Воспитательный потенциал учебного предмета «Литература»
статья по литературе

Макухина Татьяна Викторовна

Выступление на муниципальном методическом центре по проблемам преподавания русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.53 КБ
Файл vystuplenie_na_mmts.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд Уважаемые коллеги! Останавливаясь на вопросе воспитательного потенциала учебного предмета "Литература", необходимо сказать, что воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

      Новый закон об образовании определяет воспитание как  «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».Главными, на мой взгляд, ключевыми являются слова развитие, воспитание, формирование. Перед образованием поставлена следующая стратегическая цель: воспитание в общественном сознании установок на социальную ответственность, толерантность и патриотизм, формирование  национальной системы позитивных ценностей. И в этом отношении велика роль литературы среди других учебных предметов. Каждый урок литературы воспитывает. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся.

2 слайд

Обязательным требованием к современному уроку является запланированная заранее воспитательная задача, которая формулируется как часть общей цели урока наряду с обучающей и развивающей задачами. Следовательно, воспитательная задача урока литературы должна быть конкретной, понятной детям и самому учителю.

Воспитательные задачи литературы должны предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности:

  • для формирования и развития различных качеств личности;
  • - формирования готовности к морально-этической оценке использования научных достижений и собственных поступков

3 слайд

На уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Но урок – это не просто «форма организации», а часть жизни ученика и продолжение этой жизни, и прежде всего общение. И задача учителя литературы – сделать так, чтобы каждые 45 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием. Вот как определено во ФГОСах Воспитывающее содержание таких учебных предметов, как литературное чтение, русская литература. 

  • Содержание текстов для чтения создают основу для обсуждения и решения на уроках нравственных поступков людей, их оценки, рефлексии; помогают школьникам понять содержание нравственных понятий. Большинство текстов учебных книг актуализируют посредством привлекательной художественной формы, эмоциональности такие понятия, как справедливость, честность, дружба, верность, гуманность, патриотизм, добро и зло. Яркие характеры персонажей демонстрируют проявления данных отношений и качеств в различных ситуациях. Разбор литературных произведений, организуемый учителем на уроке, помогает школьникам разобраться в мотивах поступков героев. Уроки литературы способствуют воспитанию умений вести диалог в различных коммуникативных ситуациях; соблюдать правила речевого этикета; умений ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; самостоятельно делать выводы; соотносить поступки героев с нравственными нормами

4 слайд.

Каковы же методы обучения и пед.технологии воспитания используются на уроках литературы?

Реализуя образовательный процесс в формате урока, учитель использует различные методы обучения и педагогические технологии, каждый из которых по-своему влияет на воспитание и развитие личности школьника:

  • поисковые и исследовательские методы формируют у обучающегося ценности научного познания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и критичность мышления, умения принимать решения;
  • репродуктивные методы (задания) воспитывают трудолюбие, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, стремление доводить работу до конца, развивают произвольность, умение следовать инструкции;
  • творческие методы (задания) формируют ценности творчества и созидания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, способствуют самопознанию;
  • метод проектов развивает субъективность обучающегося, воспитывает самостоятельность, инициативность, организованность, ответственность, развивает рефлексию, самоконтроль, способствует адекватности самооценки;
  • методы обучения в парах, малых группах воспитывают у школьника, прежде всего, коммуникативные УУД

Это теоретическая основа воспитательного потенциала, а на практике уроки литературы - это уроки жизни. Ведь преподавание литературы должно строиться не только на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, важно, чтобы ученики открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, научить встречать и преодолевать трудности, решать нравственные проблемы. Работа с художественным произведением – это своеобразный мост между автором и читателем. Понимая точку зрения писателя, раскрывая проблемное содержание текста, ученик познает себя. А учитель – это проводник и помощник. Значит, главное для учителя литературы – построить разговор так, чтобы ученик с радостью последовал за ним в мир литературы. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся.

В наше непростое время уроки литературы являются, наверное, теми небольшими островками нравственности и духовности, которые остались в мире рационализма и бездушия. И мы, учителя литературы, на своих уроках стараемся снова и снова говорить о доброте и справедливости, гуманизме и взаимопомощи, патриотизме и других высоконравственных понятиях. Мы представляем вам опыт работы учителей нашей школы как молодых, так и опытных, по воспитанию на уроках литературы нравственности  и патриотизма, духовности и гуманизма - основных составляющих воспитательного процесса на уроках литературы



Предварительный просмотр:

Воспитательный потенциал учебного предмета «Литература»

                 Останавливаясь на вопросе воспитательного потенциала учебного предмета "Литература", необходимо сказать, что воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

      Новый закон об образовании определяет воспитание как  «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».Главными, на мой взгляд, ключевыми являются слова развитие, воспитание, формирование. Перед образованием поставлена следующая стратегическая цель: воспитание в общественном сознании установок на социальную ответственность, толерантность и патриотизм, формирование  национальной системы позитивных ценностей. И в этом отношении велика роль литературы среди других учебных предметов. Каждый урок литературы воспитывает. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся.

