Конспект урока литературы в 5 классе
рабочая программа по литературе (5 класс)

Минченко Наталья Владимировна

Конспект урока литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_v_5_klasse.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект урока литературы в 5 классе.

Тема: Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.

Тема: Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе.

Цель:

         познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века;

         раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века;

         учить  восприятию и истолкованию лирического произведения.

Задачи урока:

Обучающие:

         помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов;

         учить мыслить диалектически;

         учить вчитываться в художественный текст, пытаясь уловить оттенки авторской интонации;

         обучение выразительному чтению.

Развивающие:

         развивать умения обосновывать свою точку зрения,

         формировать исследовательские навыки;

         развивать умения публичного выступления;

         развивать образное мышление, наблюдательность.

Воспитательные:

         воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи;

         воспитывать любовь к природе, учить чувствовать и понимать красоту родного края;

         формировать умение работать в коллективе;

         воспитывать у учащихся терпимость к чужому мнению.

Здоровье сберегающие:

         предупреждать переутомление путем смены деятельности.

Оборудование:  учебник литературы для 5 кл. I часть, презентация по теме, дидактический материал,  мультимедийный проектор.

 

Материал: стихотворения:

Фёдор Иванович Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной…».

Алексей Николаевич Плещеев. «Весна».

Иван Саввич Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне».

Аполлон Николаевич Майков «Ласточки».

Иван Захарович Суриков «Зима».

 

 

 

Ход урока:

Кто с лаской тихою помыслил о березке, за здравье Родины затеплил тот свечу.

И.Северянин

1.  Организац. момент.

Запись темы урока в тетрадь.

2. Игра «Ассоциация»

Учитель называет слово, а ученики молча записывают поэтические ассоциации, возникающие у них. Ученики читают свои записи вслух.

—  Когда  мы  думаем  о  поэзии  и  говорим  слово  природа,  что  мы  первым  делом вспоминаем?

— Что мы представляем, когда говорим весна, лето, осень, зима?

Прочитать статью учебника из раздела «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе» (с. 271—272) и статьи учебника «Духовное родство со своей землёй» (с. 283).

—Давайте выделим предложения, которые связаны с нашей работой по выявлению ассоциаций.

Запишем их в тетрадь.

        «В поэзии издавна осень, зима, весна и лето  означают нечто большее, чем обычные времена  года.  Они  обрели  устойчивые  образы,  связанные  с  пробуждением  жизненных  сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали».

        «Природа  изображалась  не  просто  фоном,  на  котором  проходит  жизнь  и деятельность человека, но частью его души...»

3. Изучение нового материала.

 Образ весны. Ф. И. Тютчев.  «Зима недаром злится...»,  «Весенние воды». Ученики читают стихотворения о весне.

-Какие  чувства  вызвали  у  вас  эти  стихотворения?

-Какие  впечатления  оставили?

(Стихотворения Федора Ивановича Тютчева оставляют доброе, радостное впечатление. «Зима недаром злится...» похоже на игру, оно более бодрое. «Весенние воды» более задумчивое, нежное.

 А. Н. Плещеев. «Весна»

Отрывок  из  стихотворения  Алексея  Николаевича  Плещеева  «Весна»  вызывает  чувство радостного ожидания, предчувствия счастья).

-Какой  образ  весны  складывается  у  нас  под  впечатлением  этих  стихотворений?

(Весна — это образ праздничный, молодой, нежный и радостный).

 Рассмотрим репродукции картин, данные в учебнике (с. 275, 278):

- Каким  стихотворениям  более  соответствуют  эти  картины?

1. Картине  И.  Левитана «Весна  —  большая  вода»  созвучны  строки  стихотворения  Ф.  И.  Тютчева  «Весенние  воды»:

  А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

2.Стихотворение Ф. И. Тютчева подходит к картине И. Левитана «Март»:Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

 Образ лета. И. С. Никитин. «Утро». «Зимняя ночь в деревне».

 Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»

Сейчас перед нами тексты.

И. С. Никитин. «Утро».

-Прочитать  стихотворение  «Утро»  и  проследить,  как меняется  ритм  и  интонация  по  мере  углубления  в  содержание.

  Выразительное стихотворения.

-Можно  обратить  их  внимание  на размер с помощью ритмического проговаривания (в ритме вальса): 

Звез-ды мерк-нут и гас-нут.

 В ог-не об-ла-ка.

Раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ.

Метафора:  «В  огне  облака»,  —  т.  е.  алый  свет  зари сравнивается с огнем, в котором облака выглядят алыми, словно горят.

-Что  хочет  нам  передать  поэт:  описание  утра,  свои  впечатления  от  летнего  утра, впечатления людей, действия людей?

