КТП 7 класс литература
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)

Агафонова Марина Алексеевна

Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).Используемый учебник: Литература .7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2- х ч. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_7_klass_literatura.doc300.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Программы основного общего образования по литературе;
  • Программы по литературе к предметной линии учебников авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и др;
  • Образовательной программы МБОУ «Лицей № 159»

Используемый учебник: Литература .7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2- х ч. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2017

Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

        Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями;
  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Виды деятельности и контроля

        Курс литературы опирается на следующие виды деятельности  и контроля по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) эпизода, главы повести, рассказа;
  • выразительное чтение текста художественного произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных текстов;
  • устный или письменный ответ на вопрос;
  • устное словесное рисование;
  • комментированное чтение;
  • характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
  • установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
  • анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
  • работа с толковым словарем
  • написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
  • письменный развернутый ответ на проблемный вопрос;
  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность по направлениям:
  • исследовательские
  • творческие
  • информационные

Содержание деятельности по предмету

        В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

        Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.

        Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Общая характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературеXVIII, XIX, ХХ вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

        Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

        Курс литературы в 7 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

        Содержание курса литературы в 7 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.).

        Ведущая тема при изучении литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы. В программе соблюдена системная направленность: курс 7 класса представлен разделами:

  1. Устное народное творчество.
  2. Древнерусская литература.
  3. Русская литература XVIII века.
  4. Русская литература XIX века.
  5. Русская литература ХХ века.
  6. Литература народов России.
  7. Зарубежная литература.
  8. Обзоры.
  9. Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1-8 даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

        Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

        В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Требования к результатам освоения учащимися основной школы программы по литературе

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией:
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Результаты изучения предмета в 7 классе

Ученик научится:

  • пересказывать содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • читать наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • знать основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;
  • научиться работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Ученик получит возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
  • воспринимать литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
  • осознавать  коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • развивать способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
  • воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учебно-тематический план.

Содержание

Количество часов

Введение

1

Устное народное творчество.

7

Из древнерусской литературы.

4

Из русской литературы XVIII века

2

Из русской литературы XIX века.

25

Из русской литературы XX века.

20

Литература народов России

2

Зарубежная литература.

9

Итого

70

Содержание тем учебного курса «Литература»

Введение.

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

Проектная деятельность в 7 классе.

Устное народное творчество.

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки - Ведьмы», «Пётр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей - Разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору).

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения).

Карело-финский мифологический эпос. «Калевала». Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения).

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщенное общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходства и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Предание. Гипербола. Былина. Руны. Мифологический эпос. Героический эпос. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки.

Древнерусская литература.

«Житие Сергия Радонежского» (фрагменты). Духовный путь Сергия Радонежского. Идейное содержание произведения. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житийной литературы. Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии. Сила духа и святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б.К. Зайцева.

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение.

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись.

Русская литература XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.

 «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её  Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода.

Гавриил Романович Державин.

Краткий рассказ о поэте. «Река времён в своем стремленьи …», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений.

Русская литература XIX века.

Василий Андреевич Жуковский. Перевод баллады И.В. Гёте «Лесной царь»

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Вн.чт. «Метель». Философские раздумия автора о роли случая в жизни, когда человек по капризу Судьбы становится пленником собственных необдуманных поступков.

Теория литературы. Повесть.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позицией народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива…»,  «Молитва» («В минуту жизни трудную…») – готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле), «Ангел» (как воспоминание об идеальной гармонии, «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений).

Теория литературы. Фольклоризм литературы.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей – запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Эпос как род литературы. Литературный герой.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Жанровые особенности стихотворений в прозе. Музыкальность прозы Тургенева.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Развитие речи: Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.

«Вчерашнй день, часу в шестом». Нелегкая миссия поэта и тяжелое положение закрепощенного крестьянства.

«Несжатая полоса». Сочувствие крепостному, потерявшему здоровье в тяжелом труде. Осознание смертности всего сущего и смирение с этим фактом.

Теория литературы. Поэма. Элегия. Трёхсложные размеры стиха.

Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Василий Шибанов». «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Теория литературы. Историческая баллада 

Развитие речи. Выразительное чтение исторических баллад. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…»

Вн.чт. «Дикий помещик». Осуждение общественного строя, основанного на эксплуатации,  и народного долготерпения. Призыв отрешиться от рабского мировоззрения.  

