"Судьба человека на войне" по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека"
план-конспект урока (8 класс)
Урок литературы в 8 классе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
Учитель: Попова Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 21
Предмет: литература
Класс: 8
Программа: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. «Программа основного общего образования по литературе». М: Просвещение,
Тема урока: «Судьба человека на войне по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»
Место проведения: МАОУ СОШ 21
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология учебной деловой игры, технология обучения в сотрудничестве, технология личностно ориентированного развивающего обучения.
Методы обучения: исследовательский, метод проблемного изложения, творческий.
Формы обучения: практическая и самостоятельная работа.
Цель: приобщение учащихся к художественному наследию М. Шолохова, развитие познавательной активности учащихся через поисково-исследовательскую деятельность на уроке литературы; глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни, стремление задуматься о вечных нравственных ценностях, о судьбе человеческой, о величии подвига нашего народа, о значении Великой Победы.
Задачи:
Образовательные: показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», помочь обучающимся осмыслить идейно-художественное своеобразие произведения, его глубокую нравственную сущность, выявить особенности композиции, прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа.
Развивающие: развивать интеллектуальные и познавательные способности, навыки самостоятельной работы с текстом, анализа отдельных эпизодов, рефлексии и самооценки, умение выказывать и аргументировать свое мнение; развивать монологическую речь школьников, исследовательские учебные действия, проблемное и операционное мышление, сосредоточенное внимание.
Воспитательные: воспитание патриотизма, восхищения героическим прошлым своей страны, уважения к его истории, воспитание подлинной любви к человеку и гуманного отношения к миру, неприятия идей нацизма и шовинизма, воспитание любви к родному языку и литературе, формирование чувства ответственности за результат коллективной работы.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. монологического и диалогического высказывания.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взимопомощи, развивать чувство патриотизма.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Оборудование: текст рассказа «Судьба человека», таблицы с опорными словами, презентация, телевизор, компьютер
Этап урока | Формы организации | Деятельность учителя | Деятельность Обучающихся | Планируемые результаты |
1.Оргмомент 1 мин Цель: организовать направленное внимание на начало урока; проверить готовность рабочих мест; создание положительного настроя учащихся на урок | Фронтальная | Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация. - Пусть урок принесет нам радость общения, наполнит наши сердца теплым, добрым чувством | Приветствуют учителя. | Коммуникативные: Личностные: самоопределение |
2.Целеполагание и мотивация учебной деятельности Цель этапа: Включение учащихся в деятельность. Вступительное слово учителя А.Твардовский «Прошла война» | Фронтальная Слайд 1 | Была война, Прошла война, но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда об этом не забудем! Сегодня на уроке мы возвращаемся к самым важным и трагическим событиям в истории нашей Родины –Великой Отечественной войне. Через 48 дней наша страна и весь мир будет праздновать 80 лет Победы в Великой Отечественной войне. В знак благодарности нашим прадедам, защитившим мир от фашизма, прошу приколоть к груди георгиевские ленточки. Мы все такие разные – | Обучающиеся включаются в тему урока, слушают учителя. Прикалывают ленточки | Коммуникативные: Личностные: Самоопределение |
Работа с эпиграфом Цель этапа: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели | Фронтальная Слайд 2 | Как вы думаете. Что помогло советскому народу выстоять в этой кровопролитной войне и одержать победу? В одной английской газете написали: "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", Сегодня мы продолжаем изучение рассказа М. А. Шолохова. Как вы считаете, о чем мы будем говорить? ( О судьбе Андрея Соколова, о войне), Тема урока: Судьба человека на войне ( по рассказу М. А. Шолохова « Судьба человека» - Давайте подумаем, что мы должны узнать, какие цели перед нами стоят? Как ведет себя главный герой, что волнует Андрея Соколова. С помощью чего мы сможем ответить на эти вопросы? С помощью анализа произведения. Закрепим умение анализировать художественное произведение. Продолжим развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь. Наша задача-воспитание патриотических чувств, взаимоуважения, через понимание образа героя рассказа «Судьба человека». века», чтобы выявить, что помогло Соколову стойко переносить все трудности войны. Ответить на вопрос, какие качества помогли советскому человеку победить в Великой Отечественной войне. Эпиграф «Во всех испытаниях, посылаемых судьбой, Настоящий человек должен выстоять, не растратив, не заглушив самых добрых побуждений своего сердца» М. Щолохов | Записывают тему урока Обучающиеся отвечают на вопросы, выражают свое отношение, высказывают свое мнение, формулируют цель урока | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, |
3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная Взаимопроверка | 1.Организует повторение знаний, закрепление умений. Блиц опрос В каком году написан рассказ? Какова история создания произведения? Жанр рассказа? Что такое эпопея? Композиция рассказа? 2. Письменная работа на знание текста 1. Родина главного героя? 2. Сколько лет Соколову на момент встречи с рассказчиком? 3. Где воевал Соколов во время гражданской войны? 4. Что случилось с родными героя? 5. Где в это время был он сам? 6. Куда переехал Соколов, по какой профессии работал? 7. Сколько было детей? Как звали их? 8. Какое представление о счастье у Соколова до войны? 3 Анализ ответов В первые дни войны уходит Андрей Соколов на войну. Судьба готовила герою немало испытаний. Как выдержать их достойно, не свернуть с честного, верного пути, не отчаяться, сохранить любовь и добро в сердце ? на эти вопросы мы постараемся найти ответы на страницах рассказа « Судьба человека». Проблемный вопрос: «Что помогло герою выстоять?» 4.Мы становимся исследователями, для которых важно определить, что такое русская душа. Какие качества русского солдата помогли одержать Победу в Великой Отечественной войне | Устные ответы обучающихся Работа с карточками-заданиями Проблемный вопрос: «Что помогло герою выстоять?» | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли; развитие монологической, диалоговой речи, обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества Познавательные: осуществлять межпредметные связи, применять полученные знания на практике Регулятивные: выделение и осознание усвоенного; волевая регуляция в ситуации затруднения Личностные: формирование нравственно-эстетических ценностей |
