Главные вкладки

    Урок музыки в 3 классе "Славны были наши деды!" по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, Е. Д. Критской.
    план-конспект урока (музыка) по теме

    Урок музыки в 3 классе в разделе «Россия – Родина моя» по программе «Музыка» авторов  Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, Е.Д. Критской.  Тема урока «Славны были наши деды!»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Федорова Татьяна Петровна, учитель музыки и искусства.

    ГОУ СОШ № 377.

    Город Санкт-Петербург

    Урок по программе «Музыка» авторов  Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, Е.Д. Критской.

    Урок музыки в 3 классе в разделе «Россия – Родина моя»

    Тема урока «Славны были наши деды!»

    Цель урока: через знакомство с жанрами русской народной солдатской песни и петровского канта раскрыть образы защитников Отечества.

    Задачи урока:

    • закрепить знания о жанрах народной музыки

    (солдатская строевая песня);

    • познакомить с жанром канта;
    • расширить представление о выразительности интонации в музыке.

    Воспитательная задача:

    воспитание уважения к защитникам Отечества.

          Оборудование:

    • Медиапроектор, музыкальный центр
    • Фортепиано

    Ход урока:

    - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим тему «Россия – Родина моя», начатую на прошлом уроке. О чём шла у нас речь? Да, о защитниках Отечества. Какие же интонации мы услышали в музыке?

    -Настойчивые, решительные, мужественные, энергичные (примеры интонаций звучат).

    - А эту интонация узнали? Из какого произведения? (звучит главная интонация 1 части симфонии № 2 А. П. Бородина)

    -Верно, так начинается «Богатырская» симфония русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. А почему она так называется? (звучат ответы детей) 

    - Мы снова сегодня услышим эту величественную музыку и вместе с ней увидим галерею богатырских образов русских художников (репродукции картин русских художников).

    - Замечательная симфония! Но ведь это музыка концертных залов. А нужна ли музыка на войне, в боях и сражениях? Зачем? (ответы детей)

    - С вами, ребята, согласен один из самых выдающихся полководцев в истории России. Он, кстати, называл своих солдат «чудо-богатырям»! Итак, послушайте: «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Музыка удваивает, утраивает армию!» Догадались о ком речь? (портрет на доске)

    - Александр Васильевич Суворов! А уж он-то знал, о чём говорил, ибо не проиграл ни одной битвы! И написал книгу «Наука побеждать». А вот ещё одно высказывание  великого полководца Александра Суворова: «Хороший солдатский хор расширяет шаг, это ведет к победе, а победа – к славе»

    - Давайте же и мы споём старинную солдатскую песню «Солдатушки, бравы ребятушки» (слова на столах).

    - Ещё в далёкой древности музыка  в военном деле использовалась постоянно. А 19 февраля 1711 года по указу Петра Первого в русской армии  были введены военные оркестры.  Военные музыканты имелись во всех полках. А ещё были песенники. В знаменитом Бородинском сражении принимало участие около 3000 барабанщиков, трубачей и флейтистов! Так что в этом году военные музыканты отметили 300 - летний юбилей.

    - А мне хотелось бы вспомнить с вами ещё одну старинную русскую народную песню. («Славны были наши деды»)                                                          На сей раз, мы сыграем её на свирелях.                      

    - А теперь продолжим знакомство с текстом песни и споём её.               (слова на столах)

    - У этой песни славная история. Из неё родился знаменитый « Марш Преображенского полка», который долгое время являлся одним из музыкальных символов России.

    - И сегодня этот марш украшает военные парады.

           Видеофрагмент

    - Во времена Петра I появился ещё один жанр песенной музыки. Как он называется, мы узнаем, отгадав кроссворд.

    Слайд

    - Это слово латинское. Означает оно пение, песня.

    - А в самих петровских кантах часто звучит слово «Виват!». Может быть, вы знаете, что значит это слово? Да здравствует! В 1721 году, в  честь заключения мира со шведами, было пропето много кантов. Познакомимся с одним из них. Сыграем главную интонацию на свирелях.

    - Может быть, она напомнила вам мелодию, которая сегодня звучала? (показать интонацию песни «Славны были наши деды»)

    -Послушаем кант «Радуйся, Росско земле».

    Видеофрагмент

    - Эта хвалебная песня, вероятно, напомнила вам ещё один песенный жанр, величественный и торжественный. Музыка канта похожа на гимн. В ней песенность сочетается с маршевостью.                                                                           А какой хор мы слышали? Верно, мужской. Именно хоры мужчин – государевых певчих – и исполняли канты.    

