Размышления о человеческой красоте. (По сказке В. Вересаева «Состязание»)
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Конспект урока литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl_razmyshleniya_o_chelovecheskoy_krasote.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Размышления о человеческой красоте. (По сказке В. Вересаева «Состязание»)

Цель:

 выяснить: Что такое истинная красота?

Символ красоты?

Какой человек считается красивым?

Ход урока:

Учитель.

- Здравствуйте, ребята! Мы заканчиваем изучать раздел «Сказки для взрослых» и тема сегодняшнего урока: «Размышления о человеческой красоте».

Данной теме посвящены два урока. На первом мы познакомимся с произведением, на втором – знакомство с автором и творческая работа, подведение итогов по всему разделу.

Как всегда начинаем работать над произведением с заполнения таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал».

Заполните, пожалуйста, первую колонку таблицы «Знаю», в которой отразите всё, что вам известно по данному разделу:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Сказки для взрослых заставляют людей задумываться о своих поступках;

Всё хорошее и прекрасное есть рядом с нами, нужно только увидеть;

Писатели используют символы

Что такое истинная красота?

Символ красоты?

Какой человек считается красивым?

Истинная красота – внутренняя красота.

Символ красоты – женщина.

Красивым считается тот человек, у которого добрая душа, красота живёт рядом с нами.

Проверяем заполнение первой колонки таблицы.

Теперь давайте обратимся к теме нашего урока и заполним вторую колонку нашей таблицы: напишите, что бы вы хотели узнать о человеческой красоте?

Проверяем. Найти ответы на эти вопросы и заполнить третью колонку таблицы – это и будет целью нашего урока. (Вопросы появляются на слайде).

Сегодня на уроке мы с вами прочитаем сказку Викентия Вересаева «Состязание».

Предлагаю, проанализировав заглавие и предтекстовую информацию, выдвинуть предположения: о чём данная сказка.

Дома вы знакомились с предтекстовой информацией.

- О чём там говорится? Что вы из неё узнали?  (У разной эпохи своё представление о красоте. Бывает злая красота, отталкивающая, каждый человек по-своему красив)

Теперь давайте обратимся к заглавию. Сказка называется «Состязание». Перед вами таблица «Типы заголовков»

- К какому типу относится данный заголовок? (Заголовок, требующий постановки вопроса)

- Какой вопрос можно поставить к заголовку? (Какое состязание? Кто будет состязаться?)

Выдвиньте свои предположения:  о чём будет говориться в сказке? (Ответы учащихся)

Теперь я предлагаю познакомиться с героями сказки и узнать, что символизируют их имена.  

Одного из героев сказки зовут Единорог. (Слайд) символ свободы и познания; указывает путь тем, кто ищет истину.

Следующий герой Дважды-венчанный. (Слайд) Венчать  – возлагать венец, короновать в знак присвоения высокого звания, почётной награды, признания заслуг, таланта.

Следующую героиню зовут Зорька.

- Может быть, вы мне сами скажете, что символизирует это имя? Проверим свои предположения (Слайд). Зорька – пробуждение, озарение, духовный подъём, чистота.

-Что вы можете сказать о героях, которые носят такие имена? (Ответы учащихся). Спасибо, мы проверим наши предположения, прочитав текст.

И последний этап нашей предтекстовой работы – это экскурсия в музей. Я приглашаю вас в картинную галерею. Поскольку мы сегодня говорим о человеческой красоте, то я покажу вам самых красивых женщин, тех, которыми во все времена восхищались художники и поэты.

 Внимание! Зал № 1. (Слайды)

Наталья Гончарова – жена А.С. Пушкина – первая красавица Москвы.

Мария Лопухина – урождённая графиня Толстая, тоже блистала своим великолепием.

Знаменитая Джоконда. Полотно великого итальянского живописца Рафаэля.

Великая императрица Екатерина 2

Ну и, конечно, Клеопатра  – древнеегипетская царица.

