«МЫ БЫЛИ МУЗЫКОЙ ВО ЛЬДУ…»
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Масликов Владислав Александрович

Интегрированный урок в 11 классе по литературе и истории по теме «Серебряный век русской литературы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_byli_muzykoy_vo_ldu.doc108.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«МЫ БЫЛИ МУЗЫКОЙ ВО ЛЬДУ…»

Интегрированный урок в 11 классе по литературе и истории по теме «Серебряный век русской литературы».

Тип урока: урок–исследование.

Цель: введение учащихся в необыкновенный мир поэзии «Серебряного века». 

Задачи:
Образовательные

  1. Познакомить учащихся с понятием «Серебряный век» и определить хронологические рамки этого явления.
  2. Познакомить с биографическими сведениями некоторых поэтов «Серебряного века», показав их яркие индивидуальности и судьбы».
  3. Подвести учащихся к пониманию, почему именно поэзия заняла ведущее место в культуре «Серебряного века».


Развивающие

  1. Развивать мышление учащихся, обучая работе с поэтическими текстами.
  2. Развивать образное ассоциативное мышление учащихся, работая над составлением ассоциативной цепочки «Серебряный век - …».

Воспитательные

  1. Воспитывать эстетический вкус, помогая постичь гармонию стиха и его музыкальность.
  2. Воспитывать внимание к поэтическому слову.

                                                     Ход урока:

Эпиграфы к уроку:

«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства желаний…»

                                                                                                                    Н. Бердяев

 «Мы были музыкой во льду.

 Я говорю про всю среду,

 С которой я имел в виду

 Сойти со сцены, и сойду…»

 Б.Пастернак. «Высокая болезнь»

Звучит фрагмент из второго концерта для фортепьяно с оркестром С.В.Рахманинова.

 Учитель литературы:

 (на фоне музыки С. Рахманинова появляются на экране портреты поэтов "Серебряного века").

Перед нами длинная череда имен и трагических судеб: А.Блок, К.Бальмонт, О.Мандельштам, Н.Гумилев, И.Северянин, В.Маяковский, С.Есенин, А.Ахматова, М. Цветаева. Всех перечислить сейчас невозможно. А как хотелось бы! Боль и страдание о судьбах русских поэтов звучит в стихотворении А.Солженицына.

Поэты русские! Я с болью одинокой

 В тоске затравленной перебираю вас,

Чума на нас, российские поэты!

 Текучим воском вылиты каким?

 Один в петлю, другой - из пистолета,

 К расстрелу, четвертого в Нарым.

 Да счесть ли всех? Да кто соберет алмазы

 В рассеянных, разбитых черепах?

 Безумный я!- пополз подземным лазом

 Сберечь их гордость в невидимых стихах -

 И вынес их!..

Учитель истории: Тема нашего урока «Серебряный век русской культуры», так философ Н. Бердяев обозначил период развития русской культуры на рубеже 19-20 вв.  Длился он совсем недолго, но оставил яркий след в русской и мировой культуре.

- Так же как и сейчас сто лет назад наша страна переживала переломное время не только в политической и социально-экономической жизни но и в духовном состоянии общества. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Рушились традиционные ценности и представления людей о добре и зле, истине и лжи прекрасном и безобразном. Все они требовали пересмотра.

-В чем же сущность социокультурного феномена Серебряного века? Понятие «социокультурный» рассматривает культуру как широкий комплекс социальных явлений. Это не только искусство, наука, но и весь комплекс материальной культуры, социальных и политических отношений. Культура - это всегда отражение истории. Почему период развития русской культуры в начале XX в. назван Серебряным веком?

Учитель литературы:

 Ответить на этот вопрос мы попытаемся с позиции трех групп «Обществоведов», «Литературоведов» и группа экспертов. Каждая из этих групп получила задания.

Третья группы экспертов получает задания: оценить работы ребят, определить, какие проблемы были актуальны и активно обсуждались в обществе того периода? Актуальны ли сегодня эти проблемы?, а так же в процессе урока оформляют таблицу.

И в конце урока мы предоставим им слово для того, чтобы они сделали конкретные выводы.

Учитель истории:

Какие исторические условия влияли на развитие культуры конца XIX - начала XX века?

