КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Булгаков «Собачье сердце».
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Ахмедина Гульназ Абдрахмановна
КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Булгаков «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины». Тип урока: урок знакомства с новым учебным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sobache_serdtse_m._bulgakov_1.docx48.51 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Булгаков «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины».

Тип урока: урок знакомства с новым учебным материалом.

Цели: проанализировать текст, понять позицию автора, тему, идею произведения, рассмотреть систему образов в произведении, научиться составлять характеристику героев, привить интерес к изучению творчества М.Булгакова, а также к изучению русской литературы 20 века.

Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийное оборудование, книга с текстом повести, раздаточный материал.

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент. Подготовка учащихся на основном этапе урока.

Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Давайте поделимся своим хорошим настроением с соседом по парте и улыбнемся ему. Сегодня отличный день, ведь сегодня мы начинаем изучать новую тему. Она будет познавательной и очень интересной, это я вам обещаю.

(Учащиеся приветствуют учителя. Улыбаются соседу по парте и настраиваются на работу на уроке.)

Личностные;

Регулятивные

  1. Усвоение новых знаний и способов действия.

Мы начинаем изучать творчество русского писателя и драматурга, автора множества произведений, которые на сегодняшний день считаются классикой русской литературы. По мотивам его произведений снято множество фильмов, а фразы из его романов разлетаются на афоризмы и цитируются до сих пор. Но его имя, я надеюсь, вы скажете мне сами, прослушав несколько известных и интересных фактов из его биографии:

1.Он начал писать с самого раннего детства. Первое творение с названием «Похождения Светланы» было написано им в семь лет.

2.С отличием окончил медицинский факультет Киевского университета и подавал рапорт о назначении его врачом на флот, но не прошел медкомиссию из-за почечной недостаточности.

3. С 1917 года, когда работал врачом возле линии фронта, он приобрел пагубную привычку к употреблению морфия.

4.В 1926 году силовики во время обыска изъяли у него рукопись одного из самых известных романов и личный дневник. Через несколько лет дневник вернули, и автор немедленно его сжег, но до наших дней дошла копия этого документа, снятая на Лубянке.

5.Советская пресса последовательно и жестко критиковала как его творчество, так и его самого. По подсчетам самого писателя, за 10 лет в различных газетах и журналах вышло 298 разгромных рецензий на его произведения и только 3 положительных. Критиками выступали именитые чиновники и литераторы, например, Владимир Маяковский.

6.Умер от болезни почек в 48-летнем возрасте. На его могиле установлен черный надгробный камень, первоначально лежавший на месте упокоения Николая Гоголя.

Надеюсь, вы уже догадались, о каком писателе идет речь.

Вы правы, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. (На слайде появляется портрет М. А. Булгакова) Какие произведения этого писателя вам известны?

На летние каникулы вам было задано прочитать повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце». Надеюсь, вы все прочитали. Это так?

А вы знали, что это произведение было написано в 1925 году, а опубликовано в России лишь в 1987?

А почему так случилось, нам сейчас расскажут. (Учитель вызывает заранее подготовленного ученика с докладом об истории создания и издания произведения. На слайде появляется обложка книги «Собачье сердце»)

Спасибо! Теперь и вы знаете непростую судьбу «Собачьего сердца».

Сегодня на уроке мы будем выявлять замысел, тему, идею произведения, охарактеризуем главных героев повести и проанализируем сам текст «Собачьего сердца». Давайте откроем наши рабочие тетради и запишем тему урока: «М. А. Булгаков «Собачье сердце» - система образов произведения». Но это еще не все, в конце урока мы допишем несколько слов к теме этого урока.  (Тема урока дублируется на слайде)

(Ученики слушают учителя)

-Да, все эти факты о Михаиле Афанасьевиче Булгакове.

-«Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Морфий», «Собачье сердце» и т. д.

-Да.

-Нет.

Произведение Булгакова было написано в 1925 году. Всего за три месяца на свет родилось гениальное произведение, которое обрело впоследствии легендарное будущее и всенародную славу.

Оно готовилось к изданию в журнале «Недра». Прочитав текст, главный редактор, естественно, отказался печатать такую, откровенно враждебную к существующему политическому строю, книгу. В 1926 году на квартире у автора был совершён обыск и рукопись «Собачьего сердца» была изъята. В первоначальном варианте книга называлась «Собачье счастье». Чудовищная история”, позже она получила современное название.

