Статья на тему "35 кило надежды на ..." по рассказу Анны Гавальда
статья по литературе (6 класс)

Ульянова Юлия Михайловна

Анализ произведения Анны Гавальда 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_35_kilo_nadezhdy.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Вот что я тебе скажу, дружок: несчастным быть куда легче, чем быть счастливым, а я не люблю, слышишь, не люблю людей, которые ищут легких путей. Не выношу нытиков! Будь счастливым, чёрт побери! Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!  Анна Гавальда "35 кило надежды"

Подумайте, какие чувства у Вас вызывают воспоминания о школьных годах? Счастье от  общения с друзьями? Или же это было  время, когда Вы любили всё и всех, и казалось, что окружение взаимно доброе и искреннее? А может быть, школа была противоречивой и невыносимой полосой препятствий и тяжёлым  ежедневным испытанием? Каждый по-своему ощущает этот важный период детства. Неоспоримо одно – школьные годы остаются в наших сердцах одними из самых незабываемых моментов, счастливые или печальные, они неизбежно влияют на становление  личности, а, значит, на всю дальнейшую жизнь.Так для тринадцатилетнего  героя Грегуара Дюбоска школа стала настоящим адом. Ведь в нормативы, в том числе образовательные,  он не вписывается из-за «головы как решето», да и «золотые руки и большущее сердце», которые есть у героя,  не добавляют ему преимуществ к кругу сверстников и в глазах взрослых. А вдруг всё могло пойти иначе, если бы на уроках было действительно интересно?

