Военная действительность в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
проект по литературе (9 класс)

Проектная работа для защиты в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_slavova.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ» №25 г. Владивостока имени героя Российской Федерации Рыбака Алексея Леонидовича

Исследовательский проект на тему:

Военная действительность в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»

Выполнила: ученица 9 «В»

Руководитель проекта: учитель русского и литературы

Туз Антонина Владимировна

2020

Содержание

  1. Введение

1.1 Цель проекта

1.2 Задачи проекта

  1. Актуальность

1.4 Гипотеза

  1. Михаил Шолохов

2.1 Личность и творчество

2.2 Основные черты творчества

2.3 «Судьба человека»

  1. «Судьба человека» в кинематографе

3.1 История экранизации

3.2 Награды

  1. Опрос
  2. Заключение
  3. Используемая литература

Введение

Цель моего проекта - рассмотреть особенности отражения военной действительности в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

Задачи проекта:

  1. Изучить и кратко осветить творческий путь М. Шолохова.
  2. Рассмотреть своеобразие произведения «Судьба человека».
  3. Проследить за воплощением данного произведения в кинематографе.
  4. Провести опрос среди своих одноклассников на предмет знания произведений М. Шолохова и знакомства с их экранизациями. А также о знании других произведений о Великой Отечественной войне.

Война! Война – это самое страшное слово во всех языках мира. Начиная с древнейших времен и по сегодняшний день, войны на Земле не прекращаются. От копий, стрел и щитов человечество пришло к самому страшному и разрушительному оружию – атомным бомбам, применение которых может уничтожить дом всего живого – планету Земля. Сердца людей, которые встретились лицом к лицу с войной, переполняла ни с чем не сравнимая боль утраты. И по сей день отовсюду, где идет война, слышны стоны матерей, плач детей, оглушительные взрывы, они разрывают наши сердца. Война, ты самое ужасное, что я знаю. Я не хочу встретиться с тобой лично, но к несчастью, сегодня мы знаем о войне не только из художественных фильмов и литературных произведений… События на Украине никого не оставляют равнодушными… Весь мир следит за обстановкой в Сирии…  Выбор темы данной работы не является случайным. Мир не должен забыть ужасов войны, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед погибшими, преступлением перед будущим. Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве наших соотечественников, извлекать для себя уроки. Этим обусловлена актуальность данной работы.

Гипотеза: Экранизация литературных произведений о войне и подвигах наших соотечественников, также нужна и важна, как и сама литература. Ведь киноискусство сочетает в себе все аспекты восприятия событий.


Михаил Шолохов.

Личность и творчество.

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на Дону, на хуторе Кружилином, в трудовой семье. Учился он сначала в церковноприходской школе, а затем—до 1918 года—в гимназии. В годы гражданской войны Шолохов служил в продовольственном отряде, участвовал в борьбе с бандами белых. В 1920 году он создал комсомольскую ячейку в одной из станиц. По окончании войны Шолохов работал каменщиком, чернорабочим, счетоводом. Литературная деятельность писателя началась в 1923 году. Шолохов принадлежит к тому поколению советских писателей, которых сформировала революция, гражданская война, социалистическое строительство.

«Хотелось написать о народе, среди которого я родился и который я знал», — вспоминал он. В 1926 году Шолохов начал работать над «Тихим Доном». Первая книга романа вышла в 1928 году, вторая—в 1929 году, третья—в 1933 году, четвертая — в 1940 году.

В 1932 году Шолохов опубликовал первую книгу нового романа «Поднятая целина». Для того чтобы написать новое произведение по горячим следам коллективизации, писатель прервал на время работу над «Тихим Доном».

В годы Великой Отечественной войны Шолохов — деятельный участник борьбы советского народа против фашистских захватчиков. Он написал ряд очерков и рассказ «Наука ненависти» (1942). В то же время Шолохов приступил к работе над романом о Великой Отечественной войне «Они сражались за Родину». В нем изображены тяжелые героические бои, которые вела Советская Армия летом 1942 года на дальних подступах к Сталинграду.

Значительным художественным достижением писателя явился рассказ «Судьба человека», напечатанный на страницах «Правды» в 1957 году. Рассказ быстро стал известен всему миру. В 1959 году Шолохов закончил вторую книгу «Поднятой целины», завершив тем самым весь роман в целом.