Ответ:  Россия переживает время ускоренного развития процесса модернизации, из аграрной страна превращается в капиталистическую державу. Предпринятые Витте и Столыпиным реформы, при всей их  неоднозначности, к 1913 г. вывели Россию на 4–5 место в мире по  объему производства. В тоже время, по многим показателям  наша страна отставала от передовых капиталистических стран.

Капитализация способствует бурному развитию городской культуры.  Прирост жителей городов почти вдвое обгонял общий рост населения. Впервые  появляются города, где проживало более миллиона человек (в Петербурге – свыше 2 млн., почти столько же в Москве). Крупными центрами становятся Минск, Баку, Одесса, Ташкент, Рига, Томск.

На глазах одного поколения меняется облик городов. Появляются благоустроенные кварталы с водопроводом,  канализацией, телефонами,   хорошим уличным освещением. К услугам горожан городской транспорт, конка и электрический трамвай.  В начале века обсуждался вопрос о создании  в Москве метрополитена. Вызывали восхищение и удивление  пестрая реклама, богатые особняки купцов и заводчиков, эффектные магазины,  здания театров, музеев, библиотек, музыкальных залов. Приметой  времени становится кинематограф.

Буржуазные  отношения вторгаются в привычный уклад русской деревни,  появляются фермерские хозяйства. Хотя, аграрный сектор очень трудно поддавался капитализации. Бедность и  «темность» совершенно не позволяли улучшить технический уровень  хозяйств.  Сельскохозяйственную  технику (ее в основном завозили) могли купить только помещики и зажиточные хозяева,  которые составляли меньшинство сельских производителей. Абсолютное большинство крестьян работали традиционно – по старинке.

На фоне общего подъема- отсутствие или слишком медленные изменения в социально-политической сфере вызывали всеобщее недовольство. Потребовалась революция, чтобы взяться за решение «рабочего вопроса», помочь крестьянам, отменить выкупные платежи, установить элементарные демократические права и свободы. Раскол в общественном сознании достигает критической отметки.

Мало симпатий вызывала царская  власть и, кажется, уже не устраивала никого, кроме самой власти. На  ее счету  неудачи в русско-японской и первой мировой войнах,  расстрел  мирной демонстрации  9  мая  1905  г., яростное противостояние реформам.

Не смотря на цензуру, в начале века была дана недвусмысленная оценка самодержавию (Бальмонт, «Наш царь», 1907):  

Наш царь – Мукден, наш царь – Цусима,

Наш царь – кровавое пятно,

Зловонье пороха и дыма,

В котором разуму темно…

  Начало века было ознаменовано все усиливающимися рабочими и крестьянскими выступлениями.

Революция 1905–1907 гг. представлялась закономерным результатом бездействия власти. Она мыслилась не иначе как борьба за общедемократические свободы. В тоже время, первая русская революция для многих стала «холодным душем». После нее часть интеллигенции или отходит от политики, или отстаивает только  реформы, категорически отвергая революционный путь развития, который, судя по всему, совсем  не решает проблем, а только усугубляет их бессмысленным кровопролитием.

Учитель истории (обобщение):

 Конец XIX — начало XX  в. в России — это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это    время    разочарования и   ощущения приближения гибели  существующего  общественно-политического строя. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушала традиционные ценности и представления людей. Агрессивный натиск материального производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к уничтожению человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации — нечто шаблонному, единообразному, т. е. к унификации всех сторон жизни общества, человеческого бытия.

Все это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы.

Ощущение рубежности, кризисности, катастрофичности своего времени, исчерпанности того вектора жизни, которым до сих пор шла Россия, глухим колоколом звучит в стихах всех поэтов “серебряного века”:

Об этом писал А. Блок  в своей поэме «Возмездие»:  

…Двадцатый век... Еще бездонней,

 Еще страшнее жизни мгла

 (Еще чернее и огромней

 Тень Люциферова крыла).

 Пожары дымные заката

 (Пророчества о нашем дне),

 Кометы грозной и хвостатой

 Ужасный призрак в вышине,

 Безжалостный конец Мессины

 (Стихийных сил не превозмочь),

 И неустанный рев машины,

 Кующей гибель день и ночь,

 Сознанье страшное обмана

 Всех прежних малых дум и вер,

 И первый взлет аэроплана

 В пустыню неизвестных сфер...

 И отвращение от жизни,

 И к ней безумная любовь,

 И страсть и ненависть к отчизне...

