"Образ- пейзаж в произведении М.Ю.Лермонтова "Утёс"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Открытый урок по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_proizvedeniyu_m.yu_.lermontova_utyos.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Образ- пейзаж в произведении М.Ю.Лермонтова «Утес»

(открытый урок по литературе в 6 классе)

Нестерова А.Е.

учитель русского языка и литературы МОБУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е.Самсоновых» ГО «г.Якутск», категория СЗД

Тема: «Образ-пейзаж в произведении М.Ю. Лермонтова «Утес»

Тип урока: Изучение новой темы(с опорой на ранее изученную тему)

Вид урока: комбинированный

Методы:

- эвристический;

- наглядный;

- метод эмоционально- образного постижения;

- метод самостоятельно- исследовательской работы;

- методика групповой работы

Цели и задачи:

1. Образовательные:

- создать положительную мотивацию в классе;

- обогатить словарный запас;

- выяснить, какие художественные приемы помогают автору передать свои чувства и настроение.

2. Развивающие:

- уметь задавать вопросы к тексту;

- анализировать слово (лексическое значение);

- четко и последовательно готовить свои высказывания;

- совершенствовать навыки выразительного чтения.

3.Воспитательные

-  развивать дикцию, речь, память учащихся;

-  учить устанавливать причинно – следственные связи

Цели для учителя:

1. Формировать умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка (контраст, эпитет, олицетворение, антитеза);

2. Формировать умение воспринимать и интерпретировать образы стихотворения (утёс - старость, тучка - молодость);

3. Учить осваивать идею стихотворения, определять настроение (грусти, одиночества);

4. Подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворения. Отрабатывать навык выразительного чтения.

5. Продолжить формирование умения видеть красоту родной природы.

Оборудование:

- портрет писателя М.Ю.Лермонтова;

- изображения тучки, утеса, звезд;

- интерактивная доска;

- картина М.Ю.Лермонтова

- памятка «Первые шаги выразительного чтения»;

- бумага А4, карандаши, гуашь;

- цветные бумаги.

Оформление доски:

Тема урока, термины, изображение тучки, утёса, звезд.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Цель этапа: взаимное приветствие, выявление готовности к уроку.

Релаксация под музыку.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы окунёмся в мир поэзии, в ту эпоху, когда по нашей земле ступала нога величайшего поэта. Пусть наш сегодняшний урок будет интересным, познавательным и затронет струнки вашей души.

  1. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение биографии М.Ю.Лермонтова

Учитель. Несколько уроков мы посвящаем жизни и творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова. Ираклий Андроников сказал о поэте: «Через всю жизнь проносим мы образ этого человека- грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, застенчивого, с могучими страстями и волей, с проницательным, беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего.

Мы знаем, что творчество поэта невозможно оценить без знакомства с его биографией, эпохой, людьми, которые его окружали. Поэт, прозаик и драматург М.Ю. Лермонтов не является исключением. Дома вы должны были изучить подробно биографию писателя. Давайте проверим ваши знания.

На экране выводится интерактивная игра по биографии Лермонтова.

  1. Выявление места и причины затруднения.

Цели этапа: повторение терминов, выявление и фиксация места и причины затруднения.

На доске записаны термины: пейзаж, антитеза, строфа, рифма, пауза, эпитет, олицетворение.

Учитель. Выберите термины, которые вам знакомы  и зачитайте:

пейзаж, рифма, пауза, олицетворение

  1. Пейзаж - это картина природы
  2. Антитеза - …
  3. Эпитет- это образное определение.
  4. Олицетворение - это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам.
  5. Рифма - повтор звуков, связывающих окончания слов.
  6. Пауза - короткий перерыв в речи.

- Какой термин вызвал у вас затруднение?(Антитеза). А что это такое, как вы думаете?  Где можно узнать точное значение слова?

Антитеза - (от греч. antithesis – противоположение), композиционный приём противопоставления: образов, сюжетных ситуаций, стилей, тем в рамках целого произведения; слов или словесных конструкций со значением антонимов.

- Так ли это, мы выясним на уроке.

  1. Введение в тему. Работа с репродукцией.

Цели этапа: Обобщение знаний о выразительно-изобразительных средствах произведений искусства, привитие любви к искусству.

Учитель. Рассмотрите репродукцию картины М.Ю. Лермонтова «В горах». Расскажите, что вы видите и как понимаете эту картину?(На картине изображены высокие горы, они выше облаков. Художник изобразил их светлыми, потому что наверху холодно и они все в снегу. Возможно, луна их освещает. Мы понимаем, что это ночное время. Мрачная картина. Мы догадываемся, что художник изобразил природу горного Кавказа, потому что Лермонтов очень часто там бывал. На картине показано великолепие гор, чистота и свежесть природы. Чистый воздух, красота гор и облаков)

- Какие цвета использовал художник в своей картине?( Холодные оттенки. Цвета: черные, бежевые, синий).

