Изучаем сказку-быль А.Платонова "Неизвестный цветок" в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс)

Данная методическая разработка урока литературы в 5 классе направлена на формирование у учащихся деятельного отношения к жизни: убеждение в том, что всё хорошее достигается большим трудом, что ближним бывает необходима твоя помощь; раскрытие мысли писателя через осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий на основе совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_5_kl.docx80.88 КБ

Предварительный просмотр:

Изучаем сказку-быль А.Платонова «Неизвестный цветок»

Класс: 5

Тема урока: Уроки доброты АП.Платонова (по рассказу «Неизвестный цветок»).

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий

Форма урока: урок-размышление

Используемые технологии: технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления, ИКТ

Приемы: «ромашка Блума», работа в группах, вопрос автору, диалог с автором, чтение по ролям, исследование, анализ текста, аналитическая беседа

Оборудование урока:

1. Мультимедийная презентация

2. Раздаточный материал

3. Выставка рисунков к рассказу

  1. Цель урока: формирование у учащихся деятельного отношения к жизни: убеждение в том, что всё хорошее достигается большим трудом, что ближним бывает необходима твоя помощь; раскрытие мысли писателя через осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий на основе совместной деятельности.

Результаты деятельности:

Личностные (ЛР): Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Метапредметные (МПР):

РУУД: находить необходимую информацию в тексте.

ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

КУУД: оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Предметные (ПР): познакомить со сказкой-былью «Неизвестный цветок», обратив внимание учащихся на своеобразие языка писателя, неповторимость его стиля; раскрыть художественное выражение мысли писателя.

Слайд (Добро пожаловать на урок литературы)

Сценарий урока

- Итак, ребята, сегодня необычный урок литературы. У нас сегодня гости. Но мы не волнуемся, общая дружная работа поможет нам справиться с любой задачей. Помните, Л.Толстой говорил: «Если человек улыбается, и улыбка портит его, это плохой человек. Если ничего не меняет, обыкновенный. А если лицо его преображается, это хороший человек! Хорошие мои, улыбнитесь! И мы начинаем!

(слайд 2- фото Платонова с эпиграфом: Главное в жизни – это добро и любовь)

1.Эмоциональный настрой:

Вообразите себе, что перед вами появился этот немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Андрей Климентов – такова настоящая фамилия писателя – родился в августе 1899 года в Ямской слободе (сейчас это место под современным Воронежем) в семье простого слесаря-железнодорожника. Семья была очень большой: «Работал я во многих местах, у многих хозяев. У нас семья была одно время в 10 человек, а я старший сын – один работник, кроме отца... Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду...», – вспоминал А. Платонов. Жизнь писателя была трудной: он воевал в Гражданскую войну, прошёл почти всю Великую Отечественную. Его произведения- это летопись России. Ключевые понятия в творчестве: доброта, сострадание, любовь, родина, родители (слайд 2- фото Платонова с эпиграфом)

2.. Определение темы. Целеполагание. Стадия вызова.

- Ребята, дома вы читали сказку-быль А.Платонова «Неизвестный цветок».

 Сказку «Неизвестный цветок» автор написал в 1950г, когда уже был тяжело болен и почти не вставал с постели, и подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. «Неизвестный цветок» - один из последних рассказов писателя. Спустя годы это маленькое произведение будет высоко оценено.

Завещание - духовная, последняя воля, последнее распоряжение человека.

(в тетрадях)

- Как вы определите тему нашего урока? Сказка-быль «Неизвестный цветок»

- И какова цель урока?

- Мы должны выяснить, какое завещание оставил нам Платонов своим произведением.

3.Стадия осмысления. Работа с текстом.

А) выразительное чтение под музыку

Б) ответы на вопросы

- Почему А. Платонов назвал своё произведение сказкой-былью? Что в нём сказочного и что реального? (работа в мини-группах)

             Сказка                                                быль

  1. Сказочное повествование    1. Жизнь девочки
  2. Говорящий цветок               2. Помощь пионеров
  3. Жизнь цветка                      3. Жизнь природы

- Почему автор объединил несовместимые жанры?

1. Именно сказка учит своего читателя добру и состраданию чужому горю, не должно быть сирот на свете.
2. Автор сочувствует цветку, он восхищается этим одиноким цветочком - тружеником. Его друзья - лучики солнца и ветер.

  1. Создание проблемной ситуации

Итак, завещание Платонова - «Неизвестный цветок.

 - Попробуем понять, что же завещал своей дочери А. Платонов. Для этого нужно хорошо знать текст! Давайте проверим, насколько хорошо мы его знаем.