«Да понимаю я, понимаю. Не совсем я все-таки тупой. Я бы и рад работать, да вот беда — не получается. Все, чему учат в школе, для меня китайская грамота. В одно ухо влетает, в другое вылетает. Водили меня к миллиону докторов, проверяли глаза, уши, даже мозги. Времени потратили уйму, а заключили, что у меня, видите ли, проблема с концентрацией внимания. Обалдеть! Я-то сам знаю, что со мной, меня бы спросили. Все со мной в порядке. Никаких проблем. Просто мне неинтересно. Не-ин-те-рес-но. И все.» По ошибке педагоги и родители подобных детей часто считают ленивыми или плохо мотивированными,  накладывают на них строгие меры воспитания. Причем подобные проблемы с памятью у ребенка могут проявляться не только в запоминании, но и в плохом восприятии последовательности слов, медленном приобретении навыка чтения.  Умение мастерить приносит определённые бонусы,  но  это было в самом начале учебы? В конце концов, не станет ли мальчику лучше жить, если родители примут ребенка таким, какой он есть. Тысячи вопросов, ответы на которые кажутся вполне очевидными. Именно поэтому так трудно бывает с ними согласиться, если дело касается настоящей жизни. Да и сама история, в общем-то, не столько о школе, сколько о проблемах  маленького человека. Он учится жить, делает ошибки и ищет пути исправления. Он уже не ребёнок, но как же необходим бывает близкий  именно в это время. Взрослый, который сможет пожалеть, как маленького, и поругать, как большого. Как часто мы переносим свои желания на детей, даже не спрашивая, чего хотят они сами. Мы строим планы и злимся, когда маленькая, уже вполне состоявшаяся личность, не желает им следовать или просто не может. Мы злимся на себя и друг на друга, но много ли среди нас тех, кто ни разу не срывал эту злость на своё чадо? «35 кило надежды» – это крошечная история о детстве и взрослении. О детях и взрослых, что в душе так до конца и не выросли. Можно перечитать десятки умных научных книг по возрастной психологии и педагогике и продолжат совершать всё те же ошибки испуганных и недостаточно успешных выросших детей. А можно обратить своё внимание на маленькую новеллу, вспомнить себя в этом возрасте и посмотреть на своего ребёнка с другой стороны, чтобы попытаться его понять и принять, а, если очень повезёт, ещё и помочь. Как найти себя, если даже не знаешь, с чего начать? Может быть, жизнь наших детей будет немножко лучше и радостней, если мы просто научимся говорить: «Не бойся! Я рядом! Я здесь, чтобы помочь! Ничего страшного, если у тебя не получилось! Давай попробуем ещё раз». И однажды это начнёт работать. «35 кило надежды» – книга, которая не займёт много времени, но, возможно, поможет разобраться и неопытному педагогу, и пытливому родителю. И, возможно, станет небольшим шагом к длинному пути, благодаря которому ваши маленькие взрослеющие личности, полные надежды и любви, смогут быть по-настоящему счастливыми и никогда не скажут, что школа или собственные родители испортили им всю жизнь. Уж так у него сложились, а вернее сказать, не сложились отношения со школой, одноклассниками и учителями. И хуже всего для него был запах школы — «запах мела и старых кроссовок». Школа для него ежедневное мучение, моральное и физическое. Хотя мальчишка на самом деле очень способный. Еще малышом он понял одну простую вещь: «…больше всего на свете мне интересны мои руки, и то, что они способны смастерить…». Он создавал действительно классные вещицы и получал от этого удовольствие. Каждый человек индивидуален, но ведь не будут создавать школы под особенности каждого. И Грегуар хотел попасть в такую школу, где ему будет хорошо, где его способности найдут свое применение. Он даже нашел такую — технический лицей Граншан. У Грегуара есть мечта, и он стремится к ее осуществлению. Стремится через непонимание родителей и учителей. Он нашел в себе силы и написал простое, довольно сбивчивое письмо директору этой школы: «… я думаю, что отметки — не самое главное в жизни. По-моему, важнее знать, чего ты в жизни хочешь. Мне хочется учиться у Вас….». Наверное, основной причиной расстройства и замкнутости мальчишки были его отношения с родителями. Конечно, они любят своего единственного сына и стараются помогать ему с учебой. Но они слишком многого от него ждут. Как, впрочем, и любые родители хотят увидеть в своих детях большего. Также и собственные взаимоотношения мамы и папы мальчика разладились, и Грегуар стал вечной причиной их скандалов. «Я со своими дерьмовыми отметками служу им удобным поводом» — как говорит сам мальчик. По словам современных психологов — все причины неудач ребенка кроются в семье. Что ж, я думаю это не безосновательное утверждение.Но не все так плохо в жизни этого ребенка. У него есть любимый дедушка. Дед Леон и его «закуток» — Леонленд. Это замечательное место — «сараюшка из досок и листового железа в углу сада». В этой сараюшке Грегуар абсолютно счастлив и стремится сюда, чтобы поглубже вдохнуть «запах счастья» и занять свои руки. Дед и внук много беседуют и часами проводят время за столярным станком. Их отношения самое дорогое, что есть у Грегуара. Он любит деда больше всех на свете. Именно из бесед с дедом, Грегуар усвоил, что мечты могут и должны сбываться, стоит только сильно-сильно захотеть и постараться. Глубоко запали ему в душу слова деда: «Вот что я тебе скажу, дружок: несчастным быть куда легче, чем быть счастливым, а я не люблю, слышишь, не люблю людей, которые ищут легких путей. Не выношу нытиков! Будь счастливым, черт подери! Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!» Я считаю эти слова главной линией в произведении. Грегуар старается не унывать и даже иронично относится к себе: — » Я не вышел ни ростом, ни мускулатурой, ни силой. Скажу вам больше: я настоящий хлюпик«. Или — «35 кило кретинизма». Он собирает все свои силы для прохождения вступительного экзамена в школу своей мечты. И это все на фоне глубоких переживаний за здоровье любимого деда, впавшего в кому. Настолько была сильна связь и любовь между дедом и внуком, что в момент наибольшего напряжения на экзамене, Грегуару почудилось присутствие деда. Он почувствовал его поддержку и помощь в решении нелегких задачек. » Дед Леон, это ты? Ты здесь…. Я всегда был с тобой, и ты сам это знаешь…». Он поступил в школу Граншан и нашел там понимание и любовь учителей и учеников. Наконец занятия в школе стали приносить ему радость. Но он не был счастлив. Дед… Любимый дед Леон медленно уходил из жизни. И Грегуар собрал все свои силы: «Дедушка, вот он я, смотри! Я посылаю тебе мою силу. Я посылаю тебе мою волю. Возьми их. Возьми! Они тебе нужны. Я помогу тебе тем, что у меня есть: возьми мою молодость, мой задор, мое дыхание, мои мускулы, они маленькие, да удаленькие. Возьми их дедушка! Возьми все…. Пожалуйста! Я помогу тебе. Возьми». Вот они — 35 кило надежды. Той надежды, в которой мальчик черпал силы. Той надежды, которая давала ему уверенность в том, что все будет хорошо. И дед пошел на поправку. И это были те силы, что посылал ему хлюпик внук с огромной верой и надеждой на лучшее. И с огромной любовью. Не раз при прочтении этого произведения к глазам подступали слезы. Это самая простая история. Бывают в жизни ситуации и посложнее. Но искрений рассказ и живые неподдельные переживания мальчика, рассказанные им от первого лица, затронули меня. Он нашел в себе силы, он поверил в себя. Я понял, в каждом из нас есть свои килограммы надежды, у кого-то 35, у кого-то 65… Но они есть. Хрупкие, но сильные они сидят в нас и ждут своего часа. Не бывает в нашей жизни все просто. Я знаю, надо любить и ценить своих родных. Верить в себя, иметь мечту и стараться найти свое место в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "В будущее – с надеждой!"

В рамках приоритетного национального проекта «Образование», в целях приобщения учащихся и студентов к исследовательской деятельности в науке, привлечения общественного внимания к проблемам развития ин...

Книга для внеклассного чтения "35 кило надежды" А. Гавальда

Очень интересная книга как для детей начальных классов, так и для родителей. Раскрываются взаимоотношения детей и взрослых....

Открытый урок ФГОС внеклассного чтения. А. Гавальда. 35 кило надежды.

Урок в формате ФГОСПредмет:           литература (урок внеклассного чтения)          Класс:   8...

Урок по статье Ю.Селезнёва «Великая надежда Ф.М.Достоевского»

Достоевский – наш национальный гений, потрясающий мир своими откровениями, заставляющими его взглянуть и на Россию, и на самого себя глазами русского народа. Общемировая значимость Достоевского – факт...

Анна Гавальда "35 кило надежды"

Презентация является сопровождением к уроку литературы. Произведение Анны Гавальда "35 кило надежды" входит в список внеклассного чтения....