«9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве». «Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

«9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве».

«Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»

Цели:

1. Определить тему, идею произведения «Слова…», особенности системы образов, познакомиться с исторической основой произведения.

2. Воспитать любовь и уважение к отечественной литературе.

3. Развивать логику, внимание, память.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_urok_slovo_o_polku_igoreve_tsentralnye_obrazy_slova.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

«9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве».

«Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»

Белякова Оксана Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №9» г. Воскресенска

Московской области

Цели:

1. Определить тему, идею произведения «Слова…», особенности системы образов, познакомиться с исторической основой произведения.

2. Воспитать любовь и уважение к отечественной литературе.

3. Развивать логику, внимание, память.

Ход урока

I. Организационный момент.

ВЫЗОВ (Слово учителя):

 Русский советский писатель. Лауреат Государственной премии СССР Владимир Чивилихин в своем романе-эссе «Память» писал: «Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, еще в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить свечу от всей русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм "Слова о полку Игореве"! Это XII век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине XIV века...»

-Что такое «патриотизм» в вашем понимании? Может ли быть актуальным произведение ХII века? В чем его уникальность и ценность?

2. Устный опрос (по домашнему заданию):

- Кто нашёл рукопись «Слова»?

- Когда «Слово» впервые появилось в печати?

- Перечислите основные черты древнерусской литературы, которые нашли отражение в «Слове».

(Рукописный характер. Соблюдение книжных канонов, литературного этикета: библейские, языческие образы; замысловатый поэтический язык (трафаретные конструкции и формы): …и поехал по чистому полю. Анонимность. Скрупулёзность в изложении исторических событий. Ретроспективная историческая аналогия. Традиционность в образной символике, нравственной оценке.)

- Какие ещё источники, кроме «Слова» повествуют об этом походе и в частности о затмении? (Ипатьевская и Лаврентьевская летописи).

- Почему переводы отличаются друг от друга, с чем это связано? (слова писались без пробелов, человеческий фактор).

- Расскажите, какие исторические события легли в основу «Слова…» (по статье учебника).

3. Историческая справка. (Слово учителя, кратко, ознакомительно, выбрать):

«Слово о полку Игореве» выросло на плодородной почве русской культуры 12 века, глубокими корнями связано с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением и отвечало народным чаяниям. «Слово» создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. Множество мелких феодальных полугосударств-княжеств враждуют между собой. Падает значение Киева как центра Русской земли. Распад Киевского государства Владимира I Святославовича начался уже при его сыне – Ярославе Мудром в первой половине 11 века, когда обособилась Полоцкая земля, оставшаяся во владении его сына Изяслава. Смерть Ярослава Мудрого повела к дальнейшему разделению Русской земли. По завещанию Ярослава его старший сын Изяслав получил Киев, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль, Игорь – Владимир-Волынский, Вячеслав – Смоленск. В конце 11 века Черниговское княжество окончательно закрепляется за сыном Святослава Ярославича – Олегом и его потомством. Этого Олега Святославовича автор «Слова» назвал Олегом Гориславовичем, правильно указав в нем одного из тех князей, от которых «съяшется и растяшеть усобицами» Русская земля. Олег Гориславович был дедом Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского, героя «Слова».

Междоусобная борьба князей была трагически осложнена нависшей над Русью половецкой опасностью. Кыпчаки, а по-русски половцы, народ тюркского происхождения, заняли степи между Волгой и Днепром еще в середине 11 века. Они представляли собой такую мощную военную силу, что не раз грозили самому существованию Византийской империи. Последняя не раз обращалась к русским князьям за помощью. Русским князьям в начале 12 века удается одержать крупные победы над половцами, однако внезапные набеги половцев уничтожали сельское хозяйство, грабили города, избивали и угоняли в рабство мирных жителей. Раздоры русских княжеств создавали удобные проходы для новых вторжений. Князья призывали половцев себе в помощь, расшатывая тем самым веками слагавшееся здание русской независимости.