Теория литературы. Гротеск. Аллегория. 

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Мaman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспомощность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение. Герой – повествователь.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Смерть чиновника». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова.

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического.

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Особенности изображение природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов.

В. Жуковский. «Приход весны»

И. Бунин. «Родина», «Густой зелёный ельник у дороги…»

А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». 

Русская литература XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин.  «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой. Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Тема рассказа – одиночество мастера. Основная мысль состоит в том, что талант часто приводит к гордыне, которая делает человека слепым. Чтобы увидеть мир, нужно раскрыть ему навстречу сердце.

В произведении поднимается проблема превозношения и сочувствия, одиночества, проблема справедливости наказания человеком человека, проблема вины и ответственности.

«Цветок на земле». Основная тема и идейное содержание рассказа. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика в образе цветка.

Борис Леонидович Пастернак. Краткий рассказ о поэте.

«Никого не будет в доме», «Июль». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака.  Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой.

Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро».  Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Василий Макарович Шукшин. Краткий рассказ о писателе.

«Срезал». Образ «чудика» в прозе Шукшина. Человеческая открытость миру как синоним «незащищенности».

Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.

Теория литературы. Публицистика. Мемуары как публицистический жанр .

Михаил Михайлович Зощенко.  Краткий рассказ о писателе.

«Беда» - показ вечной проблемы  простого русского человека — пьянства. 

«Галоша» - сатира на бюрократический советский аппарат.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего

В. Брюсов «Первый снег», Ф. Сологуб «Забелелся туман за рекой…», С. Есенин «Топи да болота», Н. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…», Н. Рубцов «Тихая моя родина», И.А. Гофф «Русское поле», Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге», А.Н. Вертинский «Доченьки»

Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Развитие речи. Выразительное чтение стихов о родной природе.

Из литературы народов России.

Расул Гамзатов.

«Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «Земля как будто стала шире…». Краткий рассказ о жизни и творчестве аварского поэта. Возвращение к истокам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.

Теория литературы. Мировосприятие. Лирический герой. Средства выразительности.

Зарубежная литература.

Роберт Бёрнс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно – поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон.

«Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Д. Олдридж.

«Отец и сын». Взаимоотношения родителей и детей – одна из острых проблем века.

О.Генри.

«Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Луинджи Пиранделло. Краткий рассказ о писателе.

«Черепаха». Чувство любви и преданности. Жизненные обстоятельства.

Рэй Дуглас Брэдбери.

«Каникулы». Роль фантастического  сюжета  в раскрытии серьезных нравственных проблем.  Смысл финала произведения.

Вн.чт. Ж.Верн.

«Пятнадцатилетний капитан». О чрезвычайной силе воли и преданности 15-летнего юноши, который взял на себя ответственность за судьбу экипажа корабля.

Современная зарубежная проза.

Эльчин Сафарли.

«Расскажи мне о море». Главный герой – море. Оно учит мудрости, успокаивает, направляет и ведет. Душевная книга о море, любви и поисках себя.

Примечание.

1. Произведение М.Сервантеса «Дон Кихот» изучается в 6 классе.

2. Произведение П.Мериме «Маттео Фальконе» изучается в 6 классе.

Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе

Тема урока

Виды учебной деятельности

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

план

факт

Введение – 1 час

1

Введение. Выявление уровня литературного развития учеников. Знакомство с учебником.

Проектная деятельность.

чтение статьи учебника «Читайте не торопясь…»;

беседа по вопросам на стр. 5 (2);  знакомство с учебником;

Какие советы М. Горького, К. Паустовского, Д. Лихачёва кажутся вам важными и каким из них вы следовали при чтении?

Знакомство с проектной деятельностью в 7 классн.

1

Устное народное творчество – 7 часов

2.

Предания как поэтическая автобиография народа.  «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Пётр и плотник».

слово учителя. «Предания»; словарная работа (предание);

проверка домашнего задания.

Сформулируйте вопросы по текстам преданий.

1

3.

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных критериев русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств.

сообщение уч-ся о былинах;  словарная работа (былина);

комментированное чтение былины «Вольга и Микула Селянинович»;

беседа по вопросам на стр. 23 (1-3);

В чем «тайна всевластия» былин?

Устная защита проекта памятника Вольге или Микуле

1

4.

