Урок литературы в 8 классе
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Федчун Светлана Владимировна

Тема: «Мир природы и мир человеческой души в миниатюрах В.П.Астафьева и В. Н.Крупина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_fedchun_s.v.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Мой лучший урок»

 Урок литературы в 8 классе

 «Направление гуманитарное»

Тема: «Мир природы и мир человеческой души в миниатюрах   В.П.Астафьева и В. Н.Крупина»

Ф.И.О.: Федчун Светлана Владимировна

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: МБОУ лицей имени дважды Героя Социалистического  Труда В.Ф. Резникова ст.Каневской

Регион: Краснодарский край

Аудитория: 8 класс

Ст. Каневская

2022 год

Технологическая карта урока литературы в 8 классе

Учитель:

Федчун Светлана Владимировна, Краснодарский край, Каневской район, МБОУ лицей

Тема:

Мир природы и мир человеческой души в миниатюрах В.П.Астафьева и В.Н.Крупина

Цель: 

 сопоставить миниатюры В.П. Астафьева и В.Н. Крупина и раскрыть их идейно-художественное содержание.

Задачи:

Образовательные:

- выявить «жанровую индивидуальность» произведений малой эпической формы;

- сопоставить миниатюры В.П. Астафьева и В.Н. Крупина;

- осмыслить язык произведений больших художников слова.

Развивающие: 

- совершенствовать навыки анализа художественного текста;

- формировать навыки поисковой работы, сопоставительного анализа художественного произведения;

  • - развивать творческие способности;
  • - учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы;

Воспитательные: 

- исследовать произведения малой эпической формы и доказать, что в миниатюрах мы находим не только отражение души людей, но и получаем нравственные уроки;

- продолжать воспитывать вдумчивого, грамотного читателя, развивать чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные:

- овладение навыком смыслового чтения, расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда;

- воспитание думающего неравнодушного читателя;

- овладение умениями создавать обобщения, делать выводы;

- формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное;

Регулятивные:

- проявление мотивов и интересов своей познавательной деятельности;

- овладение умениями соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Коммуникативные:

- овладение умениями организовывать учебное сотрудничество, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- овладение умениями работать индивидуально, осознанно использовать речевые средства для планирования и регуляции своей деятельности.

Оборудование:

Учебник по литературе для 8 класса 2-я часть (автор: Коровина В.А.), миниатюры В.П.Астафьева,В.Н.Крупина, презентация к уроку, рабочие листы для учащихся

Вид используемых на уроке средств ИКТ:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Используемые педагогические технологии:

развитие критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, проблемное и развивающее обучение, текстоцентрический подход

Организация деятельности на уроке:

Индивидуальная, парная, групповая работы


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока, создать положительный настрой учащихся

Давайте вспомним случай, который рассказал В.Солоухин в одной из своих публикаций. Европейских туристов  в Японии привезли на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияна, и оставили там на несколько часов. А когда туристы  возроптали: «Мы  приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте»,- японцы, вежливо возразив, показали программу, в которой было написано: с 9 утра до 11.30-любование. 

-- А согласны вы, что  в слове «любование» весь секрет постижения красоты ?  

А еще мы должны всматриваться и вслушиваться в наш язык.Почему?

Должно быть удивление перед возможностями языка и свои открытия, пусть маленькие, пусть уже сделанные кем-то из больших ученых.

И сегодня мы с вами сделаем маленькие открытия.

Основа нашего урока-  работа с текстами больших художников слова.

 Обратимся к творчеству В.П.Астафьева и В.Н.Крупина.

Ответ учеников:

-Мы можем любоваться луной, цветами, морем, закатом…

 Через постижение красоты языка придет понимание его законов ,его правил.

Мотивация

Это удивительный дар – написать многое в малом. И таким даром обладают    В.Н. Крупин и В.П.Астафьев. В рассказ, занимающий всего страницу, они могут вложить такой огромный смысл, что завидуешь их мастерству. В  миниатюрах нет ни одного лишнего слова, ни одного лишнего предложения.