За первую и вторую книги «Поднятой целины» писатель был удостоен в 1960 году Ленинской премии. В 1965 году Шолохову была присуждена международная Нобелевская премия.


Основные черты творчества.

Вся жизнь и литературная деятельность Шолохова связана с Доном. Писатель горячо любит свои родные места; в жизни донского казачества он черпает темы, образы, материал для своих художественных произведений.

Это отнюдь не значит, что Шолохов — писатель какой-то чисто местной темы. Напротив, на материале жизни и быта донского казачества он сумел раскрыть глубокие процессы широкого исторического значения. И здесь следует отметить вторую важнейшую особенность его творчества — стремление художественно запечатлеть поворотные, этапные периоды жизни нашей страны, когда борьба нового, социалистического мира против старого, буржуазного выступает в наиболее острой ожесточенной и драматической форме. Гражданская война, коллективизация и Великая Отечественная война — вот три периода в жизни нашего народа, на которых сосредоточено внимание писателя.

Герои произведений Шолохова — простые трудящиеся люди. Их думы, печали и радости, их стремление к счастью и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменно интересуют его пытливый ум.

Он неуклонно следует суровой правде жизни, воплощает действительность во всех ее противоречиях, во всей ее сложности и многогранности, во всех ее контрастах, нисколько не сглаживая напряженнейшую остроту конфликтов, возникающих в трудном и сложном процессе рождения нового, коммунистического мира.


«Судьба человека»

Рассказ этот явился весьма значительным художественным достижением писателя.

В основу рассказа лег реальный факт. В 1946 году Шолохов на охоте повстречал у степной речушки одного шофера с его маленьким приемным сынишкой. И тот поведал писателю печальную повесть о своей жизни. Рассказ случайного знакомого сильно захватил мысли и внимание писателя. Биографы свидетельствуют: «Возвратился тогда писатель с охоты необычно взволнованным и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком.

— Напишу рассказ об этом, обязательно напишу».

Однако к исповеди своего случайного знакомого писатель вернулся только через десять лет.

«Судьба человека» опровергает домыслы наших недругов, утверждающих, будто советская литература обходит темные стороны жизни, сторонится всего, что несет в себе страдания и горе. Судьба Соколова, рассказанная писателем—одно из красноречивых опровержений таких взглядов. Вот как, по свидетельству биографов, созрело у Шолохова стремление написать рассказ через десять лет после встречи с бывшим фронтовиком: «...однажды, находясь в Москве, читая и перечитывая рассказы зарубежных мастеров—Хемингуэя, Ремарка и других, — рисующих человека обреченным и бессильным, писатель вновь вернулся к прежней теме. Перед глазами снова воскресла, ожила картина незабываемой встречи с шофером у речной переправы. Тем мыслям и образам, которые у него зрели, вынашивались, был дан новый толчок и придана конкретная форма и направленность. Не отрываясь от письменного стола, напряженно работал писатель семь дней. А на восьмой—из-под его волшебного пера вышел замечательный рассказ «Судьба человека»...»

Шолохов берет в «Судьбе человека» как бы известные западным мастерам ситуации: безмерные страдания, выпавшие на долю человека из-за войны, плен, гибель родных, разрушенный домашний очаг. Но Соколов выходит из страшного водоворота войны неопустошенным, неотчаявшимся. Он сохраняет в душе подлинную человечность и отзывчивость. В романах Ремарка, Хемингуэя единственным, в сущности, проявлением человечности в обстановке озверения и одичания становилась любовь к женщине. Вот единственная сфера, где личность еще сохранила теплоту человеческого сердца. У Соколова эта сердечная теплота выражается по-иному: маленький приемыш, заброшенный войной, которого он усыновил, становится как бы символом неувядающей человечности, которую война не смогла сокрушить. Рассказ именно поэтому, в отличие от «литературы потерянного поколения», окрашен в оптимистические тона.

Пейзажные сцены рассказа—картины ранней весны — трудное еще, неуютное, хмурое время, которое, однако, предвещает тепло, солнце, расцвет. В этих пейзажных зарисовках как бы звучат первые послевоенные дни с их сложными задачами, нелегким и неустроенным бытом и лишениями и с их надеждами и ожиданиями.

