КТП по литературе 8 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс)

Елена Владимировна Скрыльникова

календарго-тематическое планирование 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_8_klass.docx58.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / Автор-составитель: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В. А. Чалмаев,- 6-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2020г. Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по литературе.

При составлении программы руководствовались:

1.Законом «Об образовании в Российской Федерации», п.2 ст. 28 №273-ФЗ от 29.12.12, Приказом Минобрнауки России от 30.08. 2013 №1015 «Об утверждении порядка деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования», Приказом Минобрнауки №1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 п.18.2.2.

2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, приказа Министерства   образования и науки России  от17.12.2010 №1897 (редакция от 31.12.2015) « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного образования»

 3.Уставом МБОУ Щедровская ООШ и локальным актом МБОУ Щедровская ООШ       «Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин, программ         внеурочной деятельности» приказ №123 от 24.08.2018г.

Рабочая программа является гибкой по своей структуре.

В учебном плане МБОУ Щедровская ООШ на изучение учебного предмета литература в 7 классе отводится 2 часа в неделю- 70  часов в год. Так как, согласно календарному учебному графику  на 2021-2022 учебный год (приказ № 88 от 26.08.2021 и расписанию уроков 2021-2022 учебный год (приказ № 89 от 26.08.2021), час программы выпадает на 23 февраля 2022 года, который  является  нерабочим днем, то рабочая программа по литературе в 8 классе рассчитанная на 70 часа будет выполнена и освоена за 69 часов в полном объеме  за  счет уплотнения учебных тем* (см раздел «Примечание»)

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

● формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

● обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

● развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Цели обучения:

 ● воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

● развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

● освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

● овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Для достижения поставленных целей используются личностно-ориентированный и деятельностный подходы.

Планируемые результаты

Ученик научится:

•  осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;

различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорное произведение и его интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях произведений  русской литературы;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

 • выразительно читать;

• сопоставлять произведения смежных жанров (былина и предание, былина и миф, былина и волшебная сказка и т.п.);

характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).

Содержание учебного предмета

Введение (1ч)

Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество (2ч)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы (2ч)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальны, представления).

Из литературы XVIII века (6ч)

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Из литературы XIX века (30ч)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему 00 ществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтичсски-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальныепредстаиления), романтическая поэма (начальные представлсния).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (начальны!! представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Из русской литературы XX века (20ч)

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженноси. и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание). Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина —- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы (6ч)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Тематическое планирование

Раздел

Кол –во

часов

Кол-во контрольных

работ

Планируемые предметные результаты

1

Введение (1 час)

Своеобразие курса литературы в 8 классе.

Ученик научится:

— характеризовать структуру учебника и его содержание;

— высказывать личные соображения относительно включения в учебник отдельных произведений, самостоятельно прочитанных учащимися;

— определять сущность понятий творчество, творческий процесс;

— давать письменный ответ на вопрос.

2

Из устного народного творчества

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне»,

«Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка»,

«Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»).

Ученик научится:

— интонировать и правильно произносить текст исторической песни;

— выявлять основные мотивы песни;

— отличать историческую песню от других жанров фольклорной песни;

— характеризовать песенный сюжет;

— правильно записывать фольклорные произведения от их носителей и исполнителей;

— самостоятельно в различных источниках (в том числе в Интернете) находить фольклорные тексты своего региона, классифицировать и характеризовать их.

3

Из древнерусской литературы

«Житие Сергия Радонежского»

 «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского»

Ученик научится:

— характеризовать особенности житийного жанра;

— определять тематику житийных произведений;

— выявлять и формулировать идейное содержание житийных произведений;

— характеризовать образы Бориса, Глеба, Сергия Радонежского в древнерусской литературе и изобразительном искусстве.

4

Из русской литературы XVIII века

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Стихотворения: «Памятник», «Вельможа»

Ученик научится:

— определять значение непонятных слов по контексту или с помощью словаря;

— интонировать и выразительно читать оду;

— определять мотивы стихотворения и его художественную идею;

— сопоставлять портреты Г.Р. Державина различных художников и формулировать микровыводы;

— готовить сообщение «Памятники Г.Р. Державину»

Н.М. КАРАМЗИН

Повесть «Бедная Лиза»

Ученик научится:

— характеризовать образ Н.М. Карамзина на основе материалов статьи учебника и портретов писателя, созданных русскими художниками;

— характеризовать сюжетную линию повести;

— осуществлять художественный пересказ текста;

— выразительно читать монологи героев;

— составлять план характеристики образов (Эраст, Лиза);

— определять отличие сентиментализма от классицизма;

— писать сочинение по личным впечатлениям.