Предлагаю вспомнить сюжет. Кто попробует? Пожалуй, пусть это мы сделаем вместе. (кратко, по предложению)

«Погружение» в текст

Приём «Ромашка Блума». Работа в группах.

Учащиеся делятся на 6 групп по рядам, выбирают капитанов, садятся в круг и выбирают вопросы для беседы и размышления

А сейчас мы с вами вместе вернемся к тексту сказки и постараемся разобраться, о ЧЕМ хотел рассказать нам Платонов? С чего предлагаете начать поиск?

- С цветка. Он главный герой.

- К какому художественному приему прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок? Примеры выпишите из текста (автор использует такой литературный прием, как олицетворение).

Цветок думает, размышляет, старается выжить среди камней.

«Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». (примеры из текста)

- Как к цветку относится читатель?

Читатель не может не сочувствовать цветку, наделенному свойствами человека.

- Каким вы видите цветок? Дайте ему имя

Прием «Чтение по ролям»: (От слов: «Она пошла в пустырь и увидела около камня то т маленький цветок. ..до слов: «Даша склонилась к нему и поцеловала его…»

- Как земля отблагодарила ребят? (На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.)

- А что же стало с неизвестным цветком? (Он умер, но повторился в своём сыне, который был ещё лучше)

- Чем сын был не похож на отца?

- Новый цветок, выросший на пустыре между камнями, был «намного лучше… и еще прекраснее». Как вы считаете, что этим фактом хотел сказать писатель? (Писатель хотел показать, что только преодоление неблагоприятных обстоятельств и борьба за выживание создают красоту жизни)».

- Удалось Даше спасти цветок? Что помогло ей в этом?

Вывод: Сочувствие, сопереживание, сострадание- это важные свойства человеческой души. Даша познакомилась с цветком, постаралась понять его, проявила деятельное сострадание, помнила о нем в разлуке, стала настоящим другом.

Работа в группах. Подумайте над вопросами, предложенными в карточке. Проверка.

1.У цветка было личное пространство – пустырь. Был ли счастлив цветок? (Нет).

2.Почему? (Он был одинок).

3.А что сделало его счастливым? (Пришли дети «с добром» и спасли цветок).

4. Значит, каким должно быть и пространство человека, чтобы он чувствовал себя счастливым? (Добрым, хорошим)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА («Я хороший человек») Клубок ниток передают друг другу, при этом продолжают фразу «Я хороший человек, потому что…»

  1. Первичная проверка понимания.

Ребята, только ли о цветке идет речь в сказке-были Платонова? (О людях, об их способности выживать, бороться, быть сильными духом, уметь сострадать, помогать, сочувствовать)

Мы побывали с вами в замечательной сказке о трудолюбии, доброте, любви. А теперь давайте нарисуем свою сказку, превратим пустырь в сад!

К уроку вы подготовили иллюстрации цветов.

Посмотрите на наш пустырь – он ожил и зацвёл. Мы с вами нарисовали сказку, проделали в своем сердце работу, которую проделал маленький цветок – подарили новую жизнь этому прекрасному миру.

- Ребята, вспомните, какие цели мы с вами ставили в начале урока? Достигли ли мы их? А какие действия и знания вам помогли достигнуть цели?

Что же завещал писатель-философ своей дочери и всем нам. Как нужно жить, чтобы быть счастливым? Что необходимо помнить?

Ответы детей

Домашнее задание

1.Написать отзыв к сказке «Неизвестный цветок»

5) Стадия рефлексии с применением ИКТ

А теперь ребята, очень хочется, чтобы вы поделились своими впечатлениями от урока: откройте с помощью мобильных телефонов знакомое онлайн-приложение и запишите слово-ассоциацию к нашему уроку. Результат мы увидим на интерактивной доске.

- Положите руку на свое сердце. Слышите? Говорят, там душа человека. Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного, для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный А.П. Платоновым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...

Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».

Тип: урок- исследование  Цели:  1) познакомить с фактами биографии            А.Платонова; ...

Кроссворд к сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца". 6 класс

Кроссворд к сказке-были М.М.Пришвина  поможет усвоить изучаемый материал, можно использовать как вариант контроля....

Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....

Модель интегрированного урока по литературе и биологии для 6 класса по сказке - были М. М. Пришвина "Кладовая солнца"

Данный урок разработан в соавторстве с учителем литературы Воротниковой О. Г. в рамках реализации авторской программы "Человек и природа"....

Конспект уроков литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Данный конспект содержит два урока по сказке-были  А.Платонова "Неизвестный цветок". Перед этими уроками с детьми обсуждаются некоторые факты из биографии автора, учитель им сообщает о духов...

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев.

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев....