Урок литературы в 7 классе. Ю. П. Казаков. “Тихое утро”. Герои рассказа и их поступки.
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Рябова Ольга Васильевна

Урок литературы по произведению Ю.П.Казакова "Тихое утро" с использованием следующих технологий: проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, игровая. Прилагается самоанализ урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема урока: Ю. П. Казаков. “Тихое утро”. Герои рассказа и их поступки.

Класс: 7

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-практикум.

Технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, игровая.

Цель: обучение анализу произведения “вслед за автором”, повторение и закрепление теоретико-литературных понятий;

Задачи:

образовательные: учить анализировать рассказ, выявлять причины поступков героев, повторить и закрепить теоретико-литературные понятия о рассказе;

 развивающие: развивать умение логически мыслить, высказывать свое мнение, аргументировать его, делать выводы; развивать интерес к литературе, творческие способности и воображение учащихся;

воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на содержание прочитанного произведения.

Ход урока.

I.  Слово учителя

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для вас именем. Писатель Ю.Казаков.

 Перед нами портрет писателя.

Всмотримся в это умное и доброе лицо, не пропустим глубокого взгляда, устремлённого к нам, и позы погружённого в раздумья человека…

Давайте предоставим слово самому автору.

(сообщение ученика из автобиографии Казакова).

Учитель.

Юрий Павлович Казаков был очень добрым и отзывчивым человеком. Он нежно относился к людям, порой стесняясь своей нежности и пряча её за напускной суровостью.
У Казакова немало рассказов о детях и для детей. Они притягивают искренностью интонации, увлекательностью, радостным удивлением перед чудом живой жизни.

-  Дома вы прочитали рассказ Ю.Казакова, который называется “Тихое утро”. Чего ждали от рассказа с таким названием?

-  Поделитесь своими впечатлениями о рассказе.

II. Сообщение темы и цели урока. Постановка проблемы.

Какими же качествами нужно обладать, чтобы называться человеком? Что лежит в основе человеческого поведения?

Почему писатель выбрал такое название? Соответствует ли оно содержанию рассказа?

Давайте сегодня еще раз перечитаем этот рассказ, чтобы найти ответ на наши вопросы и получить для себя важные нравственные уроки.

iii. Повторение теоретических знаний о рассказе.

Начнем с того, что вспомним, что такое рассказ, как он строится.

На доске схема рассказа.

Дома вы составляли план рассказа и готовили пересказ отдельных фрагментов.

IV. Анализ рассказа.

Фрагмент 1. Ранним утром.

- Как озаглавили?

- Расскажите,  с какого описания начинается рассказ Ю. П. Казакова “Тихое утро”. Прочитаем описание деревни.

-  Соответствует ли это описание в самом начале   названию произведения?

- Предвещает ли это описание что-то тревожное?

- Началось ли действие в рассказе?

- А как же называется этот элемент рассказа?

Фрагмент 2. Яшка будит Володю.

-  Когда   происходит завязка действия? Как озаглавим?

- Расскажите, какими мы видим героев в начале рассказа.

- Как ведет себя Яшка? Володя? Какие отношения складываются между мальчиками?

(Яшка: встал на час раньше, червяков накопал, удочки притащил…. А Володя …)

-  Подтвердите примерами из текста.

- Почему Яшка идет на рыбалку с Володей?

Фрагмент 3. По дороге на рыбалку.

-  Как озаглавили следующий эпизод рассказа?

-  О чем разговаривают ребята по дороге на рыбалку?

- Чем отличается поведение Яшки по дороге к реке от поведения Володи?

- По каким признакам Яшка узнавал, что летят утки, звенят дрозды?

- Давайте прочитаем этот фрагмент рассказа.  (стр. 186).

- Прочитайте описание реки.

- Как озаглавили следующий эпизод?

 Фрагмент 4. Ловля рыбы.

 - Опишите   процесс ловли рыбы у омута (пересказ).

-  Как ведет себя Яшка во время рыбной ловли?  

-  Всегда ли все получается у Яшки во время рыбалки?

 Почему поведение Володи только раздражает Яшку? Прав ли он в своем гневе на “ недотёпу чёртову”?

- Ловили ли вы сами когда-нибудь рыбу? Совпадают ли ваши воспоминания с прочитанным в рассказе?

— Как до поимки Яшкой леща развивается действие?
 
(Спокойно, неторопливо; обстоятельно описываются автором и дети, и их
  мысли и чувства, и окружающая природа.)