5

Из русской литературы XIX века

В.А. Жуковский «Лесной царь», «Море», «Невыразимое»

 К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»

33ч

Ученик научится:

— выразительно читать стихотворения, относящиеся к романтизму;

— определять жанр баллады, элегии, идиллии;

— находить в тексте балладные элементы;

— анализировать текст баллады;

— анализировать текст идиллии;

— сопоставлять балладу В.А. Жуковского «Лесной царь» с балладой К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» и формулировать микровыводы;

— отбирать материал и составлять сценарий литературно-музыкального вечера.

А.С. ПУШКИН

 Стихотворения: «И.И. Пущину», «Бесы». «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая дама» (обзор). Роман «Капитанская дочка»

Ученик научится:

— определять жанры лирики А.С. Пушкина;

— проводить исследовательскую работу с поэтическим текстом и фрагментом прозы;

— выразительно читать лирику А.С. Пушкина (вариативная интерпретация в чтении);

— готовить сообщение (история создания «Капитанской — составлять цитатный план;

— готовить ответ по плану;

— определять темы и мотивы романа;

— определять своеобразие романа «Капитанская дочка» как художественно-исторического произведения;

— формулировать художественную идею романа;

— характеризовать систему образов романа;

— писать сочинение в форме эссе;

— отбирать материал и готовить в микроколлективе сценарий КТД.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

 Поэма «Мцыри»

Ученик научится:

— комментировать портреты М.Ю. Лермонтова, созданные различными художниками;

— правильно интонировать и выразительно читать фрагменты поэмы;

— готовить сообщение о творческой истории «Мцыри»;

— характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

— сопоставлять образ Кавказа в картинах М.Ю. Лермонтова с его изображением в поэме;

— выражать личное отношение к поэме;

— определять художественную идею поэмы;

— представлять устное сочинение;

— участвовать в создании слайдовой презентации и в подготовке КТД.

Н.В. ГОГОЛЬ

 Комедия «Ревизор»

Ученик научится:

— характеризовать своеобразие личности Н.В. Гоголя, нашедшей отражение в его портретах;

— выразительно читать фрагменты комедии по ролям;

— участвовать в инсценировании фрагментов комедии;

— характеризовать композицию и фабулу пьесы;

— отмечать своеобразие гоголевской комедии в сопоставлении с комедией Д.И. Фонвизина «Недоросль»;

— характеризовать психологические портреты персонажей комедии;

— определять конфликт в комедии;

— выявлять и формулировать проблематику и художественную идею комедии;

— выявлять социальную сущность чиновничества в пьесе;

— готовить сообщение о сценической истории «Ревизора», об экранизациях пьесы;

— участвовать в подготовке и проведении КТД.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Повесть «Ася».

Ученик научится:

— сопоставлять портреты И.С. Тургенева, созданные разными художниками;

— выявлять сюжет и фабулу повести;

— выразительно читать лирическую прозу;

— сопоставлять образы главных героев повести и формулировать микровыводы;

— определять художественную идею произведения;

— принимать участие в дискуссии;

— давать развернутый письменный ответ на вопрос.

Н.А. НЕКРАСОВ

Стихотворения  «Внимая ужасам войны...»,  «Зеленый Шум».

Ученик научится:

— составлять тезисный план для ответа по биографии Н.А. Некрасова;

— выявлять общность мотивов и различные способы их раскрытия в рассказе Л.Н. Толстого и стихотворении Н.А. Некрасова;

— выразительно читать стихотворения Н.А. Некрасова;

— создавать устно иллюстрацию к стихотворению («Если бы художником был я…»);

— анализировать одно из произведений поэта (комплексный анализ поэтического произведения).

А.А. ФЕТ

Стихотворения  «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир

от красоты...», «Учись у них: у дуба, у березы...»