 И черная, земная кровь

 Сулит нам, раздувая вены,

 Все разрушая рубежи,

 Неслыханные перемены,

 Невиданные мятежи...

 Что ж человек? - За ревом стали,

 В огне, в пороховом дыму,

 Какие огненные дали

 Открылись взору твоему?...

 

Разлом, катастрофичность не только времени, но и сознания определяли новую идеологию, характерными чертами которой становились культ индивидуализма, абсолютно свободной личности, тяготеющей к сверхчеловеку, самообожествлению, размытость критериев добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного. Все духовные ценности, выстраданные предшествующими поколениями, казались теперь несостоятельными и требовали срочного кардинального пересмотра.

                

Учитель истории: Подлинных вершин достигает философская мысль, что дало основание великому философу Н.А. Бердяеву назвать эпоху "религиозно-культурным ренессансом".

Русский "ренессанс" отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Как считал К.Д. Бальмонт, люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося, развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предшествуя новому, они сами, выросшие на старом, не в силах видеть это новое воочию, — вот почему в их настроениях рядом с самыми восторженными вспышками так много больной тоски. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на "больные вопросы" российской действительности, пытаясь соединить несоединимое — материальное и духовное,  отрицание христианских догм и христианскую этику.

В 1909 г. вышел в свет сборник статей «Вехи», подготовленный известными философами Н. А. Бердяевым, С. Л. Франком, С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве и др.  Авторы сборника предъявили жестокий счет русской интеллигенции, обвинив ее в догматизме, в приверженности устаревшим философским учениям XIX в., в незнании современной философии, в нигилизме, низком правосознании, в отрыве от народа, в атеизме, в забвении и охаивании русской истории и пр. Все эти негативные качества, по их мнению, и привели к тому, что именно русская интеллигенция явилась главным подстрекателем революции, поставившей страну на грань национальной катастрофы.

    Сейчас я раздам вам материалы об этом периоде, познакомившись с которыми, вы должны ответить на вопросы:

-Какие проблемы волнуют интеллигенцию в начале 20 века?

-Какие пути выхода из кризиса они предлагали?

 Тексты.

1. М. Гершензон: «Что делала наша интеллигенция последние полвека? Кучка революционеров ходила из дома в дом и стучала в каждую дверь: «Все на улицу! Стыдно сидеть дома!» - и все создания высыпали на улицу, на площадь, хромые, слепые, безрукие - ни одно не осталось дома. Полвека толкутся они на площади, голося и перебраниваясь. Дома - грязь, нищета, беспорядок, но хозяину не до этого. Он на людях, он спасает народ, - да оно и легче и занятнее, нежели черная работа дома... Никто не жил - все делали (или делали вид, что делают) общественное дело».

«Революция всегда задерживала прогресс. Вызывая реакции, они могут сокрушить даже самый организм или надолго сделать его больным и немощным... Насилие, резня, террор суть враги, а не помощники просвещения, откуда бы они ни шли - сверху или снизу».

2. П. Струве: «Русская интеллигенция выполняет функцию вечного несогласия, бунта, революционности. Идейной ее формой являлось отщепенство. В безрелигиозном отщепенстве от государства русской интеллигенции - ключ к пониманию пережитой и переживаемой нами революции». Вехи» 1909г.

3.  Философ Николай Бердяев. Из книги «Судьба России»:

 «Мировая война остро ставит вопрос о русском национальном самосознании. Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить ее задачу и место в мире. Все чувствуют, что Россия стоит перед великими мировыми задачами. С древних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, но к чему?»

4. Из трудов В.Соловьева:

 Существующий порядок вещей не таков, каким он должен быть. Необходимо его изменить.

   Как осуществить это? Надо воздействовать на убеждения людей.

Убедить их можно, только раскрыв истину.

  Где искать истину? В христианстве. Но не в старом, а в обновленном. Необходимо религиозное преображение человека.

  Что же преобразует человека? Любовь и соборность. Что такое любовь? Это преодоление Эгоизма. Что такое соборность? Это общность людей, единство Бога, Природы и Человека.»

Учитель истории: Какие выводы вы можете сделать, познакомившись с этими текстами?

