Урок по произведению А.П. Платонова "Юшка"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Швайко Светлана Петровна

Урок по произведению А.П. Платонова "Юшка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок47.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы, проведённого в 7а классе

учителем русского языка и литературы

МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 2»

Швайко Светланой Петровной

Тема урока: Проблема сострадания ( по  рассказу А.П.Платонова. «Юшка»).

Тип урока: применение знаний, умений, навыков в новой ситуации.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Продолжить знакомство обучающихся  с рассказом  А.П.Платонова. «Юшка».
  2. Совершенствовать навыки анализа художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением.
  3.  Раскрыть тему и идею произведения.
  4. Проанализировать характеры персонажей.
  5. Показать актуальность вопросов, поднимаемых А.П.Платоновым в рассказе «Юшка».
  6. Формировать нравственные качества личности обучающихся.
  7. Помочь понять, что любой человек достоин самого глубокого уважения и искренней любви.
  8. Умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.
  9. Формировать  умение самостоятельно применять алгоритм исследования  при изучении литературного произведения.
  10. Формировать  общеучебные умения и навыки: работа с текстом, работа в группах.

Развивающие:

  1. Развивать монологическую речь.
  2. Формировать умение работать над художественным образом и средствами его создания.
  3. Развивать логическое и образное мышление.
  4. Формировать навыки комментированного чтения.
  5. Развивать умение исследовательской работы с текстом.
  6. Развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, читательскую культуру и понимание авторской позиции.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
  2. Воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, любви к людям, служению им.
  3. Воспитывать коммуникативные навыки.

Познавательные УУД:

  1. Делать выводы, обобщения.
  2. Осуществлять самоконтроль и самооценку.
  3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
  4. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

  1. Выказывать предположения на основе наблюдений;
  2. Самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  1. Формировать навыки речевой деятельности.
  2. Осваивать способы совместной деятельности.
  3. Строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные УУД:

  1. Самоопределение, морально – этическая ориентация.
  2. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
  3. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Методы организации учебной деятельности учащихся: рассказ учителя, выразительное чтение, сообщения учащихся, словарная работа, работа с иллюстрациями, работа с художественным текстом: беседа по вопросам, комментированное чтение и элементы поисково-исследовательской деятельности обучающихся.

Межпредметные связи: история.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии: технология сотрудничества, технология критического мышления, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология

Рефлексия настроения и эмоционального, рефлексия деятельности (возможность оценить активность каждого обучающегося), рефлексия содержания учебного материала (подбор ключевых слов и прием синквейна).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, оформление стендов, учебник «Литература 7 класс / под ред. В.Я.Коровиной, портрет А. П. Платонова.

Ход урока

  1. Организационный момент. (09.00-09.01)
  2. Актуализация знаний. (09.01-09.08)
  1. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ рассказа (слайд 1)


Подлинное сострадание есть сопереживание нравственной оправданности страдающего.

Г. Гегель

- Фраза, которую вы видите на слайде,  принадлежит Гео́ргу Вильге́льму Фри́дриху Ге́гелю  немецкому философу и одному из творцов немецкой классической философии. 

- Над чем заставляет задуматься писатель? (Что значит  сострадать, сострадание).

- Давайте вместе порассуждаем, что значит подлинное сострадание? Какую помощь, поступок можно совершить человек, чтобы помочь страдающему. (Поддержать своими поступкоми, направленными на добро, справедливость, бескорыстное служение человеку, Родине, заботу об окружающем мире).

- Дома я просила вас посмотреть лексическое значение слова «Сострадание».

(слайд 2)  Сострадание – это способность человека с помощью энергии Любви, понять страдания другого человека и оказать ему помощь. Далеко не всякий человек способен на сострадание. Для этого нужна Сильная личность. У кого эта сила проявлена через доброту, правдивость, человечность, тот и способен на сострадание. Данное качество характера и личности свойственно только духовно сильным и возвышенным людям. Это помощь другим людям абсолютно Бескорыстно.