Булгаковский сюжет становится едва ли не прикрытой пародией на правительственные круги и их политику. Писатель дважды выступал с чтением своей повести, впервые – на литературном собрании “Никитинские субботники”. После очередного выступления зал был в восторге, за исключением нескольких писателей-коммунистов.

При жизни автора его произведение не публиковалось, во многом из-за опального содержания, но была и другая причина. «Собачье сердце» впервые было опубликовано за рубежом, это автоматически «приговаривало» текст к гонениям на родине. В западные издательства попала весьма неточная рукопись. Впервые официально ее напечатали в 1968 году в немецком журнале «Грани». А также в журнале «Студент», который выпускался в Лондоне.

На родине произведение впервые было напечатано в 1987 году. Это случилось на страницах журнала «Звезда». Однако основой послужила все та же неточная копия, с которой повесть печаталась за рубежом. Позже исследователи подсчитают, что она содержала не менее тысячи грубых ошибок и искажений. Однако именно в таком виде до 1989 года печаталось «Собачье сердце». Исправила эту досадную неточность известный исследователь творчества Булгакова, текстолог и литературовед Лидия Янковская. В двухтомном издании избранных произведений Булгакова она первой напечатала оригинальный текст, который нам известен и сегодня.

(Ученики записывают тему урока в рабочих тетрадях.)

Регулятивные;

Познавательные;

Коммуникативные

  1. Первичная проверка понимания изученного.

А теперь перейдем непосредственно к тексту произведения. Сейчас мы проверим, внимательно ли вы читали повесть. Решите небольшой тест по произведению М. А. Булгакова «Собачье сердце».

 Тест:

  1. «...Вьюга в подворотне ревет мне отходную, и я вою с нею. Пропал я пропал!» Что стряслось с Шариком?

         А)  повар обварил его кипятком;

         В)  съел в столовой тухлой солонины;

         С)  попал в лапы спецслужбы.

  1.  «-Мы к вам, профессор, и вот по какому делу…»  Цель прихода домкома во главе со Швондером?

        А)  послушать лекцию о гипофизе;

        В)   «уплотнить» квартиру Преображенского;

        С)   арестовать жильца за контрреволюционные высказывания.

  1. «-Что такое ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы?» В каком случае, по мнению профессора, в его квартире наступит разруха?

         А)   если вместо работы он начнет петь хором;

         В)   если впустить туда пролетариев;

         С)   если там будет хозяйничать пес.

  1.  «Ну, что ж, пахнет известно. По специальности.» Работа Шарикова:

        А)   заведующий подотделом очистки от котов;

        В)   заведующий ветеринарной лечебницы;

        С)   наблюдатель от общества защиты животных.

  1.  «...и произносит контрреволюционные речи, и даже Энгельса приказал своей  социал-прислужнице Зинаиде Прокофьевне Буниной спалить в печке…» Способ устранения профессора Преображенского, выбранный Шариковым:

       А)    убийство;

       В)     компрометация на бытовой почве;

       С)     политический донос.

  1. «Он поднял левую руку и показал Филиппу Филипповичу откусанный с нестерпимым запахом кошачьей мочи шиш.» Судьба Шарикова:

     А)    его вновь превратили в собаку;

     В)    удушили;

     С)    заменили ему гипофиз на «более приличный.».

      Теперь, когда все закончили, я попрошу вас поменяться листочками с соседом по парте и проверить тест соседа по эталону, выведенному на слайде. Ключ:

1

2

3

4

5

6

А

В

А

А

С

А

      Если вы не найдете в работе ни одной ошибки, смело ставьте отметку «пять», если найдете одну или две ошибки то ставьте «четыре», если вы нашли три ошибки, не задумываясь ставьте отметку «три», а если в проверяемом вами тесте есть четыре и более ошибок, то ставьте отметку «два». Теперь меняйтесь листочками обратно, посмотрите, какую отметку за тест вы получили. Поднимите руки у когда четыре и больше ошибок, у кого три ошибки, у кого две или одна ошибка. Ребята, вам стоит внимательнее перечитать текст повести, тогда этот тест вы напишите лучше. А теперь поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки. Ребята, а вы молодцы. Вы отлично знаете текст произведения. Вы заслужили отличной оценки.

