Истинные и ложные ценности в рассказе "Дары волхвов"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Сидорова Елена Михайловна

Урок по рассказу О Генри "Дары волхвов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazu_o.genri_.docx41.82 КБ
Файл o._genri.pptx990.45 КБ
Файл diagnosticheskaya_anketa.docx12.27 КБ

Предварительный просмотр:

Литература. 7 класс.

Тема: Истинные и ложные ценности в рассказе О.Генри «Дары волхвов».

Цель: Совершенствование умения анализировать эпический художественный текст.

Задачи:

1.Определить истинные и ложные ценности в жизни человека.

2. Прививать навыки исследовательской работы.

3.Предоставить возможность проявить творческие способности.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний. Установка на восприятие. Проверка выполнения индивидуального домашнего задания.

Начать сегодняшний урок хотелось бы с такого вопроса:

- Как вы думаете, кому  ставят памятники?

- За что люди удостаиваются такой чести?

- А за что, на ваш взгляд, можно было бы поставить памятник книге?

Сообщение учащегося(с презентацией)

Этот необычный монумент стоит в городе Гринсборо (США): огромная двухметровая каменная книга раскрыта на знаменитом рассказе О.Генри "Дары волхвов". Будущий писатель родился в 1862 году на окраине этого города в Северной Каролине, а "Дары волхвов" - наиболее читаемое и в наше дни его произведение. Ежегодно под Рождество несколько журналов и газет в разных странах мира непременно перепечатывают этот рассказ. Остальное же наследие Уильяма Сидни Портера (таково настоящее имя писателя) на его родине почти забыто, и восемнадцатитомное полное собрание сочинений, включающее около 250 рассказов и один роман, редко снимается с

библиотечной полки.

3. Объявление темы и постановка целей урока.

- Сегодня мы попытаемся понять, что же необычного таит в себе рассказ «Дары волхвов», поэтому тема нашего урока звучит так: «Истинные и ложные ценности в рассказе О.Генри «Дары волхвов».

- Постарайтесь теперь определить цели урока.

(В конце урока мы должны ответить на вопрос, какие ценности в жизни человека являются истинными, а какие ложными, по мнению писателя).

- В рассказе много необычного, начиная с самой истории его создания, о которой нам расскажет … (сообщение учащегося с презентацией)

Поздней осенью 1905 года О. Генри согласился написать для владельца газеты «Уорлд» Джозефа Пулитцера святочный рассказ. Обещанный срок прошел, а редактор не получил ничего, кроме извинений и отговорок. Наконец, художник, который должен был иллюстрировать произведение, явился в каморку писателя, чтобы ознакомиться с черновиком и понять, что же следует нарисовать. Оказалось, что еще не существует даже черновика. Несчастный иллюстратор попросил хотя бы сообщить ему основной замысел рассказа.

"Я скажу вам, что рисовать, дружище, - ответил писатель. - Нарисуйте бедно обставленную комнатку, типа меблированных комнат, какие сдаются в Вест-Сайде. В комнате один - два стула, комод с выдвижными ящиками, кровать и шкаф. На кровати бок о бок сидят мужчина и женщина. Они говорят о приближающемся Рождестве. Мужчина вертит в руках футлярчик от карманных часов. У женщины роскошные длинные волосы, ниспадающие на спину. Вот и все, что я пока вижу. Но рассказ скоро будет". Однако текста все не было.

 За несколько часов до отправки рождественского номера в печать в жилище О. Генри ворвался редактор. Писатель попросил его прилечь на кушетку, а сам откупорил бутылку шотландского виски и сел к столу, отодвинув черновик другого рассказа. Через три часа рукопись "Дары волхвов" была закончена, а ночью ее набрали. История о молодом муже, продавшем свои часы, чтобы купить набор гребенок в подарок жене, которая продала свои волосы на парики, чтобы купить ему цепочку для часов, переведена чуть ли не на все языки мира.

4.Работа с ассоциациями и словарем.

- Давайте обратимся к названию рассказа. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «дар»? (добро, любовь, подарок, праздник)

- А в толковом словаре Ожегова говорится, что


ДАР, -а, мн. -ы, -ов, м.

1. Подарок, приношение, пожертвование (высок.).

2. Способность, талант.

А еще говорят, что дар есть благословение дающему. Посмотрите, как много значений у этого слова, и, безусловно, автор вкладывал в него свой, особый смысл.

- А кто такие волхвы? (сообщение учащегося)

(Волхвы – это мудрецы, Каспар, Балтазар и Мельхиор, которые принесли дары младенцу Иисусу: золото (знак земного владычества), ладан (знак божественного происхождения и небесной власти)  и смирну (в знак будущего распятия и грядущих мук)

- Кого автор называет волхвами в этом произведении? (Главных героев: Деллу и Джима)

5. Аналитическая беседа. Работа в парах.