Ученик научится:

— готовить сообщение о жизни А.А. Фета;

— выразительно читать стихотворения о природе;

— составлять цитатный план к сочинению;

— составлять тезисы к сочинению;

— выявлять художественную идею стихотворений А.А. Фета;

— подбирать материал и участвовать в проведении КТД.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Пьеса-сказка «Снегурочка»

(фрагмент)

Ученик научится:

— самостоятельно читать сцены из пьесы;

— выразительно читать по ролям;

— готовить сообщение «Снегурочка в устном народном творчестве»;

— записывать основные положения рассказа учителя;

— устанавливать связи между литературными и музыкальными произведениями («“Снегурочка” в искусстве»).

Л.Н. ТОЛСТОЙ

 Главы из повести  «Отрочество» Рассказ «После бала».

Ученик научится:

— выразительно читать, в том числе и по ролям;

— выявлять темы и мотивы автобиографической повести;

— определять личное отношение к изображаемым событиям;

— участвовать в дискуссии;

— видеть второй план в рассказе «После бала»;

— выявлять художественную идею рассказа;

— характеризовать образы Ивана Васильевича, Вареньки, роль рассказчика в произведении;

— готовить материал для сочинения-рассуждения;

— участвовать в создании рисунков к «Отрочеству» и рассказу «После бала».

Из русской литературы XX века

М. ГОРЬКИЙ

 Рассказы «Макар Чудра», «Мой спутник» (обзор).

19ч

Ученик научится:

— выразительно читать фрагменты рассказа;

— выявлять конфликт в произведении;

— характеризовать образ героя и рассказчика;

— определять художественную идею произведения;

— высказывать личное отношение к событиям и поведению героя;

— составлять цитатный план для сочинения-рассуждения;

— составлять сопоставительную таблицу и формулировать микровывод;

— участвовать в КТД.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стих В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Ученик научится:

— готовить сообщение о Маяковском и его работе в «Окнах РОСТа»;

— самостоятельно выявлять основной конфликт лирического стихотворения Маяковского;

— формулировать микровыводы;

— правильно интонировать и выразительно читать стихотворение;

— характеризовать образно-выразительный строй стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;

— определять художественную идею стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;

— высказывать и аргументировать личное отношение к стихотворению;

— готовить вопросы к литературной викторине.

О серьезном — с улыбкой (сатира начала ХХ века)

Н.А. Тэффи «Свои и чужие». М.М. Зощенко «Обезьяний

язык».

Ученик научится:

— самостоятельно готовить материал для сообщения;

— составлять словарь речи персонажа (по одному из предложенных рассказов);

— записывать основные положения лекции учителя;

— формулировать микровыводы;

— устанавливать связи между сатирическими рассказами Н.А. Тэффи, М.М. Зощенко и произведениями Н.В. Гоголя, А.П. Чехова;

— формулировать идею сатирических произведений Н.А. Тэффи и М.М. Зощенко.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ Стихотворения: «Я не ищу гармо-

нии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка»

Ученик научится:

— выразительно читать стихотворения Н. Заболоцкого;

— определять темы и мотивы лирических произведений поэта;

— формулировать микровыводы и выводы;

— записывать основные тезисы по материалам урока;

— самостоятельно готовить материал и писать сочинение-рассуждение «Что есть красота?..»

— участвовать в подготовке и проведении КТД.2

М.В. ИСАКОВСКИЙ

 Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы».

Ученик научится:

— устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи при работе с текстами М.В. Исаковского;

— выявлять темы и мотивы лирики поэта;

— определять художественную идею произведений;

— выявлять фольклорные традиции в лирике при исследовательской работе с текстом;

— готовить материал и участвовать в КТД.

В.П. АСТАФЬЕВ

Рассказ «Фотография,

на которой меня нет».

Ученик научится:

— соотносить жизнь страны и судьбу членов семьи;

— выразительно читать фрагмент рассказа;

— проводить исследовательскую работу с текстом;

— определять значение названия рассказа в его образно-художественной системе;

— формулировать художественную идею рассказа;

— готовить материал и участвовать в КТД.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ  

Главы из поэмы «За далью — даль»

Ученик научится:

— определять жанр поэмы «За далью — даль»;

— выявлять темы и мотивы в сюжете поэмы;

— самостоятельно анализировать одну из глав;

— комментировать иллюстрации к поэме;

— выразительно читать фрагмент поэмы;

— характеризовать образ автора-рассказчика;

— принимать участие в подготовке и проведении КТД.

