Конспект интегрированного урока литературы и искусства
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Гречанюк Валентина Ивановна

Цель урока - познакомить учащихся с бессмертным образом белых журавлей в литературе, музыке и скульптурных композициях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_uroka_8_klass.docx38.91 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка интегрированного урока литературы и искусства

Имя урока

«Летят над миром журавли поэта».

Урок  по предмету «Искусство»

Знакомство со скульптурными композициями.

Урок по предмету «Литература»

Представлен в системе уроков по внеклассному чтению

Тип урока

Интегрированный, урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока

Урок-диалог

Продолжительность

 45 минут

Цель

Познакомить учащихся с бессмертным образом белых журавлей Расула Гамзатова в литературе, в музыке и  в скульптурных композициях.

Общедидактическая цель

Приобретение навыков самостоятельной работы с учебной литературой и энциклопедиями.

Приобретение навыков поиска информации в сети Интернет.

Воспитание интереса к предметам. Интеграция  видов искусств.

Триединая дидактическая цель:

Обучающий аспект: 

  • Создать условия для формирования информационной компетентности учащихся: развитие умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, находить и использовать нужную информацию из разнообразных источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, сети Интернет. Развитие умения представлять результат своей работы – сообщение по теме.
  • Формирование у учащихся представлений о связи краеведения с историей, литературой.
  • Развивающий аспект: создать условия для развитиятворческих способностей учащихся,

развития эмоционально-ценностного мышления учащихся на примере взаимодействия литературы, музыки и скульптуры.

Воспитательный аспект: создать условия для воспитания нравственно-духовных качеств человека; создать условия для воспитания личностных качеств: наблюдательности, внимательности, целеустремлённости; формирования гражданской ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа, исторических фактах, документах;

формирования навыков доброжелательного общения, взаимопомощи при работе в группе.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемного изложения материала.

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование

Компьютер,  проектор, аудиозаписи, видеофрагменты, презентация к уроку в PowerPoint, книги стихов Р. Гамзатова,  портреты  Р. Гамзатова, зарисовки кавказских пейзажей.

Белые листы бумаги (А 4),  белые воздушные шары.

Структура урока

1. Организационный этап.

2. Подготовительный этап. Актуализация. Целеполагание и мотивация.

3. Этап усвоения нового.

4. Применение учебного материала – использование знаний в новой учебной ситуации.

5. Подведение итогов.  Выводы. Оценивание.

6. Домашнее задание.   7. Рефлексия

План-конспект урока«Летят над миром журавли поэта».

Этапы урока

Содержание урока,

ключевые слова учителя,

некоторые предположительные ответы детей

Слайды сопроводительной презентации, материал

1. Организационный этап                              

Звучит  фонограмма - минус  Я. Френкеля «Журавли», дети под музыку входят в класс, становятся возле своих мест, музыку сделать тише, на фоне музыки

Учитель литературы: Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей, повернитесь к ним, поприветствуйте. Садитесь.

1 мин.

2. Подготовительный этап. Актуализация. Целеполагание и мотивация.

Учитель искусства:

В Хиросиме этой сказке верят:

Выживает из больных людей

Тот, кто сделает, по крайней мере,

Тысячу бумажных журавлей

Скажите, пожалуйста, ребята, о каком событии  говорится в этом стихотворении?

Давайте с вами вспомним песню, которую мы разучивали на уроках музыки и вместе исполним(видео фрагмент, исполнение песни)

Учитель литературы:Ребята, у нас сегодня необычный урок, интегрируют литература,  искусство, музыка.  И мы проводим этот урок  в рамках проекта «150 культур Дона». Наш лицей в этом учебном году знакомится с культурой Дагестана. Как вы думаете, как дагестанская культура связана с событием, которое произошло в Японии в августе 1945 года? Кто из известных вам дагестанских поэтов писал об этом?

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Какие цели мы поставим перед собой?

(ответы детей)

Сегодня мы с вами познакомимся с образом журавлей в творчестве дагестанского поэта Расула Гамзатова, музыкой, написанной на его стихи. Узнаем, в каких городах и странахсозданы памятники белым журавлям.