Группа  обществоведов делает вывод, что философы:

 - ищут пути философско-религиозного обновления общества;

 - пытаются понять идею России, определить ее задачу и место в мире

 - отвергают революцию как средство переустройства общества, социальный прогресс возможен только путем эволюционных изменений, поэтому начинать надо с выработки новых религиозно-нравственных идеалов, основанных на христианстве.

 

Учитель обобщает: Сборник “Вехи” сыграл исключительную роль в истории культуры Росси ХХ в. Позднее, уже в наше время А. И. Солженицын скажет, что “Вехи и сегодня кажутся нам как бы присланными из будущего”.

“Вехи” были книгой-предупреждением о гибельности революционного пути в России, но предупреждение не было услышано. Русская история завершится октябрьским переворотом. Конец старой и начало новой эпох будут обозначены актом социального насилия.

 

Учитель литературы:

Как же чувствовала себя в это время художественная интеллигенция? В этом вам поможет разобраться литература, которая рассматривает данные события через призму переживаний, мироощущений и чувств.

Название «серебряный век» возникло по аналогии «золотой век», которым называли «пушкинский период» русской литературы. Название это поначалу относилось только к поэтическому творчеству рубежа веков. Понятие «серебряный век» невозможно свести к творчеству двух или даже нескольких десятков значительных художников слова. Ощущение разлома, кризисности, катастрофичности своего времени, ощущение того, что направление пути страны исчерпало себя, так и ли иначе звучит в стихах всех поэтов «серебряного века». Именно это и определяло новую по отношению к традициям русской литературы идеологию. Духовные границы времени фиксируются в названиях: В.Вересаев «Без дороги», «На повороте»; М.Арцыбашев «У последней черты», А Амфитеатров «Закат старого века».

Какие направления и стили характеризуют серебряный век?

Задача работы группы литературоведов – дать краткий обзор течений и направлений в литературе конца XIX – начала XX века, ярко представленных в поэзии. Для этого вам предложены некоторые произведения известных в то время поэтов и документы, в которых поэты заявили обществу, порой даже чересчур громко, о своём существовании

(По мере рассказа о литературных направлениях на экране появляются портреты И.Бунина, К.Бальмонта, А.Блока, Н.Гумилёва, В.Маяковского, С.Есенина, М.Цветаевой, учащиеся читают их стихи.)

Реализм.

Главными темами были социальные, гражданские. «Маленький человек» в литературе предшествующего века унижен и оскорблён, он достоин страдания. Писатель 19 века видит причину его страданий в несовершенстве жизненного порядка, непосильном гнёте социальной среды. Иной взгляд на человека в литературе начала 20 века. Человек – сам причина своих обретений и утрат, это творец. «Человек – это звучит гордо!» -

А.М.Горький. Л.Н.Толстой, В.Г.Короленко, А.П.Чехов – классики реализма. Чехов считает жизнь по какому-то идеологическому шаблону, лишённую самостоятельности, пошлой. В своих произведениях, поражающих своим тематическим разнообразием, он призывает по капле «выдавливать из себя раба». «Пестрота души» русского человека – постоянный мотив прозы Ивана Бунина, разноголосая людская масса наполняет произведения Александра Куприна, тяга к странничеству присуща лирическому герою Максима Горького. Важной становится категория судьбы.

Стихотворение И.Бунина

«И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет — Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё — вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав —

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленям припав».

Учитель литературы:

-какие стихотворения Бунина, посвященные теме Родины, вам вспоминаются?

А что такое модернизм вообще? Как и на основе чего он возникает?

Выступление учащегося: В русской художественной культуре конца ХIХ –начала ХХ вв получило распространение ДЕКАДЕНТСТВО…

Учитель литературы: Расскажите о том,  что собой представляет символизм.

Символизм.

Это первое модернистское течение, возникшее на русской почве. В 1892г. Д.Мережковский читает лекцию, переработанную затем в книгу «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», которая и стала толчком к самоопределению новых течений.

В основе названия не конкретные образы, а символ – условный знак, он многозначен. Символисты считали символ звеном, которое связывает небо (космос, вечность, бесконечность) и землю (жизнь с различными страстями). Душа вечна, только меняет телесную оболочку, поэтому ей (душе) необходимо вернуть память о том, какой она была во времена, когда люди были детьми света, Солнца, т.е. те времена, о которых были созданы мифы и легенды.

