Конспект урока литературы по рассказу "Хамелеон"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.96 КБ | |
| 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Хамелеонство как социальное явление»
(по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»)
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: раскрыть смысл названия рассказа, выявить стилевые особенности рассказа.
Задачи:
направленные на достижение предметных результатов обучения: обучать анализу рассказа, создать условия для речевого общения учащихся на уроке.
направленные на достижение метапредметных результатов обучения: формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, выражать понимание событий, характеров персонажей, расширить понятия: стиль писателя, художественная деталь, говорящие фамилии.
направленные на достижение метапредметных результатов обучения: воспитывать чувство уважения к человеку, нетерпимое отношение к хамелеонству.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные: раскрыть нравственные понятия: хамелеон, угодничество, лицемерие; подведение учащихся к осознанию того, что человек должен быть носителем честности, справедливости.
Предметные: знать содержание рассказа, уметь определять проблемы, поднятые автором в произведении, давать характеристику героям.
Метапредметные: осваивать способы решения выдвигаемых проблем; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Формы работы: фрагментарное чтение текста по ролям, словесное рисование, самостоятельная работа учащихся в группах.
Оборудование: текст рассказа, иллюстрация к рассказу, презентация.
Ход урока.
I. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.
А.П.Чехов по специальности был врачом. Но врачевал он не только болезни тела, но и болезни духа. Сегодня мы с вами должны разобраться в одной истории болезни. В нашем распоряжении- рассказ «Хамелеон» и анонимная кардиограмма, которую необходимо распознать и определить её принадлежность. Но перед тем, как лечить болезнь, её нужно распознать, определить её симптомы, поставить диагноз, а уж потом выписывать рецепт с наименованием лекарства.
II. Знакомство с экспозицией рассказа, персонажами рассказа.
Кроссворд «Угадай фамилии героев»:
1.Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель…..в новой шинели и с узелком в руке.
2.Около самых ворот склада, видит он, стоит……человек в расстёгнутой жилетке и подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец.
3.К кому обращается Очумелов: «Узнай, чья это собака, и составляй протокол!»
4.О чьей собаке проявляет заботу Очумелов: «Ты отведёшь её к …..и скажи, чтоб её не выпускали на улицу».
-Вкратце обрисуйте ситуацию, в которой оказались герои рассказа.( Собака укусила за палец Хрюкина. Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой. Мнение постоянно меняется в зависимости от того, чья это собака.)
III.Целеполагание. Определяем симптомы болезни.
- Посмотрите на кардиограмму. Что вы можете о ней сказать? Кому она может принадлежать? У кого такие перепады в состоянии? (проследить, как меняется решение Очумелова в зависимости от обстоятельств: вначале- «законное» решение собаку истребить как бродячий скот; затем голос из толпы – собака берётся под защиту как генеральская. Хрюкин- виновник; затем сомнения городового- собаку истребить. Хрюкин- пострадавший; новое сомнение городового: «собака- тварь нежная», Хрюкин- «свинья»; появление генеральского повара – собака бродячая- истребить; размышление Прохора- собачонка «ничего себе»).
- Каковы же симптомы болезни Очумелова?
1.Бросает то в жар, то в холод (эпизод с шинелью).
2.Смена интонаций голоса.
3. Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав.
4.Двуличие.
5. Справедливость не имеет никакого значения.
IV. Ставим диагноз.
Хамелеонство (выясняем переносное значение слова хамелеон), определяем носителей болезни. Одинок ли Очумелов в своей болезни? (У Хрюкина те же симптомы: тон его то требовательный, то заискивающий, пытается извлечь выгоду из укуса собаки; нездоровы и окружающие: вначале сочувствуют Хрюкину, затем смеются над ним, одобряют действия полицейского надзирателя- чин!)
V. Как лечить хамелеонство?
А.П.Чехов лечил людей смехом, говорил, что «только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». «Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он волнуется благороднейшими идеями. А высмотрите лучше его, когда он смеётся. Хорошо смеётся человек- значит хороший человек».
-А какие виды смеха знаете вы? (ответы учащихся )
-Какие же комические средства создания характера использовал Чехов?
Самостоятельная работа учащихся в группах.
Используя текст рассказа, приведите примеры комических средств создания характера и объясните, к какому виду смеха можно их отнести: к юмору или сатире.
-1 группа- косноязычие речи ( понаблюдать за речью Очумелова: «По какому это случаю тут?...Почему тут? Это ты зачем палец?»… - Предложения несвязанные, отрывистые характеризуют человека невежественного, грубого, льстивого.; Речь Хрюкина тоже примитивна, убога. Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью («Их благородие умный господин…»), затем демонстрирует скрытую угрозу.(«У меня у самого брат в жандармах…»).Незавершённые фразы подчёркивают глупость, ограниченность Хрюкина.)