-Зная биографию писателя, мы можем предполагать, что речь пойдёт о грусти, одиночестве, печали.

- Кто знает, как по-другому называется высокая скала? Это утес. Это и произведение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке.

А тема урока звучит так: «Образ- пейзаж в произведении М.Ю.Лермонтова «Утёс».

  1. Восприятие темы.

             Цели этапа: формирование навыков анализа поэтического текста, совершенствование навыков выразительного чтения, расширение представления о творчестве поэта.

Учитель. После его смерти люди рассказывали о нем совершенно противоположные вещи: одни говорили, что он был весельчак, другие утверждали, что он был угрюм. Некоторые отмечали, что поэт был добрым и отзывчивым, но были и те, кто говорил о его грубости.

Мы познакомимся лишь с одним стихотворением Лермонтова, но с таким, которое поможет нам понять, почему люди были о нем таких разных мнений. Чтобы понять мысль поэта, нам надо быть вдумчивыми чтецами, обращающими внимание на каждое его слово.

Послушайте стихотворение.

Звучит произведение М. Лермонтова «Утес».
Учитель. Поделитесь своим настроением, чувствами, мыслями.  

Найдем в стихотворении художественные приемы, чтобы понять, что хотел сказать нам автор.
Словарная работа.
Учитель. Найдите непонятные слова.
Самостоятельное чтение произведения учащимися.
- Какие слова предлагаете прокомментировать? Обратимся к словарю.
ЛАЗУРЬ - светло- синий цвет. Небесная лазурь.
УТЕС- высокая скала. Гранитный утес. Как утес стоит кто-то (твердо, непоколебимо)
Учитель. Определите жанровую принадлежность..
Учитель. Найдем рифмы. Какая рифма?

Учитель. Такая рифма помогает читать произведение в спокойном темпе, раздумывая.
- Какие образы создает поэт?(образ тучки и утеса)

Образы появляются на доске

Учитель. Какие картины вы представили, читая произведение? Ответы детей подкрепляются словами текста.(Мы увидели маленькую тучку, которую пронизывают солнечные лучи. Она ярко- желтая, будто из золота. А рядом в пустыне огромный утес. Утреннее сверкающее голубое небо, свежий ветерок подбрасывает маленькую тучку, словно кораблик в бескрайнем океане небес).
Учитель. Вы представили красивый пейзаж. Но в поэзии образы живут двойной жизнью. Только ли о тучке и утесе идет речь в этом стихотворении? Ответ мы дадим, когда разгадаем все тайны произведения. Предлагаю поставить вопросы к ключевым словам стихотворения.
Работа по группам

Каждая группа готовит развернутые ответы по каждому вопросу.  После выполнения задания выступает командир команды.

1 группа

Задает вопросы 2 группе

-Почему тучка золотая?

-Какие действия совершала тучка?

- Почему ночевала на груди утеса-великана?

- С кем можно сравнить тучку?

2 группа

2 группа задает вопросы 1 группе

- Почему утес ассоциируется с великаном?

- Почему остался влажный след в морщине старого утеса?

- Почему утёс тихонько плачет?

Прием «Личные ассоциации»

Учитель. Напишите черным фломастером на цветные бумаги по 3 ассоциации к образам утёса и тучки

1 группа- утёс

2 группа- тучка

Цветные бумаги вывешиваются на доске.

Физкультминутка

Учитель. Как вы думаете, почему утёс плачет в пустыне?

Когда человеку тяжело, он не замечает ничего вокруг. Он ушел в себя. Посмотрите, как все было красиво! Но с уходом тучки все умерло для него (учитель убирает тучку, звезды, месяц). Он остается наедине со своими воспоминаниями. Его сердце переполняют чувства. Какие чувства переполняют его?(чувства грусти, тоски, одиночества, печали, горя).
Учитель. О чем мы сейчас говорили?(о чувствах)
Учитель. Образ – пейзаж позволил нам говорить не просто об удивительно красивой природе, но и (открывается запись) о человеческих чувствах, о человеческих переживаниях. Значит образ – пейзаж – это мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Какой прием помог нам говорить об утесе как о живом человеке?(олицетворение)
Учитель. Найдите олицетворения.
- А какой прием помог автору ярче передать эти чувства?(антитеза)
Учитель. Найдите антитезы

ночь-утро

весело – грустно

молодая – старый

великан утес – маленькая тучка

неподвижность утеса – движение тучки.