 «Символ – окно в бесконечность», - говорил Ф.Сологуб. Поэт-символист не стремился быть понятным всем, он обращается к «посвящённым». Стихотворение должно передать не столько мысли и чувства автора, сколько пробудить в читателе его собственные, помочь в постижении «высшей реальности».

Д. С. Мережковский.

«Поэт»:

Сладок мне венец забвенья темный,

Посреди ликующих глупцов

Я иду отверженный, бездомный

И бедней последних бедняков.

Но душа не хочет примиренья

И не знает, что такое страх;

К людям в ней — великое презренье,

И любовь, любовь в моих очах:

Я люблю безумную свободу!

Выше храмов, тюрем и дворцов

Мчится дух мой к дальнему восходу,

В царство ветра, солнца и орлов!

А внизу, меж тем, как призрак темный,

Посреди ликующих глупцов,

Я иду отверженный, бездомный

И бедней последних бедняков.

К.Д.Бальмонт.

«Далёким близким»:

Мне чужды ваши рассужденья:

«Христос», «Антихрист», «Дьявол», «Бог».

Я нежный иней наслажденья,

Я ветерка чуть слышный вздох.

Мне чужды ваши восклицанья:

«Полюбим тьму», «Возлюбим грех».

Я причиняю всем терзанья,

Но светел мой свободный смех.

Вы так жестоки – помышлением,

Вы так свирепы – на словах.

Я должен быть стихийным гением,

Я весь в себе – восторг и страх.

Вы разделяете, сливаете,

Не доходя до бытия.

Но никогда вы не узнаете,

Как безраздельно целен я.

А.Блок.

«Под шум и звон»:

Под шум и звон однообразный,

Под городскую суету

Я ухожу, душою праздный,

В метель, во мрак и в пустоту.

Я обрываю нить сознанья

И забываю, что и как…

Кругом – снега, трамваи, зданья,

А впереди – огни и мрак.

Что, если я, заворожённый,

Сознанья оборвавший нить,

Вернусь домой уничижённый, -

Ты можешь ли меня простить?

Ты, знающая дальней цели

Путеводительный маяк.

Простишь ли мне мои метели,

Мой бред, поэзию и мрак?

Иль может лучше: не прощая,

Будить мои колокола,

Чтобы распутица ночная

От родины не увела?

Учитель истории:  Символисты, по их же признанию отрицали старое, при чем,  ради того нового, что нарождается в обществе. Творчество символистов – это попытка открыть новые высшие ценности, передать их с  помощью символов,  это глубокая вера в то,  что именно искусство способно обновить мировоззрение, саму жизнь людей. А что по этому поводу думают обществоведы, символизм-это отказ от воспроизведения действительности?

Обществоведы: Нет, если мы возьмем творчество А. Белого, А. Блока, В. Иванова, то они так и на смогли отстраниться от трагических проблем русской жизни: по-своему, вне рамок реалистического искусства эти поэты все же откликнулись на них, создав в своих произведениях неповторимую атмосферу душевного надрыва, разочарованности, ощущения неизбежного краха старого, привычного мира.

(Читает стихотворение

А. Блока )

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего

Мы-дети страшных лет России-

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы-

Кровавый отсвет в лицах есть…

Акмеизм.

 Возник в начале 1910-х годов. Аkme (греч.) – высшая степень чего-то, в названии подчёркивалось стремление поэтов к «вершинам» искусства. Течение создалось из литературного объединения «Цех поэтов». Акмеисты стремились преодолеть умозрительность символистов, говорили о необходимости стройности композиции, логичности замысла, рациональном использовании всех элементов художественной формы. Борьба между

 акмеизмом и символизмом – это борьба за красочный, звучащий, имеющий формы, вес мир. Течение просуществовало до первой мировой войны. Яркими представителями этого течения являлись:  Сергей Городецкий, Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут.

Н Гумилёв.

«Я и вы»:

Да, я знаю, я вам не пара,

Я пришёл из иной страны.

И мне нравится не гитара,

А дикарский напев струны.

Не по залам и по салонам

Тёмным платьям и пиджакам –

Я читаю стихи драконам,

Водопадам и облакам.

Я люблю – как араб в пустыне

Припадает к воде и пьёт,

А не рыцарем на картине,

Что на звёзды смотрит и ждёт.

Чтоб войти не во всем открытый,

Протестантский, прибранный рай,

А туда, где разбойник, мытарь

И блудница крикнут: вставай!

