Технологическая карта урока по пьесе А.Н.Островского "Снегурочка"
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Волкова Елена Алексеевна

Содержит как карту урока по теме "Образы сказки Островского "Снегурочка", так и раздаточный материал к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8  классе. Учитель: Е.А.Волкова

Тема: ««Снегурочка» Образы героев пьесы и их особенности. (Подобраны разные виды заданий, демонстрирующие формирование УУД на разных этапах урока.)

Цель урока:

Образовательная: актуализировать знания о различиях сказок народной и литературной, осуществить перенос знаний на поиск приемов выражения авторской идеи и приемов ее выражения в пьесе; выработать алгоритм рассуждения при решении данной задачи; формировать умение отбирать материал для понимания, для  рассуждения о нем; включить в словарь учащихся новые слова; обучить составлению синквейна

Развивающая: содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности; развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление), умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к художественному слову; воспитывать внимание к тексту, самостоятельность, трудолюбие, умение сотрудничать.

Универсальные учебные действия

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

  1. Повторение изученного на прошлом уроке

Просмотр иллюстраций к произведению (слайд-шоу):

  1. Стеллецкий. Пролог. Эскиз декорации к опере.
  2. Палаты царя Берендея. Эскиз декорации. Васнецов, 1885 г.
  3. Васнецов. Весна. Эскиз костюма, 1882 г.
  4. Брусила и берендеи – робята. Эскиз костюмов, 1885 – 1886 гг.
  5. Снегурочка и Лель. Эскизы костюмов, 1885 – 1886 гг.
  1. Вопросы на читательское восприятие:
  1. Какие чувства вы испытывали, просматривая иллюстрации и слушая музыку?
  2. Царство Берендея. Каким вы его увидели?
  3. Какой вы себе представляете Снегурочку?
  4. Какие чувства у вас остались после просмотра иллюстраций и прослушивания музыки?

Цель:

- Развитие устной монологической речи.

- Развитие умения работать в парах и индивидуально, договариваться между собой

1. Приготовить ответ на один из полученных вопросов (или по выбору)

  1. Формулирование темы урока
  1. Притча о мудреце и человеке с бабочкой: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все… Мудрец сказал: «Все в твоих руках»

В чем мораль этой притчи? В наших руках то, как то, с какими знаниями мы идем по жизни, как пополняем их.

Как вы понимаете значение слова «своеобразие»? (Отличие от других, непохожесть, своеобразие»)

  1. Работа в парах

Записать определение слова «своеобразие»

Вывод по работе: Что повторили? Зачем нам нужна информация?

Оценивание устных ответов

  1. Актуализация знаний

Цель:

- Актуализировать знания по теме «Народная и литературная сказка»

- Подготовить учащихся к восприятию нового материала

Учащиеся получают маршрутные листы, где надо распределить понятия на 2 группы: относятся к народной сказке – относятся к литературной сказке.

1. Заполните таблицу определениями из списка:

Народная сказка, ее особенности

Герои народной сказки

Литер. сказка, ее особенности

Герои литературной сказки

 

 

 

2.Рассмотрите словарь народных слов из сказки Островского. Что показалось интересным, неизвестным?

Вывод: В чем своеобразие сказки Островского «Снегурочка»?

Прогнозирование:

Что необходимо знать для выполнения задания?

Какие трудности могут возникнуть при выполнении задания? Почему?

Самооценка:

Все ли получилось? Что не получилось? Что надо сделать, чтобы исправить ситуацию?

 

Умение строить рассуждение:

- Подтвердите или опровергните мнение, что народная сказка отражает народную мораль. Докажите свою точку зрения.

Выполнить следующие задания:

1.Запишите свое утверждение, чему учит народная сказка .

2.Запишите свое утверждение, чем литературная сказка отличается от народной

Вывод по работе на данном этапе? (Что повторили? Зачем?)

  1. Дифференцированные задания: что мы узнали из сказки о Весне, Морозе, Снегурочке, Леле, Купаве, Мизгире?
  1. Записать высказывание о выбранном герое сказки:

Весне любо обогревать мир для радости и любви. Мороз ценит свободу, труд, независимость, одиночество. Снегурочка живет в борьбе между желанием любить и остаться спокойной. Купава мечтает о любви и верности в семье. Лель любит веселить народ своими песнями. Мизгирь самоуверенный, неравнодушный к красоте человек.

  1. Обосновать, что герои Островского наделены индивидуальными, только им свойственными чертами.

Прогнозирование

Какой результат может получится?

Получилось ли?

Саморегуляция

Сравнить свой ответ с ответами одноклассников

Умение слушать друг друга

Взаимоуважение

Вывод по работе: Что мы узнали о героях? Для чего нам нужны эти знания?

