«Наедине с тайгой» (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)
план-конспект урока по литературе

Дряева Дарья Александровна

«Наедине с тайгой» (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_2.docx125.61 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

5 класс

УМК. Учебник «Литература» в двух частях В. Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И. Коровина

Тема: «Наедине с тайгой» (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)

               

Учитель

Дряева Д.А.

Класс

Предмет

Литература

Тема урока

 Наедине с тайгой (Из русской литературы ХХ века).

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока

Проследить поведение героя в тайге, отметить самые напряжённые моменты поведения маленького героя. Формировать навык многоуровневого анализа художественного произведения.

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока и искать  её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм рассуждения на основе правила и действовать по нему).

Коммуникативные

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать её, слушать и слышать других.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: оценивание содержания рассказа «Васюткино озеро»; осознание эстетической ценности произведений В.П. Астафьева; развитие таких черт, как трудолюбие, ответственность, мужество.

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни, способность использовать знания  литературного материала как средство получения знаний по другим предметам.

Предметные: использовать знания, умения, навыки при работе с текстом художественной литературы.

Материально-технические средства

Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

Образовательные ресурсы

http://www.urok.net;

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОУД

Формируемые УУД

1. Мобилизующий этап.

Создание доброжелательной атмосферы. Эмоциональная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала.

Приветствует класс, настраивает на урок

Читает стихи

 И. Мазнина:

Как это приятно:

проснуться и встать,

И синее небо в окне увидать,

И снова понять,

что повсюду весна,

Что утро и солнце прекраснее сна!

  – Дома просыпаться всегда радостно, а  вот Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» проснулся в лесу. Почему? Что испытал он?

Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Обмениваются впечатлениями.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Л. Самоопределение. Положительно настраиваются на учение, на познавательную деятельность.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Знакомит с заданием.

Ставит учебную задачу.

 

-Посмотрите на экран, прокомментируйте слайды.

 (Виктор Астафьев, Название рассказа)

- Мы прочитали с вами рассказ В. П. Астафьева и на сегодняшнем уроке обобщим прочитанное.

 

 -Какие два самых главных образа показаны в этом рассказе?

- Какой самый главный вопрос волнует читателя?

 -Выскажите предположения о том, что станет предметом нашего сегодняшнего разговора?

Отвечают на вопросы, корректируют ответы.

Называют образы рассказа:

 тайга и человек

Рассказывают о писателе,

комментируют иллюстрацию к рассказу

Индивидуальная,

Коллективная поисковая деятельность.

Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

П. Построение логической цепочки рассуждений.

К.Умение с достаточной полнотой выражать мысли.

3. Введение в тему.

Создать условия для погружения в проблемную ситуацию.

Предлагает объяснить лексическое значение слова наедине

-Давайте обратимся к очень важным для сегодняшнего урока словам.

Наедине – один на один, т.е., никто не подскажет

никто не увидит

никто не поможет

никто не поддержит, ты можешь рассчитывать только на себя!

- А легко ли оказаться наедине с тайгой? Почему?

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют главный вопрос:

Что помогло

Васютке в тайге?

Работа в парах, индивидуально.

П.Постановка и решение проблемы.

Построение речевого высказывания.

Л. Нравственно-этическая ориентация.

4. Целеполагание, формулировка темы и цели урока.

Формировать умение самостоятельно формулировать тему и цель урока

Предлагает посмотреть слайд-шоу

 «Наедине с тайгой»

Посмотрите на экран и подумайте, почему так трудно в тайге одному?

- О чём конкретно мы будем сегодня говорить?

-Попробуйте сформулировать цель урока.

Формулируют цель урока: проследить поведение героя в тайге, отметить его достоинства и  самые напряжённые моменты

Индивидуальная работа

П. Поиск необходимой информации. Установление причинно-следственных связей.

К. Инициативное сотрудничество. Умение выражать мысли.

Р. Постановка учебной задачи.

5. Актуализация знаний.

 Анализ имеющихся знаний. Открытие новых знаний

Предлагает вспомнить и передать историю написания рассказа «Васюткино озеро» «Астафьев обращается к воспоминаниям далёкой поры детства, чтобы восстановить духовную атмосферу того времени, когда проходило первичное становление характеров его сверстников».

Предлагает ответить

 на вопросы:

Предлагает по набору слов определить эпизод

-Как родилась история про Васютку?

-Это произведение называют автобиографичным. Почему?

- В какое время года происходят события в рассказе?

 - Какие факты доказывают самостоятельность героя?

- Какой эпизод становится завязкой?

Рассказывают историю написания рассказа.

Отвечают на вопросы учителя.

Монолог

Поиск необходимой информации. Установление причинно-следственных связей.

К. Инициативное сотрудничество. Умение выражать мысли.

Р. Постановка учебной задачи.

6. Аналитическая работа.

Цель: развивать умение анализировать прочитанное, группируя основные  образы и понятия

Вернисаж.

Определяет задания по парам:

определить основные действия и умения героя в тайге;

Задания по вариантам

I ряд – 133стр.

II ряд – стр. 137, 139

III ряд – стр. 146

индивидуально:

Как Васютка подбадривал себя, о чём вспоминал?

(140)

Какой эпизод показался тебе самым интересным?