- Давайте подробнее познакомимся с героями.

- На парте у вас «кирпичики», на каждом из которых перечислены составляющие жизни Джима и Деллы. У одних – признаки так называемой «прозы жизни», а у других – составляющие  «поэзии жизни».

- Теперь поработайте с текстом произведения и приведите примеры, доказывающие наличие той или иной составляющей в жизни героев, а потом расположите их на наших весах.

«Проза жизни»

- бедные люди: приходится торговаться с бакалейщиком, зеленщиком, мясником за каждую монетку в 1 цент; не то чтобы вопиющая нищета, но красноречиво молчащая бедность;

-доходы и расходы: меблированная квартирка за 8 долларов в неделю; 15 раз упоминаются суммы доходов и расходов; доходы Джима упали с 30 до 20 долларов в неделю;

-убогое жилище: квартира на верхнем этаже; кнопка звонка, который не работает; табличка на двери потускнела; ящик для писем, в щель которого не поместится ни одно письмо; трюмо с узкими створками, старенькая кушетка; ветхий ковёр;

-старая одежда: старенький коричневый жакет; старенькая коричневая шляпка; давно нужно было новое пальто; руки мёрзли без перчаток;

- унылое настроение: уныло глядела на серую кошку, прогуливавшуюся по серому забору вдоль серого двора; жизнь состоит из слёз, вздохов и улыбок, причем вздохи преобладают;

«Поэзия жизни»

- сокровища семьи: золотые часы Джима и волосы Деллы – сокровища, которым позавидовали бы царь Соломон и царица Савская;

- основные черты характера: скромность и достоинство; гордость;

 -яркие краски жизни: сколько радостных часов она провела, придумывая, что бы такое ему подарить; два часа пролетели на розовых крыльях;

- подарки: платиновая цепочка для карманных часов простого и строго рисунка, пленявшая истинными своими качествами, а не показным блеском; чудесные гребни, настоящие, черепаховые, с вделанными в края блестящими камешками.

-любовь: когда Джим приходил домой, его неизменно встречал радостный возглас и нежные объятия; никакая причёска и стрижка не могут заставить меня разлюбить мою девочку; никто не мог бы измерить мою любовь к тебе; я не пережила бы, если бы мне нечего было подарить тебе к Рождеству;

- На каждой из чаш сейчас лежит одинаковое количество «кирпичиков». А у каждого из вас на столе «пустой» кирпичик. На нем я предлагаю вам написать название того, чего, на ваш взгляд, не хватает на той или другой чаше весов, и поместить сюда же, объяснив своё решение. Но прежде, чем вы его примете, я предлагаю вам послушать притчу, короткий назидательный рассказ, заключающий в себе нравственную премудрость.

Притча о мудреце

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон.
       Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили - факт, полон.
       И, наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки в сосуде.
      "Теперь, - обратился мудрец к ученикам,-  я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети - те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется.

  (Учащиеся пишут  название той или иной составляющей, например Музыка необходима нам, потому что именно она учит нас видеть прекрасное, помогает пережить тяжелые моменты жизни, поднимая настроение).

6.Рефлексия

-Посмотрите, какая чаша перевесила? («Поэзия жизни»)

-Как вы думаете, почему так получилось?  (Так получилось потому, что истинная любовь, забота о близком человеке, самопожертвование гораздо важнее, чем материальные ценности).

-Так о каком же истинном даре говорит автор? (О даре бескорыстного желания счастья для ближнего, о даре самопожертвования во имя ближнего).

- Вы абсолютно правы. Можно дарить что-то, даже не имея денег. Главное, делать это от всего сердца, с любовью; подарки ценятся не по дороговизне, а по тому, что в них вкладывает дарящий.

7.Творческая работа учащихся

- Давайте подумаем, что мы могли бы подарить своим близким, например, маме, не имея ни копейки денег. Ведь не стоимость определяет ценность подарка. Закончите, пожалуйста, одно из написанных на листочках предложений, а затем прикрепите к «дереву волхвов».

( Мамочка, я подарю тебе …, чтобы…; Мамочка, я подарю тебе…, потому что…)

(Мамочка, я  подарю тебе улыбку, чтобы ты никогда не грустила. Мамочка, я подарю тебе радугу, чтобы твоя жизнь была яркой и интересной.  Мамочка, я подарю тебе звездное небо, потому что, глядя на него, ты будешь мечтать о чем-то таком же красивом. Мамочка, я подарю тебе свою любовь, потому что ты самый дорогой для меня человек).

