Жанр эссе на материале эссе В.Гамма "Письмо незанятого человека"
статья по литературе (8, 9, 10 класс)
Статья посвящена филологическому анализу текста «Письмо незанятого человека» [1]; автор – наш современник, Валерий Гамм, писатель, публицист, родом из Челябинска. Нами предпринята попытка интерпретировать текст, выявив способы выражения авторской позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhanr_esse_v.gamm_._doc.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.А. Парфенова, Л.Н. Омельченко
Жанр эссе как способ выражения авторской позиции
(на материале эссе В. Гамма «Письмо незанятого человека»)
В работе анализируется жанровое своеобразие эссе В. Гамма «Письмо незанятого человека». В тексте выявлены структурно-стилистические признаки эпистолярной жанровой формы, определены синтаксические средства выразительности.
Ключевые слова: эссе, жанр, жанровая форма, архитектоника текста.
E.A. Parfenova, Omelchenko L.N.
Genre essay as a mean of expression of the author's position
(Based on V. Gamm`s essay "Letter unemployed person")
The article analyzes the genre originality of V. Gamm`s essay "Letter of the unemployed person." The text identified the structural and stylistic features of epistolary genre form, defined the syntactic means of expression.
Keywords: essay, genre, genre form, architectonics of text.
Статья посвящена филологическому анализу текста «Письмо незанятого человека» [1]; автор – наш современник, Валерий Гамм, писатель, публицист, родом из Челябинска. Нами предпринята попытка интерпретировать текст, выявив способы выражения авторской позиции.
Следуя за М.М Бахтиным, обратимся в первую очередь к жанру анализируемого произведения, поскольку замысел автора «всегда складывается и развивается в определенной жанровой форме» [2, с. 254]. Жанр задает архитектонику текста. Далее рассмотрим и другие способы выражения авторской позиции в тексте.
Сам автор определяет жанр своего текста как эссе. В «Литературном энциклопедическом словаре» находим такое определение эссе: «прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующие на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета» [3, с. 516]. Жанрообразующим элементом эссе является личность автора, который выстраивает диалог с читателем, обсуждая с ним актуальную проблему современности. На наш взгляд, искренность – главное свойство текстов Валерия Гамма, человека неравнодушного, верящего, что «совместные усилия людей доброй воли способны сделать мир лучше» [4].
Для достижения более доверительного контакта с читателем автор работает над жанровой формой, которая считается результатом «взаимодействия в литературном процессе художественных и нехудожественных жанров» [5, с. 28]. Эссе Валерия Гамма написано в форме письма-исповеди, чем и достигается некая интимность данного текста.
В эссе можно проследить важнейшие структурно-стилистические признаки эпистолярной жанровой формы. Во-первых, в тексте мы видим сочетание признаков монологической и диалогической речи, во-вторых, в качестве адресата письма названо конкретное лицо. Герой обращается в своём письме к Андрею, о котором мы поначалу не знаем ничего. Но уже с первых строк мы понимаем, что герой относится к адресату весьма уважительно и говорит нам о том, что если бы не Андрей, то их общения могло бы и не быть. На протяжении всего эссе герой ведет диалог с этим собеседником.
Обратимся к архитектонике текста. В нем нет четкого разграничения на главки, текст эссе делится на четыре части, приблизительно равные по объёму. Первая часть вводная, в ней герой (автор письма, названный писателем «незанятым человеком») рассказывает, почему он пишет. Вторая и третья части – это размышления героя. Четвертая часть является заключительной, в ней герой прощается в письме со своим собеседником.
Тема размышления в эссе философская. В свое письмо «незанятый человек» намеренно включает фразы из разных текстов, по его мнению, это поможет ему более точно выразить смысл своих слов. Понятно, что вставляя в текст высказывания философов, автор эссе заставляет своего героя размышлять над ними, а вместе с ним и читатель задумывается сегодня над вечными истинами. Это и древнекитайский философ Лао-Цзы, проповедовавший отказ от агрессии: «Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное; видение мельчайшего называется зоркостью; сохранение слабости называется могуществом». И французский философ эпохи Возрождения Мишель Монтень: «Мы обладаем душой, способной общаться с собой. Она в состоянии составить себе компанию, у неё есть, на что нападать и от чего защищаться, что получать и чем дарить. Нам нечего опасаться, что в этом уединении мы будем коснеть в томительной праздности».
Форма повествования – это поток сознания. Все слито и переплетено, порой текст кажется нагроможденным. Мысли героя перебиваются. Герой хочет сказать обо всём сразу. Эпистолярная жанровая форма разрешает этот конфликт, поскольку адресат письма – единомышленник, способный терпеливо выслушать. Возникает парадоксальность субъектно-объектных отношений в структуре текста, автор письма обращается и к Андрею, и к его предыдущим письмам, и к своим высказанным ранее размышлениям.