Определяют основные действия:

приготавливается к ночлегу; разводит костёр; готовит пищу в ямке (стр. 133);

высматривает дорогу;

борется со страхом;

принимает решение куда идти (стр. 137)

по приметам находит дорогу к воде (стр. 137); стреляет уток (стр. 139);

определяет погоду (139) по гудку определяет направление к реке;

привлекает внимание рыбаков дымом костра и выстрелами (146)

Вернисаж.

Защищают иллюстрации к рассказу

Работа в парах

Вернисаж.

К. Осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретно-познавательных задач.

7. Физкультминутка

Напоминает о минуте отдыха

Проводит ученик:

встали, выпрямили плечи 1, 2, 3

руки на пояс, 2 наклона влево, 2 наклона вправо, сели.

8. Основы исследовательской деятельности.

Цель: развивать умение исследовать прочитанный материал

Предлагает группе учеников прочитать результаты исследования

-Тайга – центральный образ рассказа, но образ тайги собирательный, т. е. состоит он из множества образов флоры и фауны.

-Видел ли эту красоту Васютка?

Читают свои работы:

Как представлена фауна тайги?

Что нового о растительном мире вы узнали из рассказа?

9. Самостоятельная проверка  с самопроверкой по эталону. Практикум

Цель: формировать умение выделять главное, определять ключевые понятия

Предлагает решить тестовые задания;

ответить на вопрос.

Комментируют коллаж

- Какой эпизод является кульминационным в развитии действия?

-Счастливый финал рассказа свидетельство того, что герой справился с испытаниями.

 Что же ему помогло?

Называют «составляющие» счастливого исхода приключений героя.

Составляют кластер

Индивидуальная

10. Рефлексия.

Обобщить полученные на уроке сведения.

Осмыслить выполненную на уроке работу,

Предлагает прочитать или пересказать самые запомнившиеся строчки рассказа,

закончить предложения, учитывая выделенные слова следующего предложения.

-Литература уникальна тем, что этот вид искусства мы храним в своей памяти и в какой-то момент можем произнести вслух.  Какие строчки из рассказа вам запомнились особенно?

И всё же самое ценное в художественной литературе – это её общечеловеческое значение. Главный итог урока, который тайга преподала герою

Закончите фразу:

  • Прийдя в лес, нельзя отвлекаться на что-то …
  • Неожиданная удача может обернуться настоящей …
  • Попав в беду, нельзя впадать в …
  • Отчаяние лишает человека последних …
  • Силы нужно находить в общении с …
  • Законы природы нужно знать и …
  • Ценой беспечности может стать самое дорогое – человеческая жизнь!

Читают или пересказывают любимые строчки рассказа..

Оценивают работу на уроке.

11. Домашнее задание

Предлагает написать ответ на вопрос:

1. «Чему научил меня рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро»?

2. Ответ на вопрос 4 (стр.152).

Записывают домашнее задание

       

               

ПРИЛОЖЕНИЯ

По набору слов определить эпизод рассказа:

_______________________________________________________

Шёл, следил, пометы, тропинки, зарастают

_______________________________________________________

Вершина, ель, кедровка, прицелился, щёлкнул

_______________________________________________________

На четвереньки, повалилась, в глубь леса, ранил, дробь

_______________________________________________________

Мох-бородач, куча, поджёг, тени, темнота

________________________________________________________

Снял телогрейку, кепку, с высоты, молчаливая, равнодушная

________________________________________________________

Стебли травы, прибавил шагу, берёзки, осинки

________________________________________________________

Берег озера, дрова, огонь, шишки, язык

________________________________________________________

Дух захватило, край берега, белые чайки

________________________________________________________

       Закончите  предложения, учитывая выделенные слова следующего предложения:

Закончив предложения, сформулируйте жизненные уроки рассказа «Васюткино озеро»:

  • Прийдя в лес, нельзя отвлекаться на что-то …
  • Неожиданная удача может обернуться настоящей …
  • Попав в беду, нельзя впадать в …
  • Отчаяние лишает человека последних …
  • Силы нужно находить в общении с …
  • Законы природы нужно знать и …
  • Ценой беспечности может стать самое дорогое – человеческая жизнь!

             

Пароход «Серго Орджоникидзе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по Васюткиным тропинкам" (урок-игра по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

План-конспект урока литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро" (ФГОС). Урок обобщения, систематизации изученного материала, проводится в форме игры-состязания между двумя команд...

Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро""

Ссылка на презентацию: https://videouroki.net/razrabotki/vyzhivanie-v-tayge-glavnogo-geroya-rasskaza-vp-astafeva-vasyutkino-ozero-konspekt-uroka-prezentatsiya.html...

Интегрированный урок ОБЖ и литературы "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Занятие познакомит обучающихся с биографией В.П. Астафьева, пробудит интерес к его личности, позволит выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения.Ссылка на презентацию: https://vid...

Конспект урока по литературе "Как выжить в тайге?" (По рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро") 5 класс

Анализируя текст рассказа В. П. Астафьева "Васюткино озеро", пятиклассники получают практические навыки поведения в экстремальных ситуациях....

Сценарий урока по литературе !Законы тайги - уроки жизни" (по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

Цель (прописанная через результат): формирование навыков анализа художественного текста, навыков цитирования и аргументации; ориентирование учащихся на понимание, что природа – не только красота...