Конспект урока литературы по рассказу "Хамелеон"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Урок открытия нового знания. Материал направлен на раскрытие нравственных понятий: хамелеон, угодничество, лицемерие; подведение учащихся к осознанию того, что человек должен быть носителем честности, справедливости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Хамелеонство как социальное явление»

(по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»)

          Тип  урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: раскрыть смысл названия рассказа, выявить стилевые особенности рассказа.

Задачи:

направленные на достижение предметных результатов обучения: обучать анализу рассказа, создать условия для речевого общения учащихся на уроке.

направленные на достижение метапредметных результатов обучения: формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, выражать понимание событий, характеров персонажей, расширить понятия: стиль писателя, художественная деталь, говорящие фамилии.

направленные на достижение метапредметных результатов обучения: воспитывать чувство уважения к человеку, нетерпимое отношение к хамелеонству.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные: раскрыть нравственные понятия: хамелеон, угодничество, лицемерие; подведение учащихся к осознанию того, что человек должен быть носителем честности, справедливости.

Предметные: знать содержание рассказа, уметь определять проблемы, поднятые автором в произведении, давать характеристику героям.

Метапредметные: осваивать способы решения выдвигаемых проблем; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Формы работы: фрагментарное чтение текста по ролям, словесное рисование, самостоятельная работа учащихся в группах.

Оборудование: текст рассказа, иллюстрация к рассказу, презентация.

Ход урока.

I. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

А.П.Чехов по специальности был врачом. Но врачевал он не только болезни тела, но и болезни духа. Сегодня мы с вами должны разобраться в одной истории болезни. В нашем распоряжении- рассказ «Хамелеон» и анонимная кардиограмма, которую необходимо распознать и определить её принадлежность. Но перед тем, как лечить болезнь, её нужно распознать, определить её симптомы, поставить диагноз, а уж потом выписывать рецепт с наименованием лекарства.

 II. Знакомство с экспозицией рассказа, персонажами рассказа.

Кроссворд «Угадай фамилии героев»:

1.Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель…..в новой шинели и с узелком в руке.

2.Около самых ворот склада, видит он, стоит……человек в расстёгнутой жилетке и подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец.

3.К кому обращается Очумелов: «Узнай, чья это собака, и составляй протокол!»

4.О чьей собаке проявляет заботу Очумелов: «Ты отведёшь её к …..и скажи, чтоб её не выпускали на улицу».

-Вкратце обрисуйте ситуацию, в которой оказались герои рассказа.( Собака укусила за палец Хрюкина. Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой. Мнение постоянно меняется в зависимости от того, чья это собака.)

III.Целеполагание. Определяем симптомы болезни.

-  Посмотрите на кардиограмму. Что вы можете о ней сказать? Кому она может принадлежать? У кого такие перепады в состоянии? (проследить, как меняется решение Очумелова в зависимости от обстоятельств: вначале- «законное» решение собаку истребить как бродячий скот; затем голос из толпы – собака берётся под защиту как генеральская. Хрюкин- виновник; затем сомнения городового- собаку истребить. Хрюкин- пострадавший; новое сомнение городового: «собака- тварь нежная», Хрюкин- «свинья»; появление генеральского повара – собака бродячая- истребить; размышление Прохора- собачонка «ничего себе»).

- Каковы же симптомы болезни Очумелова?

1.Бросает то в жар, то в холод (эпизод с шинелью).

2.Смена интонаций голоса.

3. Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав.

4.Двуличие.

5. Справедливость не имеет никакого значения.

 IV. Ставим диагноз.

Хамелеонство (выясняем переносное значение слова хамелеон), определяем носителей болезни. Одинок ли Очумелов в своей болезни? (У Хрюкина те же симптомы: тон его то требовательный, то заискивающий, пытается извлечь выгоду из укуса собаки; нездоровы и окружающие: вначале сочувствуют Хрюкину, затем смеются над ним, одобряют действия полицейского надзирателя- чин!)

V. Как лечить хамелеонство?

А.П.Чехов лечил людей смехом, говорил, что «только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». «Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он волнуется благороднейшими идеями. А высмотрите лучше его, когда он смеётся. Хорошо смеётся человек- значит хороший человек».

-А какие виды смеха знаете вы? (ответы учащихся )

-Какие же комические средства создания характера использовал Чехов?

Самостоятельная работа учащихся в группах.

         Используя текст рассказа, приведите примеры комических средств создания характера и объясните, к какому виду смеха можно их отнести: к юмору или сатире.

-1 группа- косноязычие речи ( понаблюдать за речью Очумелова: «По какому это случаю тут?...Почему тут? Это ты зачем палец?»… - Предложения несвязанные, отрывистые характеризуют человека невежественного, грубого, льстивого.; Речь Хрюкина тоже примитивна, убога. Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью («Их благородие умный господин…»), затем демонстрирует скрытую угрозу.(«У меня у самого брат в жандармах…»).Незавершённые фразы подчёркивают глупость, ограниченность Хрюкина.)

-2 группа- «Художественная деталь» (узелок, решето в руках Очумелова и Елдырина свидетельствуют о их «деятельности»-собрали дань. Шинель- символ власти ; «окровавленный палец» Хрюкина как знамя, как некий призыв к справедливости.