(слайд 3)  Истинное Сострадание — требует действий, а не сантиментов, человек с истинным намерением сострадания оказывает реальную помощь, и полон решимости сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их для другого, абсолютно бескорыстно. «Сострадание – это проявление Любви.  Оно должно стать сутью Вашего отношения к другим людям и воздействовать на все наши мысли и поступки,» — говорит Далай Лама.

   - Как вы считаете, какие слова соотносятся с эпиграфом нашего урока?

2. Постановка проблемного вопроса.

Попробуйте сформулировать проблемный вопрос, на который мы постараемся ответить в течение урока?

(слайд 4) (Каким должен быть человек, по отношению к окружающим?)

3.Постановка целей.

- Какие цели мы поставим перед собой? 

 (слайд 5)

  1. Продолжить знакомство с рассказом А. П. Платонова «Юшка».
  2. Познакомиться с особенностями жанра произведения.
  3. Раскрыть тему и идею произведения.
  4. Проанализировать характеры персонажей.
  5. Изучить роль средств выразительности в  рассказе «Юшка».
  1. Анализ рассказа.

    1.Словарная работа (09.08-09.13)(слайд 6)

- Прежде, чем обратиться к анализу текста, определим лексическое значение некоторых слов.

– Терзать – что, по-вашему, обозначает это слово? (Ответы учащихся.)

Обращение к «Словарю Ожегова»

«Терзать – мучить, издеваться, тиранить, истязать».

Обращение к «Словарю Ожегова»

«Блаженный (блажной) – счастливый, осенённый благодатью».

В 19 веке Жила Блаженная Ксения Петербуржская. Она была женой очень богатого человека. Когда её муж умер, Ксения продала всё его имение и деньги раздала бедным. Вскоре она тоже стала нищей. Ксения не брала милостыню у тех, кто больше неё нуждался в помощи. Ксения была сама Доброта.
– Что объединяет Ксению и Юшку? 
(И Юшку, и Ксению объединяет любовь к людям, умение жертвовать собой ради других.)

ЮРО'ДИВЫЙ и (обл.) ЮРОДИ'ВЫЙ, ая, ое- глуповатый, чудаковатый, безумный..

-Христианский аскет-безумец или принявший вид безумца и обладающий, по мнению верующих, даром прорицания

 «Слепое сердце» (эгоизм, равнодушие, жесткость, черствость, злоба, себялюбие) «слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро. Это человек, у которого нет сострадания к людям. 

2. Работа в группах . (09.13-09.34)

Кто такой Юшка? Почему его обижают?

Вот такие вопросы встают перед нами при чтении рассказа. Чтобы ответить на эти вопросы, открывающие тайну Юшки, давайте поработаем  в группах.

(Класс делится на  5 групп, и каждая группа работает со своими вопросами к отдельным эпизодам текста).

                -Определите, кто будет ответственным в вашей группе.

-За работу группа получает оценку.

1 группа (слайд 7)

Работа по плану.

Портрет Юшки.

- Каким видят люди Юшку?  Что знают о нем?   Что думают?

(Зачитайте)

Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. Автор подчеркивает внешнюю  неприметность.

  • Выборочное чтение

«Он был мал ростом и худ;  на   сморщенном  лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как  не остывающие  слезы».

-Много места уделяется деталям в описании Юшки: руки, еда, одежда, глаза.

-  Почему автор особо  выделяет его глаза?

Глаза – зеркало души. Плачет душа. Душой мы сострадаем, любим, ненавидим,  разумом мыслим.

И стол его более,  чем скромен:  чаю  не пил, сахару не получал.

Кто может вспомнить, когда и по какому поводу всплывает еще деталь с чаем и сахаром?

(Родители стращали детей за непослушание, говоря : «Вот ты будешь такой же, как и Юшка!... Тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»)

-А еще где?

«Замахнувшись, прохожий с силой  злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.

  • Отдохни, - сказал прохожий и ушел домой  пить чай.

О чём это говорит? (о равнодушии)

Что он значит для жителей села? как вы об этом думаете?

Чай с сахаром – это «сытая», «нормальная», «добропорядочная жизнь», жизнь как вершина всех мечтаний и устремлений людских,

а он подручный помощник у главного кузнеца, и работу он выполняет незаметную для  посторонних глаз, хотя необходимую.