А теперь внимание, зал № 2 (На слайдах мамы учеников)

- В каком зале вам понравилось больше? Почему? (Ответы: в первом зале известные всему миру красавицы, а во втором зале наши мамы, их красота нам ближе и роднее)

Теперь предлагаю познакомиться со сказкой.

Сказку читает учитель. Учащиеся по ходу чтения карандашом на полях записывают вопросы. Ведут диалог с автором.  Читаем 1 часть.

1 абзац. Чтение. Вопрос: какое состязание?

2 абзац. Чтение. Проверяем предположения, отвечаем на вопрос.

3 и 4 абзац. Чтение. Вопрос: Куда собрался Дважды-венчанный?

Чтение слов Единорога. Прокомментируйте слова героя.

- Как относится Единорог к своему учителю?

Продолжаем чтение. Вопрос к автору: почему сердце Дважды-венчанного забилось?

Зачитываем слова: Единорог указал на Зорьку…

- Какие слова заслуживают нашего внимания? О чём они говорят? (Единорог уверен в том, что он говорит)

Чтение следующего отрывка:  - Она?....Пряча лукавство сказал…

- Какие слова заслуживают нашего внимания? (Учитель понял, что сможет победить Единорога, и то, что он сейчас скажет, будет неправдой)

Читаю последний абзац.

- Почему Дважды-венчанный теперь очень бодро зашагал в путь, что даже спина у него выпрямилась?

2 часть текста. Самостоятельная работа в группах.

Учитель.

Ребята, вторую часть текста вы читаете самостоятельно и, работая в группах, проводите исследование: Каким был путь поиска красоты Дважды-венчанным?

Проводим исследование с использованием приёма «двухчастный дневник»

Цитата

комментарии

«переходил из города в город, из деревни в деревню, с острова на остров»

«в теле была усталость, в душе отчаяние»

Прошёл много стран

Путь нелёгок, очень устал, уже не надеялся найти

Вывод: путь был очень тяжёлым, Дважды-венчанный уже отчаялся, но потом нашёл то, что искал.

Учитель.

Действительно, путь Дважды-венчанного был очень труден, он прошёл много стран и городов, в то время Единорог был дома, не испытывал никаких тягот пути, никого не икал.

Итак, пришёл итог состязания. Давайте посмотрим, кто же победил? Кому удалось найти и передать высшую красоту?

Чтение 3 главы. После чтения на доске составляется кластер, который отражает, какое же впечатление произвела картина на горожан?

Фиалковенчанная

Толпа                                                картина                                                                         чувства

Пронёсся гул                                слепила взгляд                                                 ущемила тоска

Стало тихо                                     хотелось прикрыть глаза                            стало страшно

                                                        Казалось тёмным, смутным                        великая тоска

Чтение 4 главы. После чтения на доске составляется кластер, который отражает, какое же впечатление произвела картина на горожан?

Зорька

Толпа                                                картина                                                                    чувства

Смех                                               греющий свет                                       вспомнились лучшие минуты

Свист                                             лился от картины                                      прояснилось лицо

Шип                                                озарял всё кругом                                светилось лицо

Стало тихо

Учитель.

Сравните полученные кластеры.

Выдвиньте ваши предположения: кто же победит? Кого объявят трижды-венчанным?

(ответы учащихся)

Почему, ведь Дважды-венчанный изобразил высшую красоту, а Единорог свою жену Зорьку, которую все давно знали и не считали очень красивой?

(Ответы учащихся)

Проверим свои предположения. Дочитываю сказку до конца.

Вывод:

Итак, вы оказались правы! Конечно, Дважды-венчанный написал замечательную картину, но он видел высшую красоту только во внешности, но не мог или не хотел заметить красоту души. А для Единорога главное – это душа и характер человека, именно в этом он видит красоту. Изобразив на своём полотне прекрасную простоту и удивительный свет в глазах своей возлюбленной, он как бы призывает всех оглянуться и увидеть красоту своих близких и родных, красоту не внешнюю, а внутреннюю, красоту души! Красота живёт рядом с нами, только надо уметь её замечать!