А.Ахматова:

«Так беспомощно грудь холодела…»

«Так беспомощно грудь холодела.

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала — их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моею унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой».

Это песня последней встречи,

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

 Равнодушно-желтым огнем.

Обобщение: «Обязательной мистике» символистов акмеисты противопоставляли ясность, простоту, реальность.  Ведь роза, как говорили акмеисты, хороша уже сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мысленными подобиями с мистической любовью.

Футуризм.

Это интернациональное литературное явление. Название образовано от лат futurum – будущее. Русский футуризм впервые заявил о себе 1910 г. выходом в свет стихотворного сборника «Садок судей», авторами которого были Дмитрий Бурлюк, Велимир Хлебников и Василий Каменский.

 

Хлебников.

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй — пелся облик,

Гзи—гзи--гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких—то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

Д. Бурлюк.

«Каждый молод, молод, молод,

В животе чертовский голод

Так идите же за мной...

За моей спиной

Я бросаю гордый клич

Этот краткий спич!

Будем кушать камни, травы

Сладость горечь и отравы

Будем лопать пустоту

Глубину и высоту».

Затем к ним примкнул Владимир Маяковский. Футуризм, как любое авангардное явление страшился равнодушия, поэтому важным условием его существования становится атмосфера литературного скандала. Протест – вот что является главным. Цель творчества футуристов – побуждение к действию. В их текстах можно не встретить знаков препинания, но необычное расположение слов (лесенка В. Маяковского), использование математических и музыкальных знаков. Лирический герой футуристов выражает не индивидуальную, а массовую психологию, настроение человека улицы, это разрушитель культурных традиций.

В.Маяковский.

«Нате!».

Через час отсюда в чистый переулок

Вытечет почеловеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я – бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

 Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

 вы смотрите устрицей из раковины вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца                                                                

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться захочется – и вот

 я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я – бесценных слов и транжир и мот.

Обобщаю: вот так броско, ярко, скандально и весело, в десятые годы ХХ в. заявили о себе футуристы, новое литературное течение.

Для них были характерны:

Бунтарство, выражение массовых настроений толпы (воспоминание Давида Бурлюка — художника-футуриста;

Попытка создать искусство, устремленное в будущее. Они называли себя будетлянами (будет ли оно, это будущее).

Это бунт против привычных норм стихотворных речи,  экспериментаторство (называли себя речетворцами), ориентация на лозунг и плакат. Одним из оружий футуристов была их способность не только “брать за глотку”, но и “брать глоткой”. Внешняя манера поведения, вызывающие одежды, голосовые данные – играли первостепенное значение. В поисках “самовитого слова” (ценного “само в себе”, вне всякого конкретного смысла) они писали стихи, в которых принципиально отсутствовал смысл, но которые, по замыслу создателей, несли в себе какой-то “сверхсмысл”, идею “всеединства”. Поэты отражали своё отношение ко всем событиям, происходящим в стране.

Учитель литературы:

 Не все поэты соглашались с требованиями того или иного литературного направления. Марина Цветаева говорила о том, что ей тесно быть в каких-то рамках. Она считала себя в тот период романтиком.

 М Цветаева. 

«Душа и имя»:

Пока огнями смеется бал,

Душа не уснет в покое.

Но имя Бог мне иное дал:

Морское оно, морское!

В круженье вальса, под нежный вздох

Забыть не могу тоски я.

Мечты иные мне подал Бог:

Морские они, морские!

Поет огнями манящий зал,

Поет и зовет, сверкая.

Но душу Бог мне иную дал:

Морская она, морская!

Учитель литературы: Одним из ярких поэтов этого периода, которого тоже очень сложно отнести к какому либо направлению является Сергей Есенин. "Мы вышли из народа с одной идеей- любовью к Родине:" -так сказал С. А. Есенин, определяя задачи своего творчества. Действительно, поэту удалось создать на страницах своих произведений незабываемый и многогранный образ Руси.

С. Есенин не просто лирик. Это поэт большого ума, глубоких философских размышлений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и слабости- все это грани огромного таланта. Есенин все-таки всегда был верен себе в главном - в стремлении постичь сложную судьбу своего народа, помочь сохранить ему вековые устои культуры (стихотворение С. Есенина "Гой ты, Русь, моя родная:").

 С. Есенин.