Он долгие годы носит без смены одну и ту же  одежду, напоминающую  рубище.

- Почему  «в руках у него мало было силы»?

Он был тяжело болен туберкулезом.

Он  первым поутру идет в кузницу и последним уходит на ночлег,   так что старики и старухи по нему сверяют  начало и конец дня.

Но в Юшке было что-то такое, чего люди не знают.                                                  

-Что не знают о нём люди? Каким его никогда не видели?

 ЗАЧИТАЙТЕ      (В стороне от людей он преображается. Мы видим его весёлым и счастливым, открытым для окружающей его природы. «Добрый человек – брат всей твари».

ЗАЧИТАЙТЕ     (Юшка свою любовь отдаёт девочке-сироте, помогает ей, отказывает себе во многом, только, чтобы она имела всё, могла учиться и жить в достатке. Вот куда он каждый раз на месяц пропадает.)

- Почему же люди так жестоко  относятся к Юшке, хотя он утверждает в разговоре с дочкой кузнеца Дашей обратное: «Меня,  Даша,  народ любит!»

- Так ли это? Чем он отвечает своим обидчикам? Кто прав?

2  группа – Встреча Юшки с детьми.

-Дети: Что делали? Как вели себя?

-Юшка: Что делал? Что чувствовал?

Дети

( Что делали?

 Как вели себя?)

Юшка (Что делал? Что чувствовал?)

…переставали играть, бежали, кричали

…поднимали ветки и бросали…

…снова окликали, бросали, трогали и толкали

…опять толкали и кидали комья земли

…сильнее толкали…кричали вокруг Юшки

…делали слишком больно    

радовались

…ничего не отвечал и не обижался

…шел тихо и не закрывал лицо

…шел и молчал

…не трогал и не отвечал

…говорил

радовался

Заполните таблицу своеобразную таблицу поведения, а главное – чувств, состояние героев.

 В “психологическом поединке” дети и Юшка ведут себя в по-разному, а вывод одинаковый – радовались.

- Как называется литературный приём, который указывает на противоположные качества, признаки? Антитеза в поведении героев.

-Что влечёт детей к Юшке?

-Как Юшка отвечает на их жестокость?  Обижается ли он на них?  Почему?

(Бросают в него камни, кричат, донимают ударами. Движет детьми не злоба и не ненависть, они ждут естественной реакции от человека – злом отвечать на зло. Зло для детей – это и источник  радости и веселья. Им хочется, чтобы он «отозвался им злом и развеселил их». Он верил, что нужен им, для него любовь – это источник тяготения людей друг к другу).

- Почему дети, которые только начинают жить, а значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него? (Дети удивлялись тому, что он не сердится, не закрывает лицо, не ругает, не отвечает им. Они хотели разозлить, рассердить его.)

- Почему? (Дети радовались, что с ним можно делать все, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви, поэтому и терзают его).

- Каким предстает перед вами Юшка?  А дети?

(Юшка – добрый, терпеливый. Дети – злые, жестокие, грубые).

3  группа – Встреча Юшки со взрослыми. 

Заполнить таблицу.

Взрослые

Юшка

∙ «…злое горе или обида…»

∙ «…сердце наполняется лютой яростью…»

∙ «…Что ты блажной, непохожий ходишь тут? Что ты думаешь такое особенное?»

∙ «От кротости Юшки взрослый приходил в ожесточение.»

«Бил…и в зле забывал на время свое горе»

∙ «Ничего не отвечал, не обижался на них»

∙ «…Не закрывал своего лица»

∙ «Вы, должно быть, любите меня?»

-Почему они так относятся к нему?

Потому что он не такой, как все.

-Чем отвечает им Юшка?

 (Молча сносит все оскорбления. Пример из текста. Юшка следует христианской заповеди. В ответ на удар подставит свою щёку.

 -Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? 

Они не умеют любить. Не могут простить ему  того, что он не  такой как они.

-Какие чувства у вас вызывают взрослые в рассказе? Они омерзительные, очень жестокие люди.

-Может ли человек выместить свою злобу, гнев на другом человеке?