Оценивание

  1. Освоение нового знания

Цель:

  1. Привести к выводу о неповторимости авторских образов и их индивидуальности.
  2. Сделать вывод об отличии идеи народной сказки от идеи А.Н.Островского: автор переводит конфликт сказки во внутренний план. Если в народной сказке борьба героев заключается с внешними злыми силами, то у Островского борьба происходит в душе героя – борьба «горячих» и «холодных» чувств
  1. Составление синквейна (творческая учебная задача).

Синквейн – один из приёмов, развивающих критическое мышление. Это пятистрочная строфа:

  1. Одно ключевое слово (существительное);
  2. Два прилагательных, характеризующих слово в первой строке;
  3. Три глагола;
  4. Короткая фраза, умозаключение, в которых показано отношение к проблеме;
  5. Одно существительное (синоним к первой строке).

  1. Что необходимо знать для выполнения задания?
  2. Что поможет сделать синквейн интересным?

Умение слушать, слышать друг друга, высказывать одобрение о творчестве товарищей

Вывод по работе: Что узнали? Пригодилась ли информация, которую усвоили, повторили?

Оценивание работы учащихся (можно данный этап не оценивать). Оформление маршрутных карт

Вывод по работе: Что же привлекает нас в «весенней сказке»? Каким нам представляется писатель?

Оценивание

  1. Домашнее задание (по выбору): 1) Составить устный рассказ об одном герое, используя примеры из текста. 2) Выбрать материал о Берендее, его отношении к народу.
  1. Рефлексия

Цель: выявление степени усвоения материала

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.

Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

(Буквы записываются в маршрутной карте)

Общая оценка урока

Маршрутная карта ученика 8 класса ____________________________________________

1.Своеобразие – это__________________________________________________________

2. Заполните колонки таблицы нужными понятиями и определениями. Выберите только один аспект: 1) Народная сказка и Герои народной сказки; 2) Литературная сказка и Герои литературной сказки.

Заполните только ВЫБРАННЫЕ вами 2 колонки таблицы нужными определениями из списка: автор - конкретный человек, ценности,   присущие всем народам, герой – либо злой, либо добрый человек; устаревшие слова и устойчивые выражения, автор – народ и даже поколения, добро всегда побеждает зло; хороший герой может умереть; характеристики героев постоянные, ценности зависят от авторской идеи, герои сочетают в себе и хорошее, и плохое; своеобразие, неповторимость и уникальность, вымышленные события, может не иметь традиционных элементов, текст передавался в устной форме, наличие авторской оценки, своеобразие стилистики языка, троекратные повторы, постоянные эпитеты, противостояние добра и зла

Народная сказка, ее особенности

Герои народной сказки

Литературная сказка,

ее особенности

Герои литературной сказки

 

 

 

3. Выберите одно из предложенных заданий:

1)Запишите свое утверждение, чему учит народная сказка: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)Запишите свое утверждение, что литературная сказка отличается своеобразием: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Записать синквейн. Это пятистрочная строфа:

  1. Одно ключевое слово (существительное);
  2. Два прилагательных, характеризующих слово в первой строке;
  3. Три глагола;
  4. Короткая фраза, умозаключение, в которых показано отношение к проблеме;
  5. Одно существительное (синоним к первой строке).

____________________________________________________

____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_________________________________________________________

Оцените свою работу на уроке.

А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.

Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны

Приложение. Словарь народных слов и выражений к пьесе А.Н.Островского

Комментарии к тексту

Бобыль – бездомный человек, безземельный крестьянин, бедняк

Лель – языческое божество древних славян, сын богини Лады, по-видимому, род славянского амура или Купидона. По другим источникам Леля – дочь Лады, богиня любви

Купава – в псковских и тверских говорах «пышная, гордая», красивая девушка

Мизгирь – паук, тарантул

Радушка – от «радуша» - милая, любезная

Малуша – Малышка, малорослая или младшая дочь в семье. ( Даль)

Брусило, брусить - «нести чепуху», говорить нескладицу, бредить, врать. (Даль)

В нетающих лядинах – лядина участок среди леса на месте вырубки или гари, где дольше

 лежит снег.  

Сотник начальник сотни в стрелецком войске.

Целовальник – Выборное лицо в Московской Руси, принявшее присягу (целование креста), сборщик пошлин. Позднее – приказчик в казённом кабаке.

Рыболов – харчевник – чайка.

 Длинница цапля – Блинница – торговка, пекущая блины и выносящая их на продажу.

Застреха – место под нависшим карнизом, краем крыши.

У ворот вереями скрипеть. Вереи – столбы, на которые навешиваются ворота, также и воротные петли.