Жанр лирической миниатюры, этюда, короткого рассказа позволяет как бы быстрым мазком кисти удивительно точно передать мимолетное переживание, душевное состояние, чувство.

Вхождение в тему:

- Какие ассоциации возникают у Вас со словом «миниатюра»? Обратимся к «Краткой литературной энциклопедии» и выясним значение слова «миниатюра».

 Эти небольшие по объему прозаические произведения несут в себе основы нравственности и морали. Они должны стать доступными для массового читателя. Сформулируйте тему нашего урока.

Писатели своим словом пытаются сохранить нравственное здоровье нашего народа, заставляют  задуматься над смыслом жизни, над тем, что мы должны достойно прожить жизнь. И тема нашего урока «Мир природы и мир человеческой души в миниатюрах В.П.Астафьева и В.Н.Крупина

Метод ассоциации.

Учащиеся придумывают ассоциации со словом «миниатюра». Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы, ассоциации с названием цветов, ощущений.

Ответ учеников:

Маленький, крошечный

Картинка, зарисовка, этюд, стихотворения в прозе

Прием «Мини-исследование» (работа со словарем):-Миниатюра – это маленькое по объему, но композиционно и содержательно завершенное произведение, обычно заключающее в себе мысль (образ) широкого обобщения

Ответ учеников:

Я думаю, что тема нашего урока:  изучение богатого и выразительного языка  миниатюр, слога.

  III. Актуализация знаний. Цель этапа: повторить знания учащихся об особенностях произведений малой эпической формы.

Предтекстовая работа:

- Обратимся к творчеству В.П.Астафьева. Сборник его миниатюр называется «Затеси» Зарисовки, миниатюры, небольшие рассказы, объединенные под таким вроде бы и непритязательным, но очень значимым для автора заглавием, писались на протяжении многих лет.

 Вот как сам писатель объясняет причину появления нового для него жанра «…Жажда исповеди, в особенности у пожилых писателей, острее чувствующих одиночество, в наш суетный мир томит их, заставляет искать новые пути к собеседнику».

- Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля  определите лексическое значение  слова «затеси».

Миниатюры В.Н. Крупина, получившие из фамилии писателя лаконичное и такое доброе, поэтичное название – «Крупинки», вошли в сборник «Рассказы последнего времени (нашего времени)», «Зерна», «Родная сторона».        

-А что вдохновляет В.Н.Крупина на создание лирических миниатюр?

 «Мини-исследование»:

Слово «затесь» произошло  от глагола «затесать» - «зарубать или делать на деревьях затеси, зарубы, метки».

 Зарубки обычно делают для памяти. Для Астафьева затеси – это его воспоминания, размышления, которые он хочет донести до читателя. Не случайно книге предпослан эпиграф: «Все превращается в землю, а воспоминания в золото».

Ответ учеников:

Любовь к вятской земле, родному селу. Миниатюры            В.Н. Крупина помогают по-новому осмыслить красоту окружающей природы.

    .

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Погружение в текст:

-  О чем же миниатюры В.П. Астафьева и В.Н. Крупина? Тематика произведений различна.

Учитель читает миниатюру  «Хвостик»

О чем это произведение?

Действительно, «оглохла земля, коростой покрылась», оглохли люди к беде и боли.                                                                                              

Учитель читает миниатюру В.Н.Крупина «А ты улыбайся»

О чем заставляет читателя задуматься В.Н. Крупин в миниатюре «А ты улыбайся!»?

Писатели обращаются к проблемам нравственности и морали, а также желают достучаться до сердец читателей, современников и оставить своеобразное завещание потомкам.  Таким образом, тема экологии природы и экологии души – одна из ведущих в творчестве этих писателей

  Обратимся к тем миниатюрам, где главный «герой» - природа. Это по-своему стихи в прозе. Они по-пришвински поэтичны, светлы.

  Составьте список миниатюр В.П. Астафьева и В.Н. Крупина, в которых писатели обращаются к теме природы (проверка домашнего задания).

 Обратите внимание на заглавия миниатюр В.П. Астафьева и В.Н. Крупина,  

-Как  писатели подходят к выбору заглавия и помогают читателю хотя бы некоторой частичкой проникнуться в сюжет произведения?