(Решают тест, меняются розданными листками и проверяют работу соседа по эталону.)

Познавательные;

Коммуникативные

  1. Закрепление новых знаний и способов действий.

Итак, вы прочитали повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце». Каково ваше впечатление от прочитанного?

   

О ком эта повесть?

Какое время изображено в повести?

Что наблюдает бездомный и безродный пес в послереволюционной       Москве? Как живут люди? Зачитайте ответ на вопрос из текста.

Кого можно считать главными героями повести? Кого, помимо главных героев, мы встречаем на станицах произведения?

(Примерные ответы учеников)

-Повесть мне понравилась тем, что в ней разворачиваются события, которые никогда не произойдут в реальной жизни, но на которые интересно было бы посмотреть.

-Меня произведение «Собачье сердце» заинтересовало тем, что оно повествует о нелегком времени в истории нашей страны.

-Эта повесть о гениальном докторе Филиппе Филипповиче Преображенском и его открытии.

-Это произведение о Шарикове, который стал научным экспериментом и о непростых последствиях его превращения и взаимодействия с разными людьми.

-В «Собачьем сердце» изображена Москва 1924 года, декабрь.

-С этой книге изображено время, когда власть захватили коммунисты, но еще осталась «белая» интеллигенция, как раз ее представителем и был доктор Преображенский.

(Читают отрывки из текста, отвечают на вопросы)

Негодяй в грязном колпаке – повар столовой нормального питания служащих Центрального Совета Народного Хозяйства – плеснул в меня кипятком и обварил мне левый бок. Какая гадина, а еще пролетарий! Господи, боже мой, как больно! До костей проело кипяточком. Я теперь вою, вою, вою, да разве воем поможешь?

Чем я ему помешал? Чем? Неужели я обожру Совет Народного Хозяйства, если в помойке пороюсь? Жадная тварь. Вы гляньте когда-нибудь на его рожу: ведь он поперек себя шире. Вор с медной мордой. Ах, люди, люди! 

В полдень угостил меня колпак кипятком, а сейчас стемнело, часа четыре приблизительно пополудни, судя по тому, как луком пахнет из пожарной Пречистенской команды. Пожарные ужинают кашей, как вам известно. Но это последнее дело, вроде грибов. Знакомые псы с Пречистенки, впрочем, рассказывали, будто бы на Неглинной в ресторане «Бар» едят дежурное блюдо – грибы, соус пикан, по три рубля семьдесят пять копеек порция. Это дело на любителя – все равно, что калошу лизать... У-у-у-у-у!..

Дворники из всех пролетариев – наигнуснейшая мразь. Человечьи очистки, низшая категория. Повар и тот попадается разный. Например, покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас! Потому что самое главное во время болезни перехватить кус. И вот, бывало, говорили псы-старожилы, махнет Влас кость, а на ней с осьмушку мяса. Царство ему небесное за то, что был настоящая личность, барский повар графов Толстых, а не из Совета нормального питания. Что они там вытворяют в нормальном питании, ведь уму собачьему непостижимо! Они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те, бедняги, ничего и не знают. Берут, жрут, лакают.

-Главными героями повести являются Шарик, профессор Преображенский, Полиграф Полиграфович Шариков, Швондер. Второстепенными героями являются Иван Арнольдович Боменталь, Клим Чугункин, Зинаида Прокофьевна Бунина, Дарья Петровна Иванова и т. д.

Личностные;

Коммуникативные;

Познавательные;

Регулятивные

  1. Применение знаний и способов действия.

А сейчас я разделю вас на группы, которые будут собирать характеристику одного из героев повести. Вам нужно будет подчеркнуть только те цитаты, которые относятся либо к вашему персонажу, либо сказанные им самим. Первый ряд собирает характеристику профессора Преображенского, второй  ряд Шарикова, а третий – Швондера. Затем представитель от каждого ряда прочитает, что у них получилось:

«...Неужели вы думаете, что из-за денег произвожу их? Ведь я же всё-таки учёный...»  

«...У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу за ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жёсткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над чёрными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щётка.»

«Вы, гражданин Шариков, говорите в высшей степени несознательно. На воинский учет необходимо взяться.»

«В кабинете перед столом стоял председатель домкома в кожаной тужурке.»