    - Всё это замечательно, но надо ли нам сегодня, в 21 веке, знать о старинных солдатских песнях и петровских кантах? (ответы детей)

    - Надо, потому что это наша память о полководцах и солдатах, о днях испытаний и тревог, о героях и защитниках Отечества. Без памяти о нашем прошлом  у нас с вами не будет будущего. Поэтому я предлагаю закончить наш урок песней, которая, по-моему, полюбилась вам.

    Песня А. Ермолова «Прадедушка»

    - Спасибо вам за урок, до свидания!

    Рекомендации для учителя:

    Продолжением темы этого урока будет новое обращение к кантате              С. С. Прокофьева «Александр Невский» (первое знакомство состоялось во 2 классе). Сам термин «кантата» станет для детей более понятным. А образ князя Александра Ярославича логично продолжит ряд образов защитников Отечества.

    Игру на свирели можно заменить пением песен с ритмическим сопровождением. Исполнение р. н. песни «Солдатушки, бравы ребятушки» проходит с большим энтузиазмом, если дети при этом маршируют.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Славны были наши деды!»

    Слайд 2

    Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваши деды? Наши деды – славные победы! Вот где наши деды! 2. Солдатушки, бравы ребятушки, Кто же ваши отцы? Наши отцы — русски полководцы, Вот кто наши отцы! 3. Солдатушки, бравы ребятушки Кто же ваши жены? Наши жены — пушки заряжены, Вот кто наши жены! 4. Солдатушки, бравы ребятушки, Кто же ваши детки? Наши детки — штык и пуля метки, Вот кто наши детки! 5. Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваша слава? Наша слава — русская держава, Вот где наша слава!

    Слайд 3

    Славны были наши деды, Помнит их и швед, и лях! Их парил орёл победы На полтавских на полях. Знамя их полка пленяет Русский штык наш боевой, Он и нам напоминает, Как ходили деды в бой! 3 6 3 2 | 1 2 1 0 | f6 1 0 2 | 3 3 3 : ||

    Слайд 4

    о к а н т р е с т р м р ш с е п я р у б а 3. На военных парадах солдаты шагают под звучание духового … 1. Какой жанр основан на шаге? 2. В каком жанре главное – певучая мелодия? 4. Какой медный духовой инструмент есть в военном оркестре? 1 2 3 4

    Слайд 5

    Кант (от латинского cantus) –пение, песня В России появился в 17 веке как вид городской песни. Темы: лирические, о природе, застольные, шуточные, походные… При Петре I исполнялись хорами певчих во время празднеств и триумфов. Виват – да здравствует!

    Слайд 6

    1. Я на свете недавно живу И историю знаю по книжкам, Но зато про большую войну Я живые рассказы слышу. Есть на свете один человек, Он всегда говорит мне правду. И в душе остаётся след, - Остаётся со мной мой прадед! Припев: Прадедушка, прадедушка, он всю прошёл войну, От Волги и до самого Берлина. Прадедушка, прадедушка, он защищал страну, Он защищал жену свою и сына! Прадедушка, прадедушка, он жизнью рисковал, Чтоб опять запели в небе птицы, И стало небо голубым, и смех не угасал, И чтобы мне на белый свет родиться, И чтобы мне на белый свет родиться! 2. Он так рано ушёл на войну, Был как я он в военные годы, Побывать довелось и в плену, И пройти сквозь огонь и воду. У меня всё ещё впереди, И свой путь выбирать мне надо. Но хочу я его пройти, Как по жизни прошёл мой прадед! Припев.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок. ИЗО-Музыка. Тема: "Героическое прошлое нашего народа в произведениях музыки и изобразительного искусства"

    Данный урок позволяет на примере произведений музыки, живописи раскрыть нравственные понятия, связанные с любовью к Родине....

    Музыкально-историческая игра "Славны были наши деды"

    Игра  в рамках Года Истории по историческим событиям России и музыкальным произведениям, в основе которых лежат тэти события....

    План-конспект урока на тему: "Какой была наша планета?"

    В предлагаемом конспект автор задался целью показать урок по данной теме. Урок носит комбинированный характер. Упор сделан на материалы М.З.Биболетовой...

    Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

    Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

    Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

    Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

    Урок музыки в 5 классе. "Портрет в музыке и Изобразительном искусстве. Скрипка" Программа по музыке Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

    Слайд № 1. Тема урока .Слайд № 2-3 К какому жанру изобразительного искусства относятся эти картины? Что на них изображено?Слайд № 4. Проблема урока.Слайд № 5.На картине Ботиччини один из ангелов играе...