8.Подведение итогов урока.

Подводя итог нашим сегодняшним размышлениям об истинных и ложных ценностях, мне хотелось бы сказать вам: «Обращайте внимание прежде всего на важные вещи, находите время для ваших друзей и любимых людей, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное - лишь песок», - ведь именно так закончил свое поучение и мудрец.

9.Дифференцированное домашнее задание.

Напишите сочинение – миниатюру на одну из предложенных тем:

- «Может ли быть богатым бедный человек?»

- «Кто больше счастлив: тот, кто дарит или кто принимает подарок?»

- «Напрасна или оправдана была жертва героев?»

- «Почему автор говорит о героях: «Они и есть волхвы»?»

10. Выставление оценок за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гринсборо , США В Гринсборо , (Северная Каролина, США) на площадке рядом со зданием « First Union Tower » на Bellmeade Street расположен бронзовый памятник в честь родившегося в этом городе писателя О. Генри, который представляет собой композицию из трёх частей: с татуи самого О. Генри в н атуральную величину, статуи его любимой собаки Lovey и статуи огромной р аскрытой книги, где слева н а странице изображена и ллюстрация к рассказу «Дары волхвов» и выдержка из него, а справа начало «Вождя краснокожих» с главным героем, выглядывающим из-за с траницы.

Слайд 2

О. Генри Собака Lovey Памятник книге



Предварительный просмотр:

Диагностическая анкета перед проведением урока.

За что вы любите свою маму?

- за то, что она всегда поможет

- за то, что она во всем меня понимает

- за то, что хорошо меня обеспечивает

- другое (указать, что именно) (подразумевается, что ребенок должен написать о том, что любит маму просто за то, что она есть, она его мама).

Как вы проявляете свою любовь к маме?

- дарю ей подарки

- часто говорю, что люблю её

- помогаю по дому

- другое (указать, что именно) (подразумевается, что ребенок должен написать о том, что проявлять любовь можно по-разному. Главное в этом – желание порадовать, помочь).

Что бы вы подарили маме, имея неограниченные возможности?

- дорогой подарок лично для неё

- путешествие за границу

- подарок, сделанный собственными руками

- другое (указать, что именно) (подразумевается, что ребенок должен написать о том, что не имеет значения, что подарить и сколько это будет стоить. Главное, сделать подарок от чистого сердца).

Диагностическая работа после проведения урока.

Творческая работа учащихся

- Давайте подумаем, что мы могли бы подарить своим близким, например, маме, не имея ни копейки денег. Ведь не стоимость определяет ценность подарка. Закончите, пожалуйста, одно из написанных на листочках предложений.

Мамочка, я подарю тебе …, чтобы…

Мамочка, я подарю тебе…, потому что…

(Подразумевается, что, если урок достиг своей цели, ребенок должен написать: «Мамочка, я  подарю тебе улыбку, чтобы ты никогда не грустила. Мамочка, я подарю тебе радугу, чтобы твоя жизнь была яркой и интересной.  Мамочка, я подарю тебе звездное небо, потому что, глядя на него, ты будешь мечтать о чем-то таком же красивом. Мамочка, я подарю тебе свою любовь, потому что ты самый дорогой для меня человек».

Если учитель не достиг поставленной цели, то ребенок будет отвечать примерно так: «Я подарю тебе свою любовь, потому что тогда ты будешь сильнее любить меня и дарить мне больше подарков.»)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Истинные и ложные высказывания"

Обеспечить в ходе урока повторение, закрепление и контроль усвоения следующих основных понятий: логика, понятие, суждение (высказывание), значение истинности суждений, частные и общие суждения....

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». ». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа.

Коспект урока . Материал,предусматривающий подробную аналитическую работу с текстом, подготавливающию к написанию сочинения....

Истинные и ложные недостатки тестового контроля

Преимущества тестового контроля  по сравнению с другими способа ми аттестации (устный экзамен, письменная контрольная работа и т. д.) хорошо известны.      К главны...

Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого (по роману "Война и мир") Конспект урока литературы

В ходе урока-исследования решались вопросы:Где определяется исход сражения (в штабе или на поле битвы)?Почему русские войска победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?Какова роль ан...

«Я спою вам о добре и зле…» - истинные и ложные ценности в сказке Г.Х. Андерсена «Соловей»

Данная работа - это конспект урока литературы по теме «Я спою вам о добре и зле…» - истинные и ложные ценности в сказке Г.Х. Андерсена «Соловей»....

Классный час "Ценности современного мира: истинные или ложные?"

Классный час направлен на духовно-нравственное развитие учащихся. Через ироничные, а иногда саркастичные иллюстрации современных художников показана ложность ценностных ориентаций современного мира....