КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Булгаков «Собачье сердце».2
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Ахмедина Гульназ Абдрахмановна
КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Булгаков «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины». Тип урока: урок знакомства с новым учебным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobache_serdtse_2_urok.docx44.27 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)».

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Цели: закрепить понятие о сатире, через «погружение в текст»; развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения; воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия; показать мастерство и гражданское мужество М. Булгакова.

Оборудование: текст повести М. Булгакова «Собачье сердце», компьютер, презентация, нарезка фрагментов из х/ф «Собачье сердце», распечатки с фрагментами из повести.

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент и проверка домашнего задания.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, это взаимно. Есть ли в вашем классе отсутствующие? (Если они есть, учитель отмечает их в журнале) На прошлом уроке я задавала вам на дом написать мини-сочинение на тему: «что есть повесть Булгакова-предсказание или предостережение?». Все выполнили задание? В конце урока сдайте, пожалуйста, свои работы мне.

(Приветствуют учителя, отвечают на его вопросы)

Личностные;

Регулятивные

  1. Подготовка учащихся к работе.

Сегодня мы посвящаем второй урок замечательной повести «Собачье сердце» М. А. Булгакова. Начать этот урок мне хотелось бы со стихотворения Юрия Левитанского.

«Каждый выбирает для себя…»

Каждый выбирает для себя-

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

      Каждый выбирает для себя,

Выбираю тоже, как умею,

Ни кому претензий не имею,

Пусть каждый выбирает для себя.

Человеку часто приходится находиться в ситуации выбора. А вам приходилась выбирать?  

Но выбор может быть и серьёзным, осознанным. Это выбор жизненного пути, жизненных принципов. Сегодня нам тоже предстоит сделать свой выбор.

Обратимся к теме нашего урока: «Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)» (Тема дублируется на слайде) Давайте все запишем ее в тетрадь. Проанализировав художественный текст повести, мы сегодня (цели дублируются на слайде):

  • закрепим понятие о сатире, через «погружение в текст» осознаем  мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;
  • продолжим развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения;
  •  продолжим воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия.

М. А. Булгакову пришлось жить и творить в эпоху, когда необходимо было делать свой выбор. Писать так, «как нужно» и печатать свои произведения или  с болью в сердце писать в стол, зная, что книга не будет опубликована. Советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали».  Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно  не похож на пуделя». Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович  Сахаров (род. В 1946г., член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести: «Собачье сердце»- шедевр  булгаковской сатиры. Сатира Булгакова – умная и зрячая». Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку. Записываем эпиграф к себе в тетрадь. Подберите контекстуальный синоним к слову «зрячая».

Безусловно, продукты на завтрак, во что одеться, какой фильм посмотреть.

Контекстуальный синоним к слову «зрячая» - честная.

Личностные;

Познавательные;

Регулятивные

  1. Формирование первоначальных предметных умений и навыков и УУД.

Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной. Вспомним, что такое сатира. Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?

Кто из русских писателей, кроме М. А. Булгакова, был сатириком? Да, действительно, у Салтыкова-Щедрина Булгаков взял злободневное звучание, у Гоголя – своего учителя, фантастичность сюжета, образов и даже композиционное построение произведения. А какие еще литературные приемы, которые лежат в основе этого произведения, вы заметили?

Правильно ребята, а давайте вспомним определения этих понятий.

Вы правы, молодцы! Предлагаю решить кроссворд по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Разгадав его, вы сможете прочитать по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, обозначающее литературный прием, который лежит в основе некоторых частей повести. Записываем слова горизонтально, идем от верхнего, первого слова к последнему (По мере того, как ученики отгадывают кроссворд, правильные варианты ответов появляются на слайде).

  1. Сорт колбасы, которой профессор Преображенский кормил Шарика. (Краковская.)
  2. Донор Шарикова. (Чугункин.)
  3. Профессия женщины, историю которой мы узнаем от Шарика в самом начале повести? (Машинистка)
  4. Город, где, по мнению Шарикова, находятся все господа. (Париж.)
  5. Собеседник Энгельса по переписке, которую читает Шариков? (Каутский)
  6. Число комнат в квартире профессора Преображенского. (Семь.)
  7. Какой орган был взят у донора и пересажен Шарику? (Гипофиз)
  8. Единственный способ, который, по мысли профессора, возможен в обращении с живым существом. (Ласка.)

Какое слово по вертикали у вас получилось?

Что такое антитеза?

Сатира – вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки. Источник сатиры – противоречие  между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Традиции русских сатириков М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя продолжил М. Булгаков.