Проанализируйте некоторые из них, составьте кластер .

Ответ учеников:

О природе, о бесчувственности человека, о безответственности

Веселые гуляки – туристы расползлись по клочку земли, «берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене – гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят».И самое страшное в этой истории для писателя не то, что гуляки губят природу, захламляют ее, и не то, что суслика, подавшегося с голоду собирать крохи за людьми, засунули живым в банку, а то, что хохочет, заливается, смеется мальчик, обнаруживший хвостик.

Ответ учеников:

В.Н. Крупин в миниатюре «А ты улыбайся!» заставляет нас задуматься о детской жестокости, ее причинах и о нашей же ответственности за нее. Ведь это противоестественно, если мы испытываем радость, когда человеку больно. Такого быть не должно!

Произведения малой эпической формы содержат в себе любовь к человеку и миру, к родной земле.

Приложение 1

Учащиеся составляют кластер .

Приложение 2

.Осмысление

Работа в группах:

-Найдите изобразительно-выразительные средства в миниатюре В.Н.Крупина «Сбрось мешок» - 1 группа  

- Найдите   изобразительно-выразительные средства в миниатюре  В.П. Астафьева «Свеча над Енисеем»-2 группа  

Таким образом, изобразительно-выразительные средства языка придают миниатюрам писателей мелодичность, лаконизм, живописность. Создают эмоциональность, усиливают выразительность речи. Уважение, преклонение перед русским языком выражено в каждом слове миниатюр В.П. Астафьева и В.Н. Крупина.

Выступление 1 группы:

         -  Лирическая миниатюра В.Н. Крупина «Сбрось мешок» помогает по-новому осмыслить красоту окружающей нас природы.

           Перед нами красота – нерукотворная. Казалось бы, мимолетное явление – радуга над рекой. Она не накормила, не высушила одежду, но в ней оказалась огромная целительная сила.

          «Мешок» в миниатюре – это символ суетных забот, заполняющих нашу жизнь..

          Автор употребляет удивительную метафору. «Коня в радугу запрягли». Радуга похожа по форме на дугу, а под дугой должна быть голова коня, и красное солнце напомнило рыжую голову коня.

          А вот ключевое слово, раскрывающее идейный замысел писателя, – «воссияло». Воссияло – устаревшее, библейское слово вносит праздничность, торжественность, возвышенную интонацию.

          Для усиления эмоционального воздействия на читателя В.Н. Крупин использует инверсию: «промокла я, продрогла».

  Автор умело сочетает в сюжете рассказа разговорную лексику (тятя, обомлела, хлоп на колени, не увидь).

  Все эти изобразительно-выразительные средства определяют силу и глубину впечатления от знакомства с миниатюрой В.Н. Крупина.

Выступление 2 группы:

В.П. Астафьев тоже внимательно всматривается, вслушивается в жизнь родной земли, природы.

          В миниатюре «Свеча над Енисеем» автор, описывая березу, использует высокий стиль: «В конце лета на скале, обветренной дождями, свечкой горит березка…Свечка, родная,…

          В тексте подняты проблемы вечности и бесконечности жизни на земле. Березка над Енисеем – символ гармонии между временами года, летом и осенью.

          Заглавие текста «Свеча над Енисеем» - это перифраз. Свеча на ветру заменяет слово «береза». Эти синонимы рисуют образ березки над Енисеем: березка, дерево, свеча восковая, деревце, вещунья, бобылка, свечечка, свеча вечности.

          В лирической миниатюре В.П. Астафьева природа живет богатой поэтической жизнью.

Поражают своим разнообразием изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты («благодатная осень», «плечистая скала»), сравнительные обороты («последним пламенем, словно ярким вскриком, в конце лета заявит она о себе»), риторические обращения («Свечечка, родная, не зажигайся»).

  В тексте органически сочетается высокая и простонародная лексика: «вековать», «бобылка», «вещунья», «приморилась» и «свеча вечности», «храм природы».