        первые  восемь  строк  —  описательные, 

        вторая  часть  стихотворения  —повествовательная (в ней почти нет эпитетов, есть рассказ о событиях летнего утра).

        Вторая часть выделена графически — отступом (с опозданием на строку).

-  Какие ощущения возникают у нас, когда мы слышим стихотворение Никитина?

-Что мы  чувствуем?  (в  стихотворении  И.  С.  Никитина  «Утро»  мы  спокойно  любуемся  красотой тихого  утра,  а  затем  вместе  с  автором  и  героями  стихотворения  (рыбаками,  пахарем) приветствуем солнце).

— Удалось ли передать это настроение чтецу?

—  На  что  похоже  это  произведение?  (Дети  почувствуют  близость  стихотворения  к народной  песне.  Но  есть  особенности,  которые  отличают  текст  от  фольклора,  например  не постоянные, а авторские эпитеты).

— Найдите и выпишите эпитеты из первых восьми строк стихотворения.

        Белый  пар  (т.  е.  туман;  эпитет  является  частью  метафоры),

 по  зеркальной  воде,  алый свет, чуткий камыш,

 тропинка росистая, роса серебристая.

        В  стихотворении  встречаются  повторы  слов,  характерные

 для  фольклора:  морщит-рябит,  горит-разгорается. 

Обратим  внимание  на  простонародную  форму 

возвратных  глаголов: скрылися, пробудилися.

Соответствует ли стихотворению Никитина картина В. Поленова «Заросший пруд» (с. 293)?

-Расскажите о картине строками стихотворения. (О картине «Заросший пруд» В. Поленова можно сказать так: Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.Чуть приметна тропинка росистая).

        (Описать картину «Заросший пруд»,  но  учитель  должен  помнить  о  недостаточном  качестве  репродукции,  которое  не  дает полного  впечатления  от  пейзажа  (так,  например,  в  тени,  на  скамье,  сидит  молодая  женщина, которая на репродукции только угадывается).

 

 Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»

Прочитать  и  стихотворение  Ф.  И.  Тютчева  «Как  весел  грохот летних  бурь...»,  контрастное  по  настроению  и  ритму  стихотворению  И.  С.  Никитина  «Утро».

        (Строки,  богатые  аллитерацией, 

насыщенные  выразительными  глаголами

и  эпитетами, завораживают своей стремительностью.)

—  В  начальной  школе  вы  уже  учили  одно  стихотворение  Ф.  И.  Тютчева,  которое  по ритму и настроению очень похоже на только что прочитанное. Что это за стихотворение?

— В нем тоже говорится о грозе, но только не летней, а весенней. (Важно, чтобы дети ощутили  родство  интонации  и  ритма  в  строках  «Люблю  грозу  в  начале  мая...»  и  «Как  весел грохот летних бурь...»).

—  В  одной  строфе  у  Тютчева  восемь  строк.  Какой тип  рифмовки  в  этих восьмистишиях?  (Дети обнаружат  редко  встречающуюся  кольцевую  (опоясывающую) рифмовку).

—  Вам  надо  постараться  в  уме,  мысленно  представить  себе,  нарисовать  картины, которые описывает поэт. Будто вы прямо сейчас видите перед глазами то, о чем он говорит.

«Как весел грохот летних бурь...»: летняя буря —  это не просто гроза,

но обязательно сильный ветер, иногда даже смерч,

перемена температуры воздуха, ливень.

—  Видели  ли  вы  в  жизни  такое  явление  природы,  которое  можно  было  бы  назвать летней бурей? Почему грохот летних бурь для Тютчева весел?

        «...Когда, взметая прах летучий...»: прах в этом тексте означает мелкая пыль. Обычно перед  сильной  грозой  стоит  сухая  жаркая  погода,  и  ветер,  предшествующий  грозе,  поднимает, взметает на дорогах сухую пыль. Деепричастие взметая очень выразительно благодаря приставке вз-, которая означает поднятие чего-то вверх: мы представляем ветер как огромную метлу, которая внезапным взмахом поднимает вверх пыль с дороги.

        «...Гроза, нахлынувшая тучей...»: слова, образованные от глагола хлынуть, мы обычно употребляем, когда говорим о дожде, о воде: вода хлынула, дождь хлынул. Этот глагол обозначает сильный и внезапный поток. Выражение Тютчева означает,  что гроза началась тем, что на небо нахлынула  туча,  т.  е.  неожиданно  заполнила  весь  небосклон.  Туча  уподобляется  внезапно хлынувшей воде, и это дает нам возможность представить, как быстро это произошло.

        «...Смутит  небесную  лазурь...»:  в  наше  время  мы  употребляем  глагол  смутить  в переносном значении: привести в смущение, т. е. заставить кого-то ощутить неудобство, смятение.

