ПОЭМА «ДВЕНАДЦАТЬ» А. А. БЛОКА КАК ПОЭМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Акиньшина Анна Геннадьевна

Литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a._blok_dvenadtsat.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЭМА  «ДВЕНАДЦАТЬ» А. А. БЛОКА КАК   ПОЭМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

«Сегодня я - гений!»

«Двенадцать» - какие бы они ни были - это лучшее,

что я написал. Потому что тогда я жил современностью».

А.БЛОК

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Беседа

Ø Какие произведения А. А. Блок посвятил революции?

Ø Каким призывом заканчивается статья поэта «Интеллигенция и революция»?

Ø А. А. Блок не был политиком. Чем вы объясните такое отношение поэта к революции?

(Блок воспринимал революцию в романтическом ключе: увлёкся идеей очищающей революции, забыв, что несёт «слепой и беспощадный русский бунт».)

Ø Каковы ваши впечатления от прочтения поэмы «Двенадцать»?

 

ІІІ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       Поэма «Двенадцать» была написана в марте 1918 года. «Сегодня я гений»,— написал Александр Блок в своём дневнике. Поэт создал произведение, которое до конца не осознавал сам: оно явилось как музыка, как откровение свыше. Это первая поэма о революции.

      Цель нашего урока — выяснить, что же такое поэма «Двенадцать», которую большевики сделали своим политическим манифестом, а их противники усмотрели в ней проклятие революции.

 

IV. ОТНОШЕНИЕ БЛОКА К РЕВОЛЮЦИИ

      Блок с нетерпеньем ждал обновления и всеми силами старался приблизить это время. И вот, наконец, наступила эпоха великих потрясений.

Ø Как поэт встретил революцию?

      Блок приветствует Февральскую революцию, но скоро разочаровался в буржуазной демократии. А Октябрьский переворот, как ему кажется, открывает перед ним новые горизонты.  В 1917 г. «содержанием всей жизни становится всемирная Революция, во главе которой стоит Россия». Т.е. Блок принял революцию безоговорочно и намеревался отдать ей жизнь. «Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами – прислушивался к той «музыке революции», к тому шуму падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству», - вспоминала М.Бекетова, тетка Блока.

Ø Какой же видит Блок революцию?

        9 января 1918 г он пишет статью «Интеллигенция и революция», где определяет свое отношение к революции: «Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает других, она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но – это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот все равно всегда – о великом». Это мировой циклон.

       Полный воодушевления, Блок в эти же дни создает поэму «Двенадцать», которая стала значительным литературным событием своего времени, но при этом вызвала раскол в кругах интеллигенции и сыграла во многом трагическую роль в судьбе автора.

Ø О чем это произведение?

(О том, как по ночным улицам Петрограда идее патруль из 12 красногвардейцев. Так оно и было на самом деле: «В первые послеоктябрьские дни пикеты по 12 солдат с винтовками и примкнутыми штыками дежурили на перекрестках, а краснолицые старики в богатых меховых шубах показывали им кулаки, изящно одетые женщины осыпали их бранью», - это воспоминания из книги американского журналиста, писателя Джона Рида, ставшего свидетелем Октябрьских дней.)

Ø В чем их миссия? Что они охраняют?

(Революцию)

 

 

V. ОБРАЩЕНИЕ К ЭПИГРАФУ

       Написав поэму «Двенадцать». Блок воскликнул: «Сегодня я - гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были - это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью»,  - утверждал поэт.

      В  январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что  он сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы.  

      О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России -  вспоминает: «Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи”. Блоку действительно удалось воплотить то состояние, в котором находилась Россия,  и в котором находился поэт в эти дни.

        Основа содержания поэмы − «буря» в море жизни. Строя ее сюжет, Блок широко использует прием контраста: «Черный вечер./Белый снег…», -  резкое противопоставление двух миров – «черного» и «белого», старого и нового.

 

VI. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Аналитическая беседа

Ø Обратимся к названию. Двенадцать — ключевое слово поэмы. Какие ассоциации с ним связаны?

(12 часов — полночь. 12 месяцев — конец года. 12 — дюжина, это всегда преодоление какого-то рубежа, шаг в будущее.)

Ø Что становится рубежом в поэме Блока?

(Падение старого мира)

Ø Как начинается 1-я часть поэмы? Выделите цветовые эпитеты, которые имеют особый, символический смысл.

(Чёрный — символ тьмы, белый — символ света → в мире идёт борьба между тьмой и светом, старым и новым. Это основной конфликт поэмы.)

Ø Какой ещё символ встречаем в 1-й части?

(Ветер (революция), он сливается с вьюгой и накрывает город.)

Ø О каком городе идёт речь?

(Условный, символический Россия, но в то же время это и город реальный.)

Ø Какие детали создают облик реального города?