«Садко». Воплощение в былине нравственных критериев русского народа.

проверка домашнего задания;

беседа по вопросам на стр. 35-36.

Расскажите о главном герое былины, истории его жизни и путешествий.

1

5.

Былина «Илья Муромец и Соловей – Разбойник».

беседа по вопросам на стр. 36;

анализ эпизода «Поединок Ильи Муромца и Соловья-разбойника».

Как вы понимаете концовку былины?

1

6.

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

Презентация учителя о карело-финском мифологическом эпосе;

Работа с учебником

1

7.

«Песнь о Роланде». Французский средневековый эпос.

Работа со статьями Коровина и Томашевского о поэме «Песнь о Роланде»; Сравнительный анализ стихотворного и прозаического переводов; Сообщения учащихся о героях поэмы: Роланде, Оливье, Карле

1

8.

Пословицы и поговорки.

чтение пословиц; размышления о прочитанном;

выполнение творческого задания на стр.67

1

Древнерусская литература – 4 часа

9

«Повесть временных лет».  Отрывок «О пользе книг» из похвалы князю Ярославу и книгам.  

Словарная работа (летопись)  

Работа с иллюстрациями.

1

10

«Житие Сергия Радонежского».

Сообщения учащихся о Сергии Радонежском.  Беседа по содержанию «Жития о Сергии Радонежском»

Словарная работа (житие)  

1

11

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок) Нравственные заветы Древней Руси.

слово учителя. «Древнерусская литература. Повесть временных лет»;

беседа по вопросам;

Какие наставления Владимира Мономаха актуальны и сейчас?

1

12

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Гимн любви и верности Фольклорные мотивы.

проверка домашнего задания; словарная работа (повесть)

беседа по содержанию повести. Определение темы и идеи произведения

1

Русская литература 18 века - 2 часа

Михаил Васильевич Ломоносов – 1 час.

13

М.В.Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В. Ломоносова

 «Ода на день восшествия…»

сообщение уч-ся о жизни и творчестве М. В. Ломоносова;

слово учителя. «Теория трёх штилей»;

словарная работа (ода);

чтение оды «На день восшествия…; беседа по содержанию оды

Определите, к каким стилям относятся прочитанные произведения М.В. Ломоносова?

1

Гавриил Романович Державин – 1 час

14

Г.Р.Державин – поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина

«Река времён в совеем стремленьи…», «На птичку», «Признание»

сообщение уч-ся о жизни и творчестве Г. Р. Державина;

слово учителя. «Особенности поэзии Г. Р. Державина»;

чтение стих «Признание», «На птичку», «Последние стихи Державина»;

беседа по содержанию стих.

Что сближает двух великих поэтов - Ломоносова и Державина?

1

Русская литература 19 века – 25 часов

Василий Андреевич Жуковский – 1 час

15

В.А.Жуковский. Перевод баллады И.В.Гете «Лесной царь».

сообщение уч-ся о В. А. Жуковском;

словарная работа (баллада);  чтение баллады «Лесной царь» В. А. Жуковского;  беседа по содержанию баллады;

чтение баллады И. В. Гёте. Сопоставление баллады Гете и Жуковского.

1

Александр Сергеевич Пушкин – 5 часов

16

История в произведениях А.С.Пушкина. Поэмы «Полтава» и «Медный всадник».

сообщение уч-ся о жизни и творчестве А. С. Пушкина;

беседа по вопросам на стр. 97; чтение поэмы «Полтава»;

работа с иллюстрацией «Полтавская баталия»; чтение отрывка из поэмы «Медный всадник»; беседа по вопросам на стр. 100-101;

работа с иллюстрацией на стр. 101;

В чём своеобразие творческой манеры писателя?

1

17

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…».

проверка домашнего задания; беседа по содержанию статьи на стр. 103;

комментированное чтение «Песни о вещем Олеге»;

беседа по вопросам на стр.107-107;

Что общего и чем отличаются друг от друга летопись и баллада? Найти в «Песне …» средства воссоздания эпохи княжения Олега. Какова главная мысль этого произведения? Почему Пушкин обращается к далекой старине?

1

18

А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в «Чудовом монастыре».

беседа по содержанию статьи на стр. 109-110;

комментированное чтение отрывка из трагедии «Борис Годунов»;

беседа по вопросам на стр. 117-118; работа с иллюстрацией на стр. 112

Почему Пушкин в трагедии «Борис Годунов» обращается к фольклору и к истории России?