«Пиджак, прорванный под левой мышкой, был усеян соломой, полосатые брючки на правой коленке продраны, а на левой выпачканы лиловой краской.»

«...господин, с французской остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей. И сигарой...»

«На шее у человека был повязан ядовито – небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. Цвет этого галстука был настолько бросок <...> с полу, разбрызгивая веера света, бросались в глаза лаковые штиблеты с белыми гетрами.»

«...По снятии шубы он оказался в чёрном костюме английского сукна, и на животе у него радостно и неярко сверкала золотая цепь...»

 «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом...»

«Дело несложное. Пишите удостоверение, гражданин профессор. Что так, мол, и так, предъявитель сего действительно гражданин Шариков Полиграф Полиграфович, гм... зародившийся в вашей, мол, квартире.»

«...Небольшие его ноги, крытые чёрным пухом, заплетались по паркету...»

«...Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги, – упорный человек, настойчивый, всё чего-то добивался, резал, рассматривал, щурился и пел...»

«...Голос у него был необыкновенный, глуховатый, и в то же время гулкий, как в маленький бочонок...»

«Довольно странно, профессор, как так, документы вы называете идиотскими! Я не могу допустить пребывания в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистскими хищниками?»

«...Документ – самая важная вещь на свете...»

«...После этого мы имели совещание. Впервые, я должен сознаться, видел я этого уверенного и поразительно умного человека растерянным...»

«...Человек, как первобытный, прыгает по всей квартире, рвёт краны. Кто убил кошку у мадам Поласухер?..»

«...Никого драть нельзя, запомни это раз навсегда. На человека и на животное можно действовать только внушением...»

«Вдруг хищно и быстро налил себе полстакана водки.»

«...Успевает всюду тот, кто никуда не торопится, – назидательно объяснил хозяин. – Конечно, если бы я начал прыгать по заседаниям, и распевать целый день, как соловей, вместо того, чтобы заниматься прямым своим делом, я бы никуда не поспел...»

«Было напечатано: «Предъявитель сего товарищ Полиграф Полиграфович Шариков действительно состоит заведующим подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных (котов и прочее) в отделе МКХ.

– Так, – тяжело молвил Филипп Филиппович, – кто же вас устроил? Ах, впрочем, я сам догадываюсь.»

«Кстати, какой негодяй снабдил вас этой книжкой? Я догадываюсь, – злобно краснея, воскликнул Филипп Филиппович.»


«Ну и меня называйте по имени и отчеству ...Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно (человек завёл глаза к потолку как бы вспоминая некую формулу), а равно и мои родные. Я иск, может, имею право предъявить...»

«...Голубчик, вы меня знаете? Не правда ли? Я – человек фактов, человек наблюдения. Я – враг необоснованных гипотез. И это очень хорошо известно не только в России, но и в Европе. Если я что-нибудь говорю, значит, в основе лежит некий факт, из которого я делаю вывод...»

«Состоит заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и пр.) В отделе МКХ».

«...Ведь я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов… Вы знаете, какую я работу проделал – уму непостижимо...»


«На четверть аршина копна густейших вьющихся черных волос.»

«...Я один живу и работаю в семи комнатах, и желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку...»


«Мы, управление дома,  пришли к вам после общего собрания жильцов дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома...»

(Когда дети зачитывают характеристики героев, на слайде появляется их портрет из к/ф «Собачье сердце» режиссера Владимира Бортко.)

Первая группа зачитывает характеристику Преображенского:

«...Неужели вы думаете, что из-за денег произвожу их? Ведь я же всё-таки учёный...», «...господин, с французской остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей. И сигарой...», «...По снятии шубы он оказался в чёрном костюме английского сукна, и на животе у него радостно и неярко сверкала золотая цепь...», «...Ведь я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов… Вы знаете, какую я работу проделал – уму непостижимо...», «...Успевает всюду тот, кто никуда не торопится, – назидательно объяснил хозяин. – Конечно, если бы я начал прыгать по заседаниям, и распевать целый день, как соловей, вместо того, чтобы заниматься прямым своим делом, я бы никуда не поспел...», «...Голубчик, вы меня знаете? Не правда ли? Я – человек фактов, человек наблюдения. Я – враг необоснованных гипотез. И это очень хорошо известно не только в России, но и в Европе. Если я что-нибудь говорю, значит, в основе лежит некий факт, из которого я делаю вывод...», «...Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги, – упорный человек, настойчивый, всё чего-то добивался, резал, рассматривал, щурился и пел...», «...Я один живу и работаю в семи комнатах, и желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку...», «...Никого драть нельзя, запомни это раз навсегда. На человека и на животное можно действовать только внушением...», «...После этого мы имели совещание. Впервые, я должен сознаться, видел я этого уверенного и поразительно умного человека растерянным...».
      Вторая группа зачитывает характеристику Шарикова:

