 

Вспоминают, в чем состоит приём метафоры, олицетворения.

Работа  в парах.

Каждая  пара должна выбрать верные элементы определения олицетворения и метафоры. Найти ошибки в приведённых примерах.Оценивается правильность и скорость выполнения задания). Коллективная проверка.

Предполагаемый ответ: Мета́фора -слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. Олицетворение — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. В основе возникновения олицетворения лежит перенос свойств и качеств человека на неодушевленные предметы и явления окружающей действительности.

Исследовательская работа.Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Предполагаемый ответ:

Олицетворения:«У старого дома был свой характер…. Иногда дом сердился или скучал…. Одних жильцов дом любил, других – не очень.».

Метафоры: «Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела».

Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал болезнями. Грустил он редко, ревматизма у него не было, и он не боялся сырой погоды. 

О том, что у дома есть характер, знали только Вовка и Акулич. Но Акулич никому про это не рассказывал, потому что не умел говорить. А Вовка не рассказывал, потому что некому было. О таких важных вещах говорят лишь самым надежным друзьям, которые все понимают. Но Вовкин друг Сеня Крабиков уехал. Насовсем. В город, который лежит у Очень Синего Моря. Иногда получается в жизни так неправильно: живут два хороших друга, а потом вдруг один уезжает. Далеко-далеко. А второй остается. И обоим грустно. Ведь не так легко найти нового хорошего друга. Да если и найдешь, он не заменит старого. 

Вовка нуждался в друзьях.

…Конечно, Вовка быстро подружился со Старым Капитаном. Они оба любили сквозняки, фильмы про море, серьезные разговоры и приключения. Оба не любили рано ложиться спать, книжки, где только одна любовь, манную кашу и Аделаиду Федоровну. 

 Делают вывод: дружба зарождается на основе сходства интересов.

Друг принимает своего товарища таким, какой он есть.

Приходят к выводу, что в юном возрасте совершенно естественно мечтать.

Дом уже ничего не скрывал и не таился. 

Он приподнял со скрипом один угол, потом другой, медленно повернулся. Звякнув, лопнули провода. Теперь ни одна нитка не держала дом на месте. Он качнулся, двинулся вперед, расшатывая кирпичи фундамента. А потом перестал вздрагивать и бесшумно, как в немом фильме, поднялся в воздух… 

Зачем он это сделал? 

  Ну, во-первых, он любил Вовку. Любил Старого Капитана. А во-вторых, его построили из бревен, которые были когда-то прямыми и высокими соснами. Их называют корабельными. Эти сосны мечтали стать мачтами барков и бригантин. Потом, улегшись в сруб, они задремали и забыли о мечтах. Старый Капитан разбудил их своими историями.

Что больше всего понравилось в рассказе? Если образ дома, выбираем картинку «дом», если образ мечты- розовое облако, если больше всего понравился разговор о дружбе, ребятам предлагается выбрать рисунок человечка.

Игровой прием, прием самоконтроля и определение самооценки

Прием создания проблемной ситуации, и ее решение.

Проблемный, частично-поисковый

создание проблемной ситуации и ее решение,

работа с текстом.

Анализ текста

Поиск информации

Толстые и тонкие вопросы.

Словесный, познавательный, эвристический методы.

Комментированное чтение.

Комментированное чтение.

Дифференцированные

задания.

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Предметные      УУД: вспоминают  термины

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из текстов; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:  формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

-излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения

Коммуникативные УУД:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её

Личностные УУД:

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

-потребность в самовыражении через слово;

-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Личностные УУД:

-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Коммуникативные УУД:

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Развивают логическое мышление.

Выполненные задания,  кластер «Дом», сформулированная тема, цель урока.

Соотносят свой жизненный опыт и  события литературного произведения.

Делают осознанный вывод.

Воспитывают культуру слушателя.

Учатся высказывать свои мысли. Учатся правильно говорить.

Осознают нравственные понятия: одиночество, дружба, мечта.

Приходят к выводу, что именно любовь заставляет творить чудеса.

Инструкция по выполнению домашнего задания.

Материал  можно использовать как на уроках родной русской литературы, так и уроках литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.

Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....

Конспект урока в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект содержит анализ произведения, включает описание деятельности учителя и учащихся....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...