1

19

А.С.Пушкин. Повести Белкина. «Станционный смотритель».

сообщение уч-ся. «Творческая история создания «Повестей Белкина»;

выборочное чтение (описание комнаты смотрителя в начале и в конце повести); Какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над хорошо одетыми людьми привилегированного сословия»? Какова позиция отца в притче о блудном сыне и позиция Самсона Вырина? Кто оказался счастливее: блудный сын или Дуня?

1

20

Вн.чт. А.С.Пушкин. «Метель».

Пересказ отдельных эпизодов; беседа по содержанию повести;

работа с иллюстрациями к повести;

Общее впечатление от повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов – 2 часа

21

М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

сообщение уч-ся о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова;

Какими талантами одарила природа поэта и как они проявились в жизни и творчестве?;

беседа по содержанию «Песни…»; работа с иллюстрациями по «Песне…»

выборочное чтение (описание портретов); краткий пересказ эпизода «Жалобы Кирибеевича»; устное словесное рисование (описание внешнего вида царя);

сопоставление исторической ситуации и сюжета поэмы;

сопоставление «Песни…» с произведениями УНТ Проследите по тексту, как Кирибеевич нарушает принятые всеми условия жизни, за которыми по традиции должен наблюдать царь. Какие нравственные законы преступает Кирибеевич?

1

19.11

22

Стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

проверка домашнего задания; чтение стихотворений;

аналитическая беседа по прочитанным стихотворениям.

Составьте цветовую гамму стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»;

Почему в этом стихотворении, говоря о гармонии мира природы и человека, Лермонтов рисует столь многоцветную картину?

1

Николай Васильевич Гоголь – 4 часа

23

Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Эпоха и герои.

проверка домашнего задания;

сообщения уч-ся: «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя», «Творческая история создания повести «Тарас Бульба»; беседа по содержанию 1 главы повести «Тарас Бульба». Викторина на знание творчества Н.В.Гоголя и первичное восприятие повести.

1

24

Товарищество и братство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

проверка домашнего задания; беседа по содержанию повести.

Почему сцена казни Остапа – одна из самых сильных и значительных сцен повести? Можно ли назвать Андрия предателем?

1

25

Художественные особенности повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

анализ эпизодов: описание степи, пляска и пир запорожцев, гибель казаков в бою, финал повести.

А. П. Чехов, вспоминая «Тараса Бульбу» назвал Гоголя «царём степи». Чем, по-вашему, заслужил писатель столь высокую оценку?

1

26

Подготовка к сочинению по повести

Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

выбор темы для сочинения; словарная работа;

составление сложного плана к сочинению. Составьте устный рассказ по плану, используя слова для справок, записанные в тетради.

1

Иван Сергеевич Тургенев – 2 часа

27

И.С.Тургенев. Сведения о писателе. Рассказ «Бирюк».

проверка домашнего задания; сообщения учащихся о жизни Тургенева;

слово учителя. «Создание сборника «Записки охотника»;

беседа по содержанию рассказа «Бирюк»; художественный пересказ текста (описание портрета Бирюка или одного дня из жизни лесника – на выбор)

1

28

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

словарная работа (стихотворения в прозе); комментированное чтение стихотворений в прозе; аналитическая беседа по прочитанному;

Какова главная мысль стихотворений?

Устное рассуждение «О богатстве материальном и душевном»

1

Николай Алексеевич Некрасов – 2 часа

29

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины». Сюжет, композиция, герои поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины».

проверка домашнего задания; слово учителя. «Жизнь и творчество

Н. А. Некрасова», «Творческая история создания поэмы «Русские женщины»; чтение первой части поэмы; беседа по прочитанному

словарная работа (сюжет, композиция); определение жанра и композиции произведения; работа с иллюстрациями к поэме;

В чем сила княгини и почему ее не смог переубедить генерал?

1

30

Внеклассное чтение. Стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…» «Несжатая полоса»

чтение фрагмента воспоминаний А.Я. Панаевой;

чтение стих.; беседа по вопросам на стр.277-278;

Выстроить образный ряд, связанный с описанием мужиков, используя цитаты из текста.

1

Алексей Константинович Толстой – 1 час

31

А.К. Толстой. «Василий Шибанов». «Князь Михайло Репнин».