          Лирический герой завершает текст словами, обращенными к дереву: «Гори и не гасни над Енисеем, над миром, в храме природы негасимым желтым огоньком, свеча вечности».

          Если свеча горит – значить жизнь продолжается.

Подготовьте монологическое высказывание: в чем состоит и как проявляется истинная красота на основе прочитанных текстов. Ваше выступление должно состоять не менее чем из 10 предложений

Ответы учащихся

Творческая работа

Дать характеристику миниатюрам  В.П. Астафьева и В.Н. Крупина  поможет синквейн. Вспомните, что такое синквейн и как его правильно составить?

1.Называем тему одним словом (обычно существительным)

2.Описание текста в двух словах(двумя прилагательными)

3.Описание действия в рамках этого текста тремя словами(глаголами)

4.Фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5.Последняя строка-это синоним из одного слова.                                                   

 Каждая группа составит свой синквейн. Миниатюры Астафьева ,Крупина. Какие?

 Учащиеся создают синквейн.

        Пример: Миниатюры

                   Поэтичные, светлые

                       Вдохновляют, учат, поддерживают

                       Это гимн всему живому

                        Зарисовки

Учащиеся читают созданный группой синквейн.

Погружение в текст

Особое внимание  обратите на «маленькие миниатюры» В.П. Астафьева и В. Н. Крупина.Какой огромный смысл они заложили в эти «коротенькие» шедевры! Нередко три предложения могут сказать читателю намного больше, чем целый рассказ.

Давайте  обратимся к «маленьким затесям» В.П. Астафьева. Самая маленькая его  миниатюра- «Строка». Она состоит из трех предложений: «Опять пришла зима. Холодно. Эта строка приснилась мне теплой летней ночью».

 А чем  привлекают  «маленькие миниатюры» В.Н. Крупина?

 Рассмотрев «маленькие миниатюры» В.П. Астафьева и В.Н. Крупина, мы с точностью можем сказать, что писатели - настоящие мастера. Ведь поместить многое в малом может не каждый. А тот, кому дан этот дар, является необычайно талантливым человеком.

 Мини-проект    «Особенности «стихотворений в прозе»

 Индивидуальная и групповая работа над проектом.

Миниатюры В.П. Астафьева, «Мне еще многое нравится», «Из далекого сна», «На кого беда падает», «Строка», «Мелодия»являются «маленькими затесями», которые обладают огромной смысловой насыщенностью и многогранностью.

Индивидуальная работа

Одна из них «Гречиха». Миниатюра состоит из шести строк. Здесь писатель рассказывает читателю о его «лучшем воспоминании»: «и вдруг машина вырывается на огромное, золотое с белым, поле гречихи». Необычайная красота природы проносится перед глазами читателя. Он как будто вместе с автором очутился на «огромном поле белой ткани».

Творческая работа

-Напишите сочинение-миниатюру

 

Таким образом, сочинение-миниатюра- такой тип упражнений ,который таит в себе неограниченные возможности  для развития речи, научившись писать миниатюры ,вы сможете написать и большие работы.

Миниатюры учащихся. (Приложение 3)

                   Долгожданный дождь

   Маленькие прозрачные капельки бегут по стеклу. Словно выстраивают дорожку из струек на стеклянной равнине. Через открытое окно слышно, как дождь барабанит по крышам и листьям деревьев. Словно пробудившись от крепкого сна, все заиграло новыми красками. Летними красками проливного дождя. Этого дождя заждались не только люди и природа, но и весь мир. Он, как кувшин воды в жаркой пустыне, был нужен всем, не только чтобы напиться, но и умыть свое лицо.                                                                                                       Юлия

Домашнее задание

Выберите миниатюры для опубликования в таких газетах, как «Комсомольская правда», «Каневские зори», «Аргументы и факты» и подберите иллюстрации к ним.

Приложение 4

Рефлексия

Продолжите предложение:

Общее в миниатюрах В.П. Астафьева и В.Н. Крупина…

Различия в миниатюрах В.П. Астафьева и В.Н. Крупина….

Особенности миниатюр В.П. Астафьева….

Особенности миниатюр В.Н. Крупина…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...