Иронию, гротеск, сарказм, фантастика.

Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

Гротеск – изображение действительности в резко преувеличенном, количественном виде, где переплетается реальное и фантастическое, страшное со смешным.

Сарказм – язвительная насмешка, злая ирония, горький, язвенный смех, в нем ощутимы ненависть или презрение.

Фантастика – изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью, ясно ощущаемое нарушение художником естественных форм, причинных связей, закономерностей природы.

 к

 р

 а

 к

 о

 в

 с

к 

 а

 я

 ч

 у

 г

 у

 н

 к

 и

 н

м 

 а

 ш

 и

н 

 и

 с

 т

 к

 а

 п

 а

 р

 и

 ж

 к

 а

 у

 т

 с

 к

 и

 й

 с

 е

 м

 ь

 г

 и

 п

 о

ф 

 и

 з

 л

 а

 с

 к

 а

Учащиеся читают ключевое слово – антитеза.

Антитеза – стилистическая фигура контраста в художественной речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Коммуникативные;

Познавательные;

Регулятивные

  1. Первичная проверка предметных умений и навыков и УУД.

В какой части повести используется антитеза? Верно. Повесть открывается  картинами Москвы середины 20-х годов. Чьими глазами мы видим жизнь? Как описывается «новая» Москва? Как «старая»?

Зачем автор использует антитезу?

А какова композиция повести?

Почему Булгаков именно так выстраивает произведение?

Случайно ли, на ваш взгляд, имя, выбранное для собаки,- Шарик?

Какой медицинской деятельностью занимался доктор Преображенский?

В этот раз операция, проведённая Филиппом Филипповичем, имела совершенно неожиданный оборот. Давайте посмотрим, как происходило очеловечивание Шарика.  (просмотр видеофильма) Это отрывок из экранизации повести режиссёром В. Бортко считается самой удачной версией книги.

Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека?

Что вы можете сказать об этом человеке? Зачитайте. (конец гл.5, с.199)

Из дневника доктора Борменталя мы узнаём, что новое существо переняло все худшие качества своих доноров (Шарика и Клима Чугункина). Найдите и прочитайте описание нового существа. Посмотрите, как оно ведёт себя за столом. (просмотр видео)

Ответьте на вопрос: А как это «по-настоящему», по мнению Шарикова?

Прием антитезы лежит в описании «старой» и «новой» Москвы.

Мы видим жизнь Москвы глазами собаки Шарика. Он так видит «новую» Москву: голод, воровство, нищета, болезни, жестокость, унижения. И когда появляется «загадочный господин» и манит собаку куском колбасы, умный пес оценивает и себя и весь «мир голодных», сводя все к обобщению: «Рабская наша душа, подлая доля!» Вирусом  «раба» заряжены все: и Шарик, и машинисточка, и повар, и швейцар, и пациенты профессора, и даже члены  «жилтоварищества».

О «старой» Москве Шариков вспоминает с теплотой, желает Царствия Небесного барскому повару графов Толстых, за его доброту и щедрость. «Тогда голодать не приходилось», - говорит он.

Чтобы показать своё отношение  к изменениям в стране с приходом Советской власти.

Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.

Он считает, что обмануть природу невозможно. Всё возвращается на круги своя.

Шарик – пес-дворняга, милый, добродушный, наблюдательный, Собака, живущая в ужасных условиях, способна сострадать людям, оказавшимся в таком же, как она, положении. Она разбирается в людях, даже умеет «читать» задом наперед.

Делал операции по омоложению.

 

Клим Чугункин.

      «Клим Григорьевич Чугункин,25 лет,  холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз - условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия - игра на балалайке по трактирам.

      Малого роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь) Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной.»

«Помимо этого, оно постоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин…»(с.194, 195)

Это грубо, нагло, невоспитанно, беспардонно. Шариков уверен, что он всё знает о жизни: знает, как вести себя за столом, знает, где можно интересно провести время.

Личностные;

Коммуникативные;

Познавательные;

Регулятивные

  1. Закрепление и применение предметных умений, навыков и УУД.

А сейчас давайте и мы побудем в роли актёров! Нужно 3 человека, чтобы выразительно прочитать текст за трех героев: Шарикова, Борменталя, Филиппа Филипповича. (Учитель назначает трех учеников для чтения, остальные учащиеся следят за текстом и слушают читающих)

А действительно, кто снабдил Шарикова этой книгой?

Чем опасна позиция Швондера «Взять всё и поделить»?