сообщения учащихся о жизни и творчестве А.К. Толстого;

чтение и обсуждение статьи Л. Емельянова о А.К. Толстом;

Беседа по содержанию исторических баллад

1

Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин – 2 часа

32

М.Е.Салтыков - Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

сообщение уч-ся о жизни и творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина;

презентация «М. Е. Салтыков-Щедрин»;

слово учителя. «Особенности творческой манеры писателя» проверка домашнего задания; беседа по содержанию «Повести…»;

сопоставление народных сказок и «Повести…», ситуации, изображенной в «Робинзоне Крузо» Д.Дефо и в «Повести…»

В чём особенность употребления сказочных формул в произведениях Салтыкова–Щедрина? Какие пороки общества обличает Салтыков–Щедрин? Есть ли что-то общее у сказки Салтыкова–Щедрина и басен И.А. Крылова?

1

33

Внеклассное чтение. М.Е.Салтыков – Щедрин. «Дикий помещик». Обличение социальных пороков.

беседа по содержанию сказки;

анализ эпизода «Диалога между помещиком и капитаном-исправником».

Что сближает сказку «Дикий помещик» со сказкой «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

1

Лев Николаевич Толстой –2 часа

34

Л.Н.Толстой. «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых.

проверка домашнего задания; слово учителя. «Л. Н. Толстой»;

комментированное чтение глав «Maman», «Что за человек был мой отец»;

аналитическая беседа по прочитанному.

Что беспокоит Толстого, когда он думает о детстве?

1

35

Нравственный смысл поступков в повести Л.Н.Толстого «Детство».

Чему учат Николеньку Карл Иванович и Наталья Савишна? Что общего в отношении героя-повествователя к Карлу Ивановичу и Наталье Савишне? Как развивается внутренний мир Николеньки Иртеньева?

Работа с иллюстрациями к повести

1

Антон Павлович Чехов – 3 часа

36

А.П.Чехов: рассказ о писателе. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. Средства юмористической характеристики.

проверка домашнего задания; сообщение уч-ся о жизни и творчестве

А. П. Чехова; беседа по содержанию рассказа;

Чем страшно и опасно раболепие, лицемерие, хамелеонство (Очумелова, толпы)?

1

37

Рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник».

беседа по содержанию рассказа;

чтение отрывка «Литературная жизнь» из очерка А.М. Горького «А.П.Чехов».   беседа по прочитанному.

Над чем смеется автор в рассказе «Злоумышленник» и что его огорчает? Современны ли темы рассказов Чехова?

1

38

Рассказы А.П. Чехова «Смерть чиновника».

аналитическая беседа по рассказу; работа с иллюстрациями к рассказу;

ответы на проблемные вопросы

1

«Край ты мой, родимый край…» Стихотворения о родной природе – 1 час

39

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворений русских поэтов XIX века о родной природе. В.Жуковский «Приход весны» И. Бунин «Родина», «Густой зелёный ельник у дороги…» А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест»

чтение наизусть стих. о родной природе русских поэтов 19 века.

Почему возможно сравнение произведений поэзии, живописи и даже музыки?

1

4.02

Русская литература 20 века – 20 часов

Иван Алексеевич Бунин – 1 час

40

И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье.

проверка домашнего задания; сообщение уч-ся о жизни и творчестве

И. А. Бунина; анализ 2-5 глав;

сопоставление произведений художественной литературы о детстве (повесть Л.Н.Толстого «Детство») Сопоставить поведение героев Л.Н.Толстого и И.А. Бунина (Николенька «Детство» - Женя «Цифры»). Кто из героев вызывает симпатию, жалость, сочувствие?

1

6.02

Максим Горький – 3 часа

41

М.Горький: краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.

проверка домашнего задания; сообщение уч-ся о Горьком;

аналитическая беседа по 1-3 главам повести «Детство».

Какая картина русской жизни открывается со страниц повести? Чем обстановка в доме деда Каширина отличается от атмосферы дома, описанной Л.Н.Толстым в повести «Детство»?

1

11.02

42

М.Горький «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Вера в творческие силы народа.

анализ эпизодов: «Ученье», «Наказание», «Пляска бабушки», «Цыганок»;

работа с иллюстрациями к повести.

