Технологическая карта урока литературы в 11 классе по пьесе А.В.Вампилова «Старший сын»
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Антонина Константиновна Халбаева

Предмет: Литература

Ф.И.О. учителя: Халбаева Антонина Константиновна

14.03.2017

Тема урока: Тема семьи в пьесе А.В.Вампилова «Старший сын»

Класс: 11

Оборудование: для учителя – учебник, поурочные разработки; пьеса «Старший сын»;

для учащихся – тетрадь, учебник, пьеса.

Тип урока: актуализация знаний предыдущего урока с дальнейшим формированием новых ууд и их применением в ходе урока.

Технологии: Элементы проблемно-диалогического обучения, технология дебатов, ИКТ.

Цель урока: 

  • Образовательная: продолжить знакомство с творчеством драматурга А.В.Вампилова, с его семьей, с родителями, с домом Вампиловых.
  • Деятельностная:  формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия, Представить изображение и семейных устоев, традиций в семье Вампиловых
  • Развивающая:  развивать  коммуникативные навыки, речевой культуры, познавательных и творческих возможностей учащихся;
  • Воспитательная: рассмотреть проблему развития личности в семье с сохранением родового отцовского начала и сбережением родительского дома, побудить  у учащихся чувства уважения и любви к родителям, уважения к ценностям семьи.

Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока: проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал (статья)

Формы работы с учащимися: групповая, индивидуальная

Основные понятия: дом, семья, род, родители, родовой дом

Методы работы с учащимися: словесные; проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы;

Прогнозируемые результаты:

Личностные: формирование духовно-нравственных качеств личности, осознание значимости родителей в жизни человека;

Метапредметные: формирование умения понимать проблему, Уметь аргументировать свою позицию, Суметь вовлечь новых собеседников в дискуссию,формулировать выводы, организовывать учебное сотрудничество и работать в группе; Уметь моделировать монологическое высказывание

Предметные: Научиться интерпретировать прочитанное, просмотренное. формирование умений воспринимать, критически оценивать, анализировать и интерпретировать прочитанное, научиться работать с разными источниками (газетная статья, пьеса, фильм, письма); уметь выделять и формулировать нужные отрезки прорабатываемого материала

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Литература

Ф.И.О. учителя: Халбаева Антонина Константиновна

14.03.2017

Тема урока: Тема семьи в пьесе А.В.Вампилова «Старший сын»

Класс: 11

Оборудование: для учителя – учебник, поурочные разработки; пьеса «Старший сын»;

для учащихся – тетрадь, учебник, пьеса.

Тип урока: актуализация знаний предыдущего урока с дальнейшим формированием новых ууд и их применением в ходе урока.

Технологии: Элементы проблемно-диалогического обучения, технология дебатов, ИКТ.

Цель урока: 

  • Образовательная: продолжить знакомство с творчеством драматурга А.В.Вампилова, с его семьей, с родителями, с домом Вампиловых. 
  • Деятельностная:  формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия, Представить изображение и семейных устоев, традиций в семье Вампиловых
  • Развивающая:  развивать  коммуникативные навыки, речевой культуры, познавательных и творческих возможностей учащихся;
  • Воспитательная: рассмотреть проблему развития личности в семье с сохранением родового отцовского начала и сбережением родительского дома, побудить  у учащихся чувства уважения и любви к родителям, уважения к ценностям семьи.

Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока: проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал (статья)

Формы работы с учащимися: групповая, индивидуальная

Основные понятия: дом, семья, род, родители, родовой дом

Методы работы с учащимися: словесные; проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы;

Прогнозируемые результаты:

Личностные: формирование духовно-нравственных качеств личности, осознание значимости родителей в жизни человека;

Метапредметные: формирование умения понимать проблему, Уметь аргументировать свою позицию, Суметь вовлечь новых собеседников в дискуссию,формулировать выводы, организовывать учебное сотрудничество и работать в группе; Уметь моделировать монологическое высказывание

Предметные: Научиться интерпретировать прочитанное, просмотренное. формирование умений воспринимать, критически оценивать, анализировать и интерпретировать прочитанное, научиться работать с разными источниками (газетная статья, пьеса, фильм, письма); уметь выделять и формулировать нужные отрезки прорабатываемого материала

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный  момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Психологический настрой учащихся на урок, включение в деятельность

Приветствие.  Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока. Мотивация деятельности способствует  психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятие  новых знаний.

В начале урока я предлагаю презентацию, просмотрев которую вы определите ключевые слова темы нашего урока, обоснуете цели и задачи урока.

– Какие слова будут ключевыми?

Демонстрирует слайды из презентации (Отрывки из х/ф «Старший сын») приложение 1

 Задает вопрос о возможной теме урока 

- Как бы вы обозначили тему сегодняшнего урока?

- Сегодня наш урок будет выстраиваться как урок-контраст или линия сопоставления. Вы уже знакомы с пьесой «Старший сын», а также просмотрели экранизацию.

Каким общим словом можно объединить тему урока? (СЕМЬЯ)

Просматривают слайды, слушают вопросы учителя, отвечают. Высказывают свои предположения о теме урока

Слушают учителя, отвечают на вопросы, выдвигают предположения.