Ярило - древнеславянское божество солнца, весеннего плодородия и любви.

Да браги парить корчажные, да вари вёдер в 40 корчажная брага – домашнее пиво, приготовлявшееся  в корчагах, больших глиняных сосудах. Варя – так называлось в старину количество напитка, сваренного за один раз.

Кануны править – готовить мёд, брагу к праздникам.

Веснянка – весенняя обрядовая песня.

Медведи-овсянники – медведи, выходящие из леса в поле и уничтожающие овсы.

Лисица-сиводушка – северная порода красной лисы с тёмно-синим брюхом и душкой (горлом).

Приспешники – слуги.

Волну пряди – шерсть.

Не заглянувши в святцы. – Не заглянувши в святцы, ударить в колокола (пословица) – сделать что-то не вовремя.

Ленкоранский залив – залив в южной части Каспийского моря.

Гилянские озёра – озёра в прикаспийской провинции Гилян.

Чепыжник – густой кустарник.

Рогозина, редина – рогожа редкая.

Братчина – праздник на общий счёт, в складчину.

Карачуна проводите – Карачун – день зимнего солнцестояния (12 декабря по ст. стилю).

После него день начинает прибывать.

Овсень-Коляда – канун Нового года.

Перевеи – вихревые порывы ветра, вздымающие снег.

Торговый гость – купец.

Бирюч – в Древней Руси глашатай, объявляющий народу царские указы и распоряжения.

Позорище – зрелище.

Ячные – ячменные.

Стоялые мёды – долго стоявшие.

Скудаться – испытывать нужду.

Кика – старинный женский головной убор, который носили лишь замужние.

Повытрясет кису. – Киса – кошель, кожаный или суконный мешок, стягиваемый шнурами.

На хлебах жить – на пропитании.

Наклад – побор, налог.

 Сладимый – сладкий.

Ширинка браная – скатерть, плат из узорчатой ткани.

Печатный пряник – оттиснутый с деревянной доски с изображением цветов, зверей, птиц и т.д.

Зажига – зачинщик.

Сами вспокаетесь – пожалеете.

Окатный жемчуг – круглый и крупный.

Сусек – отгороженное в амбаре место или ларь для ссыпки зерна.

Сам-друг она – то есть вдвоём.

Яры шишки – молодые белые.

 Балясы – точёные столбики перил.

Тулы – колчаны.

Лада – возлюбленные, супруги.

 Ратаи – воины.

Сулицы скрозь прободают доспехи – копья пробивают насквозь доспехи.

Комони – кони.

Туга – печаль.

Баян – имя легендарного древнеславянского поэта-певца.

Слава златому столу Берендея – стол – царский престол.

Палатное письмо – фрески, настенная живопись.

Подписчики – живописцы.

На притолках дверных, припечных турах… - имеется в виду роспись над дверями и на печных столбах, основание которых, называемое ногой, расписывалось особенно часто.

Матицы – балки, поддерживающие потолок.

Кумоха – лихорадка.

Тьмотысячной толпой (тьма – десять тысяч).

На сажень маховую. Сажень как мера длины была равна трём аршинам (2,134 метра). Маховая сажень измерялась между концами пальцев раскинутых рук и считалась равной двум с половиной аршинам.

Усобица – вражда.

Кучится взнесть челобитьице. – Умолять подать письменное прошение.

Ворота браные – «расшитые» узорами.

Дьяк – должностное лицо, ведавшее в Древней Руси делами приказа, органа центрального управления.

Подьячий – помощник дьяка, писец в приказной канцелярии.

Руку крючком держать – то есть брать взятки.

Подполатные жители – под полатями на широкой лавке в крестьянской избе было обычно место, где спали хозяева.

Лоб лощить – причёсываться, прихорашиваться.

Распуколка – бутон цветка или почка нераспустившегося листа.

Уложенье – собрание законов.

Обвязка золотая – пояс.

Гудочники – музыканты (всякие).

И наша не щербата копеечка – то есть и у нас в достатке денег.

Ферязь – верхняя одежда – длинная, без перехвата и воротника, богато украшенная.

Сжидаться – ожидать друг друга.

И запон, и коты новёхоньки. Запон – женский передник, фартук. Коты – тёплая, преимущественно женская обувь, иногда на меху.

Медвяных рос убыточные порчи – выделение тлей или болезненная слизь на злаках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока литературы в 11 классе по пьесе А.В.Вампилова «Старший сын»

Предмет: ЛитератураФ.И.О. учителя: Халбаева Антонина Константиновна14.03.2017Тема урока: Тема семьи в пьесе А.В.Вампилова «Старший сын»Класс: 11Оборудование: для учителя – ...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...