(Сугробы не убирают; всякий разут, раздет; не хватает хлеба (в стране разруха); плакат «Вся власть Учредительному собранию!» — такие плакаты вешали эсеры, готовившие переворот; в городе распахнуты двери кабаков, на улицах лихачи, в ходу деньги — «керенки»: их выпускало Временное правительство; кто-то кого-то убил, полоснул ножичком (рост преступности в стране); где-то отмыкают погреба, грабят, пьянствуют, нет городового (нет власти) и т. д.)

Ø Какое впечатление создаёт город А. А. Блока?

(Безрадостное: кругом хаос и тьма, эпитет «чёрный» усиливает это ощущение.)

Ø Какие фигуры выхватывает автор из темноты? В чём художественное мастерство поэта?

(Многоголосье: мы как бы слышим ночной город, который «вопит множеством голосов» (М. А. Волошин). Необычен ритм поэмы: скачущий, лихорадочный, от марша к городскому романсу, от романса к частушке. Это помогает автору описать представителей всех сословий.)

Ø Какие сословия русского общества представлены в 1-й части? Почему они показаны такими жалкими?

(Многие из них обречены, как обречён и старый мир.)

(Сатирические образы старушки, буржуя, писателя-витии, товарища попа, барыни вызывают у нас презрительную усмешку)

Ø Только ли к представителям «старого мира» высказывает презрение рассказчик? Кто говорит: «И у нас было собрание…»?

(проститутки).

Ø О чем они говорят, что обсуждают?

Это сатира и на новую власть (обратите внимание на лексику, потом Маяковский будет говорить об этом же).  Образ бродяги в конце главы вызывает у нас сочувствие. А слово «Хлеба!» еще раз подчеркивает неустроенность мира – голод.

Ø Какое сравнение использует поэт? Какова основная идея 1-й части?

 (Пёс — падение старого мира неизбежно, поэт приветствует этот процесс, надеясь на обновление жизни.)

Ø Как заканчивается 1-я часть? Какое слово повторяется? Прокомментируйте.

(«Святая злоба» — справедливый народный гнев; «грустная злоба» — о себе, идёт братоубийственная война; «чёрная злоба» — революция пробудила и всё самое дурное, дьявольское в людях; «чёрная» — звериная, способная подтолкнуть человека к разрушению и насилию.)

Ø Кто появляется в начале 2-й главы?

 (Снова число 12 → 12 апостолов революции. На это косвенно указывают имена Андрюхи и Петрухи.)

Ø Они ли олицетворяют в поэме свет? Что кажется странным во внешнем облике апостолов революции? В каких строках выражено авторское отношение к ним?

 («В зубах цигарка», «примят картуз» → люмпены, дети подвалов; «На спину б надо бубновый туз» — как о потенциальных преступниках пишет о них А. А. Блок.)

Ø Что ещё пишет поэт о двенадцати?

(«Без креста» — забыли о Христе и его заповедях, главная из которых «Не убий!».)

Ø Где в поэме это ещё раз подчёркнуто? Зачем?

(2-я глава: «Пальнём-ка пулей в святую Русь»; 11-я глава: «Идут без имени святого, ко всему готовы, ничего не жаль»; «Эка тьма!»; «Кто во тьме?» — тьма в том числе и в душах, тьма безверия. Влияние «чёрной злобы» даёт о себе знать. Итак, явно: не двенадцать апостолов олицетворяют в поэме свет.)

Ø Обратимся к центральному эпизоду поэмы — убийству Катьки. За что Петруха убивает её?

(Из ревности, любовная измена.)

Ø Так ли велика её вина, чтобы убивать?

(Эта история заставляет читателя задуматься над тем, сколько ещё крови будет пролито в результате вседозволенности. Блок и для себя делает открытие: «Ветер, ветер на всём белом свете…» — весьма романтично и красиво. А кровь на снегу? — страшно!)

Ø Как описано состояние Петрухи после преступления?

(7-я глава: не удержал «над собой контроль» — угрызения совести, раскаивается в содеянном, вспоминает о Боге (10-я глава).)

Ø Как реагируют на это товарищи Петрухи?

(Осуждают за слабость.)

Ø Какой смысл приобретает рефрен «Революционный держите шаг!» в контексте частного конфликта?

(Не поддавайтесь слабости, гоните раскаяние, угрызения совести, революция всё спишет. Рефрен звучит как оградительный заговор, заклинание.)

Ø Какова функция частного конфликта в поэме?

(Это напоминание о том, чем чревата вседозволенность — чёрная злоба, заполнившая душу Петрухи, превратила его в зверя, разрешила перешагнуть через главную заповедь Христа. Таковы и его товарищи.)

Ø Кто по логике должен появиться в конце поэмы?

(Антихрист)

Ø А кто появляется?

(Христос)

2. Слово учителя с элементами беседы

      Христос, идущий с кровавым флагом,— фигура более чем неожиданная. Н. С. Гумилёв обсуждал финал поэмы с А. А. Блоком и сказал, что «место это в поэме кажется искусственно приклеенным». А. А. Блок ответил: «Мне тоже не очень нравится. Когда я закончил поэму, то сам удивился: почему Христос? Но чем больше вглядывался, тем яснее видел Христа…»

       Попробуем разобраться, что должен был символизировать этот образ в поэме.