Расул Гамзатов – славный сын гор! Это человек с большой буквы, с прекрасной душой, пронесший свой талант через большую и сложную жизнь. Его поэзия облагораживает душу, его творчество принимается читателями с огромным трепетом, любовью и нежностью. Он всегда любим.

 Творчество Расула Гамзатова вобрало в себя талант, мудрость и мироощущение народов Дагестана и всего Кавказа Его произведения, впитавшие все ценное из жизненного опыта и духовного наследия горцев, обогатили российскую мировую литературу. Стихи и проза поэта пронизаны мотивами гражданственности и человечности. Творческая и общественная деятельность Р.Гамзатова пронизана чувством высокого патриотизма, глубокой ответственности за будущее Дагестана и России.

- Давайте послушаем небольшое сообщение о жизни и творчестве поэта. (Подготовленный ученик рассказывает краткую биографию Р.Гамзатова)Презентация

Расул Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в Дагестане в семье Гамзата Чадасы,  народного поэта Дагестана. Учился в Аранинской средней школе и в Аварском педучилище. Работал школьным учителем, помощником режиссера в театре, журналистом в газетах и на радио. С 1945 по 1950 годы учился в Литературном институте им. А.М. Горького в Москве. Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было девять лет.

Потом его стихи начали печатать в республиканской аварской газете «Большевик гор» Первая книжка стихов на аварском языке вышла в 1943 году.

Ему было всего двадцать лет, когда он стал членом Союза писателей Советского Союза. Поэзия Расула Гамзатова, ушедшего из жизни в 2003 году в возрасте 80 лет, составляет великолепную культурную эпоху. Мощная творческая энергия поэта, заложенная в его стихах, светлая лиричность и глубокая мудрость его поэзии пленяют и очаровывают каждого, кто к ней прикасается.

Видео фрагмент

2 мин.

3 мин.

3 мин.

3. Этап усвоения нового

Учитель искусства:О появлении стихотворения «Журавли» Расул Гамзатов писал так:

"... Эта песня родилась у меня в 1965 году в городе Хиросиме. Увидев в Хиросиме проект памятника простой японской девочке с журавлем в руках, узнав ее историю, я испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи. Там же я увидел впечатляющее зрелище - тысячи и тысячи женщин в белой одежде. Дело в том, что в трауре японские женщины носят белое одеяние, а не черное, как у нас. Случилось так, что когда я стоял в толпе в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли. Их стая была небольшая, и в этой стае я заметил маленький промежуток".

Учитель литературы:

Потом была телеграмма о кончине матери. По дороге домой поэт думал о ней, о погибших на войне двух братьях, о миллионах, не вернувшихся с войны, о женщинах в белом одеянии, и о многом другом, но мысли поэта все время возвращались к белым журавлям.

Расул  Гамзатов написал стихотворение "Журавли" на своём родном аварском языке, и птицы стали символом всех погибших на войне солдат. В 1968 году Наум Гребнев перевёл стихотворение на русский язык, и "Журавли" были напечатаны в журнале "Новый мир".

Давайте послушаем его.

(Стихотворение наизусть читает подготовленный ученик)
  Журавли

 
Расул Гамзатов, перевод на русский язык - Наум Гребнев

Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.

Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?

Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый —
Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

 (краткий разбор стихотворения)

Учитель литературы:

- О чём это стихотворение?Какова его тема?

(Стихотворение о памяти, о долге живых перед павшими.Это песнь о мире. Печальный образ журавлей призывает всех нас помнить тех, кто не вернулся с полей сражений)

- Каким вы видите лирического героя?

(Лирический герой скорбит об ушедших, и в то же время понимает, что каждый человек смертен, и маленький промежуток в журавлином клине – это место для него и для каждого из нас)

- Какие изобразительно- выразительные средства использует автор  в стихотворении?