-3 группа «Говорящие фамилии»(Очумелов?-фамилия образована от глагола «очуметь»-потерять соображение, корень «чума»- эпидемическая болезнь; Хрюкин- свинья, хрюкать)

Чехов высмеивает отрицательные качества человека и явления общественной жизни: чинопочитание, беспринципность, грубость. И это уже не смешно .Смешное становится сатирическим, он обличает российскую действительность, власть, которой выгодно, чтобы люди были хамелеонами.

-Как вылечить эту болезнь? Что делать, если обнаружишь признаки этой болезни в себе?

Доктор Чехов советует всем нам «выдавливать из себя по капле раба…» Итак, писатель советует  выдавливать рабье низкопоклонство перед каждым, кто хоть немного сильнее тебя, не пресмыкаться перед богатством и властью, не льстить чинам. Не быть подхалимом, угодником. Льстецом! Уважать в себе личность! Болезнь, диагностированная Чеховым в 1884 году, живуча и поныне. В рассказе описана будничная ситуация: судьба собачки зависит от Очумелова. А что если от такого Очумелова будет зависеть судьба и жизнь человека? Рассказы Чехова были короткими, но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному- быть настоящим человеком! Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова.

VI.Итог урока: Исследуя историю болезни, мы пришли к выводу о том, насколько страшна болезнь хамелеонства, т.к. человек теряет своё человеческое «я», подстраиваясь под обстоятельства; избавиться от такой нравственной болезни можно только осуждением пороков, самовоспитанием.

 Тестирование (взаимопроверка)

Вопрос 1 М.Горький сказал: "Никто не понимал так ясно и тонко,  ...трагизм мелочей жизни, никто  до него не умел так  беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни" - о:

1)И.А. Бунине;

б)В.Г.. Короленко;

в)А.П. Чехове.

Вопрос 2 Главный герой "Хамелеона":

а) Очумелов;

б)Овсов;

в)Денис Григорьев.

Вопрос 3 В творчестве Чехова главную роль играют внешние детали.На перемену внутреннего состояния полицейского показывает:

а)узелок в руке:

б)новая шинель:

в)корзина с конфискованным крыжовником.

Вопрос 4 Отличительной чертой произведения является:

а)глубокий лиризм;

б)искрящийся юмор, громкий смех;

в)пафос.

Вопрос 5 Жанр произведения:

а)рассказ;

б)очерк;

в)повесть.

Вопрос 6 Автор относится к Очумелову:

а)с сарказмом;

б)нейтрально;

в)с сочувствием.

Вопрос 7 Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:

а)разобрался в происшедшем;

б)пожалел золотых дел мастера;

в) узнал, чья собака.

Вопрос 8 Произведение:

а)основано на жизненных ситуациях;

б)является вымыслом;в)сочетает авторский вымысел и жизненную ситуацию.

Вопрос 9 Особенность проиведения:

а)за анекдотической ситуацией скрыт глубокий жизненный смысл;

б)наличие нескольких рассказчиков;

в)высокий лиризм.

Вопрос 10  Смысл названия произведения связан с тем, что:

а)Очумелов то снимает, то одевает шинель;

б)надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску;

в)автор хотел рассмешить читателя своим названием рассказа.

Вопрос 11 Кто разрешил спор о том, чья собака:

а)Елдырин;

б)Повар Прохор;

в)Хрюкин.

Вопрос 12 Когда был впервые опубликован рассказ:

а) в 1882 году

б)1884 году

б) в 1886 году

VII. Рефлексия:

-сегодня на уроке я узнал, что….

-мы сегодня говорили о….

-я понял, что…

Д/з (письменно) Случаи «хамелеонства» в нашей жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Хамелеонство как социальное явление» (по рассказу А.П. Чехова «ХаМЕЛЕОН» УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ

Слайд 2

КАРДИОГРАММА

Слайд 3

Что узнаём из экспозиции? Место действия – базарная площадь Время действия – полдень

Слайд 4

кроссворд

Слайд 5

Знакомство с персонажами рассказа «говорящие фамилии» Елдырин (сварливый, корыстный человек) Очумелов (одуреть, очуметь) Хрюкин (грязнуля, хам) Жигалов (пройдоха, плут)

Слайд 6

Симптомы болезни Бросает то в жар, то в холод Смена интонации голоса Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав Оба лица лживы

Слайд 7

Ставим диагноз: хамелеонство Заглавие – смысловой стержень произведения Хамелеон 1) разновидность ящериц, меняющих свой цвет меняющих свой цвет в зависимости от обстоятельств 2) человек, меняющий свои взгляды, убеждения взгляды, убеждения в зависимости от обстоятельств (перен.) (перен.)

Слайд 8

Виды смеха сатира юмор Обличает, высмеивает Сфера – явления общественной жизни Весёлый, дружеский смех Сфера – явления жизни человека

Слайд 9

Комические средства создания характера Косноязычие речи Художественная деталь Говорящие фамилии Закулисные персонажи

Слайд 10

Лечение болезни Доктор чехов советует всем нам «выдавливать из себя по капле раба…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....