Образовательные поездки
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Филиппов Дмитрий Константинович

В статье поставлен вопрос о важности изучения литературы как школьной дисциплины на фоне образовательных поездок, связанных с биографией писателей или местом действия их произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_poezdki.docx14.51 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные поездки

Филиппов Д.К.

В биографии большинства писателей или поэтов присутствуют в той или иной форме путешествия, в крайнем случае — смена места обитания. И правда, если вспомнить, то в голову придёт Радищев с его «Путешествием из Петербурга в Москву», Гончаров, совершивший кругосветное путешествие и описавший его в увлекательном очерке «Фрегат „Паллада“», многочисленные эмигранты (Бродский, Набоков и другие), вынужденные и самостоятельные поездки Пушкина, Достоевского, Хармса… Таких примеров множество – кто-то совершает визиты в другие города и страны по своей воле, кому-то приходится бежать, кого-то насильно сгоняют с насиженного места. Однако итог один – смена места проживания ведёт за собой смену восприятия мира, смену рабочей обстановки и ворох новых впечатлений вкупе с открытием новых локаций, героев, сюжетов для произведений.

Путешествия в другие города и страны неизбежно приносят в размеренную жизнь элемент новизны, заставляют свежим взглядом осмотреть мир. В каждом новом месте глазам предстают картины, которым раньше не придавалось значение. Вдохновение начинает работать с утроенной силой, ведь всё необыкновенное хочется осмыслить, записать, включить в известную парадигму. Чем больше таких новых мест, тем богаче опыт писателя, тем натуральнее он сможет изобразить действующих лиц или места действия. Особенно заметно проявляется такой подъём творческой деятельности, когда монотонная и рутинная жизнь резко сменяется новыми впечатлениями, получаемыми от смены места жительства (своеобразная встряска, выдирающая человека из комфорта и довольствия). Чтобы свыкнуться с новой действительностью, приходится описывать её, осмыслять. Появляется потребность в творчестве, которая неизбежно реализуется.

В наше время позволить себе куда-то выехать (на день, на два, на неделю, даже на месяц) – это довольно доступная возможность. В погоне за новыми эмоциями и впечатлениями люди отправляются всё дальше и дальше от родных пенатов, чтобы с каждой поездкой получать всё новые ощущения. Положительный эффект известен – однообразие жизни постепенно погружает в апатию, меланхолию, снижает работоспособность и заставляет пребывать в тоске. Примечательно, что одной из устойчиво рекламируемых сейчас групп препаратов являются средства «от нервов». Неудовлетворённость жизнью и какие-то нереализованные внутренние потребности просят выход, но вдохновению взяться неоткуда и, следовательно, внутренний разлад с самим собой продолжает тянуться.

Литература опирается на путешествия. Присмотревшись к биографиям классиков, можно заметить, что многие великие произведения были созданы в условиях смены привычного уклада жизни – в эмиграции, в ссылке, в путешествии. Чехов написал прекрасные записки о своём путешествии на остров Сахалин, которые впоследствии оформились в одноимённую книгу, а Мамин-Сибиряк составил путевые очерки «От Урала до Москвы», в которых описывал свои впечатления от увиденных мест. Писатели порой совершают невероятные по своему размаху путешествия – так, например, Владимир Клавдиевич Арсеньев, родившись в Петербурге, стал знаменит благодаря своим потрясающим книгам о Дальнем Востоке («Дерсу Узала», «По Уссурийскому краю»), сюжет которых он черпал из своих собственных наблюдений. Красочные описания тайги и приморского края не стали бы такими точными, если бы автор лично не участвовал в этих экспедициях.

Поездки в другие города и страны оживляют нас, запускают воображение и активизируют работу мозга – ведь каждое событие, не укладывающееся в наш привычный распорядок дня, запоминается намного лучше. А путешествие – это не просто событие, это несколько дней совершенно иных ощущений! Можно и узнать что-то новое, и увидеть легендарные места своими глазами, и окунуться в атмосферу какого-то события. Вернувшись же домой, этот букет эмоций можно выплеснуть на бумагу или накрепко запомнить на всю жизнь. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс " Зарубежная поездка"

Актуальность изучения курса состоит в том, что путем заочного путешествия учащиеся имеют возможность ближе познакомиться с жизнью народа изучаемого языка. Материал данно...

Поездке в Сербию

Статья о поездке в Сербию, Черногорию, Италию....

Урок английского языка по теме Поездка в Лондон

Урок с использованием проектной технологии...

Элективный курс разговорного английского языка " Поездка в Англию"

Программа элективного курса разговорного английского языка "Поездка в Англию" предназначена для учащихся 5-7 классов и рассчитана на 34 часа. Расширение международных связей, вхождение наш...

Паломнические поездки в рамках курса "Основы православной культуры"

В данной публикации представлены теоретическое обоснование, методические рекомендации и подборка игр, необходимые для организации и проведения экскурсионных поездок по святым местам с обучающимися общ...

Проект образовательной программы, осуществляемой в условиях туристической поездки в Санкт-Петербург

В данном проекте представлены цель и задачи поездки, предполагаемый  план экскурсий и проектная деятельность учащихся по итогам поездки...