Правильно, ребята. И свои переживания по этому поводу Булгаков вкладывает в уста главного героя повести – профессора Преображенского. Прочтите приведённые отрывки. (На слайде появляется портрет профессора Преображенского)

        

Кому из героев принадлежат данные высказывания?

Определите авторскую позицию.

Случайно ли М.Булгаков выбрал для своего главного героя  фамилию Преображенский?

Гоголевская традиция – говорящие имена – продолжена. Речь Профессора Преображенского яркая,  афористичная.  Вот некоторые его реплики. «На человека и на животное можно действовать только внушением». Или еще: «На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено». (Реплики дублируются на слайд) Почему же Булгаков заканчивает свою повесть словами: «В квартире в этот вечер была полнейшая и ужаснейшая тишина». Почему  тишина была «ужаснейшая»?

Выходит, профессор противоречит сам себе? 

Б: Ну-с, что же мы с вами  предпримем  сегодня  вечером?  

Ш: (моргая глазами)   В цирк пойдем, лучше всего.

Ф.Ф.: Каждый  день   в   цирк -это довольно скучно, по-моему. Я  бы  на  вашем месте хоть раз в театр сходил.

Ш: В театр я не  пойду.  Разговаривают,  разговаривают... Контрреволюция одна.

Б: Вы  бы  почитали  что-нибудь…

Ф.Ф.:  Надо будет Робинзона Крузо вам почитать...

Ш: Уж и так читаю, читаю... Эту... Как ее...  Переписку Энгельса с этим... Как его - дьявола - с Каутским. Не согласен я.

Ф.Ф. С кем? С Энгельсом или с Каутским?

Ш.: С обоими. Конгресс, немцы какие-то... Голова пухнет. Взять все, да и поделить...

Б.: Вы   и   способ   знаете?  

Ш.: Да какой  тут  способ,  дело не  хитрое. А то что же: один в семи  комнатах  заселился, штанов у него сорок  пар,  а  другой шляется, в сорных ящиках питание ищет.

Ф.Ф.: Насчет семи комнат - это вы, конечно, на меня намекаете? Вы стоите на самой низшей ступени развития, вы  еще  только  формирующееся, слабое в умственном  отношении   существо,   все   ваши  поступки  чисто звериные,  и  вы  в  присутствии двух людей  с  университетским образованием   позволяете  себе   подавать  какие-то  советы  космического масштаба и космической же глупости о том,  как  все поделить... А в то  же время вы наглотались зубного порошку... Кстати, какой негодяй снабдил вас этой книжкой?

Швондер – председатель домкома. Он учит Шарикова по программе: кто был ничем, тот станет всем.

Революционный процесс осмысляется писателем в сатирической перспективе: ничего не производя «новый человек» у власти хочет пользоваться всеми благами, нажитыми  трудом других.  Булгаков с опаской относится к такой политике.

1. «С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая - подчеркиваю красным карандашом: ни одного - чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. Заметьте, здесь 12 квартир, у меня прием. В марте 17-го года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, 3 палки, пальто и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила свое существование. Почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор? На какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое, дай бог памяти, тухло в течение 20-ти лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц?»

2. «- Что такое эта ваша разруха?  Старуха  с  клюкой?  Ведьма,  которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете  под  этим  словом?  Это  вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну  у себя в квартире петь  хором, у меня  настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться  мимо унитаза и то  же самое  будут  делать Зина и  Дарья  Петровна, в  уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не  в  клозетах,  а  в головах. Значит, когда эти  баритоны  кричат "бей разруху!" – Я смеюсь! Это означает, что каждый  из них  должен лупить себя по затылку! И  вот, когда он вылупит из себя всякие  галлюцинации и займется чисткой сараев – прямым своим делом, -  разруха исчезнет сама собой. Ничто не изменится  к  лучшему  в нашем доме, да  и  во  всяком другом доме, до  тех  пор, пока  не  усмирят этих певцов!  Лишь только  они  прекратят  свои  концерты,  положение  само  собой изменится к лучшему».

Это слова профессора Преображенского.

Она совпадает с позицией Преображенского. Кажется, что его устами говорит сам автор.

Нет, изменять, преображать = улучшить человеческую породу.

Доктор и профессор решаются на преступление: они хотят убить Шарикова. И они исполняют задуманное. Безусловно, живое существо не убито буквально, в нём убит уже мёртвый Клим Чугункин в результате очередной операции. Профессор Преображенский находит выход, и ужаснейшая тишина преступления превращается в идиллическое тепло комнаты, в которой лежит пес Шарик. Профессор исправил свою ошибку — естество вновь восстановлено. Следовательно, это опять опыт профессора.