«...У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу за ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жёсткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над чёрными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щётка.», «Пиджак, прорванный под левой мышкой, был усеян соломой, полосатые брючки на правой коленке продраны, а на левой выпачканы лиловой краской.», «На шее у человека был повязан ядовито – небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. Цвет этого галстука был настолько бросок <...> с полу, разбрызгивая веера света, бросались в глаза лаковые штиблеты с белыми гетрами.», «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом...», «...Небольшие его ноги, крытые чёрным пухом, заплетались по паркету...», «...Голос у него был необыкновенный, глуховатый, и в то же время гулкий, как в маленький бочонок...», «...Человек, как первобытный, прыгает по всей квартире, рвёт краны. Кто убил кошку у мадам Поласухер?..», «Вдруг хищно и быстро налил себе полстакана водки.», «Ну и меня называйте по имени и отчеству ...Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно (человек завёл глаза к потолку как бы вспоминая некую формулу), а равно и мои родные. Я иск, может, имею право предъявить...», «Состоит заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и пр.) В отделе МКХ».

Третья группа зачитывает характеристику Швондера:

«На четверть аршина копна густейших вьющихся черных волос.», «...Документ – самая важная вещь на свете...», «Мы, управление дома,  пришли к вам после общего собрания жильцов дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома...», «В кабинете перед столом стоял председатель домкома в кожаной тужурке.», «Довольно странно, профессор, как так, документы вы называете идиотскими! Я не могу допустить пребывания в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистскими хищниками?», «Вы, гражданин Шариков, говорите в высшей степени несознательно. На воинский учет необходимо взяться.», «Дело несложное. Пишите удостоверение, гражданин профессор. Что так, мол, и так, предъявитель сего действительно гражданин Шариков Полиграф Полиграфович, гм... зародившийся в вашей, мол, квартире.», «Кстати, какой негодяй снабдил вас этой книжкой? Я догадываюсь, – злобно краснея, воскликнул Филипп Филиппович.», «Было напечатано: «Предъявитель сего товарищ Полиграф Полиграфович Шариков действительно состоит заведующим подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных (котов и прочее) в отделе МКХ».

– Так, – тяжело молвил Филипп Филиппович, – кто же вас устроил? Ах, впрочем, я сам догадываюсь.»

Коммуникативные;

Познавательные;

Регулятивные

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Что вы можете сказать о характере и об образе жизни вашего героя?

Кто идеологический враг профессора Преображенского?

Как Шариков относится к Швондеру? Близок по духу или нет?

Конфликт все более нарастает. Кто же способствовал порождению шариковых? Как можно назвать это явление?

В чем же суть шариковщины? По каким признакам можно узнать шариковых? Найдите доказательства в тексте повести.

Где же кульминация?

Кто победил в этом поединке?

В книге побеждает интеллигенция в лице профессора Преображенского. А как было на самом деле? Что предполагал автор?

Где помещается развязка? В чем суть эпилога? О чем думает Шарик после операции?

-Филипп Филипович Преображенский предстает перед нами как интеллигентный, умный, образованный человек. Он гениальный ученый, который смог успешно провести сложнейшую операцию. Живет Филипп Филиппович в достатке, не принимает социалистическую власть.

-Полиграф Полиграфович Шариков – это плод эксперимента профессора Преображенского. Он унаследовал от Клима Чугункина плохое воспитание, необразованность, хамское поведение и пристрастие к алкоголю и табаку.

-Швондер является председателем домоуправления, уверен, что самое главное в жизни человека – это документ. Приверженец социалистической власти.

-Идеологический враг профессора Преображенского – Швондер.