Обязательным требованием к современному уроку является запланированная заранее воспитательная задача, которая формулируется как часть общей цели урока наряду с обучающей и развивающей задачами. Следовательно, воспитательная задача урока литературы должна быть конкретной, понятной детям и самому учителю.

Воспитательные задачи литературы должны предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности:

  • для формирования и развития различных качеств личности;
  • - формирования готовности к морально-этической оценке использования научных достижений и собственных поступков

На уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Но урок – это не просто «форма организации», а часть жизни ученика и продолжение этой жизни, и прежде всего общение. И задача учителя литературы – сделать так, чтобы каждые 45 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием. Вот как определено во ФГОСах воспитывающее содержание таких учебных предметов, как литературное чтение, русская литература. 

  • Содержание текстов для чтения создают основу для обсуждения и решения на уроках нравственных поступков людей, их оценки, рефлексии; помогают школьникам понять содержание нравственных понятий. Большинство текстов учебных книг актуализируют посредством привлекательной художественной формы, эмоциональности такие понятия, как справедливость, честность, дружба, верность, гуманность, патриотизм, добро и зло. Яркие характеры персонажей демонстрируют проявления данных отношений и качеств в различных ситуациях. Разбор литературных произведений, организуемый учителем на уроке, помогает школьникам разобраться в мотивах поступков героев. Уроки литературы способствуют воспитанию умений вести диалог в различных коммуникативных ситуациях; соблюдать правила речевого этикета; умений ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; самостоятельно делать выводы; соотносить поступки героев с нравственными нормами

Каковы же методы обучения и пед.технологии воспитания используются на уроках литературы?

Реализуя образовательный процесс в формате урока, учитель использует различные методы обучения и педагогические технологии, каждый из которых по-своему влияет на воспитание и развитие личности школьника:

  • поисковые и исследовательские методы формируют у обучающегося ценности научного познания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и критичность мышления, умения принимать решения;
  • репродуктивные методы (задания) воспитывают трудолюбие, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, стремление доводить работу до конца, развивают произвольность, умение следовать инструкции;
  • творческие методы (задания) формируют ценности творчества и созидания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, способствуют самопознанию;
  • метод проектов развивает субъективность обучающегося, воспитывает самостоятельность, инициативность, организованность, ответственность, развивает рефлексию, самоконтроль, способствует адекватности самооценки;
  • методы обучения в парах, малых группах воспитывают у школьника, прежде всего, коммуникативные УУД

Это теоретическая основа воспитательного потенциала, а на практике уроки литературы - это уроки жизни. Ведь преподавание литературы должно строиться не только на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, важно, чтобы ученики открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, научить встречать и преодолевать трудности, решать нравственные проблемы. Работа с художественным произведением – это своеобразный мост между автором и читателем. Понимая точку зрения писателя, раскрывая проблемное содержание текста, ученик познает себя. А учитель – это проводник и помощник. Значит, главное для учителя литературы – построить разговор так, чтобы ученик с радостью последовал за ним в мир литературы. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся.

В наше непростое время уроки литературы являются, наверное, теми небольшими островками нравственности и духовности, которые остались в мире рационализма и бездушия. И мы, учителя литературы, на своих уроках стараемся снова и снова говорить о доброте и справедливости, гуманизме и взаимопомощи, патриотизме и других высоконравственных понятиях. Мы представляем вам опыт работы учителей нашей школы как молодых, так и опытных, по воспитанию на уроках литературы нравственности  и патриотизма, духовности и гуманизма - основных составляющих воспитательного процесса на уроках литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• Учебная деятельность - пространство для воспитания. Воспитательный потенциал учебного занятия

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Предмет «География», благодаря своей специфике, предоставляет широкие возможности для воспитания обу...

Воспитательные возможности учебных предметов. Создание воспитательной ситуации на занятиях естественнонаучного цикла.

Данный материал содержит информацию о создании воспитательной ситуации на уроках биологии, физики,химии....

Воспитательный потенциал учебного предмета « История и культура Санкт – Петербурга»

Научная статья посвящена проблеме нравственного воспитания в современном обществе....

Методическая разработка "Компетентностный потенциал учебного предмета «Литература» (на примере формирования коммуникативной компетентности на уроках литературы в 5-6 классах)"

В методической разработке представлен опыт формирования коммуникативной компетентности на уроках литературы в 5-6 классах, изучения запросов учащихся, причин недостаточной сформированности данных комп...

Воспитательный потенциал учебной дисциплины «Математика» как условие конструктивного развития личности

Может ли математика воспитать разносторонне развитую личность? Заставить правильно излагать? Думать? Стать творцом своей судьбы?На эти вопросы Вы получите ответы, ознакомившись с данной статьей...

Реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных дисциплин как основа достижения обучающимися личных образовательных результатов

Татьяна Александровна РизоеваСОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня Реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных дисциплин ка...