(Эпитеты - сизая мгла, клин усталый, белые журавли, анафора – повторение слова летит помогает нам как будто наяву представить полёт журавлей, развёрнутое сравнение «Летят своим определённым строем, как по полям людьми они брели; риторический вопрос «Не потому ль так часто и печально мы замолкаем, глядя в небеса»; метафоры «кровавые поля», «я поплыву в такой же сизой мгле»; возвышенную лексику «полегли», «до сей поры», «свершают», которые придают стихотворению торжественность.)

-Какие ключевые образы противопоставляются?

(солдаты- белые журавли)

- Какими цветами пользуется поэт в стихотворении? Чем это объяснить? Что они символизируют?

 (Белый цвет, цвет жизни, развития и процветания, белый цвет также означает память предков)

- Найдите анафору. Чем объяснить использование данного выразительного средства в стихотворении-песни? 
- Как называется средство художественной выразительности, используемое в последней строфе? Почему не словосочетание, не фраза, а целая строфа?

(Развёрнутая метафора.Предсказание о будущем)

- Можем мы представить картину о летящем клине журавлей? Время суток, когда происходит это событие? (вечер, туман, сизая мгла)
- Почему стихотворение называется "Журавли»? 
- О ком на самом деле в нем говорится?

С древнейших времен люди относились к журавлям с чувством особенного трепета и благоговения. Удивителен факт, что у разных народов журавль всегда занимал почетное место священной птицы.
- А кто из вас знает, что символизируют журавли?

(Это символ счастья, любви и здоровья). Но есть у журавля еще один символ. Об этом говорится в стихотворении Расула Гамзатова. Какой это символ? (символ памяти, символ бессмертия)

- Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему?

- Стихотворение мы проанализировали, а сейчас немного отдохнём.

Предлагаем физминутку для глаз.

Учитель искусства:

Стихотворение «Журавли» прочитал в журнале «Новый мир» известный артист   Марк Бернес. Стихотворение произвело на него огромное впечатлениеи он сразу же позвонил поэту Науму Гребневу и рассказал, что мечтает превратить это стихотворение в песню. Оговорили изменения, о которых Гамзатов вспоминал: "Вместе с переводчиком мы сочли пожелания певца справедливыми, и вместо „джигиты“ написали „солдаты“. Это как бы расширило адрес песни, придало ей общечеловеческое звучание". Кроме того, текст сократили - из оригинальных 24 строк оставили 16.

С готовым текстом Бернес обратился к композитору Яну Френкелю.  Но "Журавли" не сразу "сдались" композитору - только через два месяца он написал вступительный вокализ, и после этого работа пошла легче. И вот музыка была готова. Френкель писал: "Я тут же позвонил Бернесу. Он сразу же приехал, послушал песню и... расплакался. Он не был человеком сентиментальным, но нередко случалось, что он плакал, когда ему что-то нравилось".

Бернес очень торопился записать песню, так как  уже был тяжело болен, и, как бы предчувствуя свою кончину, хотел, чтобы "Журавли" стали его последней песней. Марк Бернес умер 16 августа 1969 года, и по его просьбе, на похоронах звучали "Журавли". Через 20 лет, в 1989 году, эта же песня провожала в последний путь  и Яна Френкеля.

2 мин.

3 мин.

5-7 мин.

1 мин.

3 мин.

4. Применение учебного материала - использование знаний в новой учебной ситуации.

Учитель литературы:

"Журавли" оставили глубочайший след в памяти народа. Именно благодаря этой песне журавль стал символом памяти о погибших в годы Великой Отечественной войны.

В честь «Журавлей» воздвигнуты замечательные памятники:  в России и на Украине, в Узбекистане и на Алтае, в прожженной солнцем Калифорнии и в горах Кавказа. У подножия памятников горит Вечный огонь – сердца павших, а на самой вершине журавлиного клина – душа павших.

Учитель искусства:

- Ребята, дома вы выполняли небольшую поисковую работу, чтобы узнать о памятниках, созданных благодаря песне «Журавли», в разных уголках нашей страны и за рубежом. Оказалось, что их свыше пятидесяти.   И сейчас о некоторых из них вы нам расскажете. (Домашняя поисковая работа детей).  Кратко рассказывают о памятнике, изображение вывешивают на доску.