-2 группа- «Художественная деталь» (узелок, решето в руках Очумелова и Елдырина свидетельствуют о их «деятельности»-собрали дань. Шинель- символ власти ; «окровавленный палец» Хрюкина как знамя, как некий призыв к справедливости.
-3 группа «Говорящие фамилии»(Очумелов?-фамилия образована от глагола «очуметь»-потерять соображение, корень «чума»- эпидемическая болезнь; Хрюкин- свинья, хрюкать)
Чехов высмеивает отрицательные качества человека и явления общественной жизни: чинопочитание, беспринципность, грубость. И это уже не смешно .Смешное становится сатирическим, он обличает российскую действительность, власть, которой выгодно, чтобы люди были хамелеонами.
-Как вылечить эту болезнь? Что делать, если обнаружишь признаки этой болезни в себе?
Доктор Чехов советует всем нам «выдавливать из себя по капле раба…» Итак, писатель советует выдавливать рабье низкопоклонство перед каждым, кто хоть немного сильнее тебя, не пресмыкаться перед богатством и властью, не льстить чинам. Не быть подхалимом, угодником. Льстецом! Уважать в себе личность! Болезнь, диагностированная Чеховым в 1884 году, живуча и поныне. В рассказе описана будничная ситуация: судьба собачки зависит от Очумелова. А что если от такого Очумелова будет зависеть судьба и жизнь человека? Рассказы Чехова были короткими, но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному- быть настоящим человеком! Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова.
VI.Итог урока: Исследуя историю болезни, мы пришли к выводу о том, насколько страшна болезнь хамелеонства, т.к. человек теряет своё человеческое «я», подстраиваясь под обстоятельства; избавиться от такой нравственной болезни можно только осуждением пороков, самовоспитанием.
Тестирование (взаимопроверка)
Вопрос 1 М.Горький сказал: "Никто не понимал так ясно и тонко, ...трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни" - о:
1)И.А. Бунине;
б)В.Г.. Короленко;
в)А.П. Чехове.
Вопрос 2 Главный герой "Хамелеона":
а) Очумелов;
б)Овсов;
в)Денис Григорьев.
Вопрос 3 В творчестве Чехова главную роль играют внешние детали.На перемену внутреннего состояния полицейского показывает:
а)узелок в руке:
б)новая шинель:
в)корзина с конфискованным крыжовником.
Вопрос 4 Отличительной чертой произведения является:
а)глубокий лиризм;
б)искрящийся юмор, громкий смех;
в)пафос.
Вопрос 5 Жанр произведения:
а)рассказ;
б)очерк;
в)повесть.
Вопрос 6 Автор относится к Очумелову:
а)с сарказмом;
б)нейтрально;
в)с сочувствием.
Вопрос 7 Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:
а)разобрался в происшедшем;
б)пожалел золотых дел мастера;
в) узнал, чья собака.
Вопрос 8 Произведение:
а)основано на жизненных ситуациях;
б)является вымыслом;в)сочетает авторский вымысел и жизненную ситуацию.
Вопрос 9 Особенность проиведения:
а)за анекдотической ситуацией скрыт глубокий жизненный смысл;
б)наличие нескольких рассказчиков;
в)высокий лиризм.
Вопрос 10 Смысл названия произведения связан с тем, что:
а)Очумелов то снимает, то одевает шинель;
б)надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску;
в)автор хотел рассмешить читателя своим названием рассказа.
Вопрос 11 Кто разрешил спор о том, чья собака:
а)Елдырин;
б)Повар Прохор;
в)Хрюкин.
Вопрос 12 Когда был впервые опубликован рассказ:
а) в 1882 году
б)1884 году
б) в 1886 году
VII. Рефлексия:
-сегодня на уроке я узнал, что….
-мы сегодня говорили о….
-я понял, что…
Д/з (письменно) Случаи «хамелеонства» в нашей жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КАРДИОГРАММА
Что узнаём из экспозиции? Место действия – базарная площадь Время действия – полдень
кроссворд
Знакомство с персонажами рассказа «говорящие фамилии» Елдырин (сварливый, корыстный человек) Очумелов (одуреть, очуметь) Хрюкин (грязнуля, хам) Жигалов (пройдоха, плут)
Симптомы болезни Бросает то в жар, то в холод Смена интонации голоса Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав Оба лица лживы
Ставим диагноз: хамелеонство Заглавие – смысловой стержень произведения Хамелеон 1) разновидность ящериц, меняющих свой цвет меняющих свой цвет в зависимости от обстоятельств 2) человек, меняющий свои взгляды, убеждения взгляды, убеждения в зависимости от обстоятельств (перен.) (перен.)
Виды смеха сатира юмор Обличает, высмеивает Сфера – явления общественной жизни Весёлый, дружеский смех Сфера – явления жизни человека
Комические средства создания характера Косноязычие речи Художественная деталь Говорящие фамилии Закулисные персонажи
Лечение болезни Доктор чехов советует всем нам «выдавливать из себя по капле раба…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.
Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"...
Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург
Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....