V. Давайте сейчас подытожим наши наблюдения и попробуем составить свое мнение о характерах героев. Запишем в таблицу.

Яшка

Володя

Волевой, ловкий, энергичный

Скромный, сдержанный

Язвительный, грубый, хвастун

Честный, любознательный

Знаток природы

Не уверенный в себе

Не признает своих ошибок

Любит природу

- Похожи ли ребята? Можно ли их назвать друзьями?

 - Какое испытание приготовила судьба для Яшки и Володи?

Как называется самый напряженный момент рассказа?

- Как озаглавили?

Фрагмент 5. Володя тонет.

-  Прослушаем пересказ этого эпизода.

- Как повел себя Яшка, осознав, что московский мальчик тонет?

- Только ли страх владеет мальчиком в эти минуты7

- Что же побеждает в нем в самое трудное мгновение?

- «…некому было крикнуть о помощи…»

-  Давайте прочитаем этот драматичный момент рассказа. (стр.192).

Фрагмент 6. Яшка спасает Володю.

- Почему Володя опять стал тонуть?

 - Что победило в Яшке – чувство товарищества или   закон самосохранения? Как вы думаете, почему?

- Тогда зачем   он снова кинулся спасать Володю? Может быть, он боялся, что его осудят, если москвич погибнет? Или им двигали совсем иные чувства?

Учитель читает фрагмент на стр. 193.

- Как озаглавили следующий фрагмент?


Фрагмент 7 После спасения.

— Что переживают мальчики после спасения Володи? Почему вдруг Яшка так полюбил
  спасенного?  Перечитаем.

—  Прочитайте, как передает   автор изменение психологического состояния – сначала Яшки, затем Володи?
  Правдоподобно ли у него это получилось?

Изменилось ли ваше отношение к Яшке? О чем говорят его слезы?

- Какие черты характера героев мы можем добавить в нашу таблицу?

Яшка – добрый, готов прийти на помощь, сердечный.

-  Когда   происходит развязка действия сюжета?
  Зачитайте это место. (Рыдающие мальчики.)

- Давайте попробуем заглянуть в будущее героев: какими они вырастут людьми? Станут ли они друзьями?

-  Чем завершается рассказ? Как вы думаете, почему именно так?

VI. Итоговая беседа.

-  Какие нравственные уроки можно вынести из рассказа Ю. П. Казакова “Тихое утро”?
 Изменилось ли ваше понимание смысла названия рассказа “Тихое утро”?

Учитель.  Юрий Казаков обладал замечательным даром просто и бесхитростно говорить о важных и сложных проблемах человеческой жизни, давать свои ответы на вечные вопросы: зачем и как должен жить человек? Что главное в его жизни?

Но говоря о серьёзном, писатель настолько мастерски умеет увлечь нас динамичным ходом событий, убеждённостью в важности происходящего, что мы и не замечаем, как ненавязчиво автор раскрывает нам свою душу, своё представление о мире и человеке.


Известно, что в каждом произведении есть масса мелких подробностей, деталей, каждая из которых выполняет важную роль в тексте. Давайте проверим, как вы запомнили эти подробности.

VII. Викторина «Дотошный ученик».

1. Кто проснулся раньше Яшки?  (Петух)

2. Откуда раздавались первые звуки в спящем еще селе? (Из кузницы).

3.Что больше всего привлекает внимание ребят по дороге на рыбалку? (Колодец).

4. Какой синоним находит автор для слова «колодец»? (сруб).

5. Пить воду из колодца Яшке не хотелось, но почему же он ее пьет?  Какое определение находит ей Володя?

5.Какая рыба ловится в омуте? (Сом, лещ, окунь, плотва, карась, щука, голавль, линь).

6. О каких птицах рассказывает Яшка? (Дрозд).

7. Что означает слово «куга»? (Осока).

8. Кто рассказал Яшке, что в бочаге (омуте) водятся осьминоги? (Мишка).

9.Как обзывает Яшка Володю? (Раскоряка).

VIII. Рефлексия. Выставление оценок.

- Что заинтересовало вас на уроке?

- Как вы оцените работу ваших товарищей?  Кому бы вы поставили оценки за урок? Почему?

IX. Домашнее задание. Подготовьте рассказ о трудных случаях из своей
  жизни, описав обстановку, настроение, состояние, чувства, которые пережили (стр. 195, вопрос 4), прочитать стр. 196.