Жанровая форма текста определяет своеобразие синтаксиса текста. Выразителен такой стилистический прием, как парцелляция, позволяющий сделать акцент на главном: «Для этого надо самому стать законом, т.е. исполнить его. Иного пути нет. Узки врата». Также можно встретить контаминированную структуру: «Вслушайтесь: Прав – да. Прав – значит правильный, т.е. соответствующий закону, который гласит: Люби ближнего своего. Да – знак согласия, это санскритское обозначение понятия Путь. Таким образом, правда – это путь согласия, любви, взаимопонимания, гармонии».
Используется такой художественный приём, как умолчание: «Все будет хорошо… до той поры, пока мы сами этого желаем». Приём помогает почувствовать состояние героя, отразить высокую эмоциональность его речи. Динамизм текста создается глаголами: двигаться, опуститься, должен учиться, жить, работать.
Важную роль играют риторические вопросы, которые задает герой. Например: «Да и судить-то зачем? К этому что ли стремимся? Человек, доколе в слепоте и бессердечии жить будешь?» Такие фрагменты, на наш взгляд, подтверждают, что в тексте размываются границы между автором и героем: герой, «незанятый человек», становится голосом автора. Вероятно, поэтому нарушается канонический принцип письма – наличие подписи в конце. «Письмо незанятого человека» остается без подписи; по замыслу Валерия Гамма, главный герой – автор письма – не назван.
Ведущую роль в выражении авторской позиции играет название. Содержание и название текста вступают в лексико-семантические отношения, которые помогают читателю увидеть ключевые моменты. Название «Письмо незанятого человека» помогает читателю создать образ героя. Кто же он? Толковый словарь дает следующее определение слова незанятый: `свободный от какой-либо деятельности; ничем не обремененный, находящийся в бездействии` [6]. Значит, автор определяет своего героя как человека, свободного от деятельности, такого, у которого есть время для размышлений, рассуждений. Так ли это? Вероятно, нет, его герой занят, он пишет, он думает о смысле жизни, как и сам Валерий Гамм, писатель и публицист, оптимистично утверждающий в заключительной части эссе: «Как вы думаете, с чего начинается возрождение деревни, города, страны? Отвечаю: с человека. С осознания им своего места в мире; с честного отношения к самому себе, к качеству своих дел, слов, мыслей; с наведения порядка в собственном доме. Это трудный, но интересный путь поиска. Главное – не бояться и помнить, что мудрость и бессмертие, свет и знание живут в сердце человеческом».
Итак, текст «Письма незанятого человека» определен автором как эссе. Эссе – жанр, находящийся на пересечении литературы и публицистики, позволяющий автору высказать свою позицию в отношении современных проблем общества. Именно поэтому на пересечении веков в России наблюдается всплеск эссеистики.
Литература
- Гамм В. Эссе. Письмо незанятого человека / В. Гамм. – http://www.proza.ru/2006/09/05-243.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М., 1979.
- Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987.
- Гамм Валерий. – http://www.stihi.ru/avtor/valeragamm.
- Николина Н.А. Филологический анализ текста / Н.А. Николина. – М., 2003.
- Словарь русского языка: В 4-х т. / под ред. А.П. Евгеньевой. – 2-е изд, испр. и доп. – М., 1981–1984.
Омельченко Лилия Николаевна, доцент кафедры русского языка Бурятского государственного университета, кандидат филологических наук.
Omelchenko Liliya Nikolaevna, associate professor, department of the Russian language, Buryat State University, candidate of philological sciences. Тел.: (3012) 426988; e-mail: omelchenko.2@mail.ru
Парфенова Екатерина Андреевна, студентка Бурятского государственного университета.
Parfenova Ekaterina Andreevna, student of Buryat State University. Тел.: 89503951008; e-mail: parfyonowa.p@yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку-подготовке к сочинению в жанре эссе в 9 классе
Данный урок- это урок знакомства учащихся с особенностями сочинения в жанре эссе . Идёт подготовка к написаню сочинения по теме " О, Казань, лучезарная моя столица!" Основные цели и задачи ...
Сочинение в жанре эссе
Научить писать сочинение в жанре эссе....
Урок – подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс. Моя первая встреча с М.Ю. Лермонтовым.
Цели: знакомство с жанром эссе как с видом творческой работы; формирование умения работать с текстом, излагать свои мысли литературным языко...
Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Анализ текста. Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему «Память о военном лихолетье».
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему «Анализ текста» - один из вариантов уроков, которые способствуют подготовке к ГИА по русскому языку. Тема сочинения актуальна в год юбилея Поб...
Сочинение в жанре эссе
Сочинение в жанре эссе...
Методика обучения работе над сочинением в жанре эссе
Данная статья рассказывает о доступном способе написания сочинения в жанре эссе....
Урок осмысление жанра эссе
Урок осмысление жанра эссе...