-Швондер является идеологическим наставником Шарикова. Швондер вселяет в Шарикова коммунистические идеи: предлагает ему имя и отчество, дает идеологическую книгу, устраивает на работу. Все больше и больше времени Шариков начинает проводить в компании Швондера.

-Порождению шариковых способствуют такие люди, как Швондеры. Ведь Шариков совершенно необразованных, духовнонеразвитый человек, в которого вкладывают идеологию, и он, не задумываясь о сути этой идеологии, ее поддерживает. Такое явления можно назвать Шариковщина.

-Что же вы читаете? – В голове у него вдруг мелькнула картина: необитаемый остров, пальма, человек в звериной шкуре и колпаке. «Надо будет Робинзона...»

– Эту... как ее... переписку Энгельса с этим... как его, дьявола... с Каутским.

Борменталь остановил на полдороге вилку с куском белого мяса, а Филипп Филиппович расплескал вино. Шариков в это время изловчился и проглотил водку.

Филипп Филиппович локти положил на стол, вгляделся в Шарикова и спросил:

– Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного?

Шариков пожал плечами.

– Да не согласен я.

– С кем? С Энгельсом или с Каутским?

– С обоими, – ответил Шариков.

– Это замечательно, клянусь богом. «Всех, кто скажет, что другая...» А что бы вы со своей стороны могли предложить?

– Да что тут предлагать... А то пишут, пишут... конгресс, немцы какие-то... Голова пухнет. Взять все да и поделить.

– Так я и думал, – воскликнул Филипп Филиппович, шлепнув ладонью по скатерти, – именно так и полагал.

– Вы и способ знаете? – спросил заинтересованный Борменталь.

– Да какой тут способ, – становясь словоохотливее после водки, объяснил Шариков, – дело нехитрое. А то что ж: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет.

– Насчет семи комнат – это вы, конечно, на меня намекаете? – горделиво прищурившись, спросил Филипп Филиппович.

Шариков съежился и промолчал.

– Борменталь!

– Нет, уж вы меня по имени отчеству, пожалуйста, называйте, – отозвался Борменталь, меняясь в лице. Нужно заметить, что в эти шесть дней хирург ухитрился раз восемь поссориться со своим воспитанником, и атмосфера в обуховских комнатах была душная.

– Ну и меня называйте по имени и отчеству, – совершенно основательно ответил Шариков.

– Нет! – загремел в дверях Филипп Филиппович. – По такому имени и отчеству в моей квартире я вас не разрешу называть. Если вам угодно, чтобы вас перестали именовать фамильярно «Шариков», и я, и доктор Борменталь будем называть вас «господин Шариков».

– Я не господин, господа все в Париже! – отлаял Шариков.

– Швондерова работа! – кричал Филипп Филиппович. – Ну ладно, посчитаюсь я с этим негодяем. Не будет никого, кроме господ, в моей квартире, пока я в ней нахожусь! В противном случае или я, или вы уйдем отсюда и, вернее всего, вы. Сегодня я помещу в газетах объявление, и, поверьте, я вам найду комнату.

– Ну да, такой я дурак, чтобы съехал отсюда, – очень четко ответил Шариков.

Было напечатано: «Предъявитель сего товарищ Полиграф Полиграфович Шариков действительно состоит заведующим подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных (котов и прочее) в отделе МКХ».

– Так, – тяжело молвил Филипп Филиппович, – кто же вас устроил? Ах, впрочем, я сам догадываюсь.

– Ну да, Швондер, – ответил Шариков.

«... а также угрожая убить председателя домкома товарища Швондера, из чего видно, что хранит огнестрельное оружие. И произносит контрреволюционные речи, и даже Энгельса приказал своей социал-прислужнице Зинаиде Прокофьевне Буниной спалить в печке, как явный меньшевик со своим ассистентом Борменталем Иваном Арнольдовичем, который тайно не прописанный проживает в его квартире. Подпись заведующего подотделом очистки П. П. Шарикова удостоверяю. Председатель домкома Швондер, секретарь Пеструхин».