В.Г. РАСПУТИН

Повесть «Уроки французского»

Ученик научится:

— характеризовать сюжет рассказа;

— характеризовать образы центральных и второстепенных персонажей;

— сопоставлять образы рассказа с иллюстрациями;

— характеризовать образ рассказчика;

— составлять цитатный план;

— определять фабулу рассказа;

— формулировать художественную идею рассказа;

— готовить устное сочинение «Уроки на всю жизнь».

— готовить сообщение об экранизации повести.

Из зарубежной литературы

У. ШЕКСПИР

 Трагедия «Ромео и Джульет-

та» (фрагменты).

Ученик научится:

— составлять тезисы,

— записывать выводы,

— выступать с сообщением;

— формулировать художественную идею трагедии;

— устанавливать связи между литературным источником и произведениями других видов искусства.

М. СЕРВАНТЕС

Роман «Дон Кихот»

Ученик научится:

— участвовать в беседе и дискуссии о соотношении мечты и действительности;

— устанавливать связи между литературным героем и его отражением в разных видах искусства;

— сопоставлять героев-антагонистов (Дон Кихот и СанчоПанса);

— раскрывать смысл понятия «вечный образ».

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Дата

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во часов

Вид и формы

контроля

Примечание

по плану

фактическая

1

1.09

Художественная литература и история

1

текущий

Устное народное творчество

2

2.09

Исторические песни. Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне».

1

текущий

3

8.09

Исторические песни XVII века. «Плач Ксении». «Возвращение Филарета».

1

текущий

4

9.09

Песни о Степане Разине.  20-е годы XVII- начало XVIII века. Солдатские песни XVIII        -XIX века

1

текущий

Из древнерусской литературы

        

5

15.09

«Житие Сергия Радонежского

1

текущий

6

16.09

«Слово о Русской земли...»

1

текущий

7

22.09

«Житие Александра Невского»

1

текущий

8

23.09

Конкурс рефератов

1

текущий

Из литературы 18 века        

9

29.09

Г. Р. Державин  - поэт и государственный чиновник. Стихотворение «Вельможа» (самостоятельная работа)

1

текущий

10

30.09

Р. Г. Державин «Памятник»

1

текущий

11

6.10

Краткие сведения о Н.М. Карамзине. Карамзин и Пушкин

1

текущий

12

7.10

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

1

текущий

13

13.10

Повесть «Бедная Лиза». Образ Эраста.

1

текущий

14

14.10

Основная проблематика и тематика повести «Бедная Лиза».

1

текущий

15

20.10

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Романтизм

1

текущий

Из литературы 19 века

16

21.10

В.А. Жуковский. Анализ баллады «Лесной царь».

1

текущий

17

27.10

В.А. Жуковский. Анализ стихотворений «Невыразимое», «Море».

1

текущий

18

28.10

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»  (самостоятельная работа)

1

текущий

19

10.11

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «19 октября» (1825)

1

текущий

20

11.11

«Песни о Стеньке Разине» (самостоятельная работа)

1

текущий

21

17.11

«Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе (анализ 1 —2 глав)

1

текущий

22

18.11

Порядки в Белогорской крепости. Петр Гринев в испытаниях любовью и «дружбой»  (анализ 3—5 глав)

1

текущий

23

24.11

Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе (анализ 6—14 глав)

1

текущий

24

25.11

Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе (анализ глав)

1

текущий

25

1.12

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Смысл эпиграфа к поэме

1

текущий

26

2.12

Художественная идея поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

1

текущий

27

8.12

Краткие сведения о Н.В. Гоголе. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. Знакомство с афишей комедии

1

текущий

28

9.12

«Сборный город всей Темной стороны». Анализ первого действия

1

текущий

29

15.12

Хлестаков и городничий. Анализ второго действия

1

текущий

30

16.12

Хлестаков - «вельможа» и «значительное лицо». Анализ третьего действия

1

текущий

31

22.12

Хлестаков — ревизор. Анализ четвертого действия. Художественная идея комедии. Анализ пятого действия

1

текущий

32

23.12

Речь как средство создания образов героев комедии. Новаторство Н.В. Гоголя. Подготовка к сочинению «Характеристика речи героев комедии»

1

текущий

33

12.01

Краткие сведения об И. С. Тургеневе

1

текущий

Уплотнение тем

Рассказ «Ася». Господин Н. Н. и Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести

34

13.01

Композиция повести. Образ Аси

1

текущий

35

19.01

Образ природы. Тема рока в повести. Подготовка к сочинению

1

текущий

36

20.01

Краткие сведения о Н.А. Некрасове. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...»