В «Судьбе человека» — два рассказчика. Соколов просто и непритязательно повествует о своей судьбе, и перед читателем возникает образ рядового советского человека—мужественного, сердечного, стойкого, которого не сломили страшные тяготы войны. Но тут же слышится и голос второго рассказчика — самого писателя, который выслушивает исповедь своего героя. В этом голосе звучит его безграничная любовь к нашим людям, сострадание ко всему тому, что довелось им пережить на войне, неугасаемая вера в нравственные силы народа.

Проникновенное и гуманное повествование Шолохова о трагической судьбе Соколова, о страданиях и муках, которые принесла ему и миллионам других советских людей война, о его мужестве и неиссякаемой духовной стойкости приобрело широчайшую известность и у нас, и во всем мире.

«Судьба человека» в кинематографе.

История экранизации

Экранизировать рассказ, вернее — тему, было тогда немалой смелостью — то, что было позволено Шолохову, могло быть опасным для режиссера-дебютанта, каким выступал в этой постановке Сергей Федорович Бондарчук (1920–1994).

Вокруг недоумевали: зачем ему, актеру с мировой славой, проблематичные режиссерские лавры. Но Бондарчук, человек большой целеустремленности и дисциплины, знал что делал и не прогадал. Скромная черно-белая искренняя "Судьба человека" — пожалуй, наиболее цельный и глубокий фильм режиссера.

Поистине скорбным оказывается путь солдата Соколова, пережившего все беды войны: плен, потерю близких, унижение, раны.

Лишь в некоторых сценах у Бондарчука-актера появляется некий взгляд на героя со стороны, и тогда образ становится чуть приподнятым. В целом роль и сыграна, и решена режиссерским проникновением, с подлинной мощью ненависти и любви.

 «Судьба человека» — фильм активной кинематографической формы, резких выразительных средств. Развиваются традиции военных фильмов. Ужасен, страшен, уродлив образ войны и фашистской неволи: израненная земля, лишь островками покоя, березовой рощей сохранившая свое естество; черный столб дыма над печью концлагеря, душераздирающая картина «сортировки» и людских очередей к крематорию — первое на советском экране, изображение Холокоста.

«Судьба человека» получила огромный международный резонанс, была награждена многими почетными призами, способствовала росту престижа советского кино на мировом экране.


Награды

Лучший фильм 1959 года по опросу журнала «Советский экран»

Большой приз на международном кинофестивале в Москве 1959 года

Большой приз на X международном кинофестивале в Чехословакии

Большой приз на кинофестивале в Минске 1960 года

Главный приз «Хрустальная ваза»


Заключение

Героями во время войны становились обыкновенные люди и как жаль, что не всех мы знаем поимённо. Но в книге, хоть и не редко под вымышленными именами, описываются реальные люди и их неподвластные забвению подвиги.

Книги и фильмы о Великой Отечественной войне необходимы, потому что читая и заново просматривая их «можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Таким образом, показывая подвиг человека на войне, писатели разных времен особое внимание уделяют силе русского национального духа, нравственной стойкости, способности к самопожертвованию ради спасения Отечества. Испокон веков на Руси повелось: павшие на ратном поле – святые люди. Мы обязаны напомнить нашим детям, внукам, правнукам старинную мудрость: «Чтите и помните. Ибо жизнь есть и будет, пока чтим память предков. Ибо там, где не чтут мертвых, не любят живых».


Используемая литература:

https://rus-lit.com/osnovnye-cherty-tvorchestva-sholoxova/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Судьба_человека_(фильм)

http://www.portal-slovo.ru/art/35986.php

http://fb.ru/article/164321/sholohov-sudba-cheloveka-analiz-proizvedeniya



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» "Чем жив человек?"

Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»...

Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».

Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...

Урок литературы в 9-ом классе в форме виртуальной экскурсии по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» с учетом краеведческого компонента. Человек на войне.

Данное занятие по литературе хорошо дополнит урок по творчеству М.А. Шолохова в 9-ом классе при изучении рассказа "Судьба человека". Ребята узнают о том, что литературные произведения вдохно...

УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")

УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению  М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")...