-Кульминация изображается в сцене, когда Шариков приводит домой барышню, с которой, по его словам, он собирается расписаться и жить в квартире Преображенского. Профессор рассказывает барышне о прошлом Шарикова; она рыдает, говоря, что он шрам от операции выдавал за боевое ранение. На следующий день один из высокопоставленных пациентов профессора приносит ему написанный на него Шариковым донос, в котором упоминается и брошенный в печь Энгельс, и «контрреволюционные речи» профессора. Филипп Филиппович предлагает Шарикову собрать свои вещи и немедленно убираться из квартиры. В ответ на это одной рукой Шариков показывает профессору шиш, а другой вынимает из кармана револьвер.

-По сюжету в этом поединке побеждает все-таки профессор Преображенский, т. к. он делает повторную операцию и превращает Шариква в собаку.

-Автор предполагал, что выживают и побеждают в идеологических поединках такие как Шариков и Швондер.

-Развязка располагается в эпилоге. Эпилог повествует нам о жизни в квартире профессора после обратного превращения Шарикова в пса.

Пес видел страшные дела. Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги. Упорный человек, настойчивый, все чего-то добивался в них, резал рассматривал, щурился и пел:

– «К берегам священным Нила...»

Эти строки доказывают нам, что профессор не оставил свои научные опыты.

Личностные;

Коммуникативные;

Познавательные;

Регулятивные

  1. Контроль, самоконтроль, коррекция знаний и способов действия.

Сделаем выводы из всего сказанного на уроке:

Какое это произведение по жанру?

Какие темы и мотивы прослеживаются в повести?

Против чего направлена сатира Булгакова?

В чем же основа живучести «шариквщины»?

Давайте и допишем эту фразу к нашей теме урока: «Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины». (На слайде появляется тема законченная тема урока.)

- По жанру это произведение представляет собой повесть.

- В повести прослеживаются философские, идеологические, социальные, нравственные, фантастические, сатирические темы и мотивы.

- Сатира М. А. Булгакова направлена против невежества современного ему советского общества. Гражданин Шариков так вписался в современное действительность, что даже не смотря на собачьи мозги смог дослужиться до звания начальника.

- Основа живучести «шариквщины» в умственной, нравственной и духовной неразвитости.

(Записывают фразу к теме урока)

Личностные;

Коммуникативные;

Познавательные;

Регулятивные

  1. Подведение итогов урока и рефлексия.

Ребята, как вы думаете, хорошо мы сегодня на уроке поработали? Я с вами согласна, мы отлично потрудились. Всем, кто активно работал, я поставлю отличные и хорошие отметки в журнал.

А сейчас обратите внимание на листочки, которые лежат у вас на столах. Выберите один из них (красный, желтый или зеленый) в зависимости от того, понравился ли вам сегодняшний урок. Если все этапы урока понравились – берите зеленый, если что-то не понравилось – берите желтый, а если ничего не понравилось – берите красный. А теперь напиши то, что вам больше всего запомнилось на уроке. Кто закончил, подходите к доске и прикрепляйте свою записочку с помощью магнита. Я обязательно прочитаю все ваши послания.

-Да.

(Выбирают листочек, пишут на нем запоминающиеся моменты урока)

Личностные;

Коммуникативные;

Регулятивные

  1. Информация о домашнем задании.

Нам осталось решить вопрос: что есть повесть Булгакова-предсказание или предостережение? Каково ваше мнение? Напишите на эту тему мини-сочинение, состоящее из 10-15 предложений. (Информация о домашнем задании появляется на слайде)

(Учащиеся записывают домашнее задание в дневник)

Познавательные;

Регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каждый выбирает для себя..." (М. Булгаков "Собачье сердце")

Презентация предназначена для 9 класса при изучении произведения М. Булгакова "Собачье сердце"....

Речевая характеристика персонажей (М.Булгаков "Собачье сердце")

Речевая характеристика персонажей (М.Булгаков "Собачье сердце")...

М. Булгаков. «Собачье сердце».

М. Булгаков – мастер разножанровых произведений. Он автор и философского романа сбиблейскими мотивами, и сатирической повести небольшого объёма, предназначенной, напервый взгляд, для лёгкого чтения.А ...

Конспект урока на тему: Булгаков. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Тема: Булгаков. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Цели: рассмотреть поэтику произведения «Собачье сердце», выявить, в чем проявляется...

Конспект урока на тему: "М. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения".

Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.Система образов в произведении Булгакова – это его герои. И вот какие...

КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Булгаков «Собачье сердце».2

КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Булгаков «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины». Тип урока: урок знакомства с нов...