«Слово о полку Игореве» (время создания, по мнению большинства исследователей - 1185-1188 г.г.) - великая патриотическая поэма Древней Руси, скорбный зов гениального поэта к единству русского народа в дни вражеских нашествий, непревзойденной красоты и мощи произведение последней четверти XII века. В основе сюжета — неудачный половецкий поход Игоря Святославовича 1185 года, который он совершил в союзе с другими князьями: братом Всеволодом из Трубежа, племянником Святославом Ольговичем из Рыльска, сыном Владимиром из Путивля.  Князья Новгород-Северской земли не принимали участия в успешном походе в 1184 году князей киевских Святослава Всеволодовича (двоюродного брата Игоря) и Рюрика Ростиславича против половецкого хана Кобяка. Слайд № 12. На следующий год князь Игорь Святославович решил пойти с малыми силами в безрассудно смелый поход на своего бывшего союзника половецкого хана Кончака, боясь, что его могут обвинить в умышленном бездействии. На пути войско Игоря было напугано затмением солнца, но князь не обратил внимания на дурное предзнаменование. В первом бою русские князья разбили половцев, но, углубившись в степи, потерпели поражение у речки Каялы, в Донской степи и были пленены. Князь Игорь получил рану в руку. Русское войско, сильно утомленное и не имевшее доступа к воде, потерпело решительное поражение, а князья были захвачены в плен. Немногие спасшиеся воины принесли домой печальную весть о поражении. Великий князь Киевский Святослав Всеволодович, ожидая нападения половцев, имевших обыкновение после каждого неудачного похода русских вторгаться в Русскую землю, стал просить князей о помощи, но, впрочем, скоро распустил пришедшие дружины. Тогда половцы двумя отрядами совершили нападение на Северскую область, разграбили ее и разорили города Римов (Ромны) и Путивль. Развязкой похода служит бегство Игоря из плена при помощи крещеного половчанина Лавра (в “Слове” — Овлур). Затем бежал на Русь и сын Игоря при помощи дочери хана Кончака. Современники по-разному оценивали события похода Игоря. Ипатьевская и Лаврентьевская летопись – основные документальные источники, по-разному оценивающие этот поход. Лаврентьевская летопись этот поход резко осуждает.

Частный эпизод русско-половецких войн претворен в «Слове» в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее — призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага.

4. Анализ произведения.

Перейдём непосредственно к нашей теме, к системе образов. Какие персонажи действуют в поэме? (работа с текстом «Слова…» часть 1)

Чертим таблицу в тетради, заполняем в процессе обсуждения (или распечатать каждому):

1. Анализ текста «Поход Игоря».

Ключевые образы

Их толкование

(работа с текстом произведения, цитаты)

Природа

Солнце тьмою путь ему закрыло…

Стон и скрежет в сумраке ночном…

Птицы, животные

Свист зверей несется…, птицы …реют с криком жалобным…, волки завывают…

Города, народы

Сула, Сурож,  Поморье

Автор

О, Русская земля! Ты уже за холмом. Рассуждает о давних временах, когда

Игорь

Вспала князю…мысль на ум

Искусить неведомого края…, знаменьем небес пренебрегая…Святославич смелый…

Воины

«Куряне славные-

Витязи исправные… всегда готовые к борьбе…» «изготовились к борьбе»

Князья, участвующие в походе

Славный яр-тур Всеволод! В обороне крепко ты стоишь…    и т.д.

Для работы на уроке можно использовать таблицу:

Образы

Где найти

Выводы, заметки

Образ природы.

Как природа «предупреждает» Игоря, пытается предостеречь? Какие образы живой природы возникают в Слове?

Главки 3, 9, 5

Князь Игорь.

Почему князь Игорь отправляется в поход?

Главка 3

Автор.

Присутствует ли образ автора в произведении? Дает ли он нам оценку происходящему? Как он оценивает поступок Игоря?

Главка 5, 9, 15

Какие имена еще упоминаются в произведении? Все ли князья участвовали в походе? Что мы о них узнаем?

Главка 11, 12,

13,18

Вывод: Какой образ является главным? Вокруг какого образа разворачивается все действие? Встречали ли вы подобное в других произведениях?

5. Подведение итогов. Делаем выводы вместе. 

Выводы 1 «Система образов»

  • Природа, птицы и животные предвещают поражение, они сочувствуют Игорю и его воинам, которые бились храбро, но не смогли противостоять половцам («дикой орде»).

  • Князья смелы, Всеволод показан как былинный богатырь, а Игоря автор осуждает за непродуманное решение, не умаляя его храбрости.

  • Автор показывает битву как бы изнутри, но потом в разгар битвы он как бы поднимается над полем сражения и в лирическом отступлении вспоминает о прежних междоусобицах. Поражение Игоря можно рассматривать как следствие княжеских раздоров.

  • Образ Русской земли представлен автором настолько зримо, что мы понимаем, что подлинный герой поэмы – русская земля. Ей певец отдает весь жар сердца, безмерную любовь, сыновнюю привязанность и верность. Раскинувшаяся на необъятных просторах, Русь страдает от междоусобных войн и набегов степных племен.

  • Автор «Слова…» первым избрал главным героем произведения Русскую землю.

 Выводы 2 «Тема патриотизма в произведении».

  • Что такое «патриотизм» в понимании автора «Слова…», человека ХII века?
  • Может ли быть актуальным произведение ХII века?
  • В чем его уникальность и ценность, значение?

6. Рефлексия: «Узнал новое – хочу изучить – было сложно»

7. Домашнее задание: Страница 22-34 читать.

Дополнительное задание - по желанию (см файл) – 2 человека, сообщить, кто подготовит: сообщения и презентации «Слово… в живописи», «Слово… в музыке».