4  группа -Пересказ диалога Юшки и дочери кузнеца.     (КОРОТКО)

 - О чём беседовал?   Что утверждает Юшка в этой беседе?

         Юшка не понимает, «зачем ему умирать, если он родился жить».

-А вы согласны с мыслью Юшки?

Работа с иллюстрацией.

Почувствовать тяжесть происходящего еще сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу.

-Какой эпизод изображен на ней?

-Что вы чувствуете, когда видите изображенное?

-Вывод:

 Нельзя одному человеку ставить  себя выше других, никто не вправе судить других людей за непохожесть, тем более издеваться и убивать.

 – Юшка и природа.

 -Приготовьте выразительное чтение описания природы, подумайте над вопросами:

-Как этот эпизод помогает нам понять образ Юшки?

-Дополняет ли он то, что мы уже знаем об этом герое?

-Как изменяется Юшка на фоне природы?

Как все живущие, он хочет любви и сочувствия, но находит их только в мире природы, а не среди людей. Люди лишь потешаются, упрекают за безответную глупость и терзают его.

Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав,  голосу рек, пению птиц, веселью жуков, стрекоз, кузнечиков – живёт одним дыханием, одной живой радостью с этим миром.

5  группа Юшка и «весёлый прохожий».

Приготовить чтение по ролям.

- Как приветствует прохожий Юшку?

«Хотя бы ты помер», вместо «здравствуйте». «Веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться».

Как же можно обращаться к человеку с пожеланием смерти? Это ли не жестокость?

Люди боятся скуки, времени, когда они остаются наедине с собой, со своей совестью, которая их обличает.

-Чем помешал Юшка «веселому прохожему»?

«А чего я тебе, чем я вам мешаю!…Без меня тоже, значит, нельзя! Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…»

-Почему впервые  Юшка «осерчал», а не разгневался?  Может, не надо было серчать?

Юшка не может гневаться,   по характеру он очень добрый. Он осерчал-то впервые. Обязательно надо было осерчать, нельзя всё время молчать!

 Значит, Юшка и гневаться-то не мог, не умел, потому что был добрый, с мягким сердцем.

Помните, зачитывая строки, описывающие внешность Юшки, мы услышали такие слова: «глаза же у него были белые, как у слепца».  Слепец, который видел всё, видел сердцем.

Как можно назвать такое всевидящее сердце?   (ЗРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ)
А жители городка? Ведь они зрячие, но какое у них сердце? (СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ) Юшка- «слепец» со зрячим сердцем, жители- зрячие со слепым сердцем. Потому- то они не видят подлинного Юшку, всякий считает вправе себя упрекнуть его за «безответную глупость», кинуть в него камень (в прямом смысле слова), жестоко ранить словом.

- Найдите, как Юшка говорит о людских сердцах?

 - Он где-нибудь называет сердце жестоким?

        «Народ меня без понятия  любит, сердце в людях бывает слепое.

- Что значит слепое сердце?

Иногда  человек не задумывается о том, что он  творит зло.        

(слайд 8) -Такими качествами обладали люди, окружавшие Юшку. Но он их прощал. 
«Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.

Но Юшка умер...
- Что же произошло после смерти Юшки? Поняли ли люди, что по отношению к Юшке поступали неправильно?
(Они все пришли на похороны, попросили прощения у Юшки и … 
забыли!!!)
- Жить без Юшки стало хуже.      Почему?
( «Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, беззаветно терпящего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство»).
- Значит, прав был Юшка, когда говорил, что люди любят его, сами того не понимая, как он им нужен?
( Да, прав. Он был мудрее их).

Говорят: «ДОБРО ИЗ ДОБРА ПРИХОДИТ...».  

Но получается, что зло победило? Ведь Юшка погиб? (Нет). 
Конечно,  всё зависит от нас, как в одной восточной притче. Я предлагаю вам ее послушать.

Восточная притча «Всё в твоих руках»

«Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом городе жил и злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.

Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Скажу-ка я: О, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мёртвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит, а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее».

Так завистник и сделал, поймал бабочку, посадил её между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мертвая?»

Но мудрец ответил: «Всё в твоих руках».