Нет. Профессор попытался пойти против природы, когда задумал опыт по омоложению,  но она всё расставила на свои места. И Филипп Филиппович это понимает и делает вывод: «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать  спиноз,  когда  любая  баба может его родить  когда  угодно.  Ведь  родила  же   в  Холмогорах  мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Человечество  само заботится об этом и  в  эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из  массы  всякой  мрази,  создает десятками выдающихся гениев, украшающих  земной  шар».

Личностные;

Коммуникативные;

Познавательные;

Регулятивные

  1. Контроль, самоконтроль формирования умений, навыков и УУД, их коррекция.

Кроме профессора пытается провести жестокий опыт и Швондер. Он оказывает идеологическое влияние на Шарикова. Профессор это замечает:  «Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он  всячески  старается натравить его на меня, не  соображая,  что  если  кто-нибудь в свою  очередь  натравит Шарикова на самого  Швондера, то от него останутся только рожки да ножки. У него самое паршивое сердце из всех, которые существуют в природе!»

Какое воздействие страшнее: физическое или идеологическое?

Итак, Обратимся к теме  нашего урока: Так кто  же такой Шариков: жестокий опыт или рождение новой жизни?

Автор считает, что строительство социализма – это тоже эксперимент. Новое общество создаётся путём идеологического насилия, к чему автор относится отрицательно. По сути это тот же самый опыт, который не может привести ни к чему хорошему.

Повесть Булгакова дает много поводов для размышлений. Оказывается, уметь говорить – это еще не  значит быть человеком. Сохранить в себе человеческие качества в условиях, когда нужно делать выбор – вот к чему призывает автор. Человеческое сердце – это символ того, что  «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это  слова А. П. Чехова, и я с ними полностью согласна!

К сожалению, любое насилие оправдать нельзя. Придётся поставить знак равенства… Наследственность и воспитание Швондеров рождают агрессивного, злого Шарикова, который несёт угрозу не только профессору Преображенскому, но и самому Швондеру. 

Нельзя назвать это рождением полноценной новой жизни, скорее это жестокий опыт.

Коммуникативные;

Познавательные;

Регулятивные

  1. Информация о домашнем задании.

Напишите мини-сочинение по одной из выбранных тем:

  1.  «Как вы думаете, кто же все-таки прав: профессор Преображенский, который считал, что у Шарикова «именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе», или доктор Борменталь, который уверял, что Шариков — «человек с собачьим сердцем»?»
  2. «Напишите письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту.»
  3. Смешон или страшен Шариков?

(Домашнее задание дублируется на слайд)

(Записывают домашнее задание в дневник)

Личностные;

Познавательные;

Регулятивные

  1. Подведение итогов занятия и рефлексия.

Ребята, как вы думаете, хорошо мы сегодня на уроке поработали? Я с вами согласна, мы отлично потрудились. Всем, кто активно работал, я поставлю отличные и хорошие отметки в журнал.

А сейчас обратите внимание на листочки, которые лежат у вас на столах. На них изображена «лестница успеха». Нарисуйте смайлик на одной из ступени этой лестницы. Если вам всё удалось на уроке, нарисуйте его на самой верхней ступени, если что-то не получилось, то на второй ступени, а если урок совсем не понравился, то нарисуйте смайлик на нижней ступени и оставьте свои лесенки на парте.

Всем большое спасибо за урок. До свидания!

-Да.

(Проводят рефлексию)

Личностные;

Регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каждый выбирает для себя..." (М. Булгаков "Собачье сердце")

Презентация предназначена для 9 класса при изучении произведения М. Булгакова "Собачье сердце"....

Речевая характеристика персонажей (М.Булгаков "Собачье сердце")

Речевая характеристика персонажей (М.Булгаков "Собачье сердце")...

М. Булгаков. «Собачье сердце».

М. Булгаков – мастер разножанровых произведений. Он автор и философского романа сбиблейскими мотивами, и сатирической повести небольшого объёма, предназначенной, напервый взгляд, для лёгкого чтения.А ...

Конспект урока на тему: Булгаков. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Тема: Булгаков. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Цели: рассмотреть поэтику произведения «Собачье сердце», выявить, в чем проявляется...

Конспект урока на тему: "М. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения".

Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.Система образов в произведении Булгакова – это его герои. И вот какие...

КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Булгаков «Собачье сердце».

КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Булгаков «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины». Тип урока: урок знакомства с нов...