Гой ты, Русь, моя родная,

 Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,

 Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за косогором

На лугах весёлый пляс

Побегу по мятой стёжке

На приволь зелёных лех,

Мне навстречу, как серёжки,

 Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Учитель истории: Революционные катаклизмы России прервали начавшийся Серебряный век. Октябрьская революция и Гражданская война сорвали многих деятелей культуры Серебояного века с их родных мест и, словно, листья, разметали по свету.

И вот мы остались без родины.

И вид наш и жалок, и пуст.

Как будто бы белой смородины

Обгладан раскидистый куст, - писал Игорь Северянин.

Обществоведы:  (Тихо звучит романс на стихи И. Северянина «Как хороши, как свежи были розы //Моей страной мне брошенные в гроб» или вокализ Рахманинова)

По-разному сложилась судьба людей, о которых сегодня шла речь.

Бунин Иван Алексеевич: в 1920году эмигрировал во Францию. В 1933 году – стал лауреатом Нобелевской премии. Похоронен на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Северянин Игорь Васильевич: с 1918 года жил в Эстонии. В 1941-м скончался в оккупированном фашистами Таллине в нищете и безвестности.

Гумилев Николай Степанович: в 1921 году был расстрелян в Петрограде по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре.

Цветаева Марина Ивановна: в 1922 году-эмигрировала. В 1939 году- вернулась в Советский союз, в 1941 году покончила с собой в Елабуге.

Ахматова Анна Андреевна: отказалась покинуть Россию после революции. Она пережила расстрел мужа, арест сына, годы забвения, начало блокады Ленинграда и сохранила огромную душевную силу.

Блок Александр Александрович: после 1917 года - остался в России. Сначала воспевал революцию, позднее испытал в ней разочарование. Умер в 1921 году.

Брюсов Валерий Яковлевич: после Октябрьской революции стал членом Российской коммунистической партии и вел работу по созданию советской культуры. Умер в 1924 году в Москве.

Бальмонт Константин Дмитриевич: с 1920 года-в эмиграции во Франции. Умер в 1922 году и похоронен в пригороде Парижа.

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев): после Октябрьской революции работал в Пролеткульте, издавал журнал «Записки мечтателя». Умер в Москве в 1934 году.

Гиппиус Зинаида Николаевна: в 1920 году эмигрировала вместе с мужем, писателем Дмитрием Мережковским. Похоронены на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Маяковский Владимир Владимирович: принял Октябрьскую революцию и советскую власть, однако оказался ею в конце своей жизни не востребован. Покончил жизнь самоубийством.

Пастернак Борис Леонидович: продолжил жить в советском Союзе. В 1958 году стал лауреатом Нобелевской премии и был подвергнут травле в СССР.

Мандельштам Осип Эмильевич:  после революции остался в стране. В ноябре 1933 года Осип Мандельштам пишет антисталинскую эпиграмму «Мы живём, под собою не чуя страны…», которую читает полутора десяткам человек.

Б. Пастернак этот поступок называл самоубийством, т.к.  в  мае 1934 года Мандельштама арестовывают и отправляют в ссылку в Чердынь (Пермский край), а затем в Воронеж.  Воронежский цикл стихотворений Мандельштама (т. н. «Воронежские тетради») считается вершиной его поэтического творчества. В мае 1938 года Осип Эмильевич был арестован вторично и был по этапу отправлен в лагерь на Дальний Восток. Умер 27 декабря 1938, лагерный пункт Вторая речка во Владивостоке.

Есенин Сергей Александрович: с восторгом приветствовал  революцию, остался в России. Позднее испытал разочарование, в одной из последних поэм — «Страна негодяев» — поэт очень резко пишет о лидерах современной ему России.  Это привлекло повышенное внимание к нему со стороны советских силовых структур. В газетах стали появляться резко критические статьи о нём, обвиняющие его в пьянстве, дебошах, драках и прочих антисоциальных поступках. Находился на лечении  в психоневрологической клиники Московского университета.  Покончил жизнь самоубийством в 1925 году в гостинице «Англетер» в Ленинграде.

Учитель истории: В эмиграции оказалась едва ли не половина русских писателей Серебряного века , а тех кто остался и,  как Анна Ахматова, продолжал творить, веря в будущее своего народа и страны, называли осколками Серебряного века. Во многом благодаря им какое–то время сохранялось литературное наследие этого периода.