Познавательные: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Личностные: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

Регулятивные: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Актуализация. Определение темы

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

С помощью вопросов подводит учащихся к формулировке темы и постановке цели урока. Подводит итог беседы и ставит цель урока

Учитель задает вопросы, используя следующие слайды из презентации (фото семьи драматурга)

Приложение 1

Осуществляют самоконтроль понимания темы урока

Просматривают иллюстративный материал, определяют тему урока

Познавательные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

Коммуникативные:

- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

постановка целей и задач.

- В центре пьесы «Старший сын» - Сарафановы, а Как Вы думаете, о какой семье мы будем говорить сегодня? (Вампиловы)

Учитель предлагает учащимся с опорой на имеющейся опыт в изучении творчества драматурга, выделить основные задачи учебного занятия 

Деление класса на 2 группы Вампиловы-Сарафановы

Задача: выдвинуть основные ценности этих двух семей: Вампиловых и Сарафановых

Высказывают предположения, анализируя предложенный учителем материал.

Вовлечение в групповую работу

Сопоставление: Вампиловы - Сарафановы

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

выполнение пробного учебного действия

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Работа с текстом. Статья и письмо

Раздаточный материал. Статья В.Жемайко «Мальчики ищут отца» из Литературной газеты, а также письмо А.Вампилова к отцу.

Организует работу по определению проблем текста (статьи и письма)

Приложение  2 и 3

- Перед вами материал, выделите те абзацы, которые вы хотите добавить к вашим рассуждениям.

Помогает верно сформулировать   обозначенные проблемы.

Создание проблемной ситуации

Предлагает проанализировать текст статьи, организует фронтальную беседу.

Чтение статьи В.Жемайко «Мальчики ищут отца» и письма сына к отцу.

Изучение и анализ текстового и иллюстративного материала, Учащиеся читают, анализируют текст, отвечают на вопросы:

Выделяют необходимые абзацы

Познавательные: понимание и осмысление прочитанной информации, систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, Личностные: выработка личностных смыслов, нравственно-этическое оценивание, Коммуникативные: строить монологическое высказывание, грамотно формулировать свои мысли

Регулятивные: учитывать выделенные учителем   ориентиры действия в учебном материале; уточнять, высказывать мнение по проблеме

Групповая работа

побуждает школьников к сравнению фактов, к самостоятельной оценке событий, объяснению явлений, интерпретированию сведений

- Вампилов не видел отца. Почему он не пошел по тому «легкому» пути, о котором писал в письме?

-Если бы был жив его отец,  каким путем он бы ему посоветовал начать свой путь драматурга?

- С кем из пьесы Вы могли бы его сравнить? (Бусыгин)

- Бусыгин – не может солгать «отцу» и Вампилов не решается «предать» отца. (из письма)

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, доказательство

Личностные:

интерес к игровым видам учебной деятельности

Регулятивные:

выполнять действия в устной форме

Коммуникативные:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

 Закрепление материала в ходе представления результатов собственной деятельности.

продолжает работу в группах, определяет круг вопросов для наглядной проектной работы 

- Был ли выбор у каждой из семей? Какой был выбор у каждой семьи?

-У семьи Сарафановых?

- У семьи Вампиловых?

Обе группы создают макет домика из картона. (заготовки)

Обсуждают и ищут общее решение в своей группе, представляют рез-т работы в виде изобретения макета дома

Пишут на макете основные идеалы семьи

Познавательные: осуществлять анализ предложенного материала, умение структурировать, выделять существенную информацию, Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества: договариваться, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Регулятивные: дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Обобщение

Подводит урочную деятельность к итогу

Задает вопросы. Фронтальный опрос.

- Какой из домиков получился наиболее прочным?

- Чья семья разрушается?

- Почему?

- Дорогие гости нашего урока и ребята, мы пришли к общему мнению, что большую роль в нашей жизни играет дом, родители - СЕМЬЯ

Отвечают на вопросы. Сами задают вопросы. Как  я понял драматурга А.В.Вампилова?

Используя макет, наглядно показывают разрушение дома, семьи САрафановых.

- Дом распадается. Мать ушла.

 - Семья Вампилова остается, благодаря матери, воспитавшей детей в уважении к отцу.

Вопрос от одной из групп учащихся (Вампиловых, Сарафановых) к гостям открытого урока: «Какую роль в вашей судьбе сыграл ваш дом и родители»?

Отвечают гости урока.

Личностные: выработка личностных смыслов

Итоги урока.

Рефлексия, инструкция к домашнему заданию.

Цель:

оценить результаты собственной деятельности; повторить способ нового знания; сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.

Предлагает учащимся соотнести цель и результат, оценить свою деятельность на уроке.

– Что сегодня делали на уроке?

- Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли ее?

- Чему вы сегодня научились?

- Что вызвало затруднение в процессе работы?

Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока, в подготовке к сочинению?

-

Подводят итоги своей работы, Отвечают на вопросы:

- что я узнал?

- чему научился?

- как мне это поможет в будущем?

- продолжу работать над…

- оценивают друг друга.

Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Личностные:

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Домашнее задание

Комментирует домашнее задание: Сочинение по письму А.В.Вампилова отцу.

Запись домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...