4. Применение знаний и умений. Работа в группах. Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Групповая Индивидуальная | 1Организует исследовательскую работу в группах по анализу эпизодов рассказа. Эпизоды: Эпизод 1 Служба. Плен Эпизод 2. Эпизод в церкви. Эпизод 3. Поединок с Мюллером Эпизод 4 Побег из плена Эпизод 5 Встреча с Ваней Творческое задание: 2выступление- защита | В группах ребята -исследуют каждый отдельный эпизод произведения, систему образов рассказа, его композицию; -отбирают и систематизируют литературный материал; -обрабатывают результат: обсуждают план сообщения, выбирают ответственных, которые будут представлять результаты классу. По окончании работы выступают спикеры групп с результатами работы, затем следует обсуждение выступления групп (анализируются результаты, оценивается работа групп) | Познавательные: решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Коммуникативные: обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества; управление поведением партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; развитие монологической речи Регулятивные: Выделение и осознание усвоенного Личностные: Формирование нравственно-эстетических ценностей; самоопределение |
5 Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Встреча Соколова с Ванюшкой. Анализ эпизода | Фронтальная | Как вы думаете, почему сегодня мы включили в урок эпизод с Ваней, ведь эта встреча произошла уже после войны? - Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? - Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. - Куда они идут и зачем? | -Две сироты, жизни которых искорежены войной - Показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни. -Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку — школа. | Познавательные: решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений; Коммуникативные: обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; развитие монологической речи Регулятивные: Выделение и осознание усвоенного Личностные: Формирование нравственно-эстетических ценностей; самоопределение |
6.Обобщение и систематизация знаний Цель этапа: подготовка обучающихся к обобщённой деятельности | Фронтальная Слайд 15 | 2. Словарная работа Рассказ называется «Судьба человека» -Подберите синонимы к слову «судьба». Почему в названии не озвучена фамилия главного героя? -В каком значении оно использовано в названии рассказа? -Именно в этом значении употребил Шолохов данное слово. Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его не ставила жизнь. Ответ на проблемный вопрос. -Что же помогло герою выстоять? Чтение финала рассказа И Родина призвала. Сейчас идет война с нацизмом. Наши близкие так же, как Андрей Соколов и его товарищи встали на защиту правды и справедливости. |
Стечение обстоятельств, решение, участь, доля, жизненный путь -Показана не только история Андрея Соколова, но и всего советского народа, который смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера. Решение, жизненный путь - Патриотизм, стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта | Коммуникативные: обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; развитие диалоговой речи; развитие монологической речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: Выделение и осознание усвоенного; выделение и осознание усвоенного Личностные: Формирование нравственно-эстетических ценностей; формирование нравственно-эстетических ценностей |
7. Инструктаж по выполнению домашнего задания (разные уровни) | Индивидуальная | Учитель выставляет оценки за урок, задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовки обучающихся. Сочинение – миниатюра: 1)«Какой поступок можно назвать героическим? 2)«Война в судьбе ребёнка» (о Ванюшке) | Обучающиеся выбирают уровень домашнего задания сочинения-миниатюры | Регулятивные: осознание обучающимися того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция |
8. Рефлексия деятельности Анализ и содержание итогов работы, формирова- ние выводов по изученному материалу Цель этапа: Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Фронтальная | Организует рефлексию, организует самооценку результатов обучающихся. - Какую цель ставили? - Удалось достичь поставленной цели? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что вызвало особые затруднения? - Где можно применить новые знания? - Называют ключевые слова темы | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Личностные: самооценка на основе успешности; адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» "Чем жив человек?"
Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»...

урок литературы "Человек на войне" по рассказу М,Шолохова "Судьба человека"
Конспект урока литературы "Человек на войне" по рассказу М.Шолохова "Судьба человека". В конспекте используются исторические справки. Сопровожден презентациями....
Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.
Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа ...

Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».
Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...

УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")
УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")...

Урок на тему «Судьба человека во время войны» (по стихотворению М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату» и рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)
Сравнительная характеристика судеб героев.Осуждение войны, калечащей судьбы людей....