8-10 мин.

5. Подведение итогов.  Выводы. Оценивание.

Учитель литературы:

Спасибо, ребята. Конечно же, это далеко не все памятники, которые были созданы у нас в стране и во всём мире, и разговор о них вы продолжите на уроках искусства.

- Как вы думаете, чем вызван такой интерес к  этой песне?

Спасибо, ребята, вы сегодня замечательно поработали. (Оценки за урок)

Учитель искусства:

После открытия памятника в посёлке  Гунибв Дагестане были впервые проведены Дни Белых Журавлей, которые впоследствии стали традиционными днями памяти, грустным праздником, когда вспоминают всех погибших во всех войнах. Сегодня праздник «Белых Журавлей», который отмечается 22 октября,  уже не вмещается в рамки одной республики – он стал международным.

 Учитель литературы:

Журавли, летящие вместе со звездой, стали эмблемой акции «Бессмертный полк», в которой принимал участие и наш лицей.

«Журавли» - символ бессмертия. Печальный образ журавлей призывает людей доброй воли объединиться в борьбе против насилия и террора. Сегодня, как никогда, нужно, чтобы мудрые слова поэта услышали во всём мире.

Исполнение песни «Журавли» (учителя)

5 мин.

6. Домашнее задание.   7. Рефлексия

Учитель литературы:

«Летят над миром журавли поэта»… И не только поэта Расула Гамзатова. Прекрасное стихотворение «Журавли» есть у Николая Заболоцкого. Ваше домашнее задание – прочитать и проанализировать стихотворение Николая Заболоцкого «Журавли». Желающие могут выучить его наизусть.

Учитель искусства:

Сегодня мы говорили о памятниках журавлям, но, к сожалению, далеко не обо всех. Домашнее задание по искусству – подготовить информацию о других памятниках.  Памятники можно распечатать.

Учитель литературы:До сих пор дети из разных стан мира присылают тысячи журавликов в мемориал Мира в Хиросиме. Вы знаете, что выполняются они в технике «оригами» и даже попробовали на уроках искусства сами их сделать.  Они лежат сейчас у вас на партах.

Учитель искусства:

Помните, ребята, мы говорили о том, что, по японской легенде,  если сделать 1000 бумажных журавликов, то наступит выздоровление близкого человека, исполнится заветное желание, то, которое нельзя купить, но очень-очень хочется, чтобы оно исполнилось. Наверняка, и у вас есть такое желание и вы  хотите, чтобы оно исполнилось?

(Ответы детей)

Учитель литературы:(на фоне музыки) 

Тогда загадайте желание, прикрепите своих журавликов к воздушным шарам. Пусть они станут напоминанием о том, как хрупок мир, в котором мы живём.  (Ребята прикрепляют своих журавликов к шарикам)

А сейчас мы возьмёмся за руки, вместе выйдем на улицу и выпустим в небо своих журавликов – своё самое заветное желание.
(Ребята выходят на улицу и выпускают шары в небо)

3-5  мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".

Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК"  с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

План-конспект интегрированного занятия по прикладному искусству и психологии «Вепсская кукла-оберег»

обучение технологии изготовления вепсской куклы-оберега и психологическому приёму самовнушения;развитие интереса к прикладному творчеству на основе народных традиций, умения анализировать и делать выв...

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки в 5 классе по теме: «Декоративное рисование открытки «8 марта». Музыкальный подарок маме».

Урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе специальной (коррекционной школы) VIII вида. Использована скоростная методика правополушарного рисования  бетти Эдвардс. Методика правополушарн...

Конспект интегрированного урока ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ИНФОРМАТИКИ и ИКТ, тема «Изображение предметного мира – натюрморт».

Интегрированный урок изобразительного искусства и   информатики и ИКТТема урока: «Изображение предметного мира - натюрморт»Класс /возраст: 6 класс.Формы работы: фронтальная, индивидуаль...

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и истории "Путешествие в страну пирамид"

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и истории в 5 классе....