 

Самоанализ урока литературы, проведенного в 7 классе учителем русского языка и литературы Рябовой О.В.

 Тема урока: Ю. П. Казаков. “Тихое утро”. Герои рассказа и их поступки.

Класс: 7

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-практикум.

Технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества.

Цель: обучение анализу произведения “вслед за автором”, повторение и закрепление теоретико-литературных понятий;

Задачи:

образовательные: учить анализировать рассказ, выявлять причины поступков героев, повторить и закрепить теоретико - литературные понятия о рассказе;

 развивающие: развивать умение логически мыслить, высказывать свое мнение, аргументировать его, делать выводы; развивать интерес к литературе, творческие способности и воображение учащихся;

воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности  к слову, развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на содержание прочитанного произведения.

Цель урока реализовывалась через работу с рассказом Ю.П.Казакова «Тихое утро», выяснение темы и идеи рассказа, художественных средств, которые использовал автор.     Развитие речи осуществлялось через различные виды чтения на уроке, монологические ответы, ответы на вопросы учителя.

Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) происходило во время работы с текстом, при анализе поведения героев, подведении итогов урока.

 На данном занятии реализовывались важные для современного урока литературы подходы:

текстоориентированный: работа с художественным текстом; монологический ответ;

 проблемный, коммуникативно-деятельный: работа с текстом; эвристическая беседа;

организация деятельности учащихся: при выполнении коллективной работы с текстом;

личностно-ориентированный подход реализовывался через внимание к речи одноклассников, обучению связной речи.

 

Организационная структура урока.

В начале урока учитель настроил учащихся на работу. Ученик выступил с сообщением, используя материал из автобиографии писателя. Учащиеся поделились своими впечатлениями о прочитанном дома рассказе. В ходе краткого диалога возникла проблемная ситуация: были поставлены вопросы, ответы на которые нужно было найти на уроке.

Основной этап урока состоял из работы с текстом рассказа Ю.Казакова.

 Дома учащиеся должны были прочитать рассказ, составить его план, подготовить фрагменты для выборочного художественного пересказа. Учитель выбрал прием анализа рассказа вслед за автором. В ходе эвристической беседы учащиеся анализировали поведение героев рассказа и их поступки, доказывали свое мнение, зачитывая фрагменты текста, находя границы эпизодов.

 Итоги своих наблюдений за поступками героев были оформлены в таблицу, составляя которую ребята убедились, насколько разные эти мальчики, Яшка и Володя. Отдельные фрагменты рассказа ребята зачитывали, пересказывали, в работе активно участвовали многие учащиеся. Так постепенно на уроке учащиеся переходили от восприятия поступков героев к уяснению психологических мотивов и внутренних побуждений их поведения и поступков.

На уроке прослеживалась четкая логическая связь между его этапами, время распределено рационально. Проводилась работа по закреплению теоретических понятий о рассказе. Учащиеся определяли в рассказе основные элементы композиции рассказа.

В итоговой беседе учитель обобщил наблюдения учащихся по работе с текстом, учащиеся попробовали заглянуть в будущее героев. Затем учитель предложил ребятам игру «Дотошный читатель», с помощью которой были выявлены самые внимательные читатели рассказа.

Итог урока был подведен, ребята высказали свое мнение о том, что им запомнилось на уроке. Учитель предложил учащимся самим оценить работу одноклассников на уроке и обосновать свое мнение и только после этого выставил оценки. Атмосфера на уроке была доброжелательной, эмоциональной.

Учитель                 Рябова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"

Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . А.С. Пушкин "Зимнее утро"

Данный рабочий лист содержит разноуровневые задания....

Дистанционный урок литературы. 7 класс. Ю. П. Казаков. "Тихое утро"

Материал для самоподготовки семиклассников в условиях дистанционного обучения....

Дидактический материал. Карточки по теме "Простые и сложные предложения" для учащихся 9 класса (Ю.П. Казаков "Тихое утро")

Карточки предназначены для обучающихся 9 класса. Из произведения Ю.П. Казакова "Тихое утро" взяты простые предложения с однородными членами, бессоюзные сложные предложения, сложносочинённые ...

Урок литературы 9 класс. Тема: "Перекрёсток нравственных дорог жизни" (по рассказу А. Солженицына "Матрёнин двор").

Автобиографическая основа рассказа «Матренин двор». Знакосмтво с Матрёной Васильевной....