В чем смысл бабушкиного «все хорошо»? В чем вы видите источник веры писателя в «возрождение наше к жизни светлой, человеческой»?

1

13.02

43

М.Горький «Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»). Романтический характер легенды.

беседа по вопросам на стр.89;

Как соединяется в единое целое тема гибели «гордого смельчака Данко» и поведения людей, ступивших на свободную землю?

1

18.02

Леонид Андреев – 1 час

44

Л.Н.Андреев: краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.

проверка домашнего задания; сообщение уч-ся;

выборочный пересказ на тему «История Кусаки»;

Если бы вам предложили подготовить иллюстрацию к рассказу, что бы вы на ней изобразили? Опишите устно.

1

Владимир Владимирович Маяковский – 2 часа

45

В.В.Маяковский. Краткий рассказ о писателе. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

проверка домашнего задания; сообщение уч-ся о В. В. Маяковском;

чтение стих.;

беседа по содержанию стихотворения;

Как меняется настроение поэта на протяжении рассказа?

1

46

В.В.Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина, гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

проверка домашнего задания; выразительное чтение стихотворения;

беседа по содержанию стихотворения;

Мини-сочинение по начальной фразе: «Мне нравятся (не нравятся) стихи В.В.Маяковского, потому что….»

1

Андрей Платонович Платонов – 3 часа

47

А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Незаметный герой с большим

сердцем. Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П.Платонова «Юшка».

сообщение уч-ся; чтение диалогов Юшки с детьми и взрослыми;

характеристика Юшки;  рассуждение «Ситуации в моей жизни, вызывающие сострадание характеристика главного героя.

Как писатель объясняет несправедливое и грубое отношение взрослых к Юшке? Что общего между горьковским Данко и Юшкой? Может ли настоящая любовь быть корыстной?

1

48

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире».

беседа по вопросам на стр. 140-141

1

49

А.П. Платонов. «Цветок на земле».

аналитическая беседа по содержанию рассказа; работа с иллюстрациями к рассказу; защита собственных иллюстраций к рассказу

1

Борис Леонидович Пастернак - 1 час

50

Б. Л. Пастернак «Никого не будет в доме», «Июль»

Выразительное чтение стихотворений.  Работа с текстом. Определение художественных средств (сравнение и метафора)

Александр Трифонович Твардовский – 1 час

51

А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения А.Т.Твардовского «Снега потемнеют синие…» - воспоминания о детстве, подведение итогов жизни. «Июль-макушка лета…», «На дне моей жизни…» .

проверка домашнего задания; сообщение уч-ся об А. Твардовском;

чтение и анализ стих. Что главное в лирическом произведении А. Т. Твардовского?

Воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

1

Фёдор Александрович Абрамов – 1 час

52

Ф.А.Абрамов: краткий рассказ о писателе.

«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы, поднятые в рассказе.

сообщение уч-ся о Ф. А. Абрамове; чтение рассказа «О чём плачут лошади»; беседа по содержанию рассказа. Почему герой кажется себе « каким-то нелепым, отжившим существом…существом той же лошадиной породы….»? В чем актуальность рассказа Ф. А. Абрамова?

1

Евгений Иванович Носов – 2 часа

53

Е.И.Носов. Рассказ о писателе. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.

проверка домашнего задания;

Как можно объяснить различные названия произведения: «Кукла», «Акимыч»? Какое из них кажется вам наиболее удачным?

Выполнение творческого задания по рассказу на стр.182

1

54

Е.И.Носов. «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека. Тест по рассказу «Кукла».

тест по рассказу «Кукла»; проверка домашнего задания;

беседа по вопросам на стр.185.

Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого рассказа показать жестокость войны? Почему образ маков является в рассказе ключевым? В чем, по-вашему, основная идея рассказа?

1

Юрий Павлович Казаков – 1 час

55

Ю.П.Казаков. Краткий рассказ о писателе. Знакомство с рассказом «Тихое утро».

слово о писателе; проверка домашнего задания; пересказ событий рассказа от лица героев (Володи и Яши); беседа по вопросам на стр. 201.

Как вы думаете, что мог утаить, но не утаил от читателя автор в поведении Яшки?

1

Василий Макарович Шукшин – 1 час

56

В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал»

Знакомство с писателем.

Образ «чудика» в творчестве писателя

Дмитрий Сергеевич Лихачёв – 1 час

57

Д.С.Лихачев. «Земля родная». Духовное напутствие молодёжи. Публицистика.