Контрастом выступают первая и вторая строфы стихотворения.
Учитель. А теперь самый сложный вопрос: Кто поведал нам о своем одиночестве? О ком это произведение?(о самом авторе, его переживаниях)
Учитель. С кем сравнивает себя поэт? Почему?
- Такие произведения, в которых человек выражает свои переживания, называются лирическими. Лирика – род литературы, собственное «я» поэта, это мир, увиденный и пропущенный через сердце. Как и утес, наш поэт был одинок.

Давайте вспомним детство поэта. Каким оно было?(В три года он остался без мамы, его воспитывала бабушка. В детстве маленький Миша часто болел. Бабушка заботилась о внуке, о его здоровье, часто возила лечиться на Кавказ. Горы он любил с детства. Их снеговые ослепительные вершины, бурные, пенистые речки, пологие склоны, поросшие зеленью.)

 М. Лермонтов - сильный, храбрый военный человек, но чувствительный, ранимый и одинокий. С ним не было рядом человека, который разделил бы его беды и радости. В стихотворении он пишет о своих чувствах, переживаниях, а мы постараемся передать их при помощи выразительных средств интонации.
Работа в паре.
Учитель. Работать будем в парах. Продумайте тон, темп, силу голоса.
На партах памятка «Выразительное чтение». Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Звучит музыка.
Учитель. Послушаем, что у вас получилось. Выборочно.
Вам удалось передать чувства одиночества, тоски. Когда человек чувствует себя одиноким? Что делать, если кому- то одиноко?
Учитель. Одиночество - самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Одиноким людям нужно протянуть руку помощи, помочь проявить сострадание, милосердие.
Читает учитель.
Я шла по улице, я всматривалась в лица.
Хотела я о людях больше знать,
Но люди шли, смотря себе под ноги,
На улице был лед, боялись все упасть.
Не видно глаз людских, все скованы и сжаты,
А ведь в душе они совсем не те…
Боимся мы в глаза смотреть друг друга,
Боимся людям тайны доверять,
Но надо постараться быть открытым,
Друг другу в жизни надо помогать.

  1. Творческое задание

Цели этапа: развитие фантазии, творческого мышления и воображения, воспитание зрительской культуры.

Учитель. А теперь выполним небольшое творческое задание.

У вас на столах лежат бумаги формата А4, краски и карандаши. Каждая команда должна будет сделать оригинальную иллюстрацию к стихотворению «Утёс».

Приём «Фантастическая добавка».

Внизу придумать и написать продолжение истории.

Звучит музыка.

После выполнения творческого задания выступает каждая команда.

  1. Рефлексия

             Цели этапа: обобщение материала, подведение итогов, создание благоприятного эмоционального настроя.

Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством М.Ю. Лермонтова, вместе проанализировали стихотворение «Утес», научились за стихотворными строками угадывать особенности выражения окружающего мира.

Каждый из вас сделал для себя вывод.

Метод «Светская беседа»

Наш необычный урок я хочу закончить словами благодарности. В каждом есть нечто, что можно искренне похвалить. Я хочу Вас похвалить за то, что сегодня на уроке вы были открытыми, активными и творческими.

Дети делают комплимент собеседнику, команда другой команде.

  1. Домашнее задание

Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.

Выучить наизусть стихотворение.

Резерв

Тест из 5 вопросов

1. Ведущей в стихотворении является тема:                 

а) одиночества;

б) природы;                            

в) свободы.

2. К какому типу лирики относится стихотворение:

а) пейзажная

б) философская

в) гражданская

3. Как называется использованный М. Ю. Лермонтовым синтаксический прием, основанный на резком противопоставлении одного предмета или явления с другим (встреча утеса-великана с тучкой и его последующее одиночество)?

а) эпитет;              

б) антитеза;

в) повтор;                  

4. Какое словосочетание передает настроение «тучки золотой»?

а) «весело играя»;                      

б) «задумался глубоко»;

в) «тихонько плачет»;              

5. Лирический герой стихотворения:

а) мечтает о свободе;                

б) страдает от своего одиночества;

в) стремится к одиночеству;      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы. Образ Катерины в произведении Островского "Гроза"

Охарактеризовать образ главной героини произведения Островского " Гроза"...

Сезонный пейзаж в произведениях М. Горького

Сезонный пейзаж в произведениях М. Горького. Исследования школьников в рамках работы кружка "Проектная деятельность по литературе"....

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

«Летний пейзаж в произведениях художников Саратова»

Работа представлена на Всероссийский конкурс "Вот и лето пришло"...

«9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве». «Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»

laquo;9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве».«Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»Цели:1. Определить тем...

Научная работа "Лексические средства создания пейзажа в произведениях И.А. Бунина"

В данной работе рассмотрены тексты И.А. Бунина, проанализированы средства создания пейзажа. Можно использовать материал для изучения средств выразительности....