Вспомните: изначально христианство – религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе (как это в поэме?). Возможно, Блок боится повторения того исторического процесса, который закончился вихрем революций, принеся столько горя. Но другого Блок не нашел. Возможно, Христос в финале поэмы берет в руки красный флаг и оказывается среди тех, кому Он не нужен, потому что  не вправе оставить это слабое, несовершенное создание – человека – наедине с этим миром злобы, который Сам и создал. Они ведь тоже дети Божьи. Если Он с ними, значит, есть надежда на то, что тьма, смута в душах людских уступят миру света, добра… Борьба Бога и Дьявола вечная. Может быть, поэтому поэма, начинающаяся с черного света, заканчивается все-таки белым.

       Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция – это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую.

       Поэма «12» - честнейшая попытка понять свою страну, свой народ. Не ОСУДИТЬ или ОПРАВДАТЬ,  а ПОНЯТЬ. Не зря, наверное, мне попались слова В.Соловьева (во многом учителя Блока) о нравственности: «Высшая нравственность требует некоторой свободы для безнравственности». (Я бы приняла Блока за эту высшую нравственность). Кстати, Блок воплотил мечту многих своих предшественников, показав народ как главную движущую силу истории. Что из этого вышло?

       В литературоведении встречаются разные толкования финала поэмы Блока. Так, представители «старой» культуры (П. А. Флоренский, А. В. Амфитеатров, Н. А. Бердяев) увидели в использовании образа Христа кощунсто, святотатство.

       Советская критика (В. М. Акимов, А. М. Турков) трактовала появление Христа в финале поэмы как факт освящения революции самим Господом. Христос якобы сошёл на Землю для того, чтобы возглавить отряд новоявленных апостолов. Именно в этой интерпретации и подавалась поэма «Двенадцать» в школьных учебниках советской эпохи, где фигура Христа упорно помещалась во главе апостолов революции.

Ø Где же на самом деле Христос?

(Он впереди, вне революции, но 12 апостолов постоянно чувствуют его присутствие.)

Ø Каким рисует Блок Христа в последней главе? Выделите эпитеты. Что они символизируют?

(«Снежный», «жемчужный», «белый» — свет!)

       Блок, захваченный стихией революции, хотел воспеть её, оправдать — и не смог. Видимо, в ходе работы над поэмой он начал осознавать истинное лицо революции, сопряжённой с произволом, кровью, насилием. Не случайно Христос идёт под кровавым флагом!

       В ходе революции оказались отброшены за ненадобностью законы гуманизма и добра. Это вело к хаосу и торжеству дьявольского в душах. Пример Петрухи, который стал убийцей,— яркое тому доказательство.

Ø Что же могло спасти?

(Возвращение к свету, к Божьим заповедям. И вернуться было ещё не поздно. Поэтому и возникает в конце поэмы образ Христа как напоминание людям о том, что они — люди! Что перемены, конечно, нужны, но не ценой утраты человеческого облика.)

 

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

       Интуиция гения? Позднее прозрение романтика? Да, наверное. Сам того не осознавая, А. А. Блок создал поэму-предупреждение, поэму-напоминание тем, кто делал революцию: повернитесь лицом к Господу, который ещё не покинул русскую землю и впереди с кровавым флагом взывает к вашей человечности. К. И. Чуковский писал: «Я назвал эту поэму гениальной. Её темы огромны: Любовь, Бог, Россия».

       Таким образом, А. А. Блок, вначале считавший революцию очистительной силой, шагом к обновлению и возрождению России, создал поэму, в которой предсказал страшные разрушительные по следствия революции — утрату нравственных законов и отвержение Бога.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "А. Блок поэма "Двенадцать" в 11 классе.

В презентации к уроку литературы в 11 классе по теме "А. Блок. Поэма "Двенадцать" представлен большой материал, который иллюстрирует не только само произведение, но и эпоху революции в России. А со...

Старый» и «новый» миры в поэме «Двенадцать» А.Блока.

Эпиграф: «Двенадцать» — какие бы они ни были — это лучшее, что я написал. Потому что я тогда жил современностью. Это продолжалось до весны 1918 года. А когда началась Красная А...

Презентация "Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие"

Слайд 1Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие Главное, что можно сказать о поэме, это то, что она гениально передает грозовую атмосферу Ок...

Урок литературы в 11 классе по теме "А.Блок. Поэма "Двенадцать". Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие"

Материалы к уроку литературы в 11 классе по теме "А.Блок. Поэма "Двенадцать". Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие"...

А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция. «Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэта времени?

Понятие о жанре, стиле и композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»; ассоциативные связи, заключённые в образах-символах, роль ассоциативных связей в идейно-эстетическом содержании поэмы; взаимосвя...