Урок по развитию навыков смыслового чтения на литературном материале
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Брылова Наталия Валентиновна

Урок по развитию навыков смыслового чтения на литературном материале

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                        Брылова Н. В.

                                 учитель русского языка и литературы

                             высшей квалификационной категории

                                  МБОУ «Гимназия №5 г. Сергиева Посада»

Урок по развитию навыков смыслового чтения на литературном материале для 5 класса.

Цель урока: овладение приемами осмысления, понимания информации, содержащейся в тексте.

Основные этапы урока:

I.Вступительная беседа

II.Медленное чтение текста

III. Поиск информации и понимание прочитанного

IV. Преобразование и интерпретация полученной информации

V. Рефлексия.

Задачи урока:

- обучение определению темы текста и концепта (основной мысли);

- обучение вычленению содержащихся в тексте основных событий и восстановлению их последовательности;

- обучение пониманию информации, представленной в тексте в явном и неявном виде;

- обучение обнаружению в тексте доводов;

- обучение постановке выводов из сформулированных посылок

- формирование интереса к процессу чтения.

Информационное сопровождение урока:

- листы с текстами для каждого учащегося;

- листы с заданиями для каждого учащегося;

- эпизоды фильма «Два капитана».

Ход урока:

Этап I.Вступительная беседа

-  Ребята! При изучении различных предметов вы сталкиваетесь с различными текстами. Всегда ли они вам понятны? Почему?

(Понимать написанное не так просто)

- Какие навыки требуются, чтобы понимать написанное?

(Находить главную информацию, примеры; нужно знать законы, по которым строится текст; нужно разбираться в особенностях его стиля и языка)

- Сегодня я предлагаю вам прочесть отрывок из  известной книги. В детстве эта книга была для меня одной из самых любимых. По этому произведению снят прекрасный фильм.

 

Этап II. Медленное чтение текста вслух.

«Помню просторный грязный двор и низкие домики, обнесенные забором. Двор сеял у самой реки, и по веснам, когда спадала полая вода, он был усеян щепой и ракушками, а иногда и другими, куда более интересными вещами. Так, однажды мы нашли туго набитую письмами сумку, а потом вода принесла и осторожно положила на берег я самого почтальона.

Сумку отобрал городовой, а письма, так как они размокли и уже никуда не годились, взяла себе тетя Даша. Но они не совсем размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась. Каждый вечер тетя Даша читала вслух по одному письму, иногда только мне, а иногда всему двору.

Одно из этих писем тетя Даша читала чаще других — так часто, что, в конце концов, я выучил его наизусть. С тех пор прошло много лет, но я еще помню его от первого до последнего слова.

«Глубокоуважаемая Мария Васильевна!

Спешу сообщить Вам, что Иван Львович жив и здоров. Четыре месяца тому назад я, согласно его предписаниям, покинул шхуну, и со мной тринадцать человек команды. Надеясь вскоре увидеться с Вами, не буду рассказывать о вашем тяжелом путешествии на Землю Франца—Иосифа по плавучим льдам. Невероятные бедствия и лишения приходилось терпеть. Скажу только, что из нашей группы я один благополучно (если не считать отмороженных ног) добрался до мыса Флоры. «Св. Фока» экспедиции лейтенанта Седова подобрал меня и доставил в Архангельск. Я остался жив, но приходится, кажется, пожалеть об этом, так как в ближайшие дни мне предстоит операция, после которой останется только уповать на милосердие Божие, а как я буду жить без ног — не знаю. Но вот что я должен сообщить Вам: «Св. Мария» замерзла еще в Карском море и с октября 1913 года беспрестанно движется на север вместе с полярными льдами. Когда мы ушли, шхуна находилась на широте 82°55'. Она стоит спокойно среди ледяного поля, или, вернее, стояла с осени 1913 года до моего ухода. Может быть, она освободится и в этом году, но, по моему мнению, вероятнее, что в будущем, когда она будет приблизительно в том месте, где освободился «Фрам». Провизии у оставшихся еще довольно, и ее хватит до октября—ноября будущего года. Во всяком случае, спешу Вас уверить, что мы покинули судно не потому, что положение его безнадежно. Конечно, я должен был выполнить предписание командира корабля, но не скрою, что оно шло навстречу моему желанию. Когда я с тринадцатью матросами уходил с судна, Иван Львович вручил мне пакет на имя покойного теперь начальника Гидрографического управления, и письмо для Вас. Не рискую посылать их почтой, потому что оставшись один, дорожу каждым свидетельством моего честного поведения. Поэтому прошу Вас прислать за ними или приехать лично в Архангельск, так как не менее трех месяцев я должен провести в больнице. Жду Вашего ответа.

С совершенным уважением, готовый к услугам штурман дальнего плавания  И. Климов» .