Подведение итогов урока.

Учитель литературы:

Конец 19 – начало 20 века открыл миру не несколько десятков имён в литературе, а целую плеяду талантливейших поэтов, каждый из которых индивидуален. Это был феноменальный расцвет малых форм в литературе. Это время, как будто призванное предвосхитить колоссальный рывок России. Однако случилось обратное, и трагические уроки 20 века заставляют нас не только открывать для себя поэтические индивидуальности, наслаждаться музыкой стиха и силой слова, но «в глубине строки» искать ответы на «проклятые» вопросы, которые всегда ставила русская литература независимо от того, делалось это впрямую, осознанно или прорывалось сквозь художественное творчество: «Что делать?», «Куда идти?».

В.Маяковский

Послушайте!

 Послушайте!

 Ведь, если звёзды зажигают –

значит, это кому-нибудь нужно?

Значит, кто-то хочет, чтобы они были?

Значит, кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

 И, надрываясь,

в метелях полуденной пыли,

врывается к Богу,

 боится, что опоздал, плачет,

целует ему жилистую руку,

просит – чтоб обязательно была звезда! –

клянётся –

не перенесёт эту беззвёздную муку!

 А после

 ходит тревожный,

но спокойный наружно.

 Говорит кому-то:

 «Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звёзды

 зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

 загоралась хоть одна звезда? 

Учитель литературы:

Трагически сложилась судьба «звёзд» - большинства поэтов «серебряного века», но все они пронесли через революцию, огонь мировой и гражданской войны, эмиграцию, застенки ЧК, ошибки и заблуждения, веру в то, что «Россия будет великой» (А.Блок), что

 Из крови, пролитой в боях,

Из праха обращённых в прах…

 Возникнет праведная Русь.

                                     М.Волошин.

 Учитель истории:

 Конечно, в рамках одного урока мы не сможем охватить все явления культуры того времени.

Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве “серебряного века” в своей величественной мощи дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Не случайно академик Д.Лихачев заметил, говоря о культуре серебряного века: «Мы подарили Западу начало нашего века..

Быть может, в этом - самый весомый вклад России в мировую культуру».

Прошли десятилетия. Сегодня «серебряный век» кажется кратким мигом между прошлым и будущим России. Его идеи и наследство воспринимаются наукой не однозначно. Одно несомненно ясно – их творчество заставляет более пристально всматриваться в современную жизнь, все больше рассуждать о вечных борениях добра и зла, скорбеть об утратах прошлого и мечтать о новом культурном возрождении. Так хочется в это верить!

Домашнее задание:

 К уроку истории: написать эссе на тему: "Мой Серебряный век".

К уроку литературы: подготовить в виде презентации рассказы о поэтах «серебряного века» и представить получившиеся работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?", "Музыкальные сказки"

Программа по музыке  Д.Б.Кабалевского, 5 класс, II четверть. Тема четверти:  "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?" . Тема урока: "Музыкальные сказки". Представлен конспект и ...

Урок музыки в 3 классе "Славны были наши деды!" по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, Е. Д. Критской.

Урок музыки в 3 классе в разделе «Россия – Родина моя» по программе «Музыка» авторов  Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, Е.Д. Критской.  Тема урока «Славны были наши деды!»...

презентация "Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы"

Презентация к уроку музыки в 5 классе, где рассматривается взаимосвязь двух искусств - музыки и литературы...

Презентация к песне "Позабудем всё, что было" музыка Бориса Савельева, слова Аркадия Хайта (из мультипликационного фильма "Леопольд и золотая рыбка").

Презентация из 15-ти слайдов содержит содержание серии "Леопольд и золотая рыбка"; краткие сведения о советском композиторе Б.Савельеве и писателе и сценаристе А.Хайте. С 6-го слайда начинается слайд-...

Безопасность на льду. Правила поведения на льду

Конец ноября и начало декабря – этот период года знаменуется появлением стабильных нескольких градусов мороза, первым льдом, первыми рыбаками, и к сожалению, первыми жертвами среди неосторожных ...

Литературно-музыкальная композиция "Мы были музыкой во льду...", посвященная творчеству М.И.Цветаевой и Б.Л.Пастернака

Данный материал будет интересен для проведения внеклассного мероприятия в старших классах. Сценарий содержит письма и документы дочери М.Цветаевой Ариадны Эфрон....