- Вы согласны, ребята, что всё зависит от нас?

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

         Однако рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение той жестокой действительностью, людьми (детьми и взрослыми), которым недоступны такие элементарные и необходимые чувства, как сострадание, доброта.

- Как вы думаете, почему самое главное о Юшке узнали после его смерти?
Вывод. В жизни так часто бывает: когда теряем человека, только тогда сознаём, как велика и тяжела утрата.

– А каково авторское отношение к этому герою? Обвиняет ли он кого-либо в смерти Юшки? Осуждает ли людей за их жестокость?

А. Платонов, несомненно, любит своего героя, жалеет его, но оставляет нам, читателям, право самим сделать выводы. Своей волей писатель мог бы многое изменить в сюжете рассказа. Но даже при этом трагическом финале А. Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью.

- Так что же, по вашему мнению, пытается донести до нас автор в произведении «Юшка»?
А.Платонов учит нас жалости и состраданию, он учит нас любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему.  И видеть в каждом человеке равного себе, понимать его и любить.

 Юшка умер, но Важно то, что он оставил после себя. Он передал свои силы, жизнь девочке, которая видит долг в том, чтобы увеличивать добро, милосердие, сострадание к ближнему.

3.Определение темы и идею рассказа. (09.34-09.37)

Тема:  милосердия, сострадания. 

Идея: у каждого человека свой внутренний мир, каждый человек уникален, а издеваясь над живым существом человек не может называться человеком.

А теперь вернемся к проблемному вопросу, который звучал в начале нашего урока.

«Каким должен быть человек, по отношению к окружающим?» (Человек должен быть добрым, милосердным, не обижать окружающих, готовым пожертвовать ради близких. Таким является герой рассказа «Юшка»).

- Сейчас я предлагаю вам написать синквейн, в котором ключевым словом будет имя Юшка. (слайд) (09.37-09.40)

 * * *

 Юшка.

 Отзывчивый, трудолюбивый.

 Жалеет, любит, жертвует.

 Во имя других готов пожертвовать собой.

   Герой.

  IV.Знакомство с книжной выставкой (09.40-09.42)

        Андрей Платонов – писатель разноплановый. У него есть произведения о любви к ближнему (человеку, животному, растению), с которой начинается его большая любовь к Родине, ко всякому живому. И это неудивительно: сюжеты для своих произведений писатель брал из самой жизни. Книга для него – это чудо, в котором заключена душа написавшего ее. Нередко он плакал, читая, - так хорошо рассказывалось о людях. И мальчишка давал себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырастет.

- Вы тоже можете познакомиться с книгами, представленными на выставке. Все они есть в нашей школьной библиотеке.

V. Домашнее задание

– Ребята, я вам предлагаю домашнее задание творческого характера на выбор.

  1. Рисунок к понравившемуся эпизоду или иллюстрирование героев рассказа.
  2. Сочинение « Что значит «слепое сердце»

VI. Рефлексия. (09.42-09.45)

- У каждого из вас на столе лежит сердечко. Вспомните ключевые слова, которые отражают тему и идею нашего урока, запишите по 1,2 слова. Давайте подарим сердечки нашим гостям.

-В нашем обществе, к сожалению, ещё много грустного, горького, жестокого. Хочешь изменить эту жизнь?

 Начни с себя!

Друзья мои! С нынешнего дня

             Начнём с себя!

             Научимся людей любить,

             По нравственным законам жить.

             А чтобы поняли тебя-

             Начни с себя!

Обобщая сказанное, хочу подчеркнуть, что сегодняшний урок – это лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому каждый из нас должен думать о том, как надо жить, чтобы не ранить, не обидеть человека. Я желаю вам, ребята, никогда не забывать о том, что каждый человек нуждается в сочувствии, в сострадании, в сопереживании «Спешите делать добро, пока не стало поздно!»

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"

Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....

Открытый урок по произведению В. Г. Распутина "Уроки французского"

Открытый  урок по литературе в 6б  классе МБСКОУ СКОШ № 34. Тема:  «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»....

Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .

Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"

Система уроков по изучению творчества Виктора  Астафьева в 6 классе. Урок №1...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"

Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).

Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....