Наш первый урок окончен, а на втором уроке мы продолжим работать  по данной теме.

2 урок.

Улыбнитесь себе, соседу. Вам хорошо и спокойно. У вас хорошее настроение. Итак, вы готовы работать дальше.

Творческая работа:

Учитель.

А теперь я предлагаю вам самим поразмышлять о человеческой красоте. Перед вами ромашка. На её лепестках афоризмы и высказывания писателей, художников о красоте. Подумайте, какое высказывание вы взяли бы в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. Обоснуйте свой ответ.

Вывод: теперь вернёмся к таблице «Знаю, хочу узнать, узнал» и заполняем третью колонку «Узнал»

Проверяем.

Следующий этап нашего урока – это знакомство с автором данного произведения.

Выдвиньте свои предположения, каким вы представляете себе автора? Что это был за человек, кем был по профессии?

Рассказ учителя, сопровождаемый слайдами.

Учащиеся составляют корзину имён и понятий.

Составление синквейна.

Проверка синквейна.

Итак, мы с вами познакомились с автором данного произведения и на этом закончили изучать раздел сказки для взрослых.

Теперь подведём итоги по разделу. Для этого поработаем с заключительной статьёй учебника, которая расположена на стр. 217, используя приём «инсерт».

Имеется памятка.

Разбираем текст.

- Расскажите, что вам было известно и что вы пометили галочкой V?

- Что противоречит вашему представлению и что вы пометили знаком «минус»?

- Что явилось для вас интересным и неожиданным? (Пометили знаком +)

- Что было неясно и где возникло желание узнать что-то новое? (Знак ?)

Итогом работы по разделу «Сказки для взрослых» является написание сочинения. Темы на стр. 217.

Учитель.

Ребята, мы закончили с вами изучать раздел «Сказки для взрослых», а также первую часть учебника «Год после детства». Вместе с авторами мы сочувствовали героям, жалели их, осуждали, высмеивали. Размышляли о преданности и предательстве, доброте и злой ненависти, красоте и уродстве, любви и ненависти. Учились быть взрослыми, вдумчивыми читателями, приобрели определённый жизненный опыт.

Итогом нашей работы является написание сочинения. Темы находятся на странице 217.

Руководителей групп прошу подвести итоги и выставить отметки.

Д.З.: Выбрать тему для сочинения и составить план своего сочинения.

        

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе по программе "Школа 2100" Тема: Размышления о человеческой красоте. (По сказке В. Вересаева «Состязание»)

Урок литературы в 6 классе по программе "Школа 2100" с использованием технологии критического мышления и технологии правильного типа читательской деятельности...

Урок литературы в 8 классе по теме: "Что есть красота?" (по рассказу В.Вересаева "Состязание")

Что есть истинная красота? Как соотносится красота внешняя и внутренняя? На эти волнующие человека вопросы ребята пытаются найти ответы на данном занятии....

Формирование исследовательских навыков навыков в процессе изучения произведения. Анализ рассказа В. Вересаева «Состязание».

В данной методической разработке представлены: пояснительная записка, образцы карточек-инструкций для детей со справочным материалом и опрными вопросами. Есть подробная разработка урока с выступлениям...

Урок литературы в 11 классе по рассказу В.В.Вересаева "Состязание"

Конспект урока литературы с введением компонента психологии...

Методическая разработка к уроку литературы «В чем заключается истинная красота?» (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»).

Добрая и поучительная сказка В. Вересаева "Состязание" посвящена одной из вечных тем мирового искусства - красоте. Создается впечатление, что писатель заставляет задуматься читателей над вопросом о ис...

Урок литературы в 8 классе по рассказу В.Вересаева "Состязание"

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу В.Вересаева "Состязание". Урок проводится в рамках технологии развития критического мышления с использованием таких приёмов, как кластер, синквейн, эссе...