1

текущий

37

26.01

Н.А. Некрасов «Зеленый Шум». Подготовка к сочинению картине А.А. Рылова «Зеленый шум»

1

текущий

38

27.01

Краткие сведения об А.А. Фете. «Целый мир от красоты...»

1

текущий

39

2.02

«Учись у них — у дуба, у березы...»

40

3.02

Краткие сведения об А.Н. Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке

1

текущий

41

9.02

Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе А.Н.  Островского

1

текущий

42

10.02

Защита рефератов

1

текущий

43

16.02

Краткие сведения о Л.Н. Толстом. «Отрочество»

1

текущий

44

17.02

Л.Н. Толстой «После бала». История создания. Анализ первой части рассказа

1

текущий

45

24.02

«После бала». Анализ второй части рассказа

1

текущий

Из литературы 20 века

46

2.03

М. Горький «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности. Специфика романтического рассказа. Своеобразие ранней прозы М. Горького

1

текущий

47

3.03

М. Горький «Мой спутник». Образ Шакро и рассказчика. Проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал.

1

текущий

48

9.03

Краткие сведения о В.В.  МаяковскомПоэт и толпа в стихах В. Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям»

1

текущий

49

10.03

Краткие сведения о Н.А. Тэффи. Темы творчества

1

текущий

50

16.03

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»

1

текущий

51

17.03

М.М. Зощенко. Большие проблемы«маленьких людей». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказов

1

текущий

52

30.03

М.М. Зощенко «Обезьяний язык»

1

текущий

53

31.03

Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. Темы лирики 1940-1950-х годов

1

текущий

54

6.04

Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе...»

1

текущий

55

7.04

Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Старая актриса»

1

текущий

56

13.04

М.В. Исаковский «Катюша»

1

текущий

57

14.04

М.В. Исаковский «Враги сожгли родную хату...». М.В. Исаковский «Три ровесницы» (самостоятельная работа)

1

текущий

58

20.04

Краткие сведения об А.Т. Твардовском. «За далью— даль». История создания поэмы. Анализ первой главы

1

текущий

59

21.04

А.Т. Твардовский «За далью— даль». Анализ главы «Огни Сибири»

1

текущий

60

27.04

Краткие сведения о В.П. Астафьеве. «Последний поклон». Тема человека и истории в произведении

1

текущий

61

28.04

Проблема нравственной памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Образ рассказчика

1

текущий

62

4.05

Краткие сведения о В.Г. Распутине. XX век на страницах прозы В.Г. Распутина

1

текущий

63

5.05

Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского

1

текущий

64

11.05

Центральный конфликт повести

1

текущий

Из зарубежной литературы

65

12.05

Эпоха Возрождения. Краткие сведения об У. Шекспире. История сюжета и прототипы героев трагедии «Ромео и Джульетта»

1

текущий

66

18.05

Идеалы Возрождения в трагедии «Ромео и Джульетта». Проблематика трагедии

1

текущий

67

19.05

Краткие сведения о М. Сервантесе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея.

1

текущий

68

25.05

Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство

1

текущий

69

26.05

Я расскажу о……

1

текущий

уплотнение тем

Читаем летом

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX веков;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных

направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения

по истории и теории литературы( тематика, проблематика, нравственный пафос,

система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства

языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного

произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных

литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы

русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы

литературного произношения;

- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на

литературные темы.

- соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы,

находить сходные черты и национально-обусловленную художественную специфику

их воплощения;

- самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного

текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;

- создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной

литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства

русского языка;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом

норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их

эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Задачник-практикум по литературе класс

Практические задания по литературе  класс...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...