сообщение о писателе; беседа по вопросам на стр. 209;

Почему «вернейшим способом узнать человека» Д.С. Лихачев считает « прислушаться к тому, как он говорит»?, «Наша молодость – это и наша старость»? Защита творческого проекта «Искусство моего родного края»

1

Михаил Михайлович Зощенко – 1 час

58

М.М. Зощенко «Беда», «Галоша»

знакомство с писателем;

аналитическая беседа по рассказам

1

Тихая моя родина – 1 час

59

«Тихая моя родина». Выразительное чтение стихотворений о природе, родине, собственном восприятии окружающего мира.

(В. Брюсов «Первый снег», Ф. Сологуб «Забелелся туман за рекой…», С. Есенин «Топи да болота», Н. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…», Н. Рубцов «Тихая моя родина», И.А. Гофф «Русское поле»,

Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге»,

А.Н. Вертинский «Доченьки»)

Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Создайте устный или письменный рассказ по одной из картин, включив в него строки стихотворений о родной природе, на тему «Всякому мила своя сторона»

1

Из литературы народов России – 1 час + контрольная работа по литературе за курс 7 класса – 1 час

60

Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…», «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…»

выразительное чтение стихотворений Расула Гамзатова;

аналитическая беседа по прочитанным стихотворениям

1

61

Контрольная работа за курс литературы 7 класса.

Контрольная работа

1

Зарубежная литература – 9 часов

Роберт Бёрнс – 1 час

62

Роберт Бёрнс: особенности творчества. «Честная бедность».

Сообщения учащихся о Р.Бёрнсе; чтение стих. «Честная бедность»;

аналитическая беседа по прочитанному стих. Как вы понимаете слова Р.Бернса: «Душа человека – его королевство»? В чем идея стихотворения?

1

Джордж Гордон Байрон – 1 час

63

Д.Г.Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..» Гимн славы герою, павшему за свободу родины.

слово о поэте; выразительное чтение стихотворения «Ты кончил жизни путь…; анализ текста стихотворения. В чём современность стихотворения?

1

Джеймс Олдридж – 1 час

64

Д. Олдридж «Отец и сын». Взаимоотношения родителей и детей – одна из острых проблем века.

сообщение о писателе; Как вы считаете, обязательно ли для того, чтобы научиться быть взрослым, проходить через экстремальные ситуации?

1

О. Генри – 1 час

65

О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.

слово о писателе; пересказ рассказа от лица героев; беседа по содержанию рассказа. Почему Джима и Делу автор называет «мудрейшими из всех дарителей»?

1

Луинджи Пиранделло – 1 час

66

Луинджи Пиранделло. Краткий рассказ о писателе. «Черепаха». Чувство любви и преданности. Жизненные обстоятельства.

выборочный пересказ; беседа по содержанию рассказа.

В чём счастье мистера Мишкоу?

1

Рэй Брэдбери – 1 час

67

Р. Брэдбери «Каникулы».

беседа по вопросам на стр. 276-277;

выполнение творческого задания на стр.277

1

Жюль Верн – 1 час

68

Ж.Верн. «Пятнадцатилетний капитан»

Аналитическая беседа по произведению.

Определение основной мысли.

Эльчин Сафарли – 1 час

69

Э. Сафарли. «Расскажи мне о море»

Аналитическая беседа по произведению.

Определение основной мысли.

70

Итоги года. Рекомендации для летнего чтения.

беседа по вопросам на стр. 241-242;

рекомендации для летнего чтения

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература 18 века. Классицизм. Русский классицизм."

Одна из первых обучающих лекций по литературе в 9 классе. Рассказ учителя сопровождается слайдами с текстом, чтобы ученики могли без суеты записать основное. Лекция рассчитана на 30-40 минут, зависит ...

Программа элективного курса по литературе для 9-ого класса «Литература пушкинской поры»

Программа элективного курса «Литература пушкинской поры» позволяет углубить и расширить связь творчества А.С. Пушкина с творчеством других поэтов, увлечь ребят в поисково-исследовательскую деяте...

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Тест по литературе по итогам 3 учебной четверти в 6 классе (Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч., под ред. В. Я. Коровиной)

Тест по литературе по итогам 3 учебной четверти в 6 классе (Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч., под ред. В. Я. Коровиной)...