У Тютчева этот глагол употребляется в первозданном значении: сделать мутным, темным.

—  Описывает  ли  Тютчев  сам  ливень?  (Перед  нами  только  буря  —  преддверие  грозы, когда налетает ветер, доносятся раскаты грома, но первые капли дождя еще не упали).

 Образ  осени.  Ф.  И.  Тютчев.  «Есть  в  осени  первоначальной...».  А.  Н.  Майков.«Ласточки»

—- Каждый из вас прожил уже десять, одиннадцать или даже двенадцать осеней. Какой эпизод из осенних воспоминаний является самым ярким для вас?

-Какое осеннее переживание вы хотели бы сохранить в своей душе навсегда?

- Сейчас мы послушаем (прочитаем), какие картины осени больше всего запомнились двум  выдающимся  поэтам  XIX  в.  —  Федору  Ивановичу  Тютчеву  и  Аполлону  Николаевичу Майкову.

Выразительное чтение стихотворения.  

— Чему посвящено это стихотворение? Какие чувства вызвало оно у вас?

— Какое настроение хотел передать автор? Удалось ли передать это настроение чтецу?

 Образ зимы. И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне». И. З. Суриков. «Зима»

Чтение и обсуждение стихотворения.

-Как  вы представляете образ зимы?

Можно обратиться к картине Л. Каменева «Зимняя дорога».

Зимний  пасмурный  день.  На  санях  по  заболоченной  местности,  покрытой  чахлым кустарником, по деревянному мосту через небольшую речку едет крестьянская семья: мы видим фигуры мужчины и женщины, закутанной в платок. Впереди по снежной целине бежит собака  —может  быть,  она  хочет  спугнуть  ворон,  которые  сидят  на  заснеженной  болотине,  может  быть, почуяла знакомый запах и мчится напрямик к дому.

Слева от саней торчит вешка — палка с привязанными наверху ветками. Такие вешки в старину  ставили  вдоль  дорог  зимой,  чтобы  даже  в  буран  можно  было  найти  правильный  путь.

Справа  синеет  еловый  лес,  на  фоне  елей  белеют  треугольниками  крыши  жилья  и  дворовых построек. Судя по количеству крыш, перед нами не деревня, а хутор (выселки), на котором живет только одна семья.

Колорит  картины  холодный,  мрачный:  все  словно  бы  говорит  нам  о  долгой  зиме  в скудном крестьянском доме, где горит лучина и трудно заснуть под завывания вьюги. О грусти и зимней  тоске  человека  напоминают  нам  торчащая  вешка  и  одинокий  след  саней  на  дороге.

Оживляют пейзаж только кумушки-вороны да бегущая собака.

—  Подберите строки, которые соответствуют картине Л. Каменева «Зимняя дорога» (с. 278).  (К «Зимней дороге» можно подобрать строки из стихотворения И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне»:

 Пусто, одиноко

Сонное село;

Вьюгами глубоко

Избы занесло.

Вспоминаются строки И. З. Сурикова из стихотворения «Зима»:

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело).

  Стихотворные размеры.

Стихосложение  –  это  особая  организация  речи,  в  основе  которой  лежит  звуковая  и ритмическая  структура.  В  русском  языке  значительнее  паузы  между  словами,  поэтому  четче определяется роль ударных слогов и порядок их расположения. Именно от этого зависит деление ритма стихотворения на размеры. Всего существует пять основных размеров стиха. Они делятся на двусложные и трехсложные. Двусложные размер состоят из двух слогов. К ним относятся ямб и хорей. К трехсложным, состоящим из трех слогов, относятся анапест, дактиль и амфибрахий.

Запись определений в тетрадь.

Ямб  –  двусложный  размер  стиха,  в  котором  первый  слог  безударный,  второй  ударный.

Ямбом  любил  писать  А.С.Пушкин.  Четырехстопный  ямб  –  наиболее  распространенный стихотворный размер. Шестистопный ямб чаще встречался в произведениях восемнадцатого века.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись…

(А.С.Пушкин)

Хорей  –  двусложный  размер  стиха,  в  котором  на  первом  месте  стоит  ударный  слог,  на втором безударный. Вот пример стихотворения, написанного четырехстопным хореем:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

(А.С.Пушкин).

4. Рефлексия

Подведем итоги нашего урока.

1.С произведениями каких поэтов мы познакомились?

2. Какова главная тема поэзии русских поэтов XIX  века?

5. Мне хочется завершить наш урок словами литературоведа Ю. Селезнева: «Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки! Нельзя любить весь мир, не имея Родины. Нельзя быть истинным поэтом вне этого чувства, духовного родства со своей землей, со своим народом, с его миропониманием».

IX.  Домашнее задание

Написать мини – сочинение на тему: «Времена года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...