Адрес был размыт водой, но все же видно было, что он написан тем же твердым, прямым почерком на толстом пожелтевшем конверте. Должно быть, это письмо стало для меня чем—то вроде молитвы, — каждый вечер я повторял его, дожидаясь, когда придет отец».

Этап III. Поиск информации и понимание прочитанного.

1. Выбираем заголовок к тексту.

- Давайте придумаем заголовок к тексту.

(«Находка», «Письмо»,  «Экспедиция», «Святая Мария»)

- С какой целью было написано это письмо и кем?

( Штурман Климов хотел сообщить важные новости Марии Васильевне о судьбе экспедиции и о письме, которое написал ей Иван Львович)

- Найдите опорные слова в тексте.

2. Выполнение тестового задания №1 на выявление явной информации  текста.

1. Прочитав текст вы узнали, что

1) штурман Климов лежит в больнице

2) шхуна погибла во льдах

3) штурман покинул судно, т.к. его положение безнадежно

4) штурмана подобрала экспедиция лейтенанта Седова

(Ответ: 1)

- Почему не подходят другие вопросы?

3. Тестовое задание №2 на выявление информации в неявном виде.

2. Прочитав текст вы узнали, что

1) Штурман Климов покинул судно, испугавшись зимовки во льдах

2) Иван Львович – капитан шхуны «Святая Мария»

3)экспедиция обречена на гибель

4)Мария Васильевна – жена капитана

(ответ:2)

- Как вы пришли к этому выводу?

4. Тестовое задание №3 на определение основной темы текста.

3. Почему экспедиция потерпела неудачу?

1) штурман и команда покинули судно

2) шхуна застряла во льдах

3) погиб капитан шхуны

(ответ: 2)

5. Задание №4 на определение основной задачи речи текста.

4. Если вы захотите полностью прочитать о судьбе шхуны «Святая Мария», то какую книгу вы возьмете?

1)»История географических открытий»

2) В. Каверин «Два капитана»

3) И. Гончаров «Фрегат «Паллада»»

4) Мемуары о войне в Северном море

(ответ: 2)

-Почему другие ответы не подходят?

Этап IV.Преобразование и интерпретация полученной информации.

1. Задание на умение подбирать доказательства к утверждению, находить примеры.

- Получила ли письмо Мария Васильевна? Приведите 2 доказательства вашего ответа.

(ответ: нет;  доказательства: 1) погиб почтальон и письма остались у тети Даши  2) отправить их было нельзя, так как адрес был размыт водой)

2. Задание №5 на умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

5. Запишите недостающие данные

Цель экспедиции:

Местоположение во льдах:

Движение во льдах:

(ответ: цель – Земля Франца-Иосифа; местоположение – широта  82градуса 55 минут; движение во льдах – замерзла еще в Карском море и с октября 1913 года движетс я на север вместе с полярными льдами)

Этап V. Рефлексия.

1. Письменное задание №6 на умение обосновывать суждение.

6. Ответьте письменно на вопрос: почему это письмо тетя Даша читала чаще других?

(вариант ответа: тетя Даша читала это письмо чаще других, так как оно было самым интересным)

2. Задание №7 на умение обосновывать суждение.

7. Ответьте письменно на вопрос: почему письмо штурмана Климова вызвало такой интерес  у рассказчика?

( примерный ответ: письмо штурмана Климова вызвало такой интерес у рассказчика, так как оно рассказывало о путешествии, экспедиции на Северный полюс, что для мальчика было очень увлекательным)

3.  Рассказ о книге В. Каверина «Два капитана».

 - Девизом этой книги стали слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Главный герой книги Саня Григорьев считал делом своей жизни поиски экспедиции капитана Татаринова. Он стал военным летчиком и отправился служить на север. Много трудностей придется преодолеть Сане, чтобы найти «Святую Марию». Прочитайте эту книгу или посмотрите фильм, снятый по ней 1976 года.

4.  Просмотр интересных эпизодов фильма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках немецкого языка

Обучение основам смыслового чтения является актуальным для подросткового возраста, когда дети хотят получить нужную информацию «здесь и сейчас». Дети понимают, что научиться выделять основную мысль, г...

Развитие навыков смыслового чтения на уроках физики

Презентация подготовлена к выступлению на районном методическом объединении учителей физики. Раскрыты основные аспекты  развития навыков смыслового чтения на уроках физики. Использованы теоритече...

Развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения, которые развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Но в ...

Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии.

Выступление на семинаре заместителей директоров по УВР....

Развитие навыков смыслового чтения на уроке "Обобщение и систематизация основных понятий темы "Компьютер как универсальное средство для работы с информацией"

Анализ результатов экзаменационных работ